Религии Йемена читать ~7 мин.
Йемен – самая южная страна на Аравийском полуострове. Его западная граница выходит на Красное море, а южная – на Аденский залив. На севере и востоке он граничит с Саудовской Аравией и Оманом. Большая часть его территории площадью 204 000 квадратных миль – пустыня, а большинство из 23 000 000 человек (2008 год) живут вблизи береговой линии. Йемен был заселён по крайней мере с конца второго тысячелетия до нашей эры, и здесь развилась сложная цивилизация – королевство Саба, или Шеба. Она была основана на торговле пряностями, и в течение следующих 1 000 лет её города стали популярными остановками для караванов с востока и запада. С развитием морской торговли между Средиземноморьем и Индией Йемен стал процветать ещё больше.
В начале христианской эры у Йемена сложились особые отношения с Эфиопией, с которой он сталкивался через Красное море. Эфиопия завоевала Йемен в 525 году и удерживала контроль над ним в течение полувека, пока персы не вытеснили её в 570 году. В течение следующих 300 лет Йемен становился призом для различных потенциальных завоевателей.
Затем, в седьмом веке, руководство страны приняло ислам, и в течение одного поколения ислам стал религией народа. Когда столица исламского мира переместилась в Дамаск, а затем в Багдад, Йемен оказался в некоторой изоляции от центров политической и религиозной жизни.
В 897 году в северной части страны была основана стабильная династия Ядий. На юге страны возникла и пала целая серия династий. В XVI и XVII веках Османская империя некоторое время пыталась установить гегемонию в регионе. Британцы впервые заявили о своём присутствии в 1618 году, когда они основали штаб-квартиру Ост-Индской компании в городе Муха. Затем в 1839 году они установили контроль над Мукхой через Баб-эль-Мандебский пролив вдоль побережья до Адена (лучшего порта в регионе). В ответ на это турецкая армия двинулась в Северный Йемен. Открытие Суэцкого канала в 1870 году придало Адену новое значение, и Великобритания перешла к установлению контроля над побережьем вплоть до Омана, этот процесс завершился только в 1934 году.
В 1911 году имам Яхья Ад-дин начал восстанавливать права династии Яды, которая сохранилась, хотя и подчинялась туркам. Вскоре он вытеснил турок, бросил вызов влиянию Саудовской Аравии на своей северной границе и оказал давление на британцев из-за Адена. В течение оставшейся части века борьба за объединение Йемена как независимой страны приводила к различным войнам, перестройке границ и даже вовлечению страны в недолговечную Объединённую Арабскую Республику (1958-1961). В 1967 году в Южном Йемене была провозглашена социалистическая республика, а в 1969 году британцы были изгнаны из страны.
Объединение Северного и Южного Йемена задерживалось из-за постоянного вмешательства Саудовской Аравии и других арабских стран, имевших интересы на севере, но в 1990 году оно было наконец завершено. В 1990-х годах население страны резко увеличилось в результате изгнания йеменцев из Саудовской Аравии и возвращения йеменцев из Африки.
Исламизация Йемена стала одним из определяющих факторов в его истории. Первые мечети, построенные в Йемене, по сообщениям, некими людьми, посланными самим пророком Мухаммедом, были построены в Сан’а аль-Джанад и около Вади Забид. Эти мечети можно посетить и сегодня. На страну также повлияло разделение мусульманской общины на суннитов и шиитов. Шииты, опора бывшей династии Ядый, составляют большинство в северной части страны, в то время как на юге преобладают последователи суннитской школы шафаитов. Существует также значительная община исмаилитов и ещё меньшее число последователей мусульманского движения Ахмадия, возрождённого в 19 веке.
Ислам считается основной религией Йемена, и исламское право является основой всего законодательства. Немусульманские религии не имеют права на прозелитизм, а йеменским мусульманам не разрешается переходить в другую веру. Хотя правительство предприняло шаги, чтобы предстать перед Западом с открытым лицом, ему противостоят некоторые мусульманские группы, такие как Исламская армия Аден-Абяна, боевое движение, выступающее против присутствия Запада на Ближнем Востоке. В 1990 году лидер этой армии был приговорён к смертной казни за похищение 20 западных туристов в стране.
Иудаизм существовал в Йемене на протяжении многих веков; но затем, в начале пятого века нашей эры, группа йеменцев, химьяриты, решила перейти в иудейскую веру. Она захватила контроль над Южным Йеменом и установила иудаизм в качестве официальной религии. Химьяриты также пытались подавить христианство, которое пришло в страну из Эфиопии. Эфиопы отреагировали на это, и власть химьяритов оказалась недолгой. В 525 году эфиопы захватили Химьяритское царство.
В последующие века евреи в Йемене жили спокойно, хотя часто становились объектом притеснений и гиюра, и создали уникальную еврейскую общину. В середине 20-го века она насчитывала до 50 000 человек. В начале 20-го века начали действовать новые антиеврейские силы. В 1922 году в Йемене был возрождён древний мусульманский закон, который требовал принудительного обращения в ислам всех евреев в возрасте до 12 лет.
В 1947 году Аден стал ареной антиеврейских беспорядков, которые стоили жизни 82 евреям и разрушения многих домов еврейской общины. Продолжающееся давление на общину привело к иммиграции в 1950 году почти всей общины в новое государство Израиль. Сегодня здесь почти не осталось евреев, и нет организованной еврейской религиозной жизни.
Христианство было основано в Йемене эфиопами, но постепенно исчезло в течение первых веков мусульманского правления. Исключением, по-видимому, был остров Сокотра в Аравийском море, где Апостольская католическая Ассирийская церковь Востока (несторианская христианская организация, базирующаяся в Ираке) имела епископство, которое просуществовало вплоть до средневековой эпохи.
Христианство начало своё существование в Йемене в XIX веке, когда в Адене поселился римско-католический священник из ордена сервитов. Работа по всему Аравийскому полуострову выросла до такой степени, что в 1854 году была создана префектура. В 1888 году она стала викариатством и оставалась в Адене до 1974 года, когда её перевели в Абу-Даби, где она и остаётся.
В течение десятилетий после Второй мировой войны католическая работа велась в основном среди экспатриантов, число которых радикально сократилось после изгнания англичан из Адена. Однако в 1973 году правительство Северного Йемена пригласило Миссионеров милосердия (во главе с матерью Терезой) приехать в Ходейду и взять на себя руководство домом для престарелых. Это стало первым из множества благотворительных и медицинских проектов, поддерживаемых и управляемых различными римско-католическими орденами и миссионерскими агентствами.
В то же время Южный Йемен национализировал школы, а все римско-католические миссионеры (за исключением двух священников) были изгнаны. Римско-католическая церковь сохраняет незначительное присутствие в Йемене, но прозелитизм запрещён.
Протестантское присутствие в Йемене восходит к 1885 году, когда Ион Кит-Фалконер, шотландский дворянин, поселился в Адене с мечтой распространить христианство по всей Аравии. Он умер через два года, не сумев приспособиться к климату. Шотландская церковь приняла его миссию, но что более важно, два студента семинарии Реформатской церкви в Америке в Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси, были вдохновлены занять место умершего миссионера.
Джеймс Кантин и Самуэль М. Цвемер организовали Американскую Аравийскую миссию, а затем уехали учиться в языковую школу в Бейруте. Их работе очень помогло принятие их миссии Реформатской церковью, которая выделила средства на несколько больниц. Однако основной работой в Йемене оставалась единственная первоначальная миссия в Адене и больница, открытая впоследствии Шотландской церковью.
В 1961 году шотландская миссия объединилась с Датской миссией, и церковь в Адене стала называться Церковью Южного Йемена, практически единственной общиной йеменцев в стране.
Начиная с 1960-х годов, несколько других групп, особенно Миссионерская группа Красного моря, пытались открыть работу; однако в 1965 году все миссионеры были отозваны из Южного Йемена. Они вернулись в 1968 году, но затем правительство приказало им покинуть страну в 1973 году. Более существенная работа началась с клиники, открытой в 1964 году в Таизе, Северный Йемен, миссионерским отделом Южной баптистской конвенции. В 1968 году клиника переехала в Джубию, и образовалась небольшая церковь, которая в 1992 году насчитывала 92 члена. К 1972 году в стране действовало 15 медицинских миссионеров. Сегодня в Йемене работает более 30 сотрудников Южных баптистов.
Хотя протестанты пытались наладить работу, англикане начали богослужения под руководством капелланов из войск, захвативших Аден в 1839 году. В Адене был создан англиканский приход, который существует до настоящего времени под юрисдикцией далёкой епархии Кипра и Залива Епископальной церкви в Иерусалиме и на Ближнем Востоке.
Кроме того, в Йемене есть очень маленькая община верующих бахаи и несколько практикующих индуистов (из Индии и Пакистана).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?