Василий Великий читать ~5 мин.
Святой Василий Великий, раннехристианский лидер и епископ Кесарии Каппадокийской, сыграл важную роль в развитии восточного монашества. Он был ярым защитником веры в единство Божества, что означало, что Бог-Отец и Бог-Сын были равными сущностями. Василий решительно выступал против арианства, ереси, возникшей в четвёртом веке нашей эры и отрицавшей божественность Иисуса из Назарета. Василий родился в богатой христианской семье около 329 года в Кесарии Мазаке, Каппадокия, на востоке Малой Азии.
Религия и эллинская культура оказали большое влияние на направление его жизни. В его семье было много членов, посвятивших свою жизнь служению Богу, включая дядю, который был епископом. Позже два его брата стали епископами. Его бабушка, Макрина, была особенно ответственна за привитие Василию христианских ценностей. В то же время, однако, его отец позаботился о том, чтобы Василий получил самое лучшее образование. Так, он изучал литературу, риторику и философию в Кесарии, Константинополе и, наконец, в Афинах с 351 по 356 год. Именно в Афинах он встретил Григория Назианзского, своего сокурсника, который стал его другом на всю жизнь и сторонником в борьбе с арианством.
После завершения образования Василий вернулся домой и пошёл по стопам отца, некоторое время работая адвокатом и учителем риторики. Через несколько лет Василий решил отказаться от светской жизни. После возвращения домой он проводил много времени со своей благочестивой сестрой, Макриной Младшей, которая стала монахиней и настоятельницей. Возможно, она повлияла на его решение отправиться на восток в 357 году, чтобы изучить жизнь в египетских монастырях. После смерти отца в 358 году Василий вернулся домой в Кесарию и сразу же закрыл свою юридическую практику, раздав своё богатство бедным.
Путешествие Василия в Египет было очень плодотворным. Приняв аскетический образ жизни, Василий и несколько друзей, включая Григория Назианзского, основали монастырь в семейном поместье Аннеси в Понте. Василий ввёл ценобитное монашество, которое было ориентировано на общину, как для мужчин, так и для женщин Каппадокии. Василий подчёркивал выражение братской любви, а не изоляцию монахов. Некоторые из наиболее значительных литературных произведений Василия были написаны благодаря его преданности монашеству. В нескольких трактатах излагается повседневная монашеская жизнь. Длинные правила и краткие правила, практические руководства для монастырей, стали стандартом для восточно-христианского монашества.
В 360 году он начал свою пожизненную борьбу с арианством, когда отправился на синод в Константинополь, чтобы защитить каппадокийских епископов. Тем не менее, его собственный епископ, Дианий, поддержал арианство, к большому огорчению Василия. Несмотря на их разногласия, Дианий рукоположил Василия в священники и подготовил его для помощи своему преемнику. Когда Дианий умер в 362 году, епископом стал Евсевий. Завидуя популярности Василия и испытывая дискомфорт от аскетизма, Евсевий не приветствовал присутствие Василия. Чувствуя напряжённость, Василий вернулся в свой монастырь в Аннеси, где оставался около двух лет.
Василий снова отправился в Кесарию в 365 году, когда принятая церковная доктрина оказалась под угрозой из-за официального продвижения императором Валенсом арианства. После смерти Евсевия в 370 году Василий стал епископом Кесарии. В следующем году, когда Валенс проезжал через Кесарию и потребовал от Василия подчиниться арианству, Василий открыто бросил вызов императору. Возможно, в качестве наказания, в 372 году император Валенс разделил провинцию Каппадокию, отняв у Василия около половины его прежней юрисдикции. В ответ Василий назначил Григория Назианзского епископом в пограничном городе Сасима, а своего брата Григория Нисского епископом в пограничном городе Нисса, чтобы продвигать ортодоксальные христианские взгляды.
Василий написал множество работ, посвящённых вопросам, с которыми он сталкивался как монах, пастор и епископ. Он написал «Обращение к юношам», в котором защищает изучение языческой литературы христианами, ссылаясь на важность понимания классической греческой философии. В «Обращении к юношам» он объясняет, как греческая философия ведёт человека в том же направлении, что и христианство.
Так называемые «Канонические послания» – это собрание более 300 писем Василия, в которых затрагиваются такие темы, как повседневная деятельность, богословие и этика. Его послания о дисциплине стали законом Восточной православной церкви. Менее определённо можно сказать о вкладе Василия в «Литургию святого Василия», но центральная молитва посвящения, скорее всего, приписывается ему. Книга «О гексамероне», или «Шесть дней», включает девять проповедей, написанных для Великого поста о творении, которые впоследствии оказали большое влияние на христианских лидеров святого Амвросия и святого Иеронима. Против Евномия» – это, по сути, дебаты с верующим арианином. Василий стремился просветить умы бедных и невежественных людей, и часто его проповеди были написаны таким образом, чтобы их можно было легко понять.
Возможно, даже более важными, чем его труды, были благотворительные дела Василия. Он стал особенно известен тем, что защищал бедных от гражданских властей, что дало ему титул «Великий» после его имени. Он также построил больницу для прокажённых, названную Базилеей, одну из первых в долгой христианской традиции создания больниц для общественного блага.
В последние годы жизни Василий страдал от слабого здоровья и умер 1 января 379 года в Кесарии Мазаке. Всего за год до этого умер император Валенс, положив конец периоду гонений на православных христиан. Энергичный и страстный церковный лидер, Василий пользовался большим восхищением при жизни. После его смерти сотни людей оплакивали его, и вскоре после этого он был возведён в святые.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?