Христианские святые как заступники читать ~3 мин.
«Аве Мария» — одна из наиболее известных христианских молитв, обращённых к Деве Марии. В ней содержится строка: “молись за нас, грешных, ныне и в час смерти нашей”. Идея о том, что святые могут эффективно молиться за грешников, была центральной для христианства с IV по XVI век. Она остаётся важной для восточного православия и римского католицизма. При этом данная концепция отвергается большинством протестантских деноминаций как небиблейская, за исключением англиканской церкви.
В основе представления о заступничестве святых перед Богом лежат две ключевые предпосылки. Первая — это вера Нового Завета в то, что души праведников после смерти пребывают на небесах, наслаждаясь присутствием Бога. Вторая — глубокое убеждение в отдалённости Бога и его скором гневе. Следовательно, «профессионал», находящийся в добрых отношениях с Богом, воспринимается как лучший посредник для представления просьб кающегося. Роль святого как заступника, по-видимому, имеет два исторических корня.
С одной стороны, многовековая дохристианская греческая религия подчёркивала, что полубожественные герои продолжают защищать свой народ после смерти. С другой стороны, к IV веку живые святые — обычно мужчины-аскеты, почитаемые за их духовное отречение — стали выразителями интересов простых людей вокруг них. Они обладали способностью общаться с отдалёнными силами, будь то имперские чиновники или сам Бог.
Было нетрудно поверить, что такие набожные святые люди продолжат благосклонно заботиться об общинах, которым они помогали при жизни. Поэтому к святым обращались за помощью в решении всех неразрешимых жизненных проблем, будь то болезни, бедность или любые другие трудности. Если в ранние века святые были покровителями конкретных общин, то к позднему Средневековью некоторые святые стали считаться «специалистами», способными справляться с определёнными недугами. Например, Аполлоний, умерший около 249 года, призывался для облегчения зубной боли.
Хотя в народных верованиях иногда теряется центральный теологический тезис, святые не обладают силой творить чудеса. Они могут лишь просить Бога о совершении чудес. Однако благодаря их пожизненному служению Богу у них существует особая вероятность получить благосклонный ответ.
В силу христианской веры в то, что на Страшном суд/pedia/famous-paintings--last-judgment-fresco/е души воссоединятся с телами, телесные останки умерших святых сохраняют своё значение. Почитание мощей — очень характерная христианская практика. Обычные христиане стремились быть похороненными рядом со святыми, часто в буквальной надежде на то, что они будут вознесены на небеса вместе с ними во время Второго пришествия.
Более распространённой была простая услуга по принципу «услуга за услугу». Предполагалось, что святой, как и любой другой потенциальный заступник, поможет тому, кто окажет ему должное уважение. Таким образом, уважение к материальным останкам святого, скорее всего, побудит его к проявлению доброты. Гробницы святых представляли собой конечное лиминальное пространство, обеспечивающее мост к божественному. По всей средневековой Европе церкви и отдельные люди собирали реликвии как способ приблизиться к святому, который, в свою очередь, близок к Богу.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?