Христианские мученики читать ~3 мин.
В первые века христианства единственными людьми, признанными особо святыми, были мученики. Христианский идеал святого человека был глубоко сформирован религиозными преследованиями в первые века существования религии. Иисус из Назарета, основатель христианства, принял медленную смерть от пыток, потому что отказался отречься от своего учения. Это поставило его на путь столкновения как с римскими, так и с иудейскими властями.
Этот центральный факт страстей Христа стал самым важным элементом в создании идеи христианского святого. Согласно этому идеалу, истинно святой человек – это, прежде всего, человек, готовый страдать или умереть за веру.
В течение первых трёх веков христианство было незаконной религией в Римской империи. Христиане также подвергались сильным гонениям в Персидской империи в четвёртом и пятом веках. Таким образом, акцент на мученичестве имел возможность глубоко укорениться в христианском сознании. Непоколебимость перед лицом гонений стала идеалом.
Раннехристианские мученики
Христианские мученики первых трёх веков были жертвами либо возмущённой толпы, либо гражданских властей (как римских, так и персидских). Они часто сами навлекали на себя нападения, срывая религиозные церемонии или иным образом оскорбляя религиозные убеждения большинства населения. Действительно, так много христиан с головой бросались в мученичество, что к третьему веку церковные власти вынуждены были занять твёрдую позицию против этого. Однако ранних мучеников по-прежнему отличала готовность умереть вместо того, чтобы отречься от своей веры.
К началу второго века христиане стали рассказывать о героических мученичествах. Среди них была история святого Стефана, первого мученика, убитого в 36 году н.э. Другим популярным примером мученичества был Поликарп, епископ Смирны, умерший около 155 года н.э. Христиане также шли на большой риск, чтобы собрать останки умерших для надлежащего погребения. Они проводили христианские церемонии на могилах мучеников, чтобы объединить всю общину, как живых, так и мёртвых. Вера в то, что мученики наслаждались непосредственным присутствием Бога, делала святилище лиминальным пространством, точкой особенно прямого контакта с небесами.
Средневековые мученики
После триумфа христианства в Европе стало меньше возможностей проявить героическую добродетель, умерев за веру. Однако внутренние конфликты некоторое время поддерживали число мучеников. В четвёртом и пятом веках христианство определяло свои доктрины в процессе, часто сопровождавшемся гонениями и насилием в отношении всех несогласных.
Это дало сотням, если не тысячам, возможность принять мученическую смерть. Однако после этого периода, вплоть до конца Средневековья, христианство лишь изредка подвергалось сомнению. Редким исключением являются иконоборческие споры восьмого и девятого веков. В этот период разрушающая изображения политика византийских императоров привела к гибели многих протестующих монахов и священников.
Однако христианская доктрина была более или менее фиксированной в Средние века. В результате люди, бросавшие вызов устоявшимся структурам веры, объявлялись «еретиками», а не мучениками, как большинство христиан. Именно победители решали, какие люди были святыми. Несколько миссионеров все же были замучены по мере того, как Северная и Восточная Европа обращалась в христианство. В целом, однако, мученичество в древнем смысле стало редкостью.
К девятому веку число мучеников сократилось до минимума. Тем не менее, можно видеть, что христиане по-прежнему считали мученичество самой совершенной формой святости. Современная Римско-католическая церковь даже требует от мучеников меньшего количества чудес в качестве доказательства святости, чем от других святых.
Почитание раннехристианских мучеников продолжалось. Английские и скандинавские власти особенно охотно называли мученичеством любую смерть от рук нехристиан. Они делали это даже тогда, когда жертвы не были убиты именно за свои убеждения. Монахи, убитые мародёрами-викингами, короли, сражённые в битве с языческими врагами, даже простые жертвы убийств получали народное признание как мученики.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- В галерее «Пространство» представили персональную выставку Владислава Маракулина, посвящённую юбилею художника
- Спектакль «Юг/Север». Лирическая комедия
- ВОКАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ «РЕДКИЙ ГОЛОС. РУССКОЕ КОНТРАЛЬТО
- Христианские реликвии
- Игнатий Антиохийский
- Пленники красоты
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?