Джайнизм читать ~9 мин.
Джайнизм обычно рассматривается как реакция на руководство индуистской общиной элитной кастой браминов в шестом веке до нашей эры. Название «джайны» происходит от «джина» (победа), что является ссылкой на основателя религии Махавиру, которого называли «Победителем», поскольку он победил свои мирские страсти. Джайны – это ученики Махавиры.
Раннее развитие
Многие джайны указывают на родословную 24 святых и духовных учителей – тиртханикаров. История джайнизма начинается с Парсвы, сына правителя Бенареса, Индия. На 30-м году жизни он отрёкся от царской жизни и стал аскетом. Он странствовал по Индии и, когда к нему приходили ученики, излагал жизнь, основанную на четырёх обетах – не лишать жизни, не лгать, не красть и не владеть собственностью.
Парсву сменил Махавира, представитель касты воинов. На протяжении большей части своей жизни в качестве джайна он жил без одежды, что считалось видимым знаком его отречения от мирских благ. Проведя около 12 лет в аскезе, он достиг состояния реализации, известного как кевал-джнана, которое считается совершенным восприятием, знанием, силой и блаженством. Следующие 30 лет он провёл, проповедуя людям из всех слоёв общества. Махавира объединил своих последователей в монахов (садху), монахинь (садхви), мирян (шравак) и мирянок (шравика).
Около 300 года до н.э. джайнизм разделился на две основные общины – Светамбары (носящие белые одежды) и Дигамбары (без одежды) – и с течением веков каждая из них разделилась на ряд подсект.
Верования джайнов
Для джайнов цель человеческой жизни – позволить душе достичь нирваны, или состояния мокши (освобождения), где она может пребывать в состоянии вечного блаженства и покоя. Обычно в конце жизни человек попадает в мрачное место, где его наказывают за различные проступки.
Джайнское понимание цели жизни привело к тому, что этика имеет первостепенное значение в жизни человека. Джайны – вегетарианцы и не употребляют даже яиц. Они воздерживаются от любых занятий, связанных с уничтожением живых существ; избегают даже земледелия, которое может причинить вред живым существам в процессе вспашки и посадки. Более приемлемы бизнес и учёность. Монашеская жизнь является наиболее предпочтительной».
Происхождение
Джайнизм – одна из великих традиционных религий Индии. Джайны существуют в Индии уже более 2 500 лет.
Духовные учителя
Согласно джайнской традиции, Махавира не был первым джайнским учителем и, следовательно, не является фактическим основателем джайнизма, за исключением его последней исторической формы. Традиция гласит, что джайнизм существовал задолго до того, как была записана история. За огромный период времени последовательно появились 24 духовных учителя, называемых тиртханкарами (буквально «Создатели переправы через реку»). Тиртханкары – это те, кто помогает другим пересечь метафорическую «реку» страданий, вызванных вечным рождением, смертью и перерождением (самсара).
Учёные придерживаются другой точки зрения, считая, что джайнизм на самом деле зародился в шестом веке до нашей эры в северо-восточной Индии. По одной из версий, Махавира жил примерно с 499 по 427 год до нашей эры. Считается, что предшественник Махавиры, известный как Паршва Натха, процветал между 850 и 750 годами до нашей эры. Учения Махавиры и Паршва Натха обобщены в двух важных джайнских писаниях: «Акаранга-сутра» и «Кальпа-сутра», которые датируются примерно 300 годом до нашей эры.
Отличительные знаки
Отличительной чертой джайнизма является его доктрина ненасилия, известная под санскритским словом ахимса (буквально «не причинение вреда» или «непричинение вреда»). Популярная джайнская фраза звучит следующим образом: «Невредительство – это высший этический принцип».
Джайнизм – это «этническая» религия. Другими словами, джайном нужно родиться. Поэтому джайнизм не ищет новообращённых. Тем не менее, некоторые джайны активно пропагандируют некоторые свои идеи и идеалы, которые завоевали широкое уважение и признание.
Основы веры
Джайнизм – это нетеистическая религия. Однако джайны верят, что во вселенной есть небесные царства, населённые освобождёнными «богоподобными» душами. Стать одним из этих просветлённых существ – цель джайнов.
Основные принципы
Три драгоценности» (руководящие принципы) джайнизма – это:
❶ правильное видение;
❷ правильное знание; и
❸ правильное поведение.
Джайны-миряне обычно дают «малые обеты», а джайны-аскеты – «великие обеты». Махавира учил «пяти великим обетам»:
❶ «ненанесение вреда» (ахимса);
❷ «говорить правду» (сатья);
❸ «не воровать» (астея);
❹ ритуальное «безбрачие» (брахмачарья); и
❺ «непривязанность» (апариграха) к имуществу, людям и местам. Из этих обетов наиболее важен ахимса, который рассматривается как сознательное сострадание ко всем живым существам, и считается всеобъемлющей добродетелью, из которой проистекают все остальные добродетели.
Аскеты
Джайнизм поощряет жизнь, посвящённую аскетизму для своих монахов и монахинь, и жизнь постепенного аскетизма для мирян. Миряне поддерживают джайнов-аскетов как религиозный долг.
Монах Светамбара может иметь немного имущества: чистую белую одежду, чашу для прошения, метлу, чтобы сметать насекомых со своего пути, а также книги и письменные принадлежности. В отличие от них, монахам Дигамбары не разрешается иметь никакого имущества.
Существуют аскетические практики и для джайнских мирян. Эти мирские дисциплины созданы по образцу монашеских практик, которые ведут к 11 этапам постепенного отречения и отрешённости:
❶ придерживаться правильных взглядов;
❷ принимать обеты;
❸ практиковать медитацию;
❹ поститься в определённые священные дни;
❺ принимать чистую пищу и питье;
❻ воздерживаться от половой жизни по дням;
❼ полностью отказаться от секса;
❽ прекратить домашнюю деятельность;
❾ отказаться от имущества;
❿ оставить жизнь домохозяина; и
⓫ отказаться от всех связей со своей семьей.
Освобождение души
Джайнизм учит, что жизнь – это страдание. Высшим идеалом джайнизма является «освобождение» (мокша), которое представляет собой выход души из бесконечного цикла рождения, смерти и перерождения. В джайнизме только аскетизм является путём к освобождению. Это предполагает постепенное отстранение от себя, общества, желаний и имущества. Когда душа достигает освобождённого состояния, она может стать всеведущим (всезнающим), богоподобным существом.
Достижение освобождения в течение этой жизни требует полной самоотдачи и может быть достигнуто только с помощью аскетической дисциплины и образа жизни. В конечном счёте, освобождение достижимо только при полном отказе от действий, поскольку все действия влекут за собой карму, которая прикрепляется к душе. Когда душа освободится от всех кармических связей, она освободится от бесконечного цикла рождения, смерти и перерождения и вознесётся в высшие небесные сферы вселенной, чтобы вечно пребывать в состоянии совершенства.
Распространение и развитие
Хотя джайны исторически были относительно небольшим религиозным меньшинством, они оказали значительное влияние на интеллектуальную и культурную жизнь Индии. Глубокая приверженность джайнизма ахимсе, этике ненасилия или «непричинения вреда», оказала значительное влияние в Индии и других странах (Махатма Ганди, например, находился под большим влиянием джайнской концепции ахимсы).
Две крупные общины
Примерно в 300 году до н.э. в джайнском сообществе произошёл крупный раскол. Выделяют две группы:
❶ Шветамбары, или «белоодетые» монахи и монахини, которые носят простые белые одежды; и
❷ «одетые в небо» джайны (Дигамбары), то есть монахи, которые обнажены, поскольку их аскетизм требует отрешения даже от самой одежды.
Раскол между шветамбарами и дигамбарами произошёл в основном из-за спорного вопроса о том, могут ли женщины достичь освобождения от цикла рождения, смерти и перерождения в течение этой жизни. Если шветамбары утверждают, что женщины могут достичь освобождения в этой жизни, то дигамбары говорят, что не могут. Секта Дигамбара отвергает многие писания Шветамбары.
Джайнские священные тексты
Самые древние джайнские священные тексты написаны на различных древнеиндийских языках. К пятому веку нашей эры были собраны самые важные из этих текстов. Они известны под общим названием Агамы и почитаются джайнами Шветамбара. Из них особенно почитаются Ангасы, в которых изложены ранние рассказы о проповедях и диалогах Махавиры, последнего из 24 тиртханкаров (духовных учителей), которого историки считают основателем современного джайнизма. Со временем джайны Дигамбара составили и приняли свой собственный сборник священных писаний, известный как Ануйога ("Изложения»).
Есть один текст, почитаемый обеими джайнскими сектами: «Таттвартха-сутра». Прославленная как подлинное и систематическое собрание основных джайнских учений, преподанных Махавирой, «Таттвартха-сутра» является первым джайнским священным писанием на санскрите. Этот важный с религиозной точки зрения труд был написан великим джайнским философом-монахом Ачарьей Умасвати во втором веке нашей эры.
Существуют и более поздние джайнские сочинения, в основном на санскрите, которые подробно описывают и систематизируют весь спектр джайнской религиозной жизни, особенно жизни джайнских мирян. В более позднее время появились труды на современных индийских языках (а в конце XIX века – на английском), которые также используются в джайнских общинах.
19 и 20 века
В 19 и 20 веках в джайнизме происходило дальнейшее развитие, включая реформаторские движения. В 1910 году была создана Всеиндийская ассоциация джайнов в попытке объединить глубоко разделённое джайнское сообщество. В 1975 году, во время празднования 2500-летней годовщины смерти Махавиры, был официально принят нынешний символ религии джайнов.
В Индии джайнизм хорошо известен своим аскетизмом. На Западе распространённое представление о джайнах совершенно иное, поскольку джайнов-аскетов редко можно увидеть. Западные люди, которые лично знают джайнов как сослуживцев, соседей и друзей, склонны видеть в них или как часть успешной иммигрантской общины, которая активно вносит свой вклад в жизнь общества.
Современные практики
Сегодня подавляющее большинство джайнов проживает в Индии. По оценкам Федерации джайнских ассоциаций в Северной Америке (JAINA), в мире насчитывается более 4 миллионов джайнов. В 2019 году численность джайнов в США оценивалась в 165 000 человек. В США насчитывается около 70 джайнских центров и более 20 храмов.
Храмы и поклонение
В Индии и за рубежом джайны-миряне практикуют храмовое поклонение. Храмы джайнов можно встретить по всей Индии. Ежедневные храмовые богослужения часто практикуются, но не являются обязательными для отдельных джайнов. Существуют также праздники, которые привлекают в храм всю джайнскую общину, обычно в честь событий из жизни тиртханкаров или других значимых событий в джайнской истории. Джайны также практикуют паломничество в особые святые места, связанные с различными тиртханкарами (духовными учителями) и другими джайнскими святыми.
В своих храмах джайны почитают идеализированные статуи тиртханкаров, достигших богоподобного совершенства. В знак почтения джайны выражают своё уважение виртуальными актами символического гостеприимства. Основная церемония известна как «восьмеричное поклонение». Во время этого набора ритуальных практик поклоняющийся произносит универсальную джайнскую молитву, известную как «Литания почитания».
Будущее джайнизма
Будущее джайнизма, по крайней мере на Западе, может быть связано с пересмотром и реформированием джайнских идеалов и практик. Будущее джайнизма в США, похоже, движется в направлении переосмысления ортодоксальных интерпретаций джайнизма в более широкие социальные принципы с более широким применением и привлекательностью.
Джайны второго поколения в США, похоже, постепенно отдаляются от различных различий между сектами, кастами и ритуалами, характерными для индийского джайнизма. Американские джайны превращают традиционное джайнское уважение и сострадание ко всем живым существам в программу социальной активности, чтобы продвигать медитацию, вегетарианство, экологию, гендерное равенство, межконфессиональные союзы и общественную работу.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?