Махаяна читать ~5 мин.
Буддизм Махаяны, что на санскрите буквально означает «Великая колесница» или «Великий путь», в настоящее время является преобладающей формой буддизма в Восточной и Центральной Азии. В различных своих формах, таких как тибетский буддизм, дзэн и буддизм Чистой Земли, это учение также находит распространение в западных странах и культурах.
Происхождение
Буддизм как религия восходит к исторической личности — Сиддхартхе Гаутаме, известному как Будда. Историю развития буддизма принято делить на четыре основных периода:
ранний буддизм, охватывающий время от жизни Будды до правления императора Ашоки из династии Маурьев;
развитие школ так называемой Хинаяны («Малой колесницы»);
возникновение и становление буддизма Махаяны; и
подъём буддизма Ваджраяны, или тантрического буддизма.
Ранняя Махаяна
Источники по ранней Махаяне носят преимущественно религиозный, а не исторический характер, поэтому её истоки — время формирования, социальные и религиозные предпосылки зарождения движения в Индии — остаются не до конца ясными. Учёные сходятся во мнении, что Махаяна возникла примерно на рубеже нашей эры. Одним из предшествующих этому событий считается раскол ранней буддийской общины (сангхи) на две ветви: стхавираваду (санскр. «учение старцев») и махасангхику (санскр. «великая община»).
Центральным идеалом Махаяны стал бодхисаттва — «существо, стремящееся к просветлению». В отличие от архата, святого в раннем буддизме, который достигает просветления (бодхи) и искупления (нирваны) для себя, бодхисаттва сознательно откладывает свой окончательный уход в нирвану. Он даёт обет прилагать все усилия, чтобы спасти всех живых существ от страданий круговорота перерождений.
Возникновение школ Махаяны
В Индии сформировались две основные философские школы ранней Махаяны: Мадхьямака («Срединный путь»), основанная Нагарджуной, и Йогачара («Практика йоги»), также известная как Виджнянавада («Учение о сознании»). По мере распространения учения в Восточной Азии возникла потребность в систематизации и иерархизации различных доктрин. Эту задачу взяли на себя китайские школы, такие как Тяньтай, Хуаянь и Ми-цзун (эзотерический буддизм, в Японии известный как Сингон). Наряду с ними развивались школы, делавшие акцент на медитации (китайский Чань и японский Дзэн) или на практиках преданности (китайская школа Цзинту и японская Дзёдо-сю).
Основы веры
Одной из ключевых доктрин Махаяны является сострадание (каруна). Оно проявляется в активном осознании страданий и несправедливости в мире, а также в стремлении помочь тем, кто страдает. Совершение добрых дел — неотъемлемая часть практики. Желание подражать жизни Будды выражается в благотворительности и помощи ближним. Буддийские монахи традиционно добывают пропитание не трудом, а сбором подаяний, что помогает им развивать смирение, а мирянам — проявлять щедрость.
Просветление и нирвана
Важнейшей целью в Махаяне является достижение состояния просветления. Считается, что каждый человек несёт в себе «зародыш Будды» (татхагатагарбху), и цель религиозной практики — раскрыть эту истинную природу. Просветлённый человек должен оставаться в мире, чтобы помогать другим живым существам на их пути. Стремление к личной нирване отступает на второй план перед великой целью спасения всех. Достижение нирваны понимается как отказ от эгоистических желаний, чтобы стать совершенным проводником учения Будды.
Воплощения Будды
В буддизме Махаяны почитается обширный пантеон Будд и бодхисаттв. Важной особенностью является вера в то, что Будда проявлялся в мире бесчисленное множество раз, чтобы нести послание сострадания и духовной чистоты. Махаянисты верят, что, как в прошлом было много Будд, так и в будущем появятся новые. Процесс просветления продолжается непрерывно, поскольку мир всегда будет нуждаться в сострадании и милосердии.
Распространение и развитие
Распространение буддизма Махаяны за пределы индийского субконтинента началось в первые века нашей эры. Учение двинулось на север и восток, укоренившись в Китае, Корее, Японии, Тибете, Бутане, Непале и Монголии. В Тибете и Монголии утвердилась Ваджраяна — особая форма Махаяны, которую иногда выделяют в отдельное направление.
Распространение по Азии
Юго-Восточная Азия также стала регионом распространения Махаяны, в первую очередь Вьетнам, куда буддизм пришёл из Китая. В других странах региона, таких как Малайзия, Индонезия и Сингапур, общины Махаяны существуют наряду с другими религиями. Здесь буддийские практики часто сочетались с местными верованиями, например, с культом предков.
Роль монастырей
Значительную роль в распространении учения сыграли монастыри, которые становились центрами просвещения и культуры. Монахи своим примером преданности вере вдохновляли местных жителей. Посещая города и деревни для сбора подаяний, они несли учение людям. Видя их благочестие, многие посещали монастыри, чтобы больше узнать о буддизме, и со временем принимали эту веру.
Современные практики
Сегодня более половины всех буддистов в мире относят себя к традиции Махаяны, а общая численность её последователей оценивается примерно в 500 миллионов человек. Это делает Махаяну самой крупной ветвью буддизма.
Махаяна в Китае
В Китае буддизм Махаяны, имевший огромный престиж на протяжении многих династий, сегодня переживает возрождение после десятилетий ограничений со стороны коммунистической политики. Учение Махаяны глубоко вплетено в китайскую культуру и традиционную систему образования. Многие китайцы считают буддизм совместимым с конфуцианством — другой фундаментальной для китайского общества философской системой.
Махаяна в Юго-Восточной Азии
В Юго-Восточной Азии Махаяна является доминирующей формой буддизма во Вьетнаме. В таких странах, как Таиланд, Камбоджа, Лаос и Мьянма, преобладает буддизм Тхеравады. Тем не менее, общины Махаяны существуют и там, демонстрируя способность адаптироваться к современным условиям и продолжая привлекать новых последователей.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?