Буддизм читать ~7 мин.
Сегодня около 500 миллионов буддистов могут оглянуться назад на 2500 лет истории, которая характеризуется разнообразным развитием и широким спектром культурных проявлений. Хотя различные традиции делают акцент на конкретных концепциях и практиках, все они восходят к трём фундаментальным основам: Будде (Просветлённому Учителю), Дхарме (его Учению) и Сангхе (Общине). Эти принципы называют «Тремя драгоценностями» буддизма.
Сиддхартха Гаутама: Путь к Просветлению
Даты жизни исторического Будды являются предметом научных дискуссий. Традиционно его рождение относят примерно к 563 году до н.э., а смерть — к 483 году до н.э., однако современные исследования предлагают и другие датировки, вплоть до 400 года до н.э. Имя Будда — это почётный титул, означающий «Пробуждённый».
Сиддхартха Гаутама родился в царской семье в Лумбини (ныне южный Непал) и провёл детство и юность в роскоши. Его отец был правителем небольшого государства. Согласно преданию, мать Сиддхартхи родила его в парке, стоя под деревом. Младенец сразу встал на ноги, сделал семь шагов и объявил, что это будет его последнее перерождение.
Отец оберегал сына от невзгод мира. Однако, когда 29-летний Сиддхартха покинул дворец, четыре встречи изменили его жизнь. Он увидел старика, больного человека и похоронную процессию. Эти картины открыли ему глаза на неизбежность страданий, старости и смерти. Затем он встретил аскета — странствующего отшельника, чей облик излучал покой. Осознав быстротечность жизни, Сиддхартха покинул семью и дворец и стал странствующим монахом в поисках избавления от страданий.
Он сбросил княжеские одежды, остриг волосы и ушёл в лес. Несколько лет он практиковал суровый аскетизм, но понял, что крайнее самоистязание так же бессмысленно, как и жизнь в роскоши. Он искал «срединный путь». В возрасте 35 лет, медитируя под деревом Бодхи (позже названным «деревом просветления»), Сиддхартха достиг пробуждения. Он познал природу бытия, понял причины страданий и нашёл путь к их прекращению, достигнув нирваны — состояния за пределами страданий. С этого момента он стал Буддой.
Пробуждённый
После пробуждения Будда в течение 45 лет проповедовал своё учение в северной Индии, где основал общину монахов и монахинь (сангху). Будда не назначил преемника. Он завещал, чтобы после его ухода Учение (Дхарма) стало наставником для его последователей. Его уход из жизни называют паринирваной — «окончательным угасанием» без последующего перерождения.
Происхождение и основы учения
Буддизм — это религия и философия, охватывающая множество духовных практик и верований, основанных на учении Сиддхартхи Гаутамы. Учение зародилось примерно в V веке до нашей эры в районе реки Ганг на северо-востоке Индии.
Цикл рождения и перерождения
Буддизм унаследовал из более ранних индийских верований представления о мире как о постоянном потоке. Все живые существа включены в этот процесс, движимый кармой — силой их деяний. Карма заставляет существа проходить через бесчисленные жизни, постоянно рождаясь, умирая и перерождаясь. Этот бесконечный цикл известен как сансара и является одной из центральных идей буддизма.
Сначала Будда не решался учить тому, что открыл, полагая, что слова не способны передать всю полноту истины. В конце концов он начал проповедовать, но всегда подчёркивал, что некоторые аспекты его учения, например состояние нирваны, находятся за пределами языка.
Буддийские тексты
Несколько основных собраний текстов составляют основу буддизма. Ключевым является канон «Трипитака» («Три корзины»). Название происходит от того, что тексты, написанные на пальмовых листьях, хранились в трёх корзинах, сгруппированные по темам. Сегодня существует три полные версии «Трипитаки»: палийская, китайская и тибетская.
К основным текстам относится «Виная-питака» (Корзина дисциплины). В неё входят правила, регулирующие жизнь буддийской общины (сангхи), и кодекс поведения для монахов и монахинь, необходимый для достижения нирваны.
Другая часть канона — «Сутра-питака» (Корзина поучений). Эти тексты наиболее близки к оригинальному учению Будды. Сутры объясняют его с помощью историй и притч, часто в форме ответов на конкретные вопросы. Это самый объёмный раздел «Трипитаки».
Дальнейшее учение
Третья часть — «Абхидхарма-питака» (Корзина высшего учения). Тексты «Абхидхармы» систематизируют учение, изложенное в сутрах. Вероятно, они возникли из необходимости разъяснять и защищать буддийские доктрины. Типичные темы «Абхидхармы» включают психологию, теорию восприятия и анализ психических состояний.
Существует три основные ветви буддийской веры: буддизм Тхеравада (старейшая ветвь, распространена в Южной и Юго-Восточной Азии), буддизм Махаяна (преобладает в Восточной и Центральной Азии) и буддизм Ваджраяна (практикуется в гималайском регионе).
Распространение и развитие
Из-за своего распространения по всей Азии буддизм использует множество языков (санскрит, пали, китайский, тибетский и другие). Сам Будда считал, что слова не могут выразить конечную природу реальности, но необходимы, чтобы направить ищущих на верный путь. Он велел своим последователям проповедовать Дхарму на местных языках.
Рост Сангхи
После паринирваны Будды его учение не исчезло. Сангха продолжала расти, сохраняя память о нём и распространяя его идеи. Традиция гласит, что сразу после смерти Будды в Раджагрихе (Индия) состоялся первый буддийский собор. На нём 500 монахов утвердили свод священных текстов и правила монашеской жизни.
Царь-покровитель
Наибольший толчок в развитии буддизм получил в III веке до н.э. во время правления царя Ашоки, монарха древнеиндийской империи Маурьев. После кровопролитной войны в 260 году до н.э. Ашока принял буддизм. Ужаснувшись резне на поле боя, он отказался от завоевательной политики и поклялся править в соответствии с буддийским учением о мире и гармонии.
При поддержке Ашоки буддизм распространился по всему Индийскому субконтиненту. Царь поощрял добродетель, строил больницы, колодцы и дома отдыха для путешественников. Он воздвиг ступы и памятные колонны по всей своей империи, простиравшейся до современных Пакистана и Афганистана. Ашока отправил буддийских миссионеров в Юго-Восточную и Центральную Азию, а также в Сирию, Египет и Македонию.
Мировая религия
Благодаря Ашоке буддизм стал одной из первых мировых религий. В последующие века он продолжал процветать в Индии и за её пределами при поддержке царских покровителей. Были возведены многочисленные буддийские университеты, храмы и памятники. Учение распространялось не только через миссионеров, но и благодаря торговцам. В Китай буддизм пришёл в I веке н.э. вместе с купцами из Центральной Азии.
Современные практики
В начале XX века буддизм был одной из ведущих религий во многих частях Азии. Однако с тех пор процент буддистов в мире несколько снизился. Это связывают с политическим и экономическим подъёмом Запада, а также с распространением технологий и секулярных мировоззрений.
Разновидности буддизма сегодня
Число буддистов в мире сегодня оценивается примерно в 507 миллионов человек, что составляет 6–7% населения планеты. Наибольшая их концентрация наблюдается в Южной и Восточной Азии, но общины существуют также в Латинской Америке, Европе, Северной Америке и странах бывшего СССР.
По данным Pew Research Center, самой крупной из трёх основных ветвей является Махаяна, так как она распространена в Китае, Японии, Южной Корее и Вьетнаме — странах с большим буддийским населением.
Буддизм Тхеравады — вторая по величине ветвь. Его последователи живут в Мьянме, Камбодже, Лаосе, Шри-Ланке и Таиланде.
Буддизм Ваджраяны, самая малая из трёх ветвей, практикуется в Тибете, Непале, Бутане и Монголии.
Буддизм в цифрах
Около 98% всех современных буддистов проживают в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Приблизительно половина из них живёт в Китае. За пределами Китая наибольшее число буддистов находится в Таиланде, Японии, Мьянме, Шри-Ланке, Вьетнаме, Камбодже, Южной Корее, Индии и Малайзии.
В Северной Америке проживает около 3,9 миллиона буддистов (1% населения региона), а в Европе — 1,3 миллиона (0,2%). Прогнозируется, что буддийское население в этих регионах, а также на Ближнем Востоке и в Северной Африке будет расти, в основном за счёт иммиграции.
Внешняя реформа и внутренняя трансформация
Многие современные буддисты выражают идеалы сострадания и равенства через участие в движениях за политические реформы. Это явление получило название «вовлечённый буддизм». Его уникальность заключается в акценте на осознанности и связи внешних реформ с внутренней духовной трансформацией.
Исторически женщины-буддистки часто занимали подчинённое положение. Однако эта ситуация меняется. На Западе, где культурных ограничений меньше, женщины играют всё более заметную роль. Движения за повышение статуса женщин добились успехов и в традиционно буддийских странах. В Тайване и Корее женщины занимают руководящие посты в сангхе, а более 80% членов тайваньской благотворительной организации «Цзы Чи» — женщины.
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Тхеравада
- Традиционные религии
- Религиозные гравюры XVIII – ХХ века из коллекции Русского музея
- Обручальные кольца — дань традиции
- В музее истории религии открыта выставка иллюстраций к библии, выполненных художником Хе Ки
- Культура и религия древней Аравии
- Роль миниатюр в средневековой литературе и религии
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Этот текст представляет краткий обзор основных событий и концепций в истории буддизма. Буддизм действительно имеет богатую историю, охватывающую множество культурных и философских проявлений, а также разнообразные традиции и верования. В дополнение к информации, представленной в тексте, можно добавить следующее:
Уточнение исторического контекста: Буддизм возник в шестом веке до нашей эры в Индии, в период, когда на Индийском субконтиненте преобладало арийское общество, с браминами в роли жрецов. Появление Будды и его учение представляют собой важное событие в контексте религиозных и философских движений той эпохи.
Распространение буддизма: Статья могла бы также упомянуть, как буддизм распространился в разные регионы Азии, включая Восточную и Центральную Азию, где сформировались различные школы и традиции буддизма, такие как Махаяна и Ваджраяна.
Карма и самсара: В тексте кратко описаны основные концепции кармы и самсары, но можно добавить, что эти понятия играют центральную роль в буддизме. Карма – это закон причинности, а самсара – бесконечный цикл рождения, смерти и перерождения, который буддисты стремятся преодолеть.
Учение Будды: Подробнее можно рассказать о фундаментальных учениях Будды, включая Четыре Правды (Правда о Страдании, Правда о Происхождении Страдания, Правда о Прекращении Страдания и Правда о Пути) и Ошьюждение Восьми Средств, которые являются основой буддийской практики.
Разные направления буддизма: Важно отметить разнообразие направлений буддизма, такие как Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна, каждое из которых имеет свои особенности и учения.
Комментирование недоступно Почему?