Воздвижение Креста читать ~8 мин.
В дополнение к основному празднованию Распятия Иисуса в скорбном контексте Страстной пятницы, другой христианский праздник 14 сентября посвящён обретению Креста три века спустя Святой Еленой. Крест символизирует победу Христа, будь то через Церковь, основанную в результате его жертвы, или через Римскую империю, которая признала его Господом и Богом. Различные названия праздника – Посвящение, Изобретение Святого Креста, Воздвижение или Воздвижение или Всеобщее Воздвижение Креста – указывают на его многочисленные аспекты.
Через несколько лет после официального признания христианской религии император Константин I построил Латеранскую базилику в Риме в 324 году – с тех пор это событие отмечается 9 ноября в западной церкви как праздник Посвящения. В Восточной церкви, однако, вскоре после этого стал отмечаться другой праздник Посвящения – 14 сентября в честь базилики Воскресения в Иерусалиме, на месте Гроба Господня, где Иисус Христос был похоронен после распятия. Когда в 335 году в присутствии Константина, на 30-ю годовщину его правления, епископы, только что собравшиеся на Тирский собор, освятили базилику, в ней не было упоминания об открытии Истинного Креста.
Изобретение креста – это официальный церковный термин для этой находки, заслуга которой в большинстве случаев с того времени приписывалась матери Константина Святой Елене. Но хотя она совершила знаменитое паломничество к святым местам около 326 года, привлекая к ним внимание имперской политики и покровительства, к 330 году она уже умерла от старости. Это было за несколько лет до того, как были открыты базилики на Гробе Господнем и на Голгофе, что вызвало новый интерес к деталям смерти Иисуса, таким как её орудие.
Крест был обнаружен, вероятно, без Елены – около 340 года; годовщина Посвящения была подходящим днём для того, чтобы впервые изготовить его и почитать каждый год в течение всего времени. В 395 году святой Иоанн Златоуст описал, как Елена обнаружила три креста, зарытых под Голгофой – холмом, где Иисус Христос был распят вместе с двумя разбойниками. Его крест выделялся трёхъязычной надписью: «Иисус из Назарета, Царь Иудейский», упомянутая в евангельских повествованиях о распятии.
В шестом веке Александр Монах мог ссылаться на праздник Посвящения и Воздвижения Честного Креста, но последний уже начал затмевать первый. Тем не менее, первоначальное Посвящение до сих пор отмечается Восточной Церковью накануне праздника Воздвижения 14 сентября. Это название связано с тем, как Крест был впервые показан жителям Иерусалима в базилике Воскресения на следующий день после ежегодного празднования его Посвящения. Святой Макарий, епископ, которому якобы чудесным образом было дано найти и опознать Крест Христа (вместе со святой Еленой), поднял его на вытянутых руках перед верующими. В этот триумфальный момент они начали снова и снова восклицать «Kyrie eleison» (по-гречески «Господи, помилуй»). Их возгласы звучат в последовательности из ста кирий, которые теперь сопровождают сам обряд Воздвижения. Это было первое Воздвижение Креста, и оно повторялось в Иерусалиме с момента его обнаружения до 614 года, когда Истинный Крест был захвачен вторгшимися персами.
Праздник также отмечает второе великое Воздвижение, которое произошло около 630 года в Константинополе, после того как римский император Ираклий III отвоевал Крест у персов. Затем патриарх Сергий перенёс его в процессии из Влахернской церкви в церковь Святой Софии, где церемония была воспроизведена с большим размахом. Теперь, независимо от своего первоначального места проведения в Святом городе Иерусалиме, фестиваль вскоре распространился в других частях христианской Римской империи. В том, что осталось от него на Западе к тому времени, он был впервые конкретно упомянут в 701 году в Риме, его символическом центре, в некрологе папы Сергия, а также упоминался ещё раньше в отдалённых районах Европы, где он иногда отмечался 3 мая.
В Восточной церкви Святой Крест почитается аналогичным образом первого августа и в третье воскресенье Великого поста, известное (наряду с Вербным воскресеньем) как Цветочное воскресенье, из-за цветов, которыми украшен святой предмет и которые верующие могут взять в качестве благословения. Это похоже на то, что сикхи делают с ноготками, которые соприкасаются с их священной книгой во время гурпура.
Римская империя изначально стала оплотом христианства – как временный образ духовной универсальности, на которую оно претендовало, – потому что Константина подтолкнули духовные советники истолковать в христианском ключе знак креста, который он увидел в небе перед решающей битвой с соперником в 312 году. В следующем году он прекратил преследования христиан и начал их поддерживать, чтобы они, в свою очередь, истолковали как свидетельство распространяющейся силы Креста Христова свои последующие победы и основание Нового Рима, Константинополя.
Спонсирование Константином базилики Воскресения, где Крест был впервые поднят после того, как его якобы нашла его мать Елена (поэтому оба они изображены как святые на левой стороне соответствующей иконы), только подтвердило эту ассоциацию духовной победы и временного порядка. Поэтому эта связь отмечается в православных литургических текстах праздника Крестовоздвижения – как идеал, если не всегда как факт. Ведь с этой точки зрения именно «непобедимая победа» Креста над враждебными христианству мирскими силами является «хранителем вселенной», единственной надёжной опорой для порядка, отражающего божественную благость среди потрясений человеческой истории. Таким образом, только благодаря Кресту христианские князья могут сдерживать «варваров» всех мастей, стремящихся свергнуть христианскую цивилизацию, и вместо этого распространить её власть на весь мир. Именно это и стремилась сделать христианизированная Римская империя во всех её различных обличиях, будь то так называемая Священная Римская империя, основанная Карлом Великим на Западе в 800 году, или когда русские цари в качестве «кесарей» правили «Третьим Римом» – Москвой как преемницей Константинополя после падения этого «Второго Рима» в 1453 году.
Это политическое измерение, конечно, является лишь внешним применением внутренней духовной истины праздника. Последующие заутрени представляют Иисуса Христа как нового Адама, а его Крест – как Древо жизни, благодаря которому падший мир вновь обретает нетленность Эдемского сада. Вознесённый над землёй, Крест делает небеса доступными для человека. Протянутые руки Христа обнимают всю вселенную с Креста, на котором он возвышается вертикально, а в горизонтальной плоскости его ветви охватывают четыре стороны света, распространяя благодать и изгоняя бесов повсюду.
Таков смысл обряда пятикратного Воздвижения, совершаемого во время православной службы этого дня строгого поста, известного в честь него как Вселенское Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Распятие украшается либо цветами, либо веточками сладкого базилика, поскольку одно из этих «царственных» растений (подходящих для Царя Вселенной, поскольку таково значение их греческого названия), по преданию, проросло на том месте, где был обнаружен его Крест. Он лежит на подносе на алтаре, который священник обходит со всех четырёх сторон, чтобы окурить его благовониями.
Затем он выносит поднос на своей голове в процессии духовенства из святилища через северную боковую дверь (чтобы подчеркнуть самоуничижение Бога в образе кроткого человека на кресте) к главной Королевской двери (названной так потому, что император, будучи единственным мирянином, допущенным в святилище, являясь образом Бога на земле, пользовался ею). Там он ставит поднос на стол посреди людей и, обратившись лицом на восток, совершает три простирания.
Священник берет крест с ветвями базилика и поднимает его над головой, громко произнося первую из обычных молитв за верующих. Затем он трижды осеняет себя крестным знамением, после чего медленно наклоняется к земле и снова медленно поднимается, чтобы поднять крест. Затем он держит распятие на уровне груди, пока хор доходит до конца 100 Kyrie eleison, когда он снова трижды осеняет себя крестным знамением. Эти жесты повторяются ещё четыре раза, обращённые на север, запад, юг и восток в греческой церкви и на юг, запад, север и восток в русской церкви.
В последней церкви только епископы могут совершать пятикратное Воздвижение в соборах и монастырях. В обычных приходах совершается только Крестопоклонение. В этом обряде верующие дважды преклоняются перед крестом на столе, целуют его, а затем совершают ещё одно преклонение – точно так же, как они почитают любую икону, хотя эта икона более тесно связана с человеческой природой Христа. Возможно, поэтому он обладает целительными свойствами, о которых говорится на правой стороне некоторых икон праздника, где больной исцеляется, поднятый вместе с Крестом.
Хотя этот праздник менее развит на Западе, крест традиционно подносили больным, духовенству и народу, который также мог участвовать в процессиях. Лучшим из сохранившихся примеров, вероятно, является праздник Санта Кроче в Лукке. В этом тосканском городе 13 сентября верующие со свечами в руках идут от базилики Сан-Фредиано к церкви Сан-Мартино. Здесь они почитают распятие 11 века, известное как Volto Santo («Святой лик») – палладиум или защитный символ и фетиш, который некогда гордая республика Лукка даже сделала своим «королём». Этот деревянный распятый Христос до сих пор носит золотые регалии. На следующий день на площади Сан-Микеле проходит ярмарка.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?