Владимирская Богоматерь читать ~3 мин.
Самая ценная икона русского православия — Владимирская Богоматерь — почитается далеко за пределами России и православного мира. Её копии можно встретить в церквях, домах и даже среди представителей других христианских конфессий. В Русской Православной Церкви установлен отдельный день её памяти — 3 июня, и икона традиционно считается покровительницей России.
Титул «Богоматерь» (греч. Θεοτόκος, Теотокос) означает «Богоносица» или «Матерь Божия» и является высшим наименованием Девы Марии в православной традиции. В IV веке, во время арианского кризиса, многие христиане оспаривали традиционное учение о божественности Иисуса Христа и, как следствие, о Святом Духе. В этот период учение о Богоматери стало призывом к объединению православных верующих. Когда Первый Никейский собор в 325 году утвердил Марию как Богородицу, толпы людей, ликуя, с факелами проходили по улицам, скандируя: «Богородица!». Осуждение арианства стало значительным подтверждением доктрин о божественности Иисуса и Святой Троицы. Троица, в свою очередь, позднее также стала одной из центральных тем в русской иконописи.
Исторические корни Владимирской иконы уходят в Средневековье, хотя легенда приписывает её создание святому Луке Евангелисту, который якобы написал её с натуры. Однако документально икона впервые упоминается в XII веке, когда она была подарена великому князю Киевскому Юрию Долгорукому. Позднее, в 1155 году, его сын, князь Андрей Боголюбский, предпринял попытку перевезти икону из Киева в Ростов. Согласно преданию, на подступах к Владимиру лошади, тянувшие повозку с иконой, остановились и отказались двигаться дальше.
Люди восприняли это как Божий знак, и для размещения святыни во Владимире был построен величественный Успенский собор. В 1395 году, во время нашествия Тамерлана, икона была перевезена в Москву. После отступления врага москвичи отказались возвращать икону во Владимир. Она была помещена в Успенский собор Московского Кремля, где ей приписывают чудесное спасение города от двух татарских нападений в XV веке.
Икона стала символом Русского государства и использовалась во время венчаний на царство русских государей. В XX веке Иосиф Сталин, атеистический коммунистический лидер, использовал легенду об иконе в пропагандистских целях. Во время Московской битвы в ходе Второй мировой войны (1941–1945 годы) икону, по некоторым данным, пронесли по улицам Москвы. Через несколько дней после этого немецкие войска начали отступать от города. Верующие приписали это отступление заступничеству Богородицы.
Однако икона не была возвращена в собор, а осталась в Третьяковской галерее, что соответствовало советской политике снижения религиозного авторитета икон. В 1998 году Владимирская Богоматерь была возвращена Русской Православной Церкви и ныне находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, оставаясь под управлением музея, но доступной для богослужений.
Владимирская Богоматерь считается одним из наиболее характерных примеров византийской иконописи. Как священная реликвия, икона разделяет святость и славу своего первообраза, в данном случае Девы Марии. Она относится к иконографическому типу «Елеуса» (греч. Ἐλεούσα), что означает «Умиление» или «Милующая». На иконе Мария изображена с Младенцем Христом на руках, который нежно прижимается щекой к её щеке. Кроме своей роли в защите страны и народа, Владимирская Богоматерь прославлена как чудотворная икона, совершившая множество чудес.
Несмотря на политические и исторические изменения, икона вызывает глубокое благоговение. Даже в самые тяжёлые коммунистические времена, в стенах Третьяковской галереи, русские люди, несмотря на неодобрительные взгляды охранников, приходили к иконе для молитвы и поклонения. Они тихонько напевали молитвы и иногда приносили цветы, хотя им было запрещено оставлять какие-либо предметы у иконы. Лишь ещё одна икона — «Троица» Андрея Рублёва — снискала такой же уровень почитания в русском православии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?