Владимирская Богоматерь читать ~3 мин.
Самая ценная икона русского православия, Владимирская Богоматерь стала объектом почитания далеко за пределами России или православия. Ее копии можно найти в церквях и домах, и даже среди других христиан. У неё есть свой праздник, 3 июня в Русской Церкви, и она считается покровительницей России.
«Богоматерь» означает «Богоносица или «Матерь Божья» и является высшим титулом Девы Марии в православной духовности. Во время арианского кризиса в четвёртом веке многие христиане отрицали традиционное учение о божественности Иисуса и, как следствие, учение о Святом Духе, и Богоматерь стала призывом к объединению православных. Когда Никейский собор (325 год) определил Марию как Богородицу, толпы людей пронеслись по улицам при свете факелов, ликуя и скандируя «Богородица». Осуждение арианства стало сильным подтверждением доктрин божественности Иисуса и Троицы. Троица позже станет ещё одной главной темой русских икон.
Истоки иконы находятся где-то в Средневековье, хотя легенда приписывает её святому Луке Евангелисту, который якобы написал её с натуры. Однако в двенадцатом веке она записана как подарок великому князю Киевскому. Когда его сын попытался перевезти её в другое место, по преданию, лошади, тянувшие телегу, отказались ехать дальше Владимира. Люди восприняли это как знак Божий, и для размещения иконы был построен роскошный Успенский собор. В 1395 году татарское нашествие заставило перевезти икону в Москву, которая отказалась её возвращать. Она была помещена в Успенский собор в Кремле, где ей приписывается заслуга в отражении двух нападений татар на город в XV веке.
Икона стала символом русской нации и использовалась при посвящении царей. Иосиф Сталин, атеистический коммунистический диктатор, цинично манипулировал легендой об иконе, пронеся её по улицам Москвы во время немецкой осады во время Второй мировой войны. Через несколько дней немцы начали отступать из города, что верующие приписали Богородице. Однако икона не была возвращена в собор, а была помещена в Третьяковскую галерею в рамках советской политики снижения религиозного авторитета икон. Она была возвращена православной церкви в 1998 году.
Владимирская Богоматерь считается наиболее типичным примером византийской иконописи. Как реликвия, икона разделяет святость и славу своего прототипа, в данном случае Девы Марии. Она относится к типу, называемому Елеуса, что означает «Дева Нежности». Мария изображена держащей на руках Младенца Христа, который прижимается к её щеке. Кроме своей защиты страны и народа, Владимирская Богоматерь известна в первую очередь не как чудотворная икона.
Несмотря ни на что, икона вызывает огромную преданность. В самые тяжёлые коммунистические времена в Третьяковке часто можно было видеть русских, которые под недобрыми взглядами охранников искали икону для молитвы и благоговения. Они напевали под нос и, возможно, несли цветок, несмотря на то, что им запрещалось оставлять какие-либо бывшие вотки. Только одна другая икона получила такой уровень преданности – «Святая Троица» Андрея Рублева.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?