Византийские церкви читать ~5 мин.
Византийские церкви — это наиболее характерные и хорошо сохранившиеся памятники архитектуры своей эпохи. Их по праву можно считать одними из самых выдающихся произведений византийского искусства. От небольших сельских часовен до грандиозных городских соборов, храмы были неотъемлемой частью пейзажа и играли центральную роль в жизни людей. Многие из них дошли до нас лишь в виде руин и фрагментов фундаментов, обнаруженных при раскопках. Другие же, в разной степени сохранности, используются и по сей день.
Церкви по всей империи
Храмы Византии значительно различались в зависимости от времени постройки, местоположения и назначения. Стремительное распространение христианства в IV – VI веках привело к масштабному церковному строительству по всей империи. В крупных городах возводились просторные храмы, способные вместить множество верующих; они становились образцами для небольших церквей в соседних поселениях. В VII – VIII веках из-за военных потрясений и внутренних кризисов, в частности иконоборчества, темпы строительства снизились, однако в период средневекового возрождения, с X по XV век, было возведено множество новых храмов.
Сохранившиеся до наших дней здания демонстрируют ряд региональных архитектурных традиций: например, облицованные кирпичом стены в Северной Италии, известняковую кладку в Северной Сирии или использование необожжённого кирпича в Египте. Даже в пределах сузившихся границ поздней Византии легко прослеживаются различия между бутовой кладкой, характерной для Малой Азии, и тщательно исполненной перегородчатой кладкой (клуазоне), распространённой в центральной Греции.
Столь же значительные различия наблюдаются и в назначении храмов. С одной стороны — городские соборы и паломнические центры Поздней Античности, рассчитанные на огромные скопления людей, с другой — гораздо более скромные церкви, строившиеся после IX века. Большинство поздних храмов возводились на средства частных меценатов в их родовых поместьях или как главные церкви небольших монастырей.
Планировка византийских церквей
Классическая христианская базилика как архитектурный тип сформировалась в IV – V веках. Подобно своей римской предшественнице, базилика представляла собой вытянутый в плане зал (главный неф), разделённый на продольные галереи (боковые нефы) двумя, а иногда и четырьмя рядами колонн. Окна располагались в боковых стенах, а также над колоннадами, в верхнем ярусе центрального нефа (в клеристории). Внутреннее пространство перекрывалось двускатной черепичной крышей на деревянных стропилах. В западной части к залу примыкал притвор, или нартекс, которому мог предшествовать атриум — открытый двор для сбора верующих. Процессии двигались вдоль главного нефа к алтарю, который располагался в полукруглой апсиде, как правило, ориентированной на восток. Внутренние стены обычно украшались фресками или мозаиками со сценами из Ветхого и Нового Заветов. Высокий полукупол над алтарём (конха) со временем обрёл собственное каноническое убранство, которое идейно и композиционно дополняло совершаемую внизу литургию.
Архитекторы в целом подходили к своей задаче прагматично, что обеспечивало гибкость в реализации проектов. Базилику с деревянной крышей можно было легко адаптировать к местным потребностям и ресурсам. В некоторых случаях зодчие прибегали к более сложным формам, таким как грандиозная купольная конструкция собора Святой Софии в Константинополе, построенного при императоре Юстиниане I (лат. Flavius Petrus Sabbatius Iustinianus). Его внутреннее пространство площадью около 5400 м² (58 000 кв. футов) было самым большим в античном мире.
План собора включал широкий центральный неф, по сторонам которого располагались боковые нефы с галереями (хорами) на верхнем ярусе. Огромный купол диаметром более 31 метра возносился на высоту свыше 55 метров и поддерживался четырьмя монументальными опорами через систему парусов. Сорок окон, прорезанных в основании купола, а также многочисленные окна в полукуполах и стенах заливали интерьер светом. Его смелый проект и беспрецедентный масштаб на многие века стали образцом для византийских, а позднее и для османских архитекторов.
Самый распространённый тип храма X – XV веков, крестово-купольный, в некотором смысле адаптировал грандиозный купол Святой Софии для более камерных, часто монастырских, построек. Типичный монастырский кафоликон (главная церковь монастыря) представлял собой компактное здание, расположенное на огороженной территории. Вход в храм обычно вёл через притвор (нартекс), который занимал всю его западную часть. Из притвора верующие попадали в основное пространство храма — наос. Его своды и центральный купол опирались на стены, столбы и колонны. Алтарная часть состояла из трёх помещений: центральной вимы с престолом, расположенной в главной апсиде; жертвенника (протезиса) с северной стороны, где готовились дары для Евхаристии; и дьяконника с южной стороны, служившего ризницей. В более крупных храмах могли быть дополнительные приделы (часовни), примыкающие к боковым нефам. Узкие, немногочисленные окна создавали в интерьере приглушённое, способствующее молитве освещение.
Искусство внутри церквей
Строгий канон в оформлении византийских храмов приводил к тому, что средневековый путешественник в любом уголке империи попадал в знакомое духовное пространство. Независимо от размера и планировки, интерьер храма представлял собой единую литургическую среду, где росписи располагались в строгом иерархическом порядке. В нижнем ярусе, на уровне молящихся, изображались фигуры святых в полный рост: мученики, воины, монахи, епископы. Они словно окружали верующего, создавая ощущение принадлежности к единой Церкви.
Переносные иконы Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи и других святых размещались на алтарной преграде, которая со временем превратилась в высокий иконостас. На стенах и сводах в верхних ярусах располагались сцены из Священной истории, в первую очередь — изображения главных церковных праздников: от Благовещения и Рождества до Страстей Христовых и Пятидесятницы. В конхе апсиды, над алтарём, традиционно помещали величественный образ Богородицы как символ Боговоплощения и главный смысловой центр литургического действа.
В самой высокой и центральной точке храма — в куполе — находилось изображение Христа. Отсюда величественный образ Христа Пантократора («Вседержителя») взирал на молящихся, воплощая главные идеи византийского мировоззрения и завершая целостную художественную среду храма.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Архитектура Византии – отблеск божественной красоты
- Собор Святой Софии в Стамбуле (мечеть Айя-София)
- «Актриса из Серова» Марьям Махиевой. Вырастить душу и обрести себя настоящую
- Наталия Пономарёва. ПОГОСТ ГОЛЕНКОВО. КАРТИНЫ МАТУШКИ НАТАЛИИ. Живопись
- Секреты строительства готических соборов: Архитектурные инновации
- «Грезы и символы». Выставка произведений Михаила Верхоланцева
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?