Воздвижение Креста читать ~6 мин.
Кроме Страстной пятницы, посвящённой Распятию Христа, существует другой важный христианский праздник, отмечаемый 14 сентября. Он установлен в честь обретения Животворящего Креста спустя три столетия святой равноапостольной царицей Еленой. Крест в этом контексте символизирует победу Христа — как через Церковь, основанную Его жертвой, так и через Римскую империю, признавшую Его Господом.
Праздник имеет несколько названий, отражающих его многогранные аспекты: Освящение Храма, Обретение Креста и Воздвижение Креста. История его установления начинается в IV веке. Через несколько лет после официального признания христианства император Константин I Великий построил Латеранскую базилику в Риме (324 год). В Западной Церкви освящение этого храма отмечается 9 ноября.
В Восточной Церкви 14 сентября было установлено в честь другого события — освящения базилики Воскресения Христова в Иерусалиме. Этот храм был возведён на месте Гроба Господня, где Иисус Христос был погребён. В 335 году епископы, собравшиеся на Тирском соборе, освятили базилику в присутствии императора Константина, в 30-ю годовщину его правления. Однако на тот момент об обретении Истинного Креста ещё не упоминалось.
Обретение Креста — официальный церковный термин для этой находки. Предание приписывает это деяние матери Константина, святой Елене. Хотя она действительно совершила знаменитое паломничество по святым местам около 326 года, привлёкшее к ним имперское внимание и покровительство, она скончалась около 330 года. Это произошло за несколько лет до освящения храмов на Голгофе и у Гроба Господня.
Крест был найден, вероятно, уже без участия Елены, примерно в 340 году. Годовщина освящения храма стала подходящим днём для ежегодного поклонения этой святыне. В 395 году святитель Иоанн Златоуст описал, как Елена нашла три креста, зарытых под Голгофой — холмом, где распяли Христа и двух разбойников. Его Крест был опознан по трёхъязычной надписи: “Иисус Назорей, Царь Иудейский”, о которой говорится в Евангелиях.
К VI веку праздник Воздвижения начал затмевать собой праздник Освящения храма. Тем не менее, первоначальное торжество до сих пор отмечается в Восточной Церкви 13 сентября, накануне Воздвижения. Название «Воздвижение» связано с тем, как Крест впервые явили народу Иерусалима. Епископ Макарий, которому предание приписывает чудесное обретение Креста, поднял (воздвиг) его, стоя на возвышении, чтобы все могли видеть святыню. В этот момент верующие восклицали “Kyrie eleison” (греч. «Господи, помилуй»).
Этот обряд повторялся ежегодно в Иерусалиме вплоть до 614 года, когда Истинный Крест был захвачен персидскими завоевателями. Праздник также отмечает и второе Воздвижение, произошедшее около 630 года в Константинополе. Византийский император Ираклий I отвоевал Крест у персов. Патриарх Сергий I с торжественной процессией перенёс святыню из Влахернской церкви в собор Святой Софии, где церемония была воспроизведена с ещё большим размахом.
После этого праздник быстро распространился по всей христианской Римской империи. На Западе он впервые упоминается в 701 году в Риме, а в некоторых частях Европы его отмечали 3 мая. В Восточной Церкви существуют и другие дни почитания Креста: 1 августа и в третье воскресенье Великого поста, которое носит название Крестопоклонной недели.
Римская империя стала оплотом христианства после того, как духовные наставники убедили Константина истолковать увиденное им в небе знамение креста как христианский символ. Это произошло перед решающей битвой в 312 году. В следующем году он прекратил гонения на христиан и начал оказывать им поддержку. Его последующие победы и основание «Нового Рима», Константинополя, стали восприниматься как свидетельство растущей силы Креста Христова.
Строительство по указу Константина базилики Воскресения, где Крест был впервые воздвигнут после его обретения, лишь укрепило эту связь духовной победы и земного порядка. В православных литургических текстах праздника Воздвижения эта связь воспевается как идеал. С этой точки зрения, именно «непобедимая победа» Креста над враждебными силами является «хранителем вселенной» и единственной надёжной опорой порядка.
Лишь силой Креста христианские правители могли сдерживать «варваров», стремившихся ниспровергнуть цивилизацию. Эту миссию выполняла христианизированная Римская империя: и Священная Римская империя, основанная Карлом Великим на Западе в 800 году, и Московское царство, которое после падения Константинополя в 1453 году русские цари считали «Третьим Римом».
Конечно, это политическое измерение является лишь внешним отражением глубокой духовной истины праздника. Богослужебные тексты представляют Иисуса Христа как нового Адама, а его Крест — как Древо Жизни, возвращающее падшему миру нетленность Эдемского сада. Вознесённый над землёй, Крест открывает человеку доступ к небесам. Простёртые руки Христа с Креста обнимают всю вселенную, а его горизонтальная перекладина охватывает четыре стороны света, распространяя благодать.
В этом заключается смысл обряда пятикратного Воздвижения, совершаемого во время православной службы в этот день строгого поста, известного как Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Распятие украшают цветами или веточками базилика, поскольку, по преданию, это «царственное» растение (от греч. *basileus* — царь) выросло на месте обретения Креста. Священник с кадилом обходит со всех четырёх сторон лежащий на алтаре поднос с Крестом.
Затем он выносит поднос на голове в процессии из алтаря через северные врата (символизируя самоуничижение Бога) к главным, Царским вратам. Там он ставит поднос на аналой посреди храма и, обратившись лицом на восток, совершает три земных поклона.
Священник берёт Крест и, поднимая его над головой, громко произносит молитву. Затем он медленно наклоняется к земле и снова медленно выпрямляется, высоко поднимая Крест, в то время как хор поёт «Господи, помилуй». Эти действия повторяются, обращаясь к разным сторонам света. В русской традиции — на восток, запад, юг и север, а затем снова на восток.
В Русской Церкви чин пятикратного Воздвижения совершают только епископы в соборах и монастырях. В обычных приходах проводится обряд Крестопоклонения. Верующие совершают два земных поклона перед Крестом, целуют его и совершают третий поклон. С Крестом связаны и предания о его целительной силе, что иногда изображается на иконах праздника, где больной исцеляется при воздвижении святыни.
Хотя на Западе этот праздник менее распространён, традиция поклонения Кресту и крестных ходов также существует. Один из ярких примеров — праздник Санта Кроче в итальянском городе Лукка. 13 сентября верующие со свечами идут от базилики Сан-Фредиано к собору Сан-Мартино, чтобы поклониться распятию XI века, известному как Volto Santo («Святой Лик»). Этот образ был настолько почитаем, что республика Лукка провозгласила его своим «королём». Деревянное распятие до сих пор украшено золотыми регалиями.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?