Христианские реликвии читать ~8 мин.
Христианское внимание к реликвиям формировалось в три этапа. Первоначально оно возникло во время гонений на Церковь в Римской империи.
Среди ранних упоминаний об использовании реликвий – размышления о смерти Поликарпа в 156 году н.э. Поликарп был епископом Смирны (на территории современной Турции), и некоторые знавшие его люди распространили письмо о последствиях его смерти, в котором они отмечают: «После этого мы взяли его кости, которые ценнее драгоценных камней и лучше очищенного золота, и положили их в подходящем месте; где Господь позволит нам собраться вместе, по мере наших сил, в радости и веселии, и праздновать день рождения его мученичества в память о тех, кто уже сражался в состязании, и для обучения и подготовки тех, кто будет делать это в будущем».
Таким образом, первыми реликвиями христианского движения стали кости тех, кто умер как мученики. Они становились все более важным элементом поклонения, и в конце концов было принято правило, что мощи мучеников должны быть включены в церковные алтари, где совершается Евхаристия. Это понятие развилось до такой степени, что римско-католическим священникам было (и остаётся) запрещено совершать мессу у алтаря, лишённого мощей. Усиление внимания к мощам мучеников вполне соответствовало богослужебным собраниям маргинального и спорадически преследуемого меньшинства, которое иногда вынуждено было собираться в катакомбах среди тел умерших.
В четвёртом веке, начиная с победы Константина I на Мильвийском мосту (312 г. н.э.), Церковь за чуть более чем десятилетие превратилась из запрещённой и преследуемой религии в легальную и привилегированную религию. Среди изменений, вызванных обращением Константина, был новый доступ к Палестине и местам, где происходили основные события в основании веры. Внезапно стало возможным думать об Иисусе, событиях и предметах, связанных с его жизнью, смертью и воскресением.
Хотя его кости уже давно исчезли (считалось, что после воскресения его тело вознеслось на небо), список предметов, которые могли быть связаны с ним, был очень длинным. В него могли входить любые одежды, которые он носил, части Истинного Креста, на котором он был распят, терновый венец, который он носил, копье, пронзившее его бок, чаша, из которой он пил на Тайной вечере, и другие предметы, связанные с библейской историей. Ближе к концу своей жизни и правления своего сына мать Константина Святая Елена посетила Палестину, и там ей был представлен целый ряд предметов, которые она считала настоящими реликвиями. Среди множества предметов, которые она отправила обратно в Константинополь, был Истинный Крест. Многие из реликвий, найденных Еленой, впоследствии попали в Рим.
Наряду с мощами Иисуса, а также на втором месте после них, находились мощи Девы Марии и двенадцати апостолов. Как и в случае с Иисусом, поскольку Дева-Мать, по преданию, была переведена на небеса, считается, что никаких телесных останков не сохранилось. Однако утверждалось, что тела нескольких апостолов сохранились. Наиболее примечательными среди них были тела святых Петра и Павла, которые, как считается, находятся в Риме, и тело Иакова, которое, как считается, было перенесено в Сантьяго-де-Компостела на северо-западе Испании. Считается, что собор Святого Петра был построен над местом захоронения Петра.
Реликвии различных библейских персонажей попадали в церкви по всей Европе. Святая Елена, например, должна была обнаружить кости трёх волхвов, которые посетили Иисуса вскоре после его рождения. Эти кости были доставлены в Константинополь, но позже попали в Милан. Из Милана они были переданы в Кёльнский собор в 1154 году. Елене также приписывают находку туники, которую носил Иисус, когда был распят. Эта туника, как и кости трёх волхвов, попала сначала в Константинополь, а затем в Трир, Германия, в XII веке.
Более известные, но менее задокументированные реликвии, предположительно собранные Еленой, появились в конце 11 века, что стало результатом нового уровня популярности, который придали им крестовые походы. Крестоносцы возвращались из Святой земли с множеством новых и захватывающих реликвий (от крови Иисуса до молока Девы Марии). Это новое поступление реликвий из Палестины также сопровождалось кажущимся умножением числа историй о чудесах, связанных со святыми людьми, от исцелений до необычного сохранения их тел. Богатые и влиятельные люди становились коллекционерами реликвий или публично демонстрировали благочестие в форме передачи местным церквям выдающихся реликвий.
В XVI веке при строительстве собора Святого Петра была собрана, возможно, самая большая и впечатляющая коллекция реликвий, когда-либо собранная в христианстве. Среди многих сокровищ, которые, как утверждается, были найдены там, – пелена Вероники, ткань, которой вытирали пот с Иисуса, когда он нёс крест, после чего на неё было перенесено изображение Иисуса; копье Лонгина (Святое копье), которым Иисус был пронзён на кресте; и часть Истинного Креста. Существует несколько соперников как пелене Вероники, так и копью Лонгина, которые сейчас находятся в соборе Святого Петра.
В то же время, когда реликвии собирались и устанавливались в соборе Святого Петра, протестанты начали критику реликвий. Они оспаривали как их эффективность, так и библейскую основу их использования. Влияние протестантизма на культ реликвий хорошо видно на примере жизни Фридриха, курфюрста Саксонии. Будучи ранним защитником реформатора Мартина Лютера, благочестивый Фридрих также владел одной из самых больших коллекций реликвий в Германии. В конце концов, он отказался от своей коллекции как несовместимой с его реформаторской верой.
Первоначальная атака Лютера на реликвии в церкви переросла в широкую атаку на реликвии в целом. Протестанты нападали на суеверный характер веры в реликвии и обнародовали проблемы, которые возникали из-за разрыва между временем Иисуса и апостолов и первым появлением каждой отдельной реликвии. Использование мощей было в значительной степени прекращено в различных протестантских церквях. В конце XVI века Трентский собор, призванный отреагировать на потери, понесённые католической церковью из-за протестантского движения, подтвердил законность и роль реликвий в церкви, но высказал некоторую критику чрезмерного почитания реликвий.
В 20-м веке растущий объём знаний по истории Запада и новые возможности науки по оценке объектов породили новую историческую критику реликвий. Ряд реликвий был проверен с помощью методов современной химии, биологии и физики, в контексте критического исторического рассмотрения историй, касающихся их происхождения. Масса доказательств показала, что во многих случаях они возникли в то время, когда они «вновь появились» на исторической сцене после периода утраты. К критике историчности многих выдающихся реликвий, таких как Туринская плащаница или терновый венец, хранящийся сейчас в Париже, Франция, присоединилась и научная критика многих необычных явлений, связанных с различными артефактами, таких как «сверхъестественная» нетленность тел различных святых.
Римско-католическая церковь обычно не пытается официально высказываться относительно подлинности реликвий, но в целом одобряет некоторые реликвии, разрешая почитание некоторых объектов, включение реликвий в выдающиеся места и необходимость реликвий для празднования Евхаристии. В то же время, она не делает принятие той или иной реликвии делом вынужденным и поддерживает разговор с учёными церкви по этому вопросу.
Христианство, особенно Римско-католическая церковь, проводит резкое различие между почитанием святых и поклонением, которое воздаётся только Богу. Кроме того, она проводит различие между поклонением Богу, во время которого испрашивается помощь святых, и почитанием святых как образцов веры. На практике эти различия могут быть затушёваны в случае с реликвиями, особенно когда с ними связывают сверхъестественные силы и утверждения о чудесах.
Восточное православие имеет историю и веру в реликвии, схожую с римским католицизмом. Например, мощи мучеников и святых входят в алтарь, где совершается Евхаристия. Когда освящается новое здание церкви, обычно местный епископ преподносит мощи святого, которые затем помещаются в алтарь или на алтарь, где совершается Евхаристия.
В Восточной церкви во время Евхаристии также используется кусок шёлковой ткани, антиминс, который обычно содержит одну или несколько мощей святого. Существует также резкое различие между почитанием реликвий и поклонением Богу. Однако в православии существуют некоторые различия, многие из которых проистекают из несколько иного определения того, кто является святым, другие – из различий в практике погребения в Восточной и Западной Европе.
Церковь считает, что все христиане, попавшие на небо, являются святыми. В то же время некоторые люди были признаны святыми во время своей земной жизни, и Церковь через архиепископа-патриарха признала этот факт. Почитание святого обычно начинается на местном уровне, а затем распространяется на национальном и международном уровне. В какой-то момент почитание может привести к богослужению, на котором конкретный человек официально признается святым – этот процесс называется прославлением. Выдающиеся святые могут быть изображены на иконе. Вселенский патриарх, проживающий в Стамбуле, иногда распространяет письма, в которых называет имена святых и назначает день в церковном календаре, когда они особенно почитаются. Реликвии, которым приписываются чудодейственные силы, могут поддержать официальное прославление этого человека.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?