Христианские святые как заступники читать ~3 мин.
«Аве Мария», одна из самых известных христианских молитв с обращением к Деве Марии, включает строку «молись за нас, грешных, ныне и в час смерти нашей». Идея о том, что святые могут эффективно молиться за грешников, отвергаемая всеми протестантскими деноминациями, кроме англикан, как небиблейская, была центральной для основного христианства по крайней мере с IV века до XVI века и до сих пор очень важна для восточного православия и римского католицизма.
В основе представления о том, что святые могут ходатайствовать перед Богом, лежат две основные предпосылки: чётко выраженная вера Нового Завета в то, что души умерших праведников находятся на небесах и наслаждаются присутствием Бога, и глубокое чувство того, что Бог далёк и довольно быстро гневается, поэтому «профессионал», находящийся в хороших отношениях с Богом, является лучшим человеком для представления дела кающегося. Роль святого как заступника, по-видимому, имеет два корня.
С одной стороны, многовековая дохристианская греческая религия подчёркивала, что полубожественные герои продолжают защищать свой народ после смерти. С другой стороны, к четвёртому веку живые святые люди, обычно мужчины, аскеты, считавшиеся великими в своём духовном отречении, стали выразителями интересов окружающих их простых людей. Они могли говорить с далёкими силами, будь то имперские чиновники или Бог.
Не стоило большого труда поверить, что такие посвящённые святые люди будут и впредь с благосклонным интересом смотреть на общины, которым они помогали при жизни. Поэтому к святым обращались за помощью в решении всех неразрешимых жизненных проблем, будь то болезни, бедность или любые другие неприятности. Если в ранние века святые были покровителями конкретных общин, то к позднему Средневековью некоторые святые считались «специалистами», способными справиться с определёнными трудностями, как, например, Аполлоний, умерший около 249 года, к которому обращались от зубной боли.
Несмотря на то, что иногда в народных поверьях теряется центральный теологический тезис, святые не имеют силы творить чудеса. Они могут только просить Бога творить чудеса. Однако благодаря тому, что они всю жизнь служили Богу, у них есть особая вероятность получить благосклонный приём.
В силу христианской веры в то, что на Страшном суде души воссоединятся с телами, лишённые оболочки умерших святых сохраняют своё значение. Почитание мощей – очень характерная христианская практика. Обычные христиане стремились быть похороненными рядом со святыми, часто в буквальной надежде, что они будут вознесены на небеса вместе с ними во время Второго пришествия.
Более распространённой была простая услуга «услуга за услугу»: Предполагалось, что святой, как и любой другой возможный заступник, будет помогать тому, кто окажет ему должное уважение. Таким образом, уважение к материальным останкам святого, скорее всего, подвигнет его на доброту. Гробницы святых были конечным лиминальным пространством, обеспечивающим мост к божественному. По всей средневековой Европе церкви и отдельные люди собирали реликвии как способ быть ближе к святому, который, в свою очередь, близок к Богу.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?