Шактизм читать ~12 мин.
Шактизм – это направление индуизма, которое фокусируется на поклонении Шакти, изначальной женской силе. Она создаёт и поддерживает Вселенную, проявляясь в форме верховной Богини. Считается, что эта Богиня охватывает всё сущее. Верховная Богиня, именуемая Шакти или Деви, принимает множество форм, включая Амбу, Дургу, Кали, Лакшми, Парвати или Трипурасундари, при этом все они воспринимаются как проявления одной великой Богини. Шактизм включает в себя различные ритуальные и теологические традиции.
Поклонение Богине
Традиция поклонения Богине прослеживается ещё в долине Инда, где наличие многочисленных терракотовых женских фигурок, найденных на всех уровнях раскопок, указывает на общее внимание к плодородию и на то, что поклонение женскому божеству было популярной чертой индской (хараппской) религии. История шактистского культа уходит в глубь веков, и учёные считают, что он был одним из центральных в религии Индской цивилизации (XXIII – XVIII века до нашей эры). В развалинах Хараппы и других поселений, относящихся к этой цивилизации, археологи обнаружили множество небольших глиняных фигурок полуобнажённых Богинь в сложных головных уборах и с разукрашенными поясами на груди. Часто женское божество изображалось сидящим на ветвях дерева.
Именно в Пуранах Богиня достигает своего выдающегося положения в индуистской традиции. Богини изображаются как независимые агенты в космической битве между богами и демонами (асурами). «Деви Махатмья» из «Маркандейя Пураны» (IV век) представляет Деви как высший источник и реальность Вселенной.
Верования и концепции
Священные тексты «Деви Махатмья» и «Деви Бхагавата Пурана» представляют Богиню как высший источник всей божественной силы, как мужской, так и женской. В «Деви Гите», разделе «Деви Бхагавата Пураны», к Богине обращаются как к женщине-правительнице Вселенной и отождествляют её с безличным Брахманом, который является бесконечным бытием, сознанием и блаженством.
Богиня верховна и трансцендентна, а её проявлением является космос. Она является активной силой, которая разворачивает и сворачивает Вселенную во время космических циклов. Теологическое представление о Богине как о всеохватывающей силе выражается на уровне практики через систему «мест Богини» (шактапитхи), которые отождествляют Богиню со священным ландшафтом Индии. Индия понимается как тело самой Богини и как нечто священное по своей сути. Таким образом, всеобъемлющая Богиня становится локализованной и доступной для своих почитателей.
В мировоззрении шактизма монотеизм частично замещается фундаментальным дуализмом, поскольку высшая реальность имеет два аспекта — статичный мужской (Шива) и динамичный женский (Шакти). Последователи шактизма подчёркивают активную природу Шакти по сравнению с пассивностью мужского начала: без Шакти Шива «не способен даже пошевелиться». В ряде текстов Абсолют сам предстаёт в виде женского божества. Мир пронизан потоками энергии, которые представляют собой частные процессы высшей Шакти.
Общим для всех шактистов является признание возможности освобождения при жизни (дживанмукти), почтительное уважение к женщинам как к формам Шакти, почитание йони (женского детородного органа), использование мантр и янтр. Важным культовым объектом шактизма является йони — символ детородного женского органа, часто в сочетании с лингой (мужским символом), понимаемого как непроявленное «чрево», в котором зарождается Вселенная.
Происхождение
Шактизм — это секта индуизма, которая поклоняется богине Шакти, также известной как Деви, как высшей силе во Вселенной. По мнению верующих, Шакти предстаёт во множестве различных форм или богинь, которые все являются проявлениями одной трансцендентной сущности, присутствующей во всех вещах. Поклонение принимает различные формы и варьируется от места к месту, но все они включают в себя ритуалы, призванные привести поклоняющегося в более близкие отношения с Богиней.
Как и у всего индуизма и его различных сект, конкретные основатели шактизма неизвестны. Шактизм, по-видимому, является продуктом народных религиозных верований, которые ассимилировали местные ритуалы и верования по мере распространения индуизма по Индии. Корни шактизма можно найти в долине реки Инд. В этом регионе было найдено множество маленьких женских фигурок. Археологи считают, что они представляют собой поклонение богине-матери, связанное с молитвами о плодородии. Поклонение женскому божеству продолжалось в Хараппской цивилизации в регионе Инда и распространилось на север Индии, когда эта цивилизация пришла в упадок. Самые ранние священные рукописи из этого региона включают Ригведу и другие Веды, но в них богини упоминаются лишь вскользь, а основное внимание уделяется различным мужским богам.
В более поздних Упанишадах и индуистских эпосах, написанных примерно в начале нашей эры, богини играют более важную роль в священных писаниях. Деви определяется как высший источник и реальность Вселенной. К IV веку нашей эры мифология, изложенная в пуранах, изображает Деви в её различных формах как неотъемлемую часть Вселенной. В частности, в «Маркандейя-пуране» Богиня изображается как могущественное существо, способное делать то, что не под силу богам-мужчинам. Например, в одном из эпизодов боги-мужчины не могут победить демона-буйвола. В результате их разочарования появляется прекрасная женщина и убивает демона. В других стихах Шакти изображается как активная сила во Вселенной. Боги-мужчины не имеют силы, если она не присутствует.
Хотя у других сект индуизма, возможно, было больше последователей, чем у шактизма, поклонение Богине оставалось популярным и было развивающейся верой среди миллионов людей во время общей эры.
Основы веры
Шактизм имеет несколько школ верований, но все они едины в понимании того, что Богиня, известная как Шакти или Деви, является высшей силой во Вселенной. Она — Брахман, сущность и сила, которая есть во всём во Вселенной и которая делает сознание и блаженство возможными. Различные формы, в которых проявляется Шакти, являются лишь проявлениями одной и той же Богини. Последователи шактизма известны как шакты.
Традиция Шрикулы
Шактизм делится на две общие традиции. Первая — это Шрикула, что означает «семья благоприятной Богини». Традиции Шрикулы сосредоточены на нежных и материнских аспектах Шакти. Наиболее распространёнными проявлениями Богини являются Парвати и Дурга. В Южной Индии и Кашмире большинство шактов поклоняются Лалите Трипурасундари, которую называют «прекрасной игривой Богиней трёх городов».
Поклонение в основном состоит из внешних ритуалов и медитации на Шри Чакру. Шри Чакра — это священная диаграмма, состоящая из пяти направленных вниз треугольников, которые пересекаются с четырьмя направленными вверх треугольниками. Направленные вниз треугольники представляют Шакти, а направленные вверх — Шиву. Пересечения треугольников образуют в общей сложности 43 треугольника. Шри Чакра может помочь душе достичь освобождения (мокша), работая над проявлениями Богини от человеческого тела обратно к высшему существу Шакти. Считается, что успешные практики заставляют богиню Кундалини, обитающую в базовом энергетическом центре (чакре) у основания позвоночника, объединиться с Шивой, расположенным в чакре на макушке головы. Цель последователей Шрикулы — испытать блаженство и покой.
Традиция Каликулы
Каликула, напротив, поклоняется Шакти в её образе Кали, страшной богини разрушения. Каликула означает «семья чёрной богини». Кали изображается с тёмной кожей, острыми зубами и ожерельем из черепов. Она любяща к своим детям, но свирепа к тем, кто им угрожает. Обычно Кали изображается стоящей на безжизненном теле Шивы — это означает, что Шива, как и другие боги, бессилен без помощи Богини.
Традиция Каликулы сосредоточена на мифологических повествованиях и ритуалах, связанных с разрушительными и могущественными аспектами Кали. Она наиболее популярна среди почитателей в Непале, а также в Северной и Восточной Индии. Последователи Кали возражают против браминских традиций, которые, по их мнению, слишком консервативны. Верующие используют тантрические ритуалы для обретения духовной силы. В писаниях Каликулы Кали изображается как свет чистого сознания, из которого возникла Вселенная и в который она будет поглощена.
Священные места
Некоторые места в Индии и Непале считаются шактами особенно священными для Богини. Калигхат и Тарапит — два наиболее священных места, которые являются местами популярных фестивалей и паломничества шактов. Однако большинство шактов считают священной всю Индию. Согласно одному из мифов, первой женой Шивы была Сати, проявление Богини. Когда Шиву не пригласили на большой праздник, Сати покончила с собой из-за оскорбления, нанесённого её мужу. В отчаянии Шива взял её тело и станцевал танец разрушения. Чтобы спасти Вселенную от разрушения, другие боги тайно разрезали тело Сати на части. Места, где куски тела Сати упали на землю, считались священными для Богини. Объектами паломничества шактистов служат питхи — места, связанные с мифом о расчленении тела богини Сати.
Распространение и развитие
По мере распространения индуизма по Индии, он постепенно ассимилировал многие местные формы поклонения богине. Шактизм стал более всеобъемлющим и начал фокусироваться на различных аспектах Богини.
Поклонение бхакти
К 1200 году нашей эры среди шактов (поклонников Богини) стала популярна новая форма поклонения — бхакти. Бхакти подчёркивало важность личной преданности Богине. Это были эмоциональные молитвы, сосредоточенные на отношениях между Богиней и поклоняющимся.
«Деви Гита» относится к этой эпохе и является первым крупным религиозным произведением шактов, в котором пропагандируется использование бхакти. Она посвящена Деви как верховной Богине-Матери, которая находится вне брака или любого возможного подчинения Шиве или любому другому богу-мужчине. «Деви Гита» также изображает Богиню не как свирепую воительницу, а как воспитательницу и утешительницу. Она обещает поклонникам мудрость от Богини и подчёркивает, что любовь последователей, независимо от их пола, необходима для достижения освобождения. Этот аспект Богини показывает влияние религиозных традиций Южной Индии, так как характеристики богинь из тамильских регионов стали более центральными в шактизме. Это влияние включало изображение Богини как могущественной, благодетельной и мудрой.
Тантрическое поклонение
Начиная с VII века нашей эры, индуистские учёные стали создавать тантры. Это были ритуальные руководства, которые большинство шактов рассматривают как центральные писания, в значительной степени заменившие более ранние работы. Тантры описывали два различных пути к просветлению. Первым был путь Вамачары. Она призывала верующих к внешнему поклонению. Вамачара разрешала верующим использовать «пять веществ», включая мясо и алкоголь, которые вызывали споры среди большинства индусов.
Второй путь, описанный в тантрах, — Дакшиначара. Он призывал к внутреннему поклонению, такому как медитативные техники. Он не одобрял использование пяти веществ ни при каких обстоятельствах. Правильный путь для шакты определял гуру или учитель, который основывал своё решение на индивидуальной природе последователя. Человек, озабоченный в основном мирскими делами, выбирал один путь, в то время как продвинутый духовный искатель — другой. Последователи шактизма подразделяются в зависимости от своего отношения к Ведам и характеру своих религиозно-мистических практик. Одни из них отвергают авторитет Вед и ставят выше авторитет тантр и собственных учителей, используя в своей религиозной практике методы вамачары, или «пути левой руки», считающиеся неприемлемыми для ортодоксальных индуистов (например, употребление в пищу мяса, рыбы и вина, сексуальные обряды).
Позднее развитие
В XVIII и XIX веках было составлено большое количество тантр, предназначенных для последователей шактизма, особенно для простых людей. Одной из самых важных тантр была «Маханирвана Тантра», которая считалась особенно современной и либеральной, особенно по отношению к женщинам. Бхаскарарайя, один из самых плодовитых философов и религиозных писателей шактизма, был активен в это время. Его Тантры занимают центральное место в шактизме и по сей день.
К другим важным представителям традиции шактизма относится Шри Рамакришна Парамахамса. Он учил, что цель всех религий одна и та же. Учеником Рамакришны и наследником его традиции был Свами Вивекананда. Вивекананда считал, что шактизм играет важную роль в национальном возрождении Индии. Он учил своих последователей, что Индия — это живой образ Богини-Матери, и эта идея была подхвачена теми, кто боролся за независимость Индии в XX веке.
Современные практики
Сегодня шактизм — это либеральная, универсальная религия. Он принимает большинство ритуалов и доктрин, если они связаны с поклонением Богине, которая является трансцендентной и присутствует во всех живых существах. Шактизм широко распространён в Кашмире, Бенгалии и Ассаме в Индии. Символы шактизма присутствуют и во всех других частях Индии в виде изображений Богини и идолов в домашних святилищах. Многие утверждают, что даже индусы, которые в основном следуют другим традициям, таким как шайвизм или вайшнавизм, практикуют шактизм в уединении своих домов. Официально число шактов (последователей шактизма) составляет 25 миллионов человек, причём всё большее их число находится за пределами Индии. По наиболее распространённой оценке его доля среди всех индуистов составляет около 3%. Наиболее влиятелен он в таких штатах Индии, как Западная Бенгалия, Одиша, Ассам, Трипура, Тамилнад, а также в Непале.
Шактизм в Индии
Шактские храмы и места паломничества продолжают привлекать миллионные толпы. Многие объекты шактизма были признаны за их художественное качество и важность для индийской культуры. Шакта-фестивали также являются важными событиями в индийской культуре. Одним из таких фестивалей является Дурга Пуджа. Он проводится каждый октябрь и празднуется по всей Индии. Фестиваль посвящён победе Дурги (аспект Богини) над демоном Махишасурой. Ещё один национальный праздник — Дивали, фестиваль огней. Богиня почитается в своём проявлении Лакшми, с молитвами о материальном процветании и обильных урожаях. Основным праздником шактистов является Наваратри, отмечающийся весной и осенью.
Шактизм оказывает сильное влияние и на индийскую популярную культуру. Индийская киноиндустрия создала множество фильмов, посвящённых шактам. Самым известным и популярным является фильм 1975 года «Джай Сантоши Маа» («Слава Матери Удовлетворения»). В фильме рассказывается история неясной богини, которая проявляет черты других индуистских богинь, и она апеллировала к преданности шактизма Богине. Сантоши Маа стала популярной фигурой в святилищах в индуистских домах, потому что она вписывалась в традицию шактов. Успех «Джай Сантоши Маа» свидетельствует о растущем внимании индуистов к женщинам-святым и гуру, а также к другим женским аспектам их религии.
Шактизм на Западе
Акцент шактизма на женщинах сделал его более привлекательным и для западных людей. В Соединённых Штатах всё большее число индийских иммигрантов привозили шактизм с собой, что привело к строительству традиционных храмов шактов. Другие храмы были построены в Европе и Австралии. Западных духовных искателей привлекают либеральные и широко принимающие черты шактизма. Некоторых феминисток также привлекает вера шактизма, ориентированная на Богиню. Ряд новых традиций ассимилировали черты шактизма в гибридных верованиях. Одним из примеров является Шакти Викка, которая описывает себя как традицию верований Викки, которая черпает своё духовное вдохновение в индуистских традициях.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?