Агностицизм читать ~8 мин.
Агностицизм — это философская концепция, согласно которой доказательство или опровержение существования Бога находится за пределами человеческих возможностей. Этот термин ввёл в 1869 году британский биолог Томас Генри Хаксли. Описывая свою позицию, он говорил: “Когда я достиг интеллектуальной зрелости и начал спрашивать себя, являюсь ли я атеистом, теистом или пантеистом… я обнаружил, что чем больше я узнаю и размышляю, тем менее я готов дать ответ. Они (верующие) были совершенно уверены, что… более или менее успешно решили проблему существования; в то время как я был совершенно уверен, что не решил её, и имел довольно сильное убеждение, что эта проблема неразрешима”.
Агностические взгляды
Существует множество позиций в отношении существования Бога. Теисты верят в божество или божеств, а также в единого Бога как творца и верховного правителя Вселенной. Пантеисты отождествляют Божество со всем космосом. Атеисты же отрицают существование Бога. Агностицизм, в свою очередь, определяет Бога как нечто непознаваемое и непостижимое.
Агностики проводят чёткое различие между утверждениями о Вселенной и личными убеждениями. Человек может верить в Бога, но при этом, как агностик, признавать, что с точки зрения науки и разума концепция Бога непознаваема. Поскольку доказать или опровергнуть существование Высшего начала с помощью эмпирических данных невозможно, агностики считают, что и теизм, и атеизм являются необоснованными утверждениями о мире.
Атеизм против агностицизма
Атеисты нередко упрекают агностиков в нерешительности или интеллектуальной робости. С точки зрения многих атеистов, в вопросе о Боге есть только две позиции: вера или неверие — теизм или атеизм. Агностики отвечают, что атеизм подразумевает отрицание существования Бога, а такое отрицание, по их мнению, является логически несостоятельной позицией. Для агностиков доказать несуществование Бога так же невозможно, как и доказать его существование. Поэтому утверждение «Бога нет» не более оправданно, чем утверждение «Бог есть».
Истоки
Термин «агностицизм» происходит от древнегреческого слова `ἄγνωστος` (агностос), что означает «непознаваемый». Он используется для описания позиции, согласно которой невозможно дать определённый ответ на вопрос о существовании Бога.
Хаксли и агностицизм
Хотя религиозные сомнения существовали веками, слово «агностицизм» было предложено лишь в 1869 году английским биологом Томасом Генри Хаксли для описания его собственных взглядов. Хаксли считал, что атеизм предполагает уверенность в несуществовании Бога. Сам он, не имея такой уверенности, не хотел делать категоричных заявлений, полагая, что абсолютная определённость в этом вопросе невозможна. Придумав термин «агностик», Хаксли быстро обнаружил, что его позицию разделяют многие писатели и мыслители в Англии и за её пределами.
Агностицизм до Хаксли
Идеи агностицизма существовали задолго до появления самого термина. Древнегреческий философ Протагор из Абдеры (V век до н.э.) писал: “Что касается богов, то у меня нет возможности узнать, существуют они или нет, или какого они рода”. Примерно в тот же период индийский аскет Санджая Белаттхипутта придерживался взглядов, которые можно считать агностическими.
За поколение до Хаксли феминистка Фрэнсис Райт говорила: “Что касается меня самой, то мои усилия были направлены на то, чтобы выяснить, что я знаю, понять, что можно знать, и увеличить свои знания настолько, насколько это возможно”. Другими словами, достижение такого понимания было для неё продуктивнее, чем размышления о непознаваемых вещах, таких как существование Бога.
На протяжении истории бесчисленное множество людей разделяли агностическую позицию. Можно утверждать, что поскольку большинство людей в той или иной степени испытывают сомнения, даже те, кто твёрдо идентифицирует себя с религией, в определённой мере являются агностиками.
Основы веры
Агностик — это человек, который не утверждает, что знает о существовании бога или богов, и часто считает, что такое знание в принципе недостижимо.
Вопрос определённости
Эту позицию часто неверно истолковывают, полагая, что агностики занимают некую промежуточную позицию «50 на 50» между теизмом и атеизмом. На самом деле, убеждения многих агностиков практически неотличимы от атеистических, но они выбирают этот ярлык, чтобы подчеркнуть отсутствие абсолютной уверенности в своей позиции.
Вклад Рассела
Английский философ Бертран Рассел внёс значительный вклад в разъяснение агностицизма. Он считал, что все мнения должны быть условными, то есть открытыми для изменений, а не догматическими. По мнению Рассела, даже при уверенности в каком-либо утверждении следует сохранять готовность рассмотреть новую информацию, которая может изменить взгляд. Эта интеллектуальная открытость и есть суть агностицизма.
В общении с философами Рассел называл себя агностиком. Однако для широкой публики он выбирал другое определение. Он понимал, что обыватели сочтут его совершенно не определившимся в вопросе о Боге, хотя на самом деле он твёрдо придерживался мнения о его несуществовании. Рассел отмечал, что если он агностик по отношению к христианскому Богу, то он должен быть агностиком и по отношению к Зевсу и другим олимпийским богам, в существование которых он также не верил, но не мог этого доказать. Большинство людей назвали бы себя атеистами по отношению к Зевсу. Поэтому для правильного понимания своей позиции в публичных выступлениях Рассел называл себя атеистом.
Аналогия с чайником
В 1952 году Рассел предложил аналогию для более ясного объяснения своей позиции. Он попросил читателей представить их реакцию, если бы он заявил, что между Землёй и Марсом по орбите вокруг Солнца вращается крошечный фарфоровый чайник, который невозможно разглядеть даже в самые мощные телескопы. Отсутствие опровержения не обязывает верить в существование чайника. Никто не счёл бы его существование достаточно вероятным, чтобы принимать это всерьёз. Для Рассела существование христианского Бога было столь же маловероятным.
Распространение и развитие
Хотя агностические идеи, вероятно, существовали на протяжении всей истории, их распространение было ограничено. Религиозное большинство не поощряло такие взгляды. Лишь в XIX веке агностицизм был признан как особое мировоззрение со своим названием.
Ранний агностицизм
Взгляды греческого философа Протагора (V век до н.э.) являются одним из самых ранних выражений агностических идей на Западе. Его откровенные сочинения в итоге привели к его изгнанию из Афин и сожжению его трудов. Однако труды Протагора продолжали читать и обсуждать даже спустя столетие.
В Средние века в Европе, в период сильной религиозности, даже умеренные агностические взгляды считались нежелательными и опасными.
Более поздние разработки
Понятие агностицизма вновь стало популярным после того, как Томас Генри Хаксли ввёл соответствующий термин в XIX веке. Однако наиболее эффективно развил и распространил эту концепцию философ Бертран Рассел. Он считал, что любые мнения должны быть открыты для пересмотра. По его словам, люди могут считать утверждение истинным и действовать в соответствии с ним, но всегда должны быть готовы к появлению новых доказательств.
Рассел полагал, что человеческий диалог мог бы кардинально измениться, если бы каждый человек после высказывания своего мнения добавлял фразу «конечно, я могу ошибаться». Это позволило бы вести настоящую дискуссию, где стороны могли бы предлагать аргументы, признавая при этом, что некоторая степень сомнения всегда существует.
Современные практики
Поскольку агностицизм — это подход к знанию, а не конкретное убеждение, определить точное число агностиков сложно. Люди с агностическими взглядами часто выбирают для себя другой основной ярлык. Например, христианский агностик — тот, кто верит в христианского Бога, но не претендует на абсолютную уверенность, — скорее назовёт себя христианином, чем агностиком.
Результаты опроса
Американский опрос религиозной идентификации (ARIS) 2008 года подтвердил разрыв между самоидентификацией и реальными убеждениями. Хотя менее 1% респондентов в США назвали себя агностиками, 10% заявили, что не уверены в существовании Бога или считают его непознаваемым. К 2020 году, по данным Pew Research Center, доля агностиков составила 5%. Многочисленные опросы показывают, что люди всех вероисповеданий всё чаще придерживаются агностических взглядов.
Шкала убеждений Докинза
Биолог Ричард Докинз в своей книге 2006 года «Бог как иллюзия» внёс вклад в популяризацию агностицизма. Он создал семибалльную шкалу убеждений, чтобы помочь читателям понять, как атеист может быть агностиком и наоборот.
«1» по шкале Докинза означает абсолютную уверенность в существовании Бога. «7» на другом конце шкалы — это уверенность в том, что Бога не существует. «2» означает высокую вероятность существования Бога, но без полной уверенности, а «6» — высокую вероятность того, что Бога нет. Сам Докинз, один из самых известных атеистов современности, определяет себя как «6» по этой шкале. Тем самым он развивает идею Бертрана Рассела о том, что атеизм и агностицизм могут сосуществовать в одном человеке.
Независимо от популярности самого термина, агностицизм как подход к знанию набирает силу в XXI веке. Снижение показателей библейского буквализма с 38% в 1976 году до 24% в 2017 году, по данным Gallup, свидетельствует об отходе от догматического мышления. Общий рост числа людей, не относящих себя к какой-либо религии, также указывает на вероятное усиление позиций агностицизма в будущем.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Агностицизм, как интеллектуальная позиция, действительно представляет интересную философскую точку зрения в отношении вопроса о существовании Бога. В статье описывается, как британский биолог Томас Генри Хаксли в 1869 году сформулировал это понятие и как он выразил свое непонимание в отношении теизма и атеизма.
Агностицизм действительно подчеркивает невозможность окончательного доказательства или опровержения существования Бога с использованием эмпирических методов или дедуктивных аргументов. Эта философская позиция ставит акцент на ограничениях человеческого знания и способности понять абсолютную реальность.
Важно также отметить, что агностицизм не только касается вопроса о существовании Бога, но и может применяться к другим аспектам человеческого знания, где существуют ограничения в доступе к определенным знаниям или пониманию. Агностики, таким образом, подчеркивают скромность нашего знания и оставляют дверь для дальнейших исследований и размышлений.
В данной статье также правильно указано, что атеисты и агностики иногда встают в оппозицию друг другу, и это часто связано с толкованием терминов. Атеисты утверждают, что агностики в некотором смысле уклоняются от ясного ответа на вопрос о вере в Бога, в то время как агностики утверждают, что их позиция более осторожна и учитывает ограничения человеческого знания.
Исторически, агностицизм оказал влияние на философию и культуру, а также стал частью обсуждения в религиозных и атеистических дебатах. Эта философская позиция остается актуальной и спорной и в современном обществе.
Комментирование недоступно Почему?