Секты Синто читать ~11 мин.
Для такой древней страны, как Япония, чьи корни уходят на тысячи лет назад, во времена до письменной истории, секта синто (Кёха синто по-японски, также называемая сектантским синто) является относительно новым движением. Созданная в 19 веке, секта синто состоит из свободной конфедерации местных религиозных сект. В своём первоначальном виде секта синто состояла из 13 сект, каждая из которых была сформирована своим духовным лидером (в отличие от секты синто, в которой святилища не имели религиозных основателей) в эпоху Токугава и Мэйдзи. Другие местные секты возникли после Второй мировой войны.
13 сект синто
В 1882 году правительство Мэйдзи отделило 13 сект от святилищ новой национальной религии, государственного синто, которая возвышала императора до божественного статуса. (Государственный синто был объявлен вне закона после поражения Японии во Второй мировой войне, что привело к появлению синто святынь).
Чтобы отличить секты от спонсируемых государством дзиндзя, были созданы две новые конфессии: кёкай (церковь) и кёха (секта). В то же время режим Мэйдзи предложил правительственное признание кёха, но прекратил государственную финансовую поддержку, вынудив эти местные секты искать пожертвования у последователей, чтобы выжить. Кроме потери государственной поддержки, секты синто появились из-за растущего недовольства основной системой синто.
Оригинальные секты синто
Ниже перечислены 13 оригинальных независимых сект Синто, официально признанных правительством Японии, а также год их признания правительством.
Фусокё (1882)Идзумо Оясирокё (1882)
Jikkokyo (1882)
Konkokyio (1900)
Kurozumikyo (1876)
Misogikyo (1894)
Ontakekyo (1882)
Синрикё (1894)
Синсюкё (1882)
Синто Сюсэй-ха (1876)
Синто Тайкё (1886)
Taiseikyo (1882)
Тенрикё (1908)
Первоначальные 13 сект в конечном итоге откололись и выросли до числа около 75. В 21 веке секта синто включает в себя широкий набор сект, в том числе новые религии Японии, основанные после Второй мировой войны.
Происхождение
Основанная в 19 веке, секта синто (также называемая сектантским синто) является относительно новым движением в культуре, возраст которой насчитывает тысячи лет. Созданная в 19 веке, секта синто состоит из сети независимых синтоистских организаций, или сект, в пределах Японии.
Независимые секты
В отличие от святилищ синто, организации секты синто не финансируются и не поддерживаются правительством. Однако все эти независимые секты были признаны правительством; в частности, национальным Министерством образования.
Независимые секты делятся на Секты Синто (Кёха Синто по-японски) – автономные организации, разрешённые в период с 1868 по 1945 год (начало реставрации Мэйдзи до конца Второй мировой войны); и Новые Секты Синто (Син Кёха Синто) – разрешённые после 1945 года.
13 первых сект
В своей первоначальной форме секта синто состояла из 13 сект, или кёха, каждая из которых была сформирована своим духовным лидером (в отличие от святилища синто, в котором святилища не имели религиозных основателей) в эпоху Токугава и Мэйдзи. Другие местные секты возникли после Второй мировой войны.
Историки классифицировали первоначальные 13 киоха по догматам их веры следующим образом.
Возрождение синто
Идзумо-оясирокё, ранее Тайшакё («Религия Великого святилища Идзумо»), была основана в 1882 году Сенге Такатоми. Эта секта действует и сегодня, насчитывая более 1 миллиона членов. Основное внимание группы сосредоточено на святилище Идзумо, у которого последователи молятся о встрече супругов и об удачных браках.
Синто-тайкё («Великое учение синто») была основана в 1886 году. До Второй мировой войны эта секта была известна только как «Синто» и была создана для поддержки святилищ сект, которые правительство Мэйдзи отделило от установленных святынь.
Синрикё («Религия божественной истины») была основана в 1884 году Сано Цунэхико. Она действует и сегодня, насчитывая 300 000 членов.
Конфуцианские секты
Синто Сюсей-ха («Улучшающая и укрепляющая школа синто») была основана в 1876 году Нитта Кунитэру. Эта секта сочетает конфуцианские этические постулаты с традициями синто. Она активно действует и сегодня, насчитывая 42 000 последователей.
Синто Тайсэй-ха («Школа великих достижений синто»), основана китайским классиком Хираямой Сэйсаем в 1879 году как синтоистская церковь Тайсэй Кёкай. В 1882 году она стала независимой сектой, переименованной в Синто Тайсэй-ха.
Секты очищения
Синшукё («Религия божественного обучения») была основана Ёсимурой Масамоти в 1882 году. Группа придерживается сочетания верований Гор Онтакэ с поклонением горам других сект. Группа активна и сегодня, её членами являются почти 3 миллиона человек.
Мисогикё («Религия очищения») выделилась из секты, основанной Иноуэ Масаканэ. Она активна и сегодня, по сообщениям, насчитывает почти 1 миллион членов.
Секты поклонения горам
Дзиккокё («Религия практического поведения») была основана Сибата Ханамори для поклонения горе Фудзи и её божествам и была признана правительством в качестве независимой секты в 1882 году. Сегодня эта небольшая, но активная группа насчитывает 11 000 членов.
Фусокё («Религия горы Фудзи») была организована Сисино Накаба в 1882 году. Как и Дзиккокё, члены поклоняются горе Фудзи и присущим ей божествам. Сегодня активное членство насчитывает около 46 000 человек.
Онтакё («Религия горы Онтакэ»), ранее известная как Митакё. Секта была основана в 1882 году Симоямой Осукэ и посвящена поклонению горе Онтакэ в префектуре Нагано. Сегодня её численность составляет 580 000 человек.
Секты исцеления веры
Курозумикё («Религия Курозуми» – по имени её вдохновителя Курозуми Мунетада) – одна из крупнейших синтоистских сект. Курозуми родился во время зимнего солнцестояния в 1780 году, а во время зимнего солнцестояния 1814 года он пережил то, что он назвал «проглатыванием солнца» (и после этого был мистически связан с Аматерасу, богиней солнца). Секта называет этот опыт «Прямым получением небесной миссии» (Tenmei Jikiju). Группа в основном активна в западной части Японии. Сегодня её численность составляет 300 000 человек.
Конкокё («Религия Конко») была вдохновлена Аказавой Бундзи, который в 1859 году объявил, что Конко Дайдзин (местное синтоистское божество) завладел его телом. Секта была основана в 1885 году после смерти Акадзавы и признана правительством в 1900 году. Конкокё и сегодня активно действует, имеет филиалы в Америке и насчитывает 440 000 членов.
Тенрикё («Религия божественной мудрости») является моделью для многих новых религий Японии. Она была основана Накаямой Мики в конце периода Токугава как буддийская организация, но в 1908 году превратилась в синтоистскую секту. В своё время Тенрикё была одной из крупнейших сект Японии, насчитывавшей около 3 миллионов последователей. Сегодня её численность составляет 1,8 миллиона человек.
Основы веры
Японский сектантский синто состоит из 13 независимых сект, сформировавшихся в течение 19 века. В отличие от секты синто, последователи секты синто поклоняются или проводят ритуалы не в святилищах, а в залах собраний.
Секты синто включают секты поклонения горам (которые почитают культовые японские горы, такие как Фудзи и Онтакэ), секты исцеления верой, секты очищения, конфуцианские секты и секты возрождения синто.
Кёкай против Кёха
Чтобы отделить эти секты от спонсируемых государством святилищ (первоначально от государственного синто, объявленного вне закона после поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году, а затем от его преемника, святилища синто), во время Реставрации Мэйдзи 1868 года были созданы две новые конфессии: кёкай (спонсируемая государством «церковь») и кёха (независимая «секта»).
В то же время режим Мэйдзи предложил правительственное признание кёха, но прекратил государственную финансовую поддержку, что вынудило эти местные секты искать пожертвования у последователей, чтобы выжить. Кроме потери государственной поддержки, секты синто появились из-за растущего недовольства основной системой синто.
Новые секты, новые религии
Ещё до официального отделения сект от установленных святынь, в 19 веке зародилось несколько новых религиозных движений, толчком к созданию которых часто служило уникальное религиозное путешествие основателя. Эти новые движения и секты были направлены на достижение различных целей, таких как исцеление верой или духовное спасение (подобно сектам западных религий).
Распространение и развитие
В отличие от большинства религий 19 века, секта синто не распространилась в другие страны, но распространилась в пределах Японии.
Религиозная мобильность
После модернизации Японии в результате Реставрации Мэйдзи 1868 года произошли значительные изменения не только в японском обществе, но и в японской религии. Было введено железнодорожное сообщение, которое открыло ранее отдалённые деревни внешнему миру и позволило жителям деревень путешествовать или переезжать в другие места.
В результате религиозные обряды и верования многих родителей не передавались детям, и многие японцы отдалились от синтоистских святилищ и буддийских храмов, в которых их семьи поклонялись на протяжении многих поколений. В ответ на эти изменения правительство Мэйдзи придало форму организации и созданию независимых синтоистских сект.
Отделение от синто храмов
Историки выделяют две категории религиозных групп, которые отделились от финансируемого правительством храмового синто и перешли к автономному сектантскому синто. Одна группа стремилась к сохранению своей организации, а вторая – к сохранению своих верований.
Первая группа была более тесно связана с более древними формами синто, и поэтому хотела сохранить определённые традиции. Однако вторая группа не имела таких забот и, по сути, основала новые религии или новые секты внутри синто.
Синто против христианства
После начала реставрации Мэйдзи в 1868 году правительство хотело, чтобы синто помогло подавить христианство, которое оно рассматривало как растущую иностранную угрозу для Японии. Затем западные страны начали оказывать давление на Японию, чтобы заставить её снять запрет на христианство, и в ответ на это правительство начало попытки обучить свой народ синто в противовес христианству.
В 1882 году правительство отделило «служителей святынь» от национальных «евангелистов» – тех, кто выступал в роли учителей синто для японского народа. В этот момент правительство прекратило руководство религиозным образованием, оставив эту обязанность синтоистским сектам, и сохранило только контроль за основными святынями и их ритуалами.
Новые религии
После того, как в конце 19 века были сформированы 13 первоначальных синтоистских сект, были созданы новые секты. Они известны как «Новые религии Японии».
Они отличались от более ранних сект синто тем, что их основатели считали их не просто реформаторскими движениями, а «основанными» религиями. Хотя эти группы произошли от секты синто, основатели Новых религий создали новые учения и новые религиозные обряды.
Новые религии, возникшие на основе синто, обычно формируются в виде «древовидной структуры» или «тарелочной структуры». Новые религии с древовидной структурой распространяются из центра – из штаб-квартиры – и основывают подобные филиалы в других местах. Группы с тарелочной структурой имеют общую систему верований, к которой добавляются различные новые секты, подобно обеденной тарелке, уставленной различными видами пищи.
Современные практики
По оценкам, сегодня в мире насчитывается от 2,8 до 3,2 миллионов приверженцев синто, причём большинство из них проживает в Японии. При этом последователей синтоистских сект, организованных после реставрации Мэйдзи 1868 года, а также основанных позже и известных как Новые религии, гораздо меньше.
Синто в упадке
В настоящее время в Японии 21 века секты синто и святилища синто, как и практически все другие религии, переживают упадок. И хотя синто и буддизм на протяжении веков имели наибольшее число японских последователей, они часто сочетаются с другими верованиями.
Сегодня японец может сочетаться синтоистским браком, буддийским трауром, конфуцианской этикой, христианским, мусульманским или другим несинтоистским вероисповеданием. Но многие молодые японцы в 21 веке не следуют ритуалам синто и не причисляют себя ни к какой религии, старой или новой.
Современные секты и народное синто
Даже учитывая упадок религиозного культа в современной Японии, секты синто все ещё живы. Современные синтоистские секты можно разделить на три категории:
Поклонение горам (или природе)Исцеление верой/шаманизм
Историческое возрождение (в котором особое внимание уделяется обрядам очищения и японской мифологии)
Кроме того, сельские японцы издавна соблюдали свою собственную форму поклонения, называемую народным синто, которая практикуется и сегодня.
Народное синто – один из немногих видов синто, который не имеет единой системы обрядов и ритуалов, поскольку основан на местных обычаях. Однако народное синто следует определённым синтоистским обрядам, связанным с прохождением жизненного пути, а также ежегодными праздниками и другими обрядами.
Домашнее синто
Бытовое синто по-прежнему практикуется во многих японских домах 21 века. В современных домах можно встретить алтарь, называемый ками-дана («полка бога»). Прихожане произносят краткие молитвы или кладут подношения на ками-дана.
Одним из факторов, замедливших рост новых синтоистских сект в Японии, стала атака с применением нервно-паралитического газа в токийском метро, совершенная в 1995 году запрещённой организацией «Аум Синрикё» (многие считают её скорее культом, чем сектой), которая, по сообщениям, призывала убивать неверующих, а в результате атаки 1995 года погибли 12 человек.
Тем не менее, некоторые наблюдатели утверждают, что с начала 21 века развитие Интернета и социальных сетей привело к росту интереса к синто и его Новым религиям. В настоящее время большинство синтоистских сект и святилищ имеют свои собственные веб-сайты для лёгкого доступа к информации.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?