Владимир I читать ~3 мин.
Владимир I был великим князем Киевским с 980 по 1015 год. Он является канонизированным святым Русской православной церкви и считается основателем русского христианства.
Ранняя жизнь
Владимир родился около 956 года в Киеве, Киевская Русь (современная Украина). Он был незаконнорождённым сыном и младшим сыном Святослава, великого князя Киевского, и его любовницы Малушки. Он также был внуком княгини Ольги, внушительной женщины, которая стала правительницей Киева в 945 году после смерти своего мужа Игоря. Киев был важным городом с экономической точки зрения благодаря своему расположению вдоль основных водных путей на западе Руси.
Когда Владимир был ещё молодым человеком, отец дал ему в управление Новгородское княжество. Святослав уже доверил Киев Ярополку, своему первенцу, а новые колониальные земли – Олегу, другому сыну. В крайнем случае, Владимир получил в управление наименее желанное из государств; Новгород был непокорным, и до правления Владимира у него не было князя.
Восхождение к власти и обращение в христианство
Святослав умер в 972 году, а Ярополк и Олег вступили в гражданскую войну за свои уделы. После того как Ярополк победил и убил Олега, он выступил против Владимира и захватил Новгород. Владимир бежал в Скандинавию, чтобы избежать казни, но через два года он вернулся с войском и восстановил контроль над Новгородом. Хотя ему ещё не было 25 лет, Владимир стал единственным правителем Киевской Руси. В течение следующих восьми лет он правил как деспотичный князь, известный своими варварскими и аморальными поступками.
Однако в 988 году Владимир принял христианство и изменил методы управления Киевской Русью. Византийский император Василий II Булгароктонус попросил у Владимира военной помощи, чтобы подавить восстания против его правления. В обмен на помощь Владимир добился руки Анны, сестры Василия, но также должен был дать согласие на крещение. После завоевания Владимиром Херсонеса в Крыму в 988 году послы Владимира якобы вернулись из Константинополя, столицы Византийской империи, с сообщениями о том, что видели рай на земле в соборе Святой Премудрости – Святой Софии. Владимир, впечатлённый этими сообщениями и тем, что он видел о христианстве (Ольга, его бабушка, приняла христианское крещение около 957 года), крестился и вскоре после этого женился.
Для Владимира обращение в христианство имело большие политические и экономические преимущества, поскольку оно позволило ему заключить союз с византийцами и христианской церковью. Обращение также привело к изменению образа жизни Владимира, так как он отказался от своих прежних методов жестокого и кровожадного правления и дворца, характеризующегося чрезмерным количеством жён и любовниц. Он стал смиренным и набожным и, по слухам, отменил пытки и смертную казнь.
Поощрение христианства и славянского языка
Владимир использовал свою власть и влияние для поощрения христианства среди своих подданных и для его распространения среди киевской знати и богатых купцов; он также поддерживал работу греческих миссионеров. Владимир помогал немецкому епископу святому Бруно Кверфуртскому в его миссии к языческим печенегам, обменивался послами с апостольским двором в Риме и построил новый собор для своего христианского епископа. Кроме того, он адаптировал канонические особенности с Запада, включая институт десятины.
Более того, Владимир ввёл использование славянского языка в церковном богослужении, что привнесло литературный язык в практику христианства в Киеве. Славянский язык был популяризирован столетием ранее греческими миссионерами святыми Кириллом и Мефодием, и его адаптация к русскому христианству, как говорят, была одним из самых важных изменений, гарантирующих распространение христианства по всему царству Владимира.
Смерть и престолонаследие
В последние годы правления Владимира он столкнулся с восстаниями, которые возглавили два его сына от браков, заключённых до Анны. Пытаясь подавить восстание, Владимир решил выступить в поход против своих сыновей. Однако по дороге он заболел и умер 15 июля 1015 года. Его преемником стал сын Ярослав Мудрый. Владимир был канонизирован как святой в Русской православной церкви; его праздник отмечается 15 июля.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?