Буддизм читать ~13 мин.
Сегодня около 400 миллионов буддистов могут оглянуться назад на 2500 лет истории, которая характеризовалась разнообразным развитием и широким спектром культурных проявлений. Хотя различные традиции делают акцент на конкретных концепциях, практиках и образе жизни, все буддисты восходят к трём фундаментальным принципам: Будда, Учение и Порядок. Эти принципы называют «Тремя драгоценностями» или «жемчужинами буддизма».
Сиддхартха становится Буддой
Учёные считают, что время жизни исторического Будды охватывает 448 и 368 годы до нашей эры. Имя Будда – это почётный титул, означающий «Пробуждённый». Сиддхартха Гаутама родился в царской семье в одном из районов северной Индии (в Лумбини, ныне южный Непал) и провёл своё детство и юность в роскоши. Когда он покинул защищённый мир дворцов, «четыре достопримечательности» вызвали серьёзные перемены в его жизни.
29-летний юноша увидел согбенного годами старика, больного, опалённого лихорадкой, труп, за которым шли плакальщики, и аскета (того, кто строго избегал физических удовольствий). Осознав быстротечность жизни, Сиддхартха покинул дворец и стал странствующим монахом. В возрасте 35 лет, медитируя под деревом Бодхи, Сиддхартха достиг просветления и узнал, как избежать повторяющегося цикла рождения, старения, смерти и перерождения.
Пробуждённый
С тех пор бездомного аскета стали называть Буддой, Просветлённым или Пробуждённым. Будда распространял свои прозрения в течение 45 лет в северной Индии, где он основал орден монахов и монахинь. Будда не назначил преемника. Именно его учение стало его преемником после «угасания» его физической смерти.
Происхождение
Буддизм – это религия и философия, охватывающая множество духовных практик, верований и традиций, в основном основанных на учении Сиддхартхи Гаутамы, известного как Будда («Пробуждённый»), родившегося около 563 года до нашей эры. Буддизм зародился приблизительно в шестом веке до нашей эры в районе реки Ганг на северо-востоке Индии и юге Непала.
Цикл рождения и перерождения
Буддисты рассматривают мир как постоянный поток, в котором участвует все сущее. Этот процесс приводится в движение кармой, силой, которая продвигает все существа через бесчисленные жизни – все живые существа постоянно рождаются, живут, умирают и перерождаются. Этот бесконечный цикл жизни, смерти и перерождения стал известен как самсара – система верований, лежащая в основе буддизма.
Рождение Будды (его последнее рождение) под именем Сиддхартха Гаутама произошло в регионе на границе Индии и южного Непала. Его отец был королём этого региона, что делало Сиддхартху членом королевской касты воинов, а значит, ему было суждено править своими подданными, как это делал его отец.
Согласно обычаю, его мать возвращалась в дом своих предков, чтобы родить ребёнка, когда проходила через парк под названием Лумбини. Там у неё начались схватки, когда она стояла под деревом, и она родила сына.
Рождение Будды
Некоторые рассказывают о таинственном свете, озарившем мир, пока боги присутствовали при родах, и о чудесном потоке воды, спустившемся с неба, чтобы омыть ребёнка. Младенец тут же встал, прошёл семь шагов, осмотрел все направления и объявил, что это будет его последнее перерождение.
Легенда гласит, что Сиддхартха в молодости ехал на своей колеснице, когда увидел дряхлого старика, смертельно больного человека, труп, который грузили на погребальный костёр для кремации, и монаха, спокойного и тихого в своей жёлтой рясе. Внезапно потрясённый Сиддхартха понял, что в основе человеческого существования лежит страдание. Он понял, что больше не может жить так, как его воспитали; он должен разгадать загадку страдания и постоянного перерождения.
Сиддхартха становится Буддой
Он сбросил свои княжеские одежды, остриг волосы и ушёл в лес, чтобы странствовать и искать святой жизни. Он стал аскетом – тем, кто следует строгому, простому образу жизни как пути к духовной дисциплине. Но Сиддхартха хотел найти «срединный путь» между наслаждением и страданием.
Решив найти этот средний путь, Сиддхартха сел под деревом Бодхи, которое сейчас называют «деревом просветления». Он поклялся не подниматься, пока не проникнет в глубины бытия.
Проходя через все более глубокие состояния сознания, Сиддхартха рассмотрел все свои прежние жизни, получив глубокое знание о существовании во всех его формах. На основе этих знаний он начал понимать цикл перерождений и страданий и путь к устранению страданий.
Наконец, на рассвете Сиддхартха вышел из тьмы невежества к полному просветлению. В возрасте 35 лет он познал окончательную истину, достигнув нирваны, состояния за пределами страданий. Он больше не был Сиддхартхой Гаутамой – он был Буддой.
Пробуждение
Согласно традиции, пробуждение Будды преобразило его и заметно изменило. Одна история гласит, что проходящий мимо аскет, заметив его ауру святости, спросил его, является ли он богом. Будда ответил, что он не человек и не бог, а нечто совершенно иное: существо, недоступное страданиям. Вскоре после этого Будда произнёс свою первую проповедь, в которой изложил своё видение пути к просветлению.
Основы веры
Сегодня существует три основные ветви буддийской веры: Буддизм Тхеравада, самая древняя ветвь, которая возникла благодаря Будде (урождённому Сиддхартхе Гаутаме) в Индии; Буддизм Махаяна, который преобладает в Восточной Азии и Центральной Азии; и Буддизм Ваджраяна, практикуемый в гималайском регионе Тибета.
Бесконечный цикл
За несколько веков до возникновения буддизма Индийский субконтинент находился под властью ариев – воинственного общества, жрецы которого назывались браминами. Брамины, хранители верований древней ведической эпохи, рассматривали мир как постоянный поток, в котором участвует все сущее.
Этот процесс приводился в движение «действием» (кармой), силой, которая двигала все существа через бесчисленные жизни – все живые существа постоянно рождаются, живут, умирают и возрождаются. Этот бесконечный цикл жизни, смерти и перерождения позже был известен как самсара – система верований, лежащая в основе буддизма.
Сначала Будда не решался учить тому, что он открыл в своём духовном пробуждении, потому что считал, что слова не смогут передать всю истину. В конце концов, он все-таки начал учить, но всегда утверждал, что некоторые аспекты его учения (например, состояние за пределами страданий, нирвана) недоступны языку.
Буддийские тексты
Тем не менее, несколько основных текстов составляют основу буддизма. Ключевое собрание буддийских текстов известно как Трипитака (Три корзины). Этот термин происходит от поверья, что тексты были написаны на пальмовых листьях, сшитых вместе нитками, и хранились в трёх корзинах. Тексты одинакового характера помещались в одну корзину, а разные тексты – в другие корзины.
К основным буддийским текстам относится Виная (Дисциплина). В эту корзину входят тексты о личной и общественной морали, правила, регулирующие деятельность всей буддийской общины (сангхи), правила монашеских орденов и наказания за нарушение этих правил. Наиболее важной частью Винайи является Дисциплинарный кодекс – свод правил, охватывающий все аспекты монашеской жизни и призванный способствовать мирному, упорядоченному образу поведения, необходимому для достижения нирваны – буддийского состояния совершенного покоя и освобождения от всех страданий.
Другой формой буддийских текстов являются сутры (рассуждения). Эти тексты, возможно, наиболее близки к оригинальному учению Будды. Сутры объясняют учение Будды с помощью историй, иллюстраций и анекдотов. Часто произносимые в ответ на конкретные вопросы и обращённые к конкретной аудитории, сутры не излагают философию, а служат для объяснения жизни Будды. Раздел «Сутры» – самый известный и, безусловно, самый большой из трёх корзин Трипитаки.
Дальнейшее учение Будды
Абхидхарма (Дальнейшее учение), возможно, самая противоречивая из трёх корзин. Тексты Абхидхармы пытаются создать системы из учений, содержащихся в Сутрах.
Абхидхарма, возможно, возникла из необходимости объяснять и защищать буддийские учения и постепенно расширялась с течением времени. Многие тексты Абхидхармы уточняют учение Будды о долге человека. Типичные темы Абхидхармы включают восприятие, психологию буддийской практики и психические состояния, возникающие в определённых ситуациях.
Сегодня существует три полных версии буддийских текстов – палийская/индийский субконтинент, китайская и тибетская. Каждая из этих версий связана с одной из трёх основных ветвей буддизма: Буддизм Тхеравада в Южной Азии и Юго-Восточной Азии, Махаяна в Восточной Азии и Ваджраяна в Тибете.
Распространение и развитие
Из-за своего распространения по всей Азии буддизм использует множество языков (таких как санскрит, пали, китайский, японский, тибетский и другие) и использует понятия, которые трудно перевести на английский язык. Начало этому понятию положил Будда (урождённый Сиддхартха Гаутама), который считал, что словами невозможно объяснить природу Вселенной. Его упорство в этом вопросе привело к тому, что буддисты считают, что язык хорошо подходит для простой, повседневной жизни, но не может выразить конечную природу реальности.
Учение Будды
Тем не менее, слова и тексты всегда были важны в буддизме. При жизни Будда велел своим последователям проповедовать дхарму (учение Будды) на любом языке. Хотя слова не могли охватить сердце буддизма, они были необходимы, чтобы передать основные истины и направить ищущих на правильный путь. Незадолго до своей физической смерти (где-то между 483 и 400 гг. до н.э.) Будда сказал своим последователям, чтобы они с этого момента использовали дхарму в качестве своего учителя. Именно в свете этого повеления монашеская община начала регулярно собираться для чтения учения и таким образом поддерживать свою общую связь. Для всех намерений и целей, учение было Буддой, поскольку он определил своих последователей как буддийскую общину – сангху, которой доверил свод знаний и практик, ведущих к полному пробуждению.
Рост Сангхи
Как и другие религиозные движения на протяжении истории, буддизм не умер вместе со своим основателем. Действительно, сангха продолжала расти, сохраняя память о Будде и его учениях, которые начали распространяться по Южной Азии, Юго-Восточной Азии и Восточной Азии.
Хотя подробности ранней истории буддизма отрывочны, традиция гласит, что сразу после смерти Будды в Раджаграхе (Индия) был созван великий совет. На этом совете присутствовали 500 монахов, которые сформулировали авторитетный свод текстов и свод правил, регулирующих монашескую жизнь.
Буддийский король
Буддизм получил наибольший толчок в развитии в третьем веке до нашей эры во время правления царя Асоки (иногда пишут Ашока), монарха древнеиндийской империи Маурья. Асока обратился в буддизм после кровопролитной завоевательной войны в 260 году до нашей эры. Резня на поле боя настолько ужаснула его, что он отказался от своей воинственной политики, поклявшись управлять и защищать своих подданных в соответствии с буддийским учением о мире и гармонии.
При поддержке Асоки буддизм охватил большую часть Индийского субконтинента, став одной из первых мировых религий. Асока пропагандировал все моральные и религиозные устои жизни (буддийские или иные), поощрял добродетель среди своих подданных и открывал различные общественные работы (колодцы и дома отдыха для путешественников, больницы и т.д.).
Он воздвиг святыни и памятные столбы по всей своей империи, которая в итоге простиралась за пределы нынешнего Пакистана и современного Афганистана. Преданность Асоки буддизму привела к тому, что он председательствовал на Третьем Соборе в Паталипутре и отправил буддийских миссионеров в Юго-Восточную и Центральную Азию, Сирию, Египет и даже Македонию, часть древнегреческого мира.
Мировая религия
Благодаря поддержке и преданности Асоки буддизм превратился в одну из первых мировых религий. На протяжении веков большая часть Азии попала под влияние буддизма. В основном буддизм распространялся через миссионеров, которых посылали буддийские правители, но вера также распространялась купцами и торговцами.
В течение многих веков после правления Асоки буддизм продолжал процветать в Индии и близлежащих регионах под влиянием различных царских покровителей, и при их поддержке были возведены многочисленные буддийские университеты, храмы и памятники.
Многие значительные события в распространении буддизма стали результатом его взаимодействия с культурой Юго-Восточной Азии и Китая. Буддизм появился в Китае в первом веке нашей эры, будучи завезённым в Китай иностранными купцами и миссионерами из Центральной Азии.
Современные практики
В начале 20-го века почти вся Азия была буддистской, и на неё приходилось около 30% населения мира. Однако с тех пор процент буддистов во всем мире уменьшился, что в значительной степени стало результатом политического и экономического подъёма Запада и сокращения древних традиционных обществ во всем мире. Эти обстоятельства вызвали сложную серию социальных изменений, вызванных наукой, технологиями и распространением капитализма, которые способствовали формированию все более недуховного мировоззрения у многих людей в мире.
Разновидности буддизма сегодня
Число буддистов во всем мире в настоящее время оценивается примерно в 507 миллионов человек. Таким образом, 6%-7% современного населения мира исповедуют буддизм. Наибольшая концентрация буддистов наблюдается в Южной и Восточной Азии, но буддисты также проживают в Латинской Америке, Европе и Северной Америке, а также в бывших советских республиках.
По данным Pew Research Center, из трёх основных ветвей буддизма – Тхеравады, Махаяны и Ваджраяны – буддизм Махаяны считается самым большим, поскольку он широко распространён в Китае, Японии, Южной Корее и Вьетнаме – странах с большим буддийским населением.
Буддизм тхеравады – вторая по величине ветвь в мире, его последователи есть в Мьянме, Камбодже, Лаосе, Шри-Ланке и Таиланде.
Буддизм Ваджраяны, считающийся самой маленькой из трёх ветвей буддизма, практикуется в Тибете, Непале, Бутане и Монголии.
Буддизм в цифрах
Почти все современные буддисты – около 98% – по-прежнему проживают в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Только в двух других регионах – Северной Америке (3,9 миллиона, или 1% населения) и Европе (1,3 миллиона, или 0,2%) – насчитывается более 1 миллиона буддистов. Хотя Азиатско-Тихоокеанский регион, по прогнозам, останется домом для большинства буддистов в мире, к 2050 году прогнозируется рост буддийского населения Северной Америки, Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. Более того, в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, где прогнозируется наибольший рост (в процентах от населения региона), численность буддистов удвоится, в основном за счёт иммиграции.
Десять стран с самым большим буддийским населением сегодня находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Около 50% всех буддистов мира проживает в Китае, а за пределами Китая наибольшее количество буддистов проживает в Таиланде, Японии, Мьянме, Шри-Ланке, Вьетнаме, Камбодже, Южной Корее, Индии и Малайзии.
Внешняя реформа и внутренняя трансформация
Многие современные буддисты стали выражать идеалы сострадания и равенства, выступая за политические реформы по всему миру, это движение называется «вовлечённый буддизм». Хотя такой буддийский активизм напоминает многие нерелигиозные прогрессивные движения, привлечённый буддизм уникален тем, что в нём делается акцент на внимательности, взаимозависимости и связи внешних реформ с внутренней трансформацией.
Женщины-буддистки долгое время находились в подчинённом положении по отношению к мужчинам, и им даже было отказано в полном доступе к монашескому обучению. Однако эта ситуация меняется. Запад возглавил усилия по возвышению женщин, поскольку там меньше культурных ограничений на продвижение женщин, чем во многих азиатских обществах.
И движения за повышение статуса женщин добились значительных успехов в традиционно буддийских странах. В Тайване и Корее женщины занимают видные руководящие посты в сангхе (буддийской общине), а более 80% членов «Чиджи» (или «Цзы Чи»), тайваньской организации помощи буддистам, составляют женщины.
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Традиционные религии
- Религиозные гравюры XVIII – ХХ века из коллекции Русского музея
- Обручальные кольца — дань традиции
- В музее истории религии открыта выставка иллюстраций к библии, выполненных художником Хе Ки
- Культура и религия древней Аравии
- Кельтская культура: характеристики изобразительного искусства, языка, религии
- Смогут ли ужиться наука и религия?
- Ганс Мемлинг: фламандский религиозный художник
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Этот текст представляет краткий обзор основных событий и концепций в истории буддизма. Буддизм действительно имеет богатую историю, охватывающую множество культурных и философских проявлений, а также разнообразные традиции и верования. В дополнение к информации, представленной в тексте, можно добавить следующее:
1. Уточнение исторического контекста: Буддизм возник в шестом веке до нашей эры в Индии, в период, когда на Индийском субконтиненте преобладало арийское общество, с браминами в роли жрецов. Появление Будды и его учение представляют собой важное событие в контексте религиозных и философских движений той эпохи.
2. Распространение буддизма: Статья могла бы также упомянуть, как буддизм распространился в разные регионы Азии, включая Восточную и Центральную Азию, где сформировались различные школы и традиции буддизма, такие как Махаяна и Ваджраяна.
3. Карма и самсара: В тексте кратко описаны основные концепции кармы и самсары, но можно добавить, что эти понятия играют центральную роль в буддизме. Карма – это закон причинности, а самсара – бесконечный цикл рождения, смерти и перерождения, который буддисты стремятся преодолеть.
4. Учение Будды: Подробнее можно рассказать о фундаментальных учениях Будды, включая Четыре Правды (Правда о Страдании, Правда о Происхождении Страдания, Правда о Прекращении Страдания и Правда о Пути) и Ошьюждение Восьми Средств, которые являются основой буддийской практики.
5. Разные направления буддизма: Важно отметить разнообразие направлений буддизма, такие как Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна, каждое из которых имеет свои особенности и учения.
Комментирование недоступно Почему?