Махаяна читать ~7 мин.
Буддизм Махаяны (на санскрите Махаяна означает, буквально, «Великий путь») в настоящее время является преобладающей формой буддизма в Центральной и Восточной Азии. В различных формах (тибетский буддизм, дзен-буддизм, буддизм Чистой Земли) он также пробивает себе путь в западные страны и культуры.
Ранняя Махаяна
Учёные склонны относить возникновение Махаяны к периоду, вероятно, около начала нашей эры. Идеалом Махаяны был бодхисаттва, «существо (несущее) просветление», который должен был предпринять все усилия, физические и духовные, чтобы спасти всех живых существ, прежде чем осознать своё собственное искупление. Махаяна рано признала существование многих таких спасителей, включая Будд, которые действовали и за пределами этого мира. Это последнее понятие привело к идее «раев» (Чистых земель), где верующие хотели переродиться, чтобы обрести просветление и окончательное искупление из круга перерождений в присутствии и по учению полностью просветлённого Будды.
Практика Махаяны
В религиозной практике концепции Махаяны открывали путь для определённых действий мирян: через добрые дела можно было накапливать заслуги, которые можно было даже передавать другим живым существам. Согласно верованиям Махаяны, даже обычный человек несёт в себе зародыш просветления, и одна из целей религиозной практики Махаяны – этическая, ритуальная или медитативная – раскрыть эту скрытую, истинную природу.
С появлением различных школ Махаяны возникла необходимость, особенно в Восточной Азии, систематизировать и иерархизировать учения. Китайские школы, такие как Тянь-тай, Хуаянь и Мицзун, пытались справиться с этой задачей. Кроме них, существовали школы, которые делали акцент на медитативной практике (например, китайский чань-буддизм и японский дзен-буддизм) или преданной практике (например, китайская школа Цзинту и японская Дзёдо Шу, или буддизм Чистой земли).
Происхождение
Буддизм восходит к историческому Сиддхартхе Гаутаме, которого называют Буддой. Исторически развитие буддизма обычно делится на четыре периода:
❶ ранний буддизм, от времени жизни Будды до правления императора Маурья Асоки и разделения буддийского ордена на различные ветви (никая);
❷ развитие школ так называемой Хинаяны (ранняя, консервативная форма буддизма);
❸ возникновение буддизма Махаяны и его систем; и
❹ подъём буддизма Ваджраяны (или буддийского тантризма). Буддизм Махаяны (санскр. «Великий путь») в настоящее время является преобладающей формой буддизма в Центральной и Восточной Азии.
Ранняя Махаяна
Источники ранней Махаяны в основном состоят из религиозной, неисторической литературы, поэтому истоки ранней Махаяны – особенно время формирования, религиозные и социальные предпосылки движения в Индии – совершенно не ясны. Принято считать, что первым шагом к Махаяне был раскол ранней буддийской общины (сангхи) на две ветви – Стхавиры (санскр. «старшие») и Махасангхики (санскр. «принадлежащие к большей общине»), но сейчас считается, что Махаяна возникла около начала общей эры.
Ранняя Махаяна характеризовалась набором концепций, которые получили большее распространение в кругах Махаяны, чем другие. Среди них была идея о том, что идеальный бодхисаттва (просветлённое существо) больше не является исключительно аскетичным, самодостаточным архатом, то есть святым, который наконец-то достиг просветления (бодхи) и искупления (нирваны). В махаянской мысли идеальные бодхисаттвы откладывают свой собственный вход в нирвану до тех пор, пока все остальные существа не освободятся от страданий и привязанности к миру и не будут готовы сами войти в нирвану.
Возникновение школ Махаяны
Основными философскими школами ранней Махаяны в Индии были Мадхьямака («Учение о срединном пути») Нагарджуны и Йогакара («Практика йоги») или Виджнанавада («Учение о простом сознании»). С расхождением различных школ Махаяны возникла необходимость, особенно в Восточной Азии, систематизировать и иерархизировать учения. Китайские школы, такие как Тяньтай, Хуаянь и Мидзонг (эзотерическая Махаяна, в Японии известная в основном как Сингон, «Истинное Слово»), пытались справиться с этой задачей. Кроме них, существовали школы, которые делали акцент на медитативной практике или практике посвящения.
Основы веры
Буддисты Махаяны делают акцент на основных доктринах и действиях. Например, они подчёркивают важность сострадания, активного осознания страданий и несправедливости и стремления помочь страдающему. Добрые дела являются неотъемлемой частью веры Махаяны. В этом смысле желание подражать жизни Будды выливается в совершение благотворительных поступков. Действительно, монахи Махаяны должны добывать себе пропитание не земледелием и животноводством, а просить милостыню. Иными словами, монахи должны просить милостыню и добрые дела у своих соседей, помогая построить более сострадательное общество.
Просветление и нирвана
Также важен путь к просветлению, к состоянию чистого, целенаправленного послушания учениям Будды. Просветлённый человек – это зеркало, отражающее Будду во всей его благости. Для буддизма Махаяны важно, чтобы просветлённые люди участвовали в жизни мира, помогая своим попутчикам по жизни достичь такого же состояния. Стремление к нирване (небытию) придёт позже и является второстепенной задачей. Достижение нирваны – это отказ от воли и желаний, чтобы человек стал чистым инструментом Будды. В этом смысле достижение нирваны является конечной целью веры и практики Махаяны.
Воплощения Будды
Вера Махаяны в основе своей политеистична, в ней поклоняются многим Буддам (тем, кто обрёл просветление), а также множеству других божеств. Одной из важных особенностей буддизма Махаяны является вера в то, что в мире было много воплощений Будды. Он существовал не один раз, а бесчисленное множество раз, чтобы нести одно и то же послание сострадания и духовной чистоты.
Буддисты Махаяны верят, что, как в прошлом было много Будд, так и в будущем их будет гораздо больше. Процесс просветления, который был активным в прошлом, также продолжается в настоящем и будет продолжаться в будущем. Это так, потому что не бывает времени, когда мир не нуждается в просветлении, и никогда не будет времени, когда большая часть человечества не будет нуждаться в сострадании и милосердии.
Распространение и развитие
Ранняя экспансия буддизма Махаяны началась с его распространения с индийского субконтинента на север в другие регионы Азии. Первоначальный всплеск активности можно датировать примерно 380 г. до н.э.
Распространение по Азии
По мере распространения буддизма Махаяны по Азии, его принимало большое количество новообращённых. Продвигаясь на север и восток, он прижился в Монголии, Бутане, Непале, Тибете, Китае, Японии и Корее. В Монголии и Тибете буддизм Махаяны не соперничал с буддизмом Ваджраяны, хотя в обоих регионах проживало меньшинство махаянистов.
В Южной Азии буддизм Махаяны обратил в свою веру Шри-Ланку, остров у восточного побережья Индии. По сей день на Шри-Ланке хранятся одни из самых ранних артефактов традиции Махаяны. Юго-Восточная Азия также стала благодатной почвой для буддизма Махаяны. Этот регион издавна был связан с Китаем, откуда буддизм Махаяны распространился в Юго-Восточной Азии, включая Вьетнам, Малайзию, Индонезию и Сингапур. Здесь эта секта буддизма сочеталась с культом предков, который на протяжении веков был важен в регионе.
Роль монастырей
Во многом толчком к распространению Махаяны послужили монастыри и общины, основанные в сельской местности. Люди в этих регионах воочию видели преданность монахов Махаяны и часто обращались в веру на их примере. Монахи были особенно эффективны в обучении горожан своей вере, посещая близлежащие города, чтобы попросить у них еды. Видя такой пример благочестия, жители городов посещали монастырь и со временем обращались в веру.
Современные практики
Сегодня более половины всех буддистов утверждают, что принадлежат к секте Махаяна. По оценкам, в мире насчитывается от 100 до 250 миллионов буддистов Махаяны.
Махаяна в Китае
Буддизм Махаяны, проникший в Китай в ранний период его распространения и пользовавшийся большим престижем в течение нескольких династий, вновь привлекает последователей после того, как в последние десятилетия он был оттеснён коммунистической политикой. Пока ещё рано говорить о том, вернётся ли Махаяна на главенствующую позицию в Китае, поскольку и христианство, и ислам активно ищут новообращённых.
Акцент китайской культуры на ценности образования может способствовать развитию там буддизма Махаяны, поскольку учение Махаяны уже давно считается краеугольным камнем китайской традиции. Традиционное китайское образование должно включать в себя учения различных Будд под руководством традиции Махаяны. Более того, китайцы склонны рассматривать буддизм Махаяны как совместимый с конфуцианством, другой религиозно-философской системой, имеющей фундаментальное значение для китайского общества. Поскольку Махаяна является такой важной частью китайской культуры, кажется, что без неё трудно представить себе будущее.
Махаяна в Юго-Восточной Азии
В Юго-Восточной Азии буддизм Махаяны является крупнейшей сектой буддизма и сектой, которая, возможно, имеет наибольший потенциал для адаптации к современности. Вьетнам, Таиланд, Камбоджа, Лаос и Мьянма стали оплотом Махаяны. Буддизм Махаяны продолжает активно привлекать новых адептов и, похоже, готов к возрождению в настоящем и будущем.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?