Византийские церкви читать ~4 мин.
Церкви представляют собой наиболее характерные и хорошо сохранившиеся образцы византийской архитектуры и даже могут быть названы самыми сложными произведениями византийского искусства. От небольших сельских часовен до великих городских соборов, религиозные здания усеивали ландшафт и определяли жизнь местного населения. Большинство из них известно только по фрагментарным фундаментам, обнаруженным при раскопках; другие сохранились в разном состоянии и до сих пор используются.
Церкви по всей империи
Церкви значительно различались по дате, местоположению и назначению. Быстрое распространение христианства в четвёртом-шестом веках вызвало бурное строительство церквей по всей империи. Большие залы собраний создавались для обслуживания толпы в крупных городах, создавая модели для небольших церквей в близлежащих городах и деревнях. В седьмом и восьмом веках темпы строительства замедлились в связи с военными неурядицами империи, но в период средневекового возрождения в X-XV веках было построено множество новых церквей.
Стоящие здания сохранили ряд региональных традиций, таких как облицованные кирпичом стены в Северной Италии, известняковая кладка в Северной Сирии и глинобитный кирпич в Египте. Даже в пределах сократившихся границ поздней империи можно отличить бутовую кладку Малой Азии от тщательно выполненной перегородчатой кладки, найденной в центральной Греции.
Столь же широкие различия можно провести между предполагаемыми функциями византийских церквей, между городскими соборами и паломническими центрами, которые обслуживали огромные толпы в поздней античности, и гораздо меньшими церквями, построенными после IX века. Большинство более поздних образцов были основаны частными меценатами в их родовых деревнях и принадлежали небольшим монастырям.
Планировка византийских церквей
Основная христианская базилика сформировалась в течение четвёртого и пятого веков. Как и её римская предшественница, церковь базилики состояла из длинного зала или нефа, разделённого на параллельные нефы двумя, иногда четырьмя рядами колонн. В боковых стенах и в клиросе над колоннадами имелись окна; внутреннее пространство покрывала скатная черепичная крыша на деревянном каркасе. В передней части зала находился притвор или нартекс, иногда с открытой площадкой, служившей местом сбора верующих. Процессии проходили по всей длине нефа к алтарю, который располагался в полукруглой апсиде, обычно ориентированной на восток. Внутренние стены часто украшали картины или мозаики, изображающие истории из Ветхого и Нового Заветов. Высокий полукупол над алтарём вскоре получил свою собственную отличительную обработку, перекликаясь и усиливая литургию, проводимую внизу.
Строители в целом подходили к своей задаче прагматично, что позволяло проявлять гибкость. Базилику с деревянной крышей можно было легко адаптировать к местным потребностям и ресурсам. В некоторых случаях строители обращались к более сложным архитектурным формам, таким как огромная сводчатая надстройка Софии Юстиниана I. С общей площадью почти 58 000 квадратных футов это было самое большое внутреннее помещение древности.
План состоял из широкого центрального нефа с фланкирующими нефами и верхними галереями. Огромный купол поддерживался монументальными маятниками на высоте более 100 футов. Окна в основании купола, полукуполе и стенах нефа заливали интерьер светом. Его дерзкий дизайн и беспрецедентный масштаб создали долговечный прецедент для последующих византийских и исламских строителей.
Наиболее характерные церкви X-XV веков перенесли парящий купол Святой Софии в привычную обстановку монастыря. Типичный монастырский кафоликон (центральная церковь) представлял собой компактное сооружение, стоявшее внутри обнесённого стеной участка. Вход в здание осуществлялся через низкий притвор, простирающийся на всю ширину церкви. Отсюда переходили в главный зал или наос, своды которого поддерживались стенами, опорами и колоннами и обычно включали высокий центральный купол. Святилище состояло из трёх отдельных частей: центральной бемы с алтарём, стоящей перед главной апсидой; с северной стороны – протесиса, где готовились элементы Евхаристии; и диаконикона, или вспомогательной ризницы, на юге. Более крупные церкви включали вспомогательные часовни на концах фланкирующих нефов. Маленькие, изолированные окна сохраняли приглушённое, медитативное освещение интерьера.
Искусство внутри церквей
Широкая последовательность византийского церковного убранства гарантировала, что средневековые путешественники, куда бы они ни направлялись, никогда не чувствовали себя вдали от своей духовной базы. Независимо от размера или плана, человек попадал в интимную литургическую среду, наполненную изображениями, расположенными в соответствии с иерархией и функциями. Стоящие святые – мученики, воины, монахи, епископы – выстраивались вдоль нижних стен, окружая верующего историческим сообществом верующих.
Переносные иконы Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя и других святых висели на барьере святилища или иконостасе. На верхних стенах и сводах можно было увидеть библейские повествования, особенно основные литургические праздники от Благовещения и Рождества до Страстей и Пятидесятницы. В полукуполе за алтарём возвышался одиночный образ Богородицы, оправдывающий Воплощение и служащий фокусом для литургии.
Самую высокую и центральную часть церкви, купол, занимало изображение Христа в полный рост. Здесь властный, обнадёживающий образ Христа Пантократора («Вседержителя») подводил итог византийскому мировоззрению, заключая верующего в неизменную художественную среду.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- «Актриса из Серова» Марьям Махиевой. Вырастить душу и обрести себя настоящую
- Наталия Пономарёва. ПОГОСТ ГОЛЕНКОВО. КАРТИНЫ МАТУШКИ НАТАЛИИ. Живопись
- Секреты строительства готических соборов: Архитектурные инновации
- «Грезы и символы». Выставка произведений Михаила Верхоланцева
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?