Христианские святые читать ~6 мин.
Слово «святой» происходит от латинского sanctus (греч. hagios, что буквально и означает «святой»). В христианстве оно обозначает человека, проявившего святость жизни, или того, кто был замучен за веру и, по мнению церкви, сейчас наслаждается вечной жизнью с Богом. В римском католицизме о святости жизни говорят в терминах «героической добродетели». Святой – это тот, кто «героически», или в исключительной степени, проявил сверхъестественные добродетели (поскольку они являются дарами Божьей благодати) – веру, надежду и милосердие, а также нравственные добродетели – благоразумие, справедливость, стойкость и воздержание.
В более широком значении слово «святой» может использоваться для общего обозначения всех верующих, как живых, так и умерших, особенно при описании Церкви как «причастия святых».
Второй Ватиканский Собор (II Ватиканский Собор) использует подобный язык, описывая Церковь как «святой народ» в своём богословии святости (Догматическая конституция о Церкви, № 50). В таком богословии святости Церковь признает, что свят только Бог. Бог призывает всех людей к святой жизни с надеждой на участие в вечной божественной жизни. Святость или святость не является чем-то, что Церковь дарует человеку, но является даром, свободно данным Богом, который Церковь впоследствии официально признает в человеке.
Все верующие призваны к жизни в подражании этим святым, и через особую преданность, или почитание, таких святых могут искать их заступничества через молитву, поскольку святые имеют более совершенные отношения с Богом на небесах. Проводится различие между почитанием или преданностью святым и поклонением, которое причитается только Богу.
В ранней Церкви термин «святой» чаще всего использовался для описания тех, кто верил в Христа и был призван следовать за Ним (1-е Коринфянам 1:2; Римлянам 1:7). Церковь преимущественно признает святость апостолов Христа и Пресвятой Девы Марии, матери Иисуса Христа. Термин «святой» также использовался для обозначения тех, кто был замучен за веру во время гонений первых трёх веков. В этот ранний период почиталась память об этих мучениках, дата их мученичества, место их погребения и их мощи. Позднее термин «святой» также применялся к монахам, которые отрекались от мира и вели жизнь аскетизма и молитвы; к ранним богословам, которые защищали и разъясняли веру; и к тем, кто ревностно проповедовал веру (например, миссионерам). Таким святым часто приписывались чудеса.
В современном употреблении канонизация означает кульминацию процесса, в ходе которого человек объявляется святым и добавляется в канон, или список, святых. Однако в период ранней Церкви провозглашение святости могло осуществляться различными способами, наиболее распространённым из которых было народное провозглашение, а позднее – провозглашение епископа, папы или синода (или собора) епископов.
Синодальный процесс остаётся обычным способом канонизации в восточных православных церквях. Римско-католическая традиция постепенно разработала более формальный процесс, начиная примерно с 13-го века. Затем последовали различные изменения в процессе канонизации, а последние протоколы были объявлены в 1983 году. Эти последние изменения были отчасти вызваны требованиями современных исторических и научных исследований.
В 1983 году в Апостольской конституции «Божественный учитель и образец совершенства» Папа Иоанн Павел II установил новые процедуры канонизации. На пути к канонизации есть две фазы: епархиальная и римская. Обычно процесс возбуждения дела о канонизации человека происходит на местном уровне епархиальным епископом, римско-католическим или восточнокатолическим, или епископом по просьбе отдельного человека или группы верующих. Местный епископ назначает постулатора, который руководит процессом расследования на местном епархиальном уровне.
Согласно конституции, те, в отношении кого подаётся прошение о канонизации, изначально называются «досточтимыми слугами Божьими». Местные епископы должны узнать о жизни этого человека, его или её героических добродетелях, православии или, в некоторых случаях, мученичестве. Также изучаются все опубликованные или неопубликованные труды (например, дневники или письма), опрашиваются все живые свидетели. Епископ также должен представить заявление о том, что вокруг постуланта не возникло никакого культа. Эти отчёты и свидетельства очевидцев («акты») затем собираются и передаются в Священную конгрегацию по делам святых, которая начинает римскую фазу расследования.
В «Новых законах о делах святых» (1983) Конгрегация провела различие между древними и недавними делами, причём основное различие заключается в том, могут ли свидетели давать устные показания или нет. Последние дела обычно передаются в Конгрегацию не ранее, чем через пять лет после смерти человека, хотя Папа может в одностороннем порядке ускорить этот процесс, отказавшись от периода ожидания. Что касается последнего случая, то два последних рассматриваемых примера – это мать Тереза (1999 год, Папа Иоанн Павел II) и Папа Иоанн Павел II (2005 год, Папа Бенедикт XVI).
В рамках Конгрегации существует Коллегия релаторов, которой специально поручено изучать дела о канонизации и готовить отчёты (или «позиции») о своих выводах и обзорах епархиальных отчётов. Коллегия релаторов также может привлекать консультантов, то есть других экспертов в области истории, теологии и духовности. Пропагандист веры наблюдает за этим процессом на различных его этапах.
Чудеса рассматриваются как божественное вмешательство Бога и, следовательно, как подтверждение святости человека. В пересмотренном уставе ясно сказано, что расследование предполагаемых чудес проводится отдельно от изучения святой жизни или мученичества служителя Божьего. Священная Конгрегация имеет совет медицинских экспертов или врачей, которые обсуждают случаи предполагаемых чудес, связанных с исцелением. Эти эксперты не выносят богословского суждения о том, что произошло чудо, но только спрашивают, существует ли медицинская или научная причина для чуда или физического исцеления. Для причисления мученика к лику святых не требуется никаких чудес.
Во время этого процесса могут быть собраны мощи (например, волосы, фрагменты костей, частицы одежды) раба Божьего. Подлинность и сохранение реликвий возлагается на Конгрегацию. Мощи используются в Церкви как средство памяти и преданности определённому святому, и особенно хранятся в местах паломничества или как часть алтаря.
В кульминационный момент всего процесса экспертизы Священная Конгрегация, в состав которой входят епископы и кардиналы, рассматривает окончательные отчёты или голоса реляторов, экспертов-консультантов, врачей и пропагандиста веры и представляет отчёт Папе.
Существует два различных уровня, один из которых предшествует другому, официального признания святости человека: беатификация и канонизация. Беатификация требует подтверждения (или «указания») одного чуда, приписываемого слуге Божьему. Если оно достоверно, то Папа может объявить человека «Блаженным», то есть Церковь признает, что этот человек является образцом героической добродетели. Человеку присваивается титул Блаженного, и разрешается ограниченный культ почитания этого человека на местном уровне, в регионе или в религиозной общине. Процесс перехода от беатификации к канонизации требует подтверждения подлинности второго чуда.
После подачи второго отчёта и подтверждения второго чуда Папа может приступить к провозглашению святости. Это окончательное заявление папы о том, что святой наслаждается вечной жизнью в Боге и что культ почитания должен быть распространён на вселенскую церковь. Как беатификация, так и канонизация обычно происходят в базилике Святого Петра в Риме, во время папской мессы, и осуществляются исключительно на основании указа Папы.
Тем, кто причислен к лику святых, назначается определённый день праздника, который отмечается специальными молитвами в церковном литургическом календаре.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?