Василий Великий читать ~4 мин.
Святой Василий Великий (греч. Βασίλειος ὁ Μέγας; ок. 329–379) — епископ Кесарии Каппадокийской и один из Отцов Церкви, сыгравший значительную роль в развитии восточного монашества. Он был ревностным защитником Никейского вероучения о единосущии Отца и Сына. Василий решительно выступал против арианства — ереси IV века, отрицавшей божественность Иисуса Христа. Он родился около 329 года в богатой христианской семье в Кесарии Мазаке, Каппадокия (восток Малой Азии).
Религия и эллинская культура оказали глубокое влияние на его жизненный путь. Многие члены его семьи посвятили себя служению Богу: дядя и двое братьев, Григорий Нисский и Пётр Севастийский, были епископами. Бабушка, Макрина Старшая, привила Василию христианские ценности. В то же время отец позаботился о том, чтобы сын получил лучшее из возможных образований. С 351 по 356 год Василий изучал литературу, риторику и философию в Кесарии, Константинополе и Афинах. В Афинах он встретил Григория Назианзина, который стал его другом на всю жизнь и соратником в борьбе с арианством.
Завершив образование, Василий вернулся на родину и, последовав примеру отца, некоторое время преподавал риторику. Однако вскоре он решил оставить светскую жизнь. Большое влияние на него оказала сестра, Макрина Младшая, ставшая монахиней и настоятельницей. Вероятно, под её воздействием в 357 году он предпринял путешествие по Сирии, Палестине и Египту для изучения монашеской жизни. После смерти отца в 358 году Василий оставил преподавательскую деятельность и раздал своё имущество бедным.
Опыт, полученный в путешествии, оказался весьма плодотворным. Приняв аскетический образ жизни, Василий вместе с несколькими друзьями, включая Григория Назианзина, основал монашескую общину в семейном поместье Аннеси в Понте. Он утвердил в Каппадокии принципы общежительного (киновийного) монашества, подчёркивая важность братской любви в противовес уединённому отшельничеству. Его приверженность монашеству нашла отражение в значительных литературных трудах, среди которых выделяются «Большое аскетическое правило» и «Малое аскетическое правило». Эти практические руководства стали основой для восточно-христианского монашества.
Борьба Василия с арианством началась в 360 году, когда он сопровождал своего епископа Диания на собор в Константинополе. К огорчению Василия, Дианий подписал полуарианский символ веры. Вскоре после этого Дианий рукоположил Василия в чтеца, но их отношения оставались напряжёнными до самой смерти епископа в 362 году. Преемником Диания стал Евсевий, который в 364 году рукоположил Василия в пресвитера. Однако, опасаясь растущей популярности Василия, Евсевий отнёсся к нему настороженно. Чувствуя это, Василий вернулся в свою обитель в Аннеси, где провёл около двух лет.
В 365 году Василий вернулся в Кесарию, так как никейское вероучение оказалось под угрозой из-за поддержки арианства императором Валентом. После смерти Евсевия в 370 году Василий был избран епископом Кесарии. В следующем году, когда Валент проезжал через город и потребовал от Василия принять арианство, тот открыто бросил вызов императору. В 372 году Валент разделил Каппадокию на две провинции, лишив Василия юрисдикции над половиной территории. В ответ Василий поставил епископами своих соратников: Григория Назианзина — в пограничный город Сасимы, а своего брата Григория — в Ниссу, укрепляя позиции православия.
Василий Великий оставил богатое литературное наследие, отражающее его деятельность в качестве монаха, пастыря и епископа. В своём сочинении «К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями» он обосновывал пользу изучения античной литературы и философии для христиан. По его мнению, лучшие образцы греческой мысли могли служить своего рода пропедевтикой к христианскому вероучению.
Среди других его трудов — «Канонические послания» (сборник из более чем 300 писем), постановления которых вошли в каноническое право Православной церкви. Ему приписывается авторство анафоры «Литургии святого Василия Великого». Сборник из девяти бесед на тему сотворения мира, «Шестоднев», оказал значительное влияние на святых Амвросия Медиоланского и Иеронима Стридонского. Полемический трактат «Против Евномия» направлен на опровержение арианства. Многие проповеди Василия были написаны простым и доступным языком, поскольку он стремился к просвещению самых широких слоёв населения.
Наряду с его трудами, огромное значение имела благотворительная деятельность святителя. Титул «Великий» он получил за совокупность заслуг, включая богословские труды, церковную организацию и защиту бедных перед светскими властями. По его инициативе был создан обширный благотворительный комплекс «Василиада», включавший больницу, приют и лепрозорий, — один из первых примеров организованной церковной социальной помощи.
Последние годы жизни Василий страдал от болезней и умер 1 января 379 года в Кесарии. Его кончина наступила всего через год после гибели императора Валента, ознаменовавшей окончание гонений на сторонников никейского православия. Василий Великий, энергичный церковный деятель и пастырь, пользовался глубоким уважением современников. После его смерти множество людей оплакивало его, и вскоре он был причислен к лику святых.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?