Неверие читать ~11 мин.
Термин «неверие», используемый здесь, относится к современному сообществу людей и организаций, которые поддерживают позиции, не включающие веру в Бога. Они также не используют сверхъестественные реалии, которые часто рассматриваются как суть религии, включая молитву, чудеса (в смысле божественного вмешательства в естественный порядок), откровение или жизнь после смерти. Эти философские позиции имеют такие названия, как атеизм, агностицизм, гуманизм, секуляризм и др.
История неверия
На протяжении веков множество людей и даже религиозных групп отстаивали позиции, которые формально можно назвать неверием. На древнем Западе неверие приписывалось философам, которые оспаривали сверхъестественные предположения, распространённые в греческом обществе, такие как вера в демоническое вдохновение и гадание. На Востоке джайнизм и буддизм тхеравады разработали обширные религиозные системы, не нуждающиеся в Боге как центре поклонения.
Более широкие нападки на веру в Бога как на иррациональную и не имеющую доказательств в поддержку этой веры начались в XVIII веке. Однако фундамент для этих нападок был заложен событиями предыдущих веков.
Атеизм против агностицизма
Франция сыграла особенно важную роль в развитии неверия. Термин «атеизм» был придуман во Франции, а параллельно с ним возникла несколько иная форма неверия – агностицизм. Этот термин был введён в 1869 году британским биологом Томасом Генри Хаксли для обозначения метода отказа от утверждения знаний о вещах, которые не продемонстрированы или даже не поддаются доказательству. Позиция Хаксли, позже расширенная и популяризированная, определила агностицизм как позицию, согласно которой Бог или происхождение Вселенной непознаваемы, и поэтому лучше воздержаться от мнений на эту тему.
Происхождение
Вера в существование сверхъестественного бога или богов присутствует в каждой человеческой культуре, времени и месте. Археологические находки возрастом более 130 000 лет свидетельствуют о раннем существовании идеи о том, что невидимая сила – обычно в виде бога или богов – отвечает за создание, функционирование и конечную судьбу окружающего нас мира.
Раннее неверие
Наряду с ортодоксальными верующими, исповедующими большинство религий, всегда существовали инакомыслящие внутри этой религии (еретики), приверженцы религий меньшинства, сомневающиеся в религии, те, кто говорит, что ответы на вопросы просто непознаваемы (агностики), и те, кто полностью отвергает веру в богов (атеисты).
Хотя открытый атеизм наиболее очевиден в наше время, каждая религиозная гипотеза, выдвинутая в истории и, возможно, даже в доисторические времена, скорее всего, встречала сомнение или открытое неверие у некоторых из присутствующих. Такие инакомыслия часто запрещались обществом и поэтому не передавались последующим поколениям, но прямые или косвенные свидетельства неверия присутствуют почти в каждом месте и в каждое время, о которых имеются письменные свидетельства.
Развитие религии и философии
Период между восьмым и третьим веками до нашей эры иногда называют осевой эпохой, потому что интеллектуальное направление нескольких различных культур, казалось, «повернулось» в новом направлении. В это время культуры Китая, Индии, Греции и Малой Азии пережили взрывной прогресс в философии и религии, включая зарождение буддизма, даосизма, конфуцианства, иудаизма и джайнизма. Наряду с этим религиозным развитием появились первые крупные проявления религиозного неверия со стороны философов классической Греции, «Сотни школ мысли» в Китае и школы Карвака в Индии. Самкхья, старейшая из шести основных школ индуизма, полностью отвергла идею богов в этот период, что стало одной из основ для последующего изучения нетеистических идей в Индии.
Некоторые из этих ранних вкладов сохранили непрерывную линию влияния на последующее развитие их культур. Другие были потеряны для истории. Другие, включая работы классических греков, были заново открыты много веков спустя и послужили толчком к возрождению неверия.
Основы веры
Использование слов «неверие», «неверующий» и связанных с ними терминов менялось с течением времени. На протяжении большей части письменной истории упоминания о «неверующих» чаще всего обозначали человека, который выражал (или подозревался в неверии) в местного бога или богов. Греческое слово «атеос», корень слова «атеист», было зарезервировано специально для тех, кто выражал сомнение в греческих олимпийских богах.
Древние и ранние современные «неверующие"
Многие греческие философы, включая Сократа и Эпикура, считались неверующими за глубокий скептицизм, который они выражали в отношении богов греческого пантеона. Хотя ранний христианский лидер Арий (ок. 250-336 гг.) подвергал сомнению развивающееся ортодоксальное мнение относительно взаимоотношений Бога, Иисуса и Святого Духа, он все же верил во всех троих. Тем не менее, Ария называли неверующим.
Даже в XVII веке в Европе, на пороге эпохи Просвещения, идея о том, что кто-то может отвергать всех и всяческих богов, была практически немыслимой. Философы раннего Нового времени Дезидерий Эразм и Барух Спиноза, которые не были атеистами, назывались неверующими, как и деисты Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон и Томас Пейн.
Определение неверия
К эпохе Просвещения XVIII века фундаментальное понимание неверия было расширено и стало обозначать веру в то, что никаких богов не существует. Хотя это новое понимание было сформулировано в терминах богов, оно чаще всего распространяется на неверие во все сверхъестественные существа и силы – не только богов, но и призраков, ангелов, духов, демонов и такие понятия, как реинкарнация или загробная жизнь.
В рамках этого широкого зонтика существует несколько специфических терминов, каждый из которых подчёркивает различные аспекты или степень отхода от ортодоксальной веры. Некоторые из них наиболее распространены:
Атеист: человек, придерживающийся мнения, что никакого сверхъестественного бога или богов не существует.Агностик: человек, который не утверждает, что знает, существует ли бог или боги, и часто также считает, что это непознаваемо. Поскольку агностик воздерживается от веры, он или она находится под зонтиком неверия.
Вольнодумец: человек, который придерживается мнения, основанного на независимых рассуждениях, без излишнего влияния авторитетов, доктрин или традиций.
Скептик: человек, который воздерживается от суждений до получения достаточных доказательств.
Гуманист: человек, который считает, что заботы в этом мире и в этой жизни имеют первостепенное значение.
Светский гуманист: гуманист, который также не верит в существование сверхъестественного бога или богов.
Эти названия обычно считаются взаимоисключающими, но это не так – они просто обозначают различные акценты или ценности. Возможно (и даже часто), что один человек может принимать и использовать все эти ярлыки – придерживаться мнения, что Бога нет (атеист), признавая, что он или она не может знать наверняка (агностик), придя к такому мнению без влияния авторитетов (вольнодумец) из-за недостаточного количества доказательств (скептик) и чувствуя в результате, что этот мир должен быть весь в нашем внимании (гуманист).
распространение и развитие
В отличие от случая с институционализированной религией, распространение и развитие религиозного неверия в большинстве мест и времён было практически невозможным. Отсутствие социальных структур или публикаций для передачи идей неверия от одного человека или поколения к другому, а также наличие конкретных запретов во многих культурах подавляли распространение неверия. На протяжении тысячелетий сомнение должно было возрождаться снова и снова в умах отдельных людей, а не получать его от других, и чаще всего оно умирало там, не будучи разделенным.
Вызовы и помощь в распространении неверия
Каждое поколение, естественно, стремится потратить больше всего времени и усилий на сохранение, переписывание и передачу тех идей, которые оно ценит больше всего. Между нынешней эпохой и религиозными сомневающимися классической Греции стоит около 100 поколений, каждое из которых имеет возможность и стимулы сохранять, изменять, игнорировать или активно уничтожать документы, полученные от своих предшественников. Вследствие этого высоко избирательного процесса, идеи, соответствующие основным ценностям каждого поколения, имеют наибольшую вероятность выжить. А поскольку религиозное неверие всегда находилось далеко за пределами ортодоксального мнения, эти идеи имели наименьшие шансы на распространение и развитие.
Интересными и полезными исключениями являются те произведения, которые в своё время были признаны настолько тревожными, что вызвали письменные контраргументы. В процессе цитирования идей, которые они порицали, часто дословно и подробно, эти критики часто становились непреднамеренным средством сохранения неортодоксальных идей для рассмотрения будущими поколениями. Цельс, греческий философ второго века до нашей эры, был не атеистом, а убеждённым неверующим и яростным противником развивающейся христианской церкви. Все копии его трактата под названием «Истинное слово» (ок. 177 г. н.э.), самого раннего из известных всеобъемлющих нападок на христианство, были уничтожены в течение столетия. Однако отец христианской церкви Ориген в 248 году н.э. написал «Contra Celsum», язвительный контраргумент. В процессе опровержения работы Цельса Ориген процитировал почти все строки оригинала, таким образом, сохранив важный ранний пример неверия – хотя и неверия в одну религию.
Развитие в Азии и Европе
Культуры Китая и Индии представляют собой заметные исключения. Поскольку неверие считалось нормальной частью спектра философских мнений, идеи, оспаривающие существование богов, записывались, сохранялись и передавались из поколения в поколение, как и любая ценная школа мысли или линия рассуждений. Это также позволяло идеям развиваться и созревать гораздо больше, чем это возможно в рамках одного ума и всей жизни.
Из-за постоянных запретов на неверие в средневековый и ранний современный периоды Европа отставала в развитии неверия. Первыми строго атеистическими текстами в Европе были анонимные рукописные манускрипты под названием «clandestina», которые начали появляться во Франции в XVII веке. Философы-атеисты эпохи Просвещения XVIII века в значительной степени опирались на аргументы и идеи, содержащиеся в clandestina. По мере ослабления запретов в XIX и XX веках такие философы, как Фридрих Ницше и Бертран Рассел, и организации, пропагандирующие неверие, начали создавать такие непрерывные линии мысли и передачи идей, которыми Китай и Индия пользовались на протяжении всей своей интеллектуальной истории.
Подстёгнутое рождением Интернета и частично мотивированное религиозными терактами 11 сентября 2001 года, неверие пережило мощный ренессанс в начале 21 века. Нерелигиозные люди сегодня составляют самый быстрорастущий сектор религиозного ландшафта в Соединённых Штатах и Европе.
Современные практики
Религиозное неверие в начале 21 века переживает беспрецедентный всплеск в развитых странах мира. По данным Pew Research Center, к 2050 году число атеистов, агностиков и людей, не относящих себя к определённой религии, вырастет во всем мире до 1,2 миллиарда человек.
Глобальные тенденции неверия
Если тенденции сохранятся, ожидается, что численность неверующих продолжит расти в развитых странах мира, но этот рост не будет успевать за увеличением численности населения планеты. Таким образом, в целом доля неверующих в мире фактически уменьшится. В 2010 году эта группа «религиозно неаффилированных» составляла 16% населения мира. По прогнозам, к 2050 году они составят 13% населения. Однако в развитых странах мира, где рождаемость ниже, а население в среднем старше, ожидается рост доли религиозно неаффилированных. Например, исследователи Pew прогнозируют, что число религиозно неаффилированных в США увеличится с 16% в 2010 году до 26% в 2050 году.
Исследование World Values Survey, проведённое в период с 2017 по 2020 год, показало, что в Китае самый высокий процент респондентов, не верящих в Бога – почти 83%, за ним следует Норвегия, где почти 61% респондентов заявили, что не верят в высшие силы. Таиланд, Вьетнам и несколько западноевропейских стран, включая Великобританию, Нидерланды и Францию, также относятся к наименее религиозным странам мира. Фактически, исследователи Pew ожидают, что к 2050 году в Нидерландах и Франции число нерелигиозных людей превысит число христиан. (Христианство было религией большинства в обеих странах на протяжении веков).
Кроме того, снижение таких показателей, как библейский буквализм, с 38% в 1976 году до 24% в 2017 году в США, по данным Gallup, свидетельствует о тенденции к отказу от догматического мышления и к агностическому подходу к знаниям, что часто является первым важным шагом к открытому неверию.
Движения неверия в последнее время
Более ярая и активная форма неверия, обычно называемая «новым атеизмом», получила широкое распространение после религиозных терактов 11 сентября 2001 года. Книги и выступления выдающихся неверующих, в сочетании с революцией в области коммуникаций в Интернете, помогли религиозному неверию развиться в значительное движение гораздо быстрее, чем подобные социальные или религиозные движения смогли достичь в прошлом.
В то же время, отчасти в качестве реакции на относительно агрессивное движение «Новый атеизм», Гуманистическое движение в последнее время также достигло успеха, проводя различие между полезными и вредными проявлениями религии, ища точки соприкосновения между религиозными и нерелигиозными людьми, фокусируясь на создании Гуманистического сообщества и определяя позитивное видение будущего. Такие нетеистические организации, как Американский этический союз, Фонд вне веры и Воскресная ассамблея, ищут нерелигиозные способы достижения человеческих целей, которые когда-то осуществлялись в основном в религиозном контексте, включая общину, вдохновение, благотворительность и взаимную поддержку. А религиозно неаффилированные американцы начали утверждать большую и более эффективную политическую власть, впервые оспаривая доминирующее место христиан-евангелистов в американском политическом ландшафте.
- Мировые религии – дополнительные материалы
- «Искусство Наций» в Центральном доме художников
- Ритмы страстного танго на улицах Буэнос-Айреса
- Происхождение древней каббалы
- Невероятная сложность: особенности техники создания гравюр
- «Невероятное путешествие» Шейлы Бернфорд, краткое содержание
- Четвёртый сезон «Новых горизонтов» обрёл победителя
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?