Христианские святые читать ~5 мин.
Слово «святой» происходит от латинского sanctus (и греческого hagios), что буквально означает «святой». В христианстве так называют человека, проявившего исключительную праведность, или того, кто принял мученическую смерть за веру и, согласно учению Церкви, пребывает в вечной жизни с Богом. В римском католицизме святость определяется через понятие «героической добродетели». Святой — это тот, кто героически, то есть в высшей степени, проявил как сверхъестественные добродетели (веру, надежду и милосердие, которые считаются дарами Божьей благодати), так и основные нравственные добродетели: благоразумие, справедливость, стойкость и умеренность.
В более широком смысле слово «святой» может относиться ко всем верующим, живым и усопшим, особенно в контексте описания Церкви как «общения святых».
Второй Ватиканский собор использует схожую терминологию, описывая Церковь как «святой народ Божий» в догматической конституции Lumen Gentium (№ 50). Согласно этому учению, свят только Бог. Он призывает всех людей к святой жизни в надежде на их участие в вечной божественной жизни. Святость — это не то, что Церковь дарует человеку, а дар от Бога, который Церковь впоследствии лишь официально признаёт.
Все верующие призваны подражать жизни святых. Через особое почитание они могут просить святых о заступничестве в молитвах, поскольку те достигли более совершенных отношений с Богом. При этом проводится чёткое различие между почитанием, оказываемым святым, и поклонением, которое подобает только Богу.
В ранней Церкви термин «святой» чаще всего применялся к тем, кто уверовал во Христа и последовал за Ним (1 Кор. 1:2; Рим. 1:7). Церковь с самого начала признавала святость апостолов и Пресвятой Девы Марии, матери Иисуса Христа. Также святыми называли мучеников, погибших за веру во время гонений в первые три века. В этот период почиталась память о них, даты их мученичества, места захоронения и их мощи.
Позднее понятие «святой» распространилось на монахов, отрёкшихся от мира ради аскетической жизни и молитвы, на ранних богословов, защищавших и разъяснявших основы веры, а также на ревностных проповедников и миссионеров. Таким святым часто приписывали совершение чудес.
В современном понимании канонизация — это завершение процесса, в ходе которого человека официально провозглашают святым и вносят в канон, то есть в официальный список святых. Однако в ранней Церкви провозглашение святости происходило разными путями: наиболее распространённым было всенародное почитание, а позже — провозглашение епископом, папой или синодом (собором) епископов.
Синодальный процесс и сегодня остаётся основным способом канонизации в восточных православных церквях. В римско-католической традиции, начиная примерно с XIII века, постепенно развивался более формализованный процесс. Впоследствии процедуры неоднократно менялись, а последний протокол был утверждён в 1983 году, отчасти под влиянием современных требований к историческим и научным исследованиям.
В 1983 году Папа Иоанн Павел II апостольской конституцией Divinus Perfectionis Magister («Божественный Учитель Совершенства») установил новые процедуры канонизации. Процесс разделён на два этапа: епархиальный и римский. Обычно дело о канонизации возбуждается на местном уровне епархиальным епископом (римско-католическим или восточнокатолическим) по просьбе верующих. Местный епископ назначает постулатора — человека, который руководит расследованием на епархиальном уровне.
Согласно конституции, кандидаты, чьи дела рассматриваются, изначально именуются «слугами Божьими». Местный епископ должен собрать сведения о жизни кандидата, его героических добродетелях, ортодоксальности (верности вероучению) или, в определённых случаях, о мученичестве. Изучаются все его труды, как опубликованные, так и неопубликованные (например, дневники и письма), а также опрашиваются живые свидетели. Епископ должен подтвердить, что вокруг кандидата не возникло неразрешённого культа. Собранные материалы и свидетельства («акты») передаются в Дикастерию по канонизации святых в Риме, которая начинает второй этап расследования.
В «Новых законах о делах святых» (1983) Конгрегация провела различие между древними и недавними делами. Основное отличие состоит в доступности устных показаний свидетелей. Дела о недавних кандидатах обычно передаются в Дикастерию не ранее чем через пять лет после смерти человека, хотя Папа Римский может отменить этот период ожидания. Так произошло, например, с Матерью Терезой (в 1999 году по решению Папы Иоанна Павла II) и с самим Папой Иоанном Павлом II (в 2005 году по решению Папы Бенедикта XVI).
В Дикастерии существует Коллегия реляторов, которая изучает дела и готовит подробные отчёты (Positio) на основе епархиальных материалов. Реляторы могут привлекать консультантов — экспертов в области истории, богословия и духовности. За процессом на всех этапах наблюдает промотор веры (исторически известный как «адвокат дьявола»).
Чудеса рассматриваются как божественное подтверждение святости человека. Расследование предполагаемых чудес проводится отдельно от изучения жизни или мученичества кандидата. В Дикастерии действует совет медицинских экспертов, который анализирует случаи исцелений. Эксперты не делают богословских выводов, а лишь устанавливают, есть ли у исцеления научное или медицинское объяснение. Для беатификации (первой ступени прославления) мученика подтверждение чуда не требуется.
В ходе процесса могут быть собраны мощи (волосы, фрагменты костей, частицы одежды) слуги Божьего. Ответственность за их подлинность и сохранность несёт Дикастерия. Мощи используются в Церкви для почитания святого и часто хранятся в местах паломничества или в алтарях храмов.
На завершающем этапе Дикастерия в составе епископов и кардиналов рассматривает итоговые заключения реляторов, консультантов, врачей и промотора веры, после чего представляет отчёт Папе Римскому.
Существует две последовательные ступени официального признания святости: беатификация и канонизация. Для беатификации необходимо подтверждение одного чуда, приписываемого заступничеству слуги Божьего. Если чудо признано достоверным, Папа провозглашает человека «блаженным», признавая его образцом героической добродетели. После этого разрешается его ограниченное почитание на местном уровне (в епархии, регионе или монашеской общине).
Для перехода от беатификации к канонизации требуется подтверждение второго чуда, произошедшего уже после провозглашения кандидата блаженным. После подтверждения второго чуда Папа может совершить акт канонизации — окончательное провозглашение того, что святой пребывает в вечной жизни с Богом, а его почитание распространяется на всю вселенскую Церковь.
Церемонии беатификации и канонизации обычно проводятся во время папской мессы в соборе Святого Петра в Риме и осуществляются исключительно по указу Папы. Канонизированным святым назначается определённый день памяти (праздник) в литургическом календаре Церкви.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?