Вознесение читать ~8 мин.
Праздник Вознесения отмечает завершение земной карьеры Иисуса Христа, когда он, как считается, расстался со своими учениками и вознёсся на небо. Согласно основным рассказам, которые приводятся в начале Деяний апостолов и в конце Евангелия от Луки, Христос вознёсся на небо на Елеонской горе близ Иерусалима на глазах у учеников, через 40 дней после своего воскресения из мёртвых, которое является центральным событием христианской веры и отмечается в Пасхальное воскресенье. Поэтому праздник Вознесения отмечается через 40 дней, в четверг в мае или июне. Это место в календаре послужило причиной популярного староанглийского названия праздника – Святой четверг (его не следует путать со Святым четвергом, также известным как Maundy Thursday, который является частью Страстной недели).
В течение более трёх столетий после события, в честь которого он отмечается, Вознесение, по-видимому, праздновалось как второстепенная тема в празднике Пятидесятницы, который наступает на 50-й день после Пасхи. Только в четвёртом веке Вознесение стало отделяться от Пятидесятницы как самостоятельный праздник (подобно тому, как Рождество Христово было темой Богоявления, которое примерно в то же время обрело самостоятельное существование как Рождество).
Вознесение, вероятно, начало приобретать отдельный статус во второй трети четвёртого века, после того как Римская империя, приняв христианство, спонсировала восстановление Иерусалима, города, который она ранее разрушила в процессе подавления еврейских восстаний. В то время церкви строились на всех местах, которые могли быть связаны с жизнью Иисуса Христа. Паломники со всех уголков империи стали стекаться к этим новым святыням, создавая массовый рынок для сувениров о местах и событиях из того, что потом стало известно как Святая земля. Это, в свою очередь, способствовало появлению новых или специализированных праздников для многих из них.
Один из самых ранних примеров классической иконографии Вознесения был найден в Монце в Ломбардии на ампуле VI века – маленькой круглой бутылочке, которую использовали паломники, чтобы набрать святой воды или масла из места, связанного со священным событием. По мере того, как такие предметы повсеместно распространялись возвращающимися паломниками, росло и осознание того, что события, о которых идёт речь, необходимо отмечать более конкретными и продуманными способами, несмотря на опасения некоторых ранних отцов Церкви по поводу таких нововведений.
Паломница из Галлии в Святую землю в 380-х годах, которую звали Этерия или Эгерия, оставила своё путевое повествование. В нём содержится первый известный рассказ о празднике Вознесения на 40-й день после Пасхи, хотя она также упоминает, что Вознесение празднуется во второй половине дня Пятидесятницы. Вознесение праздновалось отдельно от Пятидесятницы во всем христианском мире к первой трети V века, когда на этот праздник были написаны проповеди наиболее авторитетными отцами Церкви.
Вознесение завершает весь процесс спасения, который в христианстве считается совершенным в страстях, смерти и воскресении Сына Божьего, который затем вознёсся на престол по правую руку от Отца. Более того, поскольку именно в этот день Иисус, как говорят, покинул землю во плоти, пасхальная свеча, которая в западной церкви зажигается во время основных служб Пасхи, гаснет. Этот ритуал следует за чтением из Евангелия от Луки (24:51) на мессе Вознесения (за которой часто следует послеобеденная процессия) и совершается потому, что пламя, представляющее Спасителя, должно исчезнуть вместе с ним.
Христианская церковь не оплакивает уход Христа из среды людей, но радостно празднует его вселенское царствование во время Вознесения (10-дневный период между четвергом Вознесения и воскресеньем Пятидесятницы). На Востоке празднование начинается с повторения литургии Пасхального воскресенья в ночь на среду, что является триумфальным завершением пасхального сезона и кульминацией воплощения Слова Божьего, которое начало проявляться с его скромного рождения в человеческом облике. Возможно, именно поэтому ранние христиане долгое время праздновали Вознесение в пещере в Вифлееме над местом Рождества Христова, а не на Елеонской горе близ Иерусалима, где он был вознесён, как бы подчёркивая единство между первым днём и последним днём земной жизни Иисуса.
По словам святого Павла в послании к Филиппийцам, Христос не довольствовался тем, что родился бедным ничтожным человеком, «Он был ещё ниже, даже до принятия смерти, смерти крестной. Но Бог высоко вознёс Его и дал Ему имя, которое превыше всякого имени, дабы все существа на небесах, на земле и в преисподней преклонили колена пред именем Иисуса, и всякий язык прославлял Иисуса Христа как Господа, во славу Отца».
Церковь понимает себя как общину, где происходит это признание Христа Сыном Божьим через Святого Духа, и поэтому восточные христиане будут коллективно преклонять колени, чтобы принять его через 10 дней после праздника Вознесения, на вечерне Пятидесятницы. Ибо обещание Отца о последнем прощальном даре, повторенное от его имени Иисусом в день его Вознесения, должно было исполниться через 10 дней, когда на Пятидесятницу ученикам был послан Святой Дух как Параклит, или Утешитель.
Праздник Вознесения оглядывается назад на полное откровение второй личности Триединого Бога в жизни Иисуса Христа и смотрит вперёд на полное откровение третьей личности этой Троицы в жизни христианской церкви через Святого Духа. Чтобы подчеркнуть эту центральную идею литургии праздника – церковное единство высшего и низшего – икона Вознесения часто появляется под куполом старых греческих церквей, представляя небеса для верующих внизу. Праздник Вознесения указывает за пределы истории на триумфальное возвращение Иисуса Христа с небес в конце времён. Это второе пришествие на землю во славе предваряется светящимся облаком (ветхозаветный знак присутствия Бога), которое скрыло его от глаз учеников, когда он удалился в лоно Отца – которое, как настаивают православные литургические тексты Вознесения, он фактически никогда не покидал.
Согласно греческим отцам церкви, это открыло для человека возможность мистического процесса, известного как «обожествление», который остаётся центральным догматом православной веры. Он находит литургическое выражение в утрени Вознесения (кафизма II, тон 3), провозглашающей в начале праздника, что «сверхвечный и безначальный Бог, который таинственно обожествил человеческую природу, приняв её на себя, сегодня вознёс Себя на небо …» – вознося человечество вместе с Сыном Человеческим.
Находясь таким образом на одном уровне с Христом в мистическом смысле, православные христиане больше не повторяют пасхальное приветствие «Христос воскрес!», хотя румыны любят заменять его на «Христос вознёсся!» в этот финал пасхального сезона, когда они также повторяют свой пасхальный обычай дарить красные яйца друзьям и гостям. В прибрежных районах Греции это день первого купания, когда некоторые люди набирали воду из 40 разных волн (символизирующих 40 дней после Пасхи), чтобы окропить ею свой дом, произнося при этом: «Как Христос вознёсся на небо, так пусть клевета, болезни, сглаз и все другие пороки поднимутся из нашего дома и исчезнут».
Аналогично, поскольку греческое слово «Вознесение», Analipsis, означает «уносящий», травы и грязь, собранные в этот день, должны были уносить кожные болезни. С другой стороны, греческие пастухи боятся, что молоко у их овец пропадёт, так как Христос был вознесён на небо. Поэтому они следят за тем, чтобы ни одна капля молока, полученного на Вознесение, не пропала. Вместо этого все оно идёт на приготовление сыра для местного священника, а также йогурта и других блюд для гостей на огромной трапезе. Таким образом, Вознесение – это действительно самый большой праздник христианского календаря для греческих пастухов.
Среди греков также существует поверье, что, как и в сочельник, в полночь можно увидеть, как небо разрывается на части, так и чистые сердцем люди, не сомкнувшие глаз, имеют шанс стать свидетелями сезонного чуда – вознесения света на небо. Когда Венеция была республикой, Вознесение (известное как Festa della Sensa) было одним из главных событий праздничного календаря и поводом для ежегодной церемонии бракосочетания города с морем. Она была посвящена подаренному в 1177 году папой Александром III дожу Себастьяно Дзиани кольцу в знак признания посреднической роли последнего в его споре с императором Священной Римской империи Фридрихом Барбароссой и в знак независимости Венеции от светских и церковных мировых держав, а также её господства над морем.
Чтобы возобновить союз города с его водными владениями, его правитель, дож, отправлялся с сановниками на позолоченной галере, окружённой несколькими тысячами мелких судов, на остров Лидо, где он бросал в море кольцо, чтобы принять его как свою невесту, что делало его владыкой и хозяином. После этого в церкви Сан-Николо-ди-Лидо служилась месса, а затем морская процессия возвращалась в город. Эта церемония, часто изображаемая венецианскими художниками, а теперь ежегодно повторяемая в исторических костюмах и копиях лодок, имеет параллели в Юго-Восточной Азии, где яванские принцы выступают в роли богов на символических свадьбах с морской богиней.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?