Католицизм читать ~10 мин.
Католицизм – это христианская вера последователей, находящихся в общении с папством в Риме. Римско-католическая церковь ведёт своё происхождение со времён апостолов, которым Иисус Христос поручил проповедовать его весть о спасении. С самого начала своего существования Церковь подтвердила своё особое значение как древний и подлинный хранитель христианской веры. Римско-католическая церковь является крупнейшей в мире религиозной организацией, насчитывающей чуть более 1 миллиарда членов, или около 16% населения Земли.
Писание и Троица
Католическое богословие основано на откровении Бога в Библии (как Ветхом, так и Новом Завете) и традиции Церкви. Библейские Писания считаются богодухновенными. Новый Завет, передающий жизнь и слова Иисуса Христа и его апостолов, рассматривается как исполнение ветхозаветных пророчеств. Католическая церковь придерживается веры в единого Бога, выраженного как Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Эти три божественные личности объединены общей природой или сущностью. Иисус Христос, как вторая личность Троицы, рассматривается как Бог, воплотившийся для того, чтобы падшее (грешное) человечество обрело спасение.
Святые и таинства
Святые – это люди, которые были канонизированы Церковью, то есть официально признаны прожившими жизнь в святости или благодати. Считается, что святые ходатайствуют перед верующими о Божьей благодати и благословениях. Мария, мать Иисуса, занимает особое место среди святых.
Католические таинства – это средства передачи божественной благодати, а также знаки веры и акты поклонения. Официальных таинств семь: крещение, конфирмация, Евхаристия (Святое Причастие), примирение (покаяние), помазание больных, супружество (брак) и священный сан (рукоположение).
Происхождение
Католицизм – это первоначальная форма христианской веры, основанная Иисусом Христом в первом веке нашей эры. Слово «католик» происходит от греческого katholikos, что означает «вселенский». Иисус поручил своим апостолам распространять его учение и послание по всему миру после его смерти. Именно из авторитета апостолов Католическая церковь черпает свои доктрины веры.
Начало Церкви
Официальное учреждение Римской церкви началось в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошёл на апостолов, положив начало их публичному служению. Среди апостолов Петр считался самым авторитетным. Католицизм учит, что Петр был первым папой, главой католической церкви, потому что в Библии говорится, что Иисус дал Петру «ключи от Царства Небесного» и повелел ему «пасти овец моих». В католицизме это трактуется как то, что Петру были переданы высшие полномочия в области преподавания и ответственность за воспитание веры последователей Христа.
Поскольку считается, что Петр основал Церковь в Риме, он считался епископом Рима, и в этом городе традиционно сменяли друг друга римские папы. Исторические доказательства главенства епископа Рима можно найти во многих письмах и документах, в которых упоминаются обращения к Риму в случаях споров о доктрине или практике, назначения других епископов, борьбы с ересями и подчинения других епископов авторитету Рима.
Ранний рост
Новая вера быстро распространилась по всей Римской империи. К 100 году было основано более 40 церквей. В то время католицизм уже создал структуру своей организации, которая существует и по сей день. Иерархия епископов, священников и дьяконов была создана по образцу светской иерархии Римской империи. Вскоре епископы начали встречаться для разрешения доктринальных споров. Многих из этих первых епископов стали называть «Отцами Церкви», поскольку они были очень уважаемыми учителями, которые внесли свой вклад в определение доктрины и практики католицизма.
Первые века христианства также были отмечены гонениями. Поскольку христиане не приносили жертвы языческим богам и не участвовали в культе императора, римское правительство считало их атеистами, что иногда каралось смертью. При правлении некоторых римских императоров, в первую очередь Нерона, Деция и Диоклетиана, по оценкам историков, было убито от нескольких тысяч до 100 000 христиан. Миланский эдикт императора Константина I сделал католицизм законным в империи в 313 году н.э.
Основы веры
Католики основывают своё вероучение на авторитете Библии и церковной традиции – учении, переданном от апостолов Иисуса и их преемников.
Основные верования
Католики верят в Бога, сотворившего вселенную и единого в трёх божественных личностях, называемых Троицей. Бог – Отец, первая личность Троицы. Иисус Христос – Сын Божий, второе лицо Троицы, имеющий одну природу, которая одновременно является полностью человеческой и полностью Божьей. Католики верят, что Иисус страдал реальной смертью и что его смерть искупила грехи человечества. Другая главная вера заключается в том, что Иисус воскрес из мёртвых и вознёсся на небо, где царствует с Богом Отцом и ходатайствует за человечество. Католики верят, что в конце времён Иисус придёт снова, чтобы судить всех. Также считается, что Святой Дух, третья личность Троицы, направляет Церковь и защищает её от ошибок.
Согласно католической вере, прощение грехов достигается через исповедь священнику. Наконец, католики верят, что праведники будут жить вечно, прославленные телом и душой с Богом.
Практики
Основополагающие практики католицизма включают таинства, литургию и набожность. Семь таинств – это физические знаки, которые дают сверхъестественную благодать, помогающую человеку жить в соответствии с верой. Это крещение, конфирмация, Святая Евхаристия, брак, священный сан, примирение (исповедь) и помазание больных. Центральной литургией католицизма является месса, в которой освящение хлеба и вина, как считается, превращает их в тело и кровь Иисуса Христа. Католики верят, что, хотя хлеб и вино сохраняют свой внешний вид, их субстанция буквально является телом и кровью Иисуса Христа.
Католическая набожность может принимать различные формы, включая использование сакраментальных предметов, почитание Марии и святых, а также молитву. Сакраментальные предметы – это предметы, которые были освящены, включая распятие, святую воду или чётки. Мария почитается как мать Бога. Святые почитаются, и вокруг многих наиболее популярных из них, таких как святой Франциск Ассизский, развиваются различные практики почитания. Католики не поклоняются ни Марии, ни святым, но скорее полагаются на их помощь в обращении к Богу.
Молитва в католицизме может принимать одну из четырёх форм: прошение, благодарность, поклонение и воздаяние. Личная молитва может быть чтением заученных наизусть молитв, воспоминанием (быстрое обращение к Богу) или созерцанием (тихая молитва внутреннего размышления). Популярной молитвой является Розарий – серия заученных наизусть молитв, произносимых во время размышления над определённым событием в жизни Иисуса, с использованием нитки бус.
Организация
Институт Церкви построен по иерархическому принципу. Папа является главой епископов, которые обладают преподавательской властью в регионах или городах. Некоторые епископы возводятся в ранг кардиналов – группы епископов, которые избирают Папу и, если служат в Ватикане, имеют право принимать конкретные решения. Под началом епископов находятся священники и дьяконы, которые служат в приходских церквях. Все остальные считаются частью мирян.
Распространение и развитие
Христианство стало легальным в Римской империи после Миланского эдикта в 313 году н.э. Его распространению способствовало то, что император Константин I подарил церкви земли и деньги. В конце пятого века, после падения Римской империи, обращение франков Хлодвига I прочно утвердило христианство в Западной Европе. В девятом веке Карл Великий значительно усилил влияние христианства благодаря своему покровительству.
Монастыри
Возникновение монастырей по всей Европе значительно способствовало распространению веры. В 530 году святой Бенедикт написал правило жизни для монашеских общин, которое использовалось во всем западном мире. Из монастырей выходили миссионеры, которые распространяли веру в других частях Европы, включая святого Августина Кентерберийского в Англии, святого Колумбу в Шотландии, святого Бонифация в Германии и других в славянских и скандинавских регионах. В монастырях действовали единственные школы. Именно из этих школ после 1100 года развились первые университеты, в том числе в Болонье и Париже.
Вызовы и обновления
В 11 веке церковь разделилась в расколе между Востоком и Западом: католическая церковь отделилась от православной из-за вопросов власти и богословия. В том же веке Первый крестовый поход освободил Святую землю от турок-мусульман, но впоследствии эта территория была вновь потеряна, а ряд последующих крестовых походов закончился неудачей.
В XVI веке Церкви бросила вызов протестантская Реформация, возглавляемая Мартином Лютером и Джоном Кальвином. Позднее стремление короля Генриха VIII получить развод привело к принятию Актов о верховенстве, сделавших короля главой церкви в Англии. В ответ на это католическая церковь начала Контрреформацию, улучшая образование и укрепляя управление церковными делами.
За Реформацией последовал новый период миссионерской деятельности, когда испанские и французские католики распространяли веру на Американском континенте. Хуниперо Серра, испанский священник, основал миссии в Мексике и Калифорнии в конце 1700-х годов. Французские иезуиты обратили сотни людей в восточной Канаде. Миссионеры также побывали в Африке и Австралии. Везде, где они побывали, они строили церкви, больницы и школы.
19 и 20 века
В 19 и 20 веках в Европе появилось множество антиклерикальных режимов. Начиная с Французской революции, за которой последовали Третья республика во Франции, правительство Каллеса в Мексике 1920-х годов, коммунистический Советский Союз и испанские республиканцы в 1930-х годах, тысячи священников и верующих были убиты, церковное имущество конфисковано, церковные школы закрыты, церкви и монастыри разрушены, а религиозные ордена объявлены вне закона.
Во время Второй мировой войны католическая церковь выступила против нацистских вторжений в Европу, а папа Пий XII организовал в Ватикане систему защиты евреев от немецких концентрационных лагерей. Однако современные историки критикуют Пия за то, что он не выступил против Адольфа Гитлера и геноцидной политики нацистской партии в отношении евреев.
Второй Ватиканский собор, проходивший с 1962 по 1965 год, внёс много изменений в то, как Церковь передаёт своё учение, реформировав и пересмотрев литургию и роль мирян. С самого начала существования католической церкви месса произносилась на латыни, но после Второго Ватиканского собора стали использоваться вернакулярные языки. В целом, католицизм стремился быть менее авторитарным и более соответствующим современной культуре.
Современные практики
Католицизм является крупнейшей христианской деноминацией в современном мире. Однако рост и численность католиков сильно варьируются в зависимости от региона. Хотя в Европе и Америке проживает наибольшее количество католиков, темпы роста за последнее время составили всего 6% в Европе и 56% в Америке. Самые высокие темпы роста наблюдаются в Африке и Азии.
Вопросы
Одной из проблем, стоящих сегодня перед католической церковью, является нехватка священников. В целом, количество рукополагаемых священников не успевает за ростом численности католического населения.
Другой проблемой является то, как Церковь реагирует на изменения в обществе и культуре. Церковь не изменила своих запретов на аборты, эвтаназию, контрацепцию и однополые браки, потому что она продолжает придерживаться своего учения о том, что вся жизнь священна от зачатия до естественной смерти. Однополые браки не поддерживаются Церковью, потому что они биологически не могут быть детородными. Согласно церковной доктрине, брак может быть только между одним мужчиной и одной женщиной, поэтому однополые браки недопустимы для католиков.
Признаки перемен
Церковь также подвергается критике за сопротивление рукоположению женщин. В 1994 году Папа Иоанн Павел II объяснил, что рукополагать можно только мужчин, потому что Иисус был мужчиной и избрал апостолами только мужчин. Однако в 2016 году Папа Франциск инициировал расследование, чтобы изучить возможность рукоположения женщин в дьяконы.
Если смотреть в будущее, то главными проблемами католицизма будут продолжение преподавания церковной доктрины во все более плюралистическом обществе. Папа Франциск стал инициатором более пастырского подхода к решению сложных вопросов для мирян, включая более гибкий диалог с католиками, которые развелись и повторно вступили в брак. Поощрение католического образования, чтобы оно оставалось в соответствии с учением Церкви, также является проблемой, которую необходимо будет решать в ближайшие десятилетия.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?