Юстас читать ~3 мин.
Юстас был популярен в Средние века как среди рыцарского сословия, поскольку сам был воином, так и в целом, как редкий пример женатого святого. Согласно легенде, Юстас, которого первоначально звали Плацид, стал генералом в римской армии при императоре Траяне. Хотя он был состоятельным нехристианином, он и его жена были набожными и благотворительными.
Однажды во время охоты Плацид загнал оленя, который остановился и повернулся, чтобы показать чудесное явление распятого Христа между рогами. Плацид был немедленно обращён в христианскую веру, и впоследствии он и его семья были крещены. Он принял имя Юстас, его жена Теоспис (Теописта) и два их сына Агапет (Агапий) и Теоспит (Теопист).
Христос сказал Юстасу, что ему придётся пройти через многие испытания и стать ещё одним Иовом в этой жизни, прежде чем обрести блаженство в следующей. Его беды вскоре начались. Разорившись из-за чумы и грабежей, Юстас решил отправиться в Египет, и семья отправилась в путь, не имея достаточно денег на проезд. Похотливый капитан корабля взял в уплату Теосписа и оставил Юстаса и его маленьких сыновей на берегу. Когда Юстас переправлял сыновей одного за другим через реку, они были унесены львом и волком соответственно. Полагая, что его семья погибла, Юстас смиренно служил сельскохозяйственным рабочим в течение следующих 15 лет. Однако Теоспис так и не был изнасилован капитаном, и их сыновья тоже были спасены местными жителями.
В конце концов, Юстас был восстановлен на службе в армии и воссоединился с женой и детьми. Но император, теперь уже Адриан, потребовал, чтобы все они принесли жертву Аполлону. Будучи христианами, они категорически отказались, и после того, как их бросили львам, которые чудесным образом стали кроткими, их предали мученической смерти, зажарив в большом бронзовом котле в форме быка. Через три дня их тела были извлечены, чудесным образом целые и невредимые, и с почестями погребены.
Самые ранние определённые свидетельства о Юстасе относятся только к шестому или седьмому веку. Он стал популярен на Востоке – сначала в Грузии, в Каппадокии в X и XI веках, в Греции и на Балканах, а также в Западной Европе. В Риме, где церковь, посвящённая святому Евстафию, существовала по крайней мере уже в восьмом веке и утверждала, что обладает мощами всей семьи, местом обращения Евстафия считалось место на Монте Вультурелла близ Тиволи. Пик его популярности на Западе совпал с крестовыми походами в XII и XIII веках и был особенно заметен на севере Франции. В аббатстве Сен-Дени хранились важные реликвии, а в 1223 году ему была посвящена приходская церковь в Париже.
Однако Юстас был более популярен как объект частного почитания, а не паломничества. Рыцари обращались к нему за помощью и защитой в бою, он также был популярен среди рабочего класса. Он упоминался в гомилиях, проповедях и литургии, а его жизнь вдохновила на создание значительного количества средневековых романов и поэм. Жена и сыновья Юстаса также иногда считались святыми мучениками. Его обращение через охоту на оленя и видение – архетипический образ большой древности – было широко представлено, часто в сочетании с молитвами к святому, а на Востоке считалось, что его изображения обладают апотропейной силой.
Юстас считался покровителем охотников и егерей из-за обстоятельств его обращения, а также считался одним из четырнадцати святых помощников. Почитание Юстаса сошло на нет с начала современного периода. Православная церковь отмечает его праздник 2 ноября, а католическая церковь отмечала его 20 сентября до 1969 года, когда его празднование было прекращено за недостаточной историчностью.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?