Шайвизм читать ~11 мин.
Шайвизм, названный в честь бога Шивы, является одной из крупнейших индуистских сект Индии. Шайвизм включает в себя религиозные традиции, сосредоточенные на поклонении Шиве – одному из трёх основных богов индуизма – или его супруге Шакти как высшему божественному существу, из которого возникла вселенная и в которое она в конечном итоге поглощается. Считается, что шайвизм – самая древняя из основных индуистских традиций. Хотя его происхождение точно не известно, шайвизм можно проследить до Вед, четырёх древнеиндийских священных текстов периода Самхиты (ок. 2000-1100 гг. до н.э.). Поклонение Шиве (который принимает различные формы) и связанная с ним философия, вероятно, возникли только где-то между вторым веком до нашей эры и вторым веком нашей эры.
Аспекты Шивы
Шива является частью индуистского пантеона (группы богов), представленного в священном тексте под названием «Ригведа». Эти ранние упоминания показывают характер Шивы как неопределённый и непоследовательный. Например, ригведические поэты восхваляли Шиву как повелителя медицины и одновременно просили не причинять вреда от его стрел. Этот аспект личности Шивы сохраняется во всех Пуранах, широком спектре священной литературы индуизма. В Пуранах Шива символизирует центральный парадокс индуистской традиции: противоречие между дхармой (религиозным долгом) и мокшей (освобождением от бесконечного цикла перерождений). Шива изображается как медитирующий аскет (тот, кто практикует строгое самоотречение как духовную дисциплину) и идеальный муж и отец.
Одна из многочисленных форм Шивы – повелитель танца. В этой форме его танец создаёт, поддерживает и разрушает вселенную. Но, танцуя, Шива также освобождает своих почитателей от круговорота перерождений.
Традиции
Шайвизм развивался в Индии в средневековый период (8-18 века) в двух различных традициях. Пуранический шайвизм сформировался в контексте традиции смарта (которая поклоняется многим богам индуизма как равным), в домах браминов, высшей из традиционных каст индуизма. Брамины Смарта следовали живой традиции, объединяющей ведическое правильное поведение с ритуальными практиками Пуран, которые сосредоточены на поклонении Шиве с использованием ведических гимнов, называемых мантрами.
Современное поклонение
Шайвизм, насчитывающий сегодня около 200 миллионов приверженцев по всей Южной Азии и всему миру, является одной из двух крупнейших индуистских общин, уступая лишь вайшнавизму, школе, поклоняющейся богу Вишну. В 21 веке бесчисленные шайвитские храмы и святыни можно найти по всей Индии.
Происхождение
Шайвизм – популярная секта индуизма. Она состоит из религиозных традиций и школ верований, которые сосредоточены на боге Шиве, одном из главных индуистских богов. Шайвизм наиболее популярен в южной Индии и на Шри-Ланке, но его последователей можно встретить по всему субконтиненту и южной Азии. Как и другие формы индуизма, шайвизм имеет несколько отдельных школ, которые придерживаются иногда противоречивых верований.
Первое появление
Как и сам индуизм, шайвизм не имеет известного основателя и конкретной даты основания. Возможно, секта уходит корнями в развитую цивилизацию долины Инда (Хараппан), датируемую 2800 годом до нашей эры. Археологические находки этой культуры включают печать с изображением сидящей мужской фигуры в позе, напоминающей позу йога, и с полумесяцем на голове – эти элементы часто встречаются в более поздних изображениях Шивы. Фигура окружена животными, и это может быть изображением Пашупати, «Владыки существ», встречающегося в ведической религии и предшественника Шивы.
Шива в ранних писаниях
Ригведа, написанная около 1200 года до н.э., является самым ранним из сохранившихся священных писаний индуизма, и в ней впервые упоминается бог, по своим характеристикам похожий на Шиву. Он называется Рудра, жестокий и пугающий бог, связанный с болезнями и буйством природы, например, бурями. В Упанишадах, священных писаниях, последовавших за Ведами, Рудра также упоминается как Шива, Владыка Вселенной, который создаёт космос, поддерживает его и присутствует во всех вещах.
Мифология и раннее поклонение
К 150 году до н.э. существовала хорошо разработанная мифология о Шиве. Он жил в Гималаях со своей супругой Парвати и двумя сыновьями, Скандой и слоноголовым Ганешей. Его характеристики были парадоксальными, поскольку он вёл аскетический образ жизни, но при этом был известен тем, что соблазнял человеческих женщин. Шива был одним из трёх богов Тримурти, которые иногда рассматриваются как три аспекта одного и того же бога. В Тримурти Шива известен как «Разрушитель», Брахма – как «Созидатель», а Вишну – как «Хранитель».
Шива был объектом поклонения для первой идентифицированной индуистской секты, традиции Пашупта. Последователи поклонялись Шиве как Владыке существ. По мере распространения индуизма по всей Индии за ним последовали другие секты, включавшие в себя местные традиции и ритуалы.
Основы веры
Шайвизм во многих своих верованиях похож на другие индуистские секты. Последователи обычно принимают концепцию реинкарнации – что душа вечна и переселяется из одного тела в другое в непрерывном цикле рождения, смерти и перерождения. Они также принимают идею кармы – положение человека в этой жизни определяется его эгоистичными или бескорыстными поступками в этой или предыдущих жизнях. Конечная цель – достичь освобождения из материального мира и стать единым с сущностью Вселенной. Шайвизм отличается от других индуистских сект тем, что поклоняется Шиве как главному богу в индуистском пантеоне. Другие боги обычно рассматриваются как отдельные проявления Шивы в различных ролях. В шайвизме Шива является создателем, хранителем и разрушителем вселенной.
Шива в Священном Писании и других текстах
Шайвизм признает ценность Вед, древних религиозных текстов, составляющих основу индуизма. Однако в начале нашей эры появились и другие писания, в которых подробно рассказывалось о Шиве, его характеристиках и деятельности. В двух великих древних эпосах Индии, Махабхарате и Рамаяне, Шива занимает видное место и занимает центральное место в индуизме. Более поздние труды, известные как пураны и агамы, претендовали на то, чтобы вобрать в себя истины Вед и превзойти их. Шайвиты приняли эти произведения как открытые Шивой авторам. Кроме того, к 10 веку учёными были написаны сложные философские труды по шайвизму, особенно в Кашмире.
Верования
Шайвиты верят, что Шива присутствует во всех образах и символах, связанных с ним. Основным религиозным символом шайвизма является линга. Он представляет собой стилизованную комбинацию мужских и женских половых органов. Этот символ означает роль Шивы как творца. Он также указывает на противоречивую природу Шивы. Его часто изображают ведущим аскетический образ жизни, с длинными волосами и вымазанным в пепле. Шива также носит ожерелье из черепов и носит кобру. Однако его также изображают активно соблазняющим женщин. Последователи часто вырезают лингамы на камнях в знак преданности Шиве. Хотя святилища и храмы Шивы встречаются по всей Индии, 12 мест считаются особенно священными. Город Варанаси является особенно священным среди шайвитов и включает в себя множество храмов.
Практики
В шайвизме нет религиозной иерархии. Наиболее важной организационной структурой являются отношения между мастером (гуру) и учеником. Гуру инициирует ученика, а затем передаёт учение своему ученику. Различные группы шайвитов прослеживают свою религиозную традицию на сотни и более лет назад, к первоначальным основателям.
Различные секты шайвитов придерживались различных религиозных практик. Многие из них были очень аскетичны и следовали строгим правилам вегетарианства, почитания всех живых существ и ритуального поклонения в домах и храмах. Как правило, изображения Шивы и/или лингама помазываются молоком, мёдом или сандаловой пастой, затем украшаются драгоценностями и цветами. Делаются пищевые подношения. Поклоняющиеся принимают священный пепел и проводят им три линии на лбу. Они проходят по священному пути вокруг изображения и возносят молитвы. Богослужения сопровождаются песнями и чтением священных писаний. Главный праздник шайвитов проходит в феврале или марте и известен как Шива Ратри (ночь Господа Шивы). Тысячи верующих стекаются в храмы, чтобы помолиться.
Некоторые секты более экстремальны в своём поклонении Шиве. Капалики, например, стремились к религиозной силе через аскетичный образ жизни, но при этом поклонялись, нарушая традиционные индуистские обычаи, такие как запрет на употребление мяса. Они верили, что, подобно Шиве, находятся за пределами добра или зла.
Распространение и развитие
От своего возникновения в первые века общей эры шайвизм развил несколько традиций веры. По мере распространения индуизма на восток и юг по всей Индии учёные и религиозные лидеры включали местные традиции в свои верования. Некоторые аспекты этих традиций противоречат друг другу, но их объединяет почитание Шивы как первичной сущности Вселенной.
Пуранический шайвизм
В период средневековья в Индии (с 8 по 18 век н.э.) развивались различные традиции шайвизма. Одной из них был пуранический шайвизм, наиболее распространённый среди касты браминов. Он был основан на пуранах – религиозных текстах, написанных в недавнем прошлом. Они включали легенды, мифы и философские материалы на различные темы. Многие из них были посвящены Шиве и описывали ритуалы и молитвы для поклонения ему. Особое место занимали домашние ритуалы, в которых основное внимание уделялось чтению священных для Шивы мантр, заимствованных из Вед.
Движение сиддханты
Наиболее популярной традицией в шайвизме в эпоху средневековья в Индии была Шайва-сиддханта. Она развивалась на юге Индии в седьмом веке. Большое влияние на неё оказали 63 наянара, тамильские святые, писавшие благочестивую поэзию. Они происходили из всех каст тамильского общества и разделяли концепцию, согласно которой преданное рвение Шиве было самым важным аспектом его поклонения. Традиция сиддханты была дуалистической, считая, что душа может достичь всемогущества, как Шива, но всегда остаётся отдельной от него. Они призывали к бескорыстной, любовной и личной преданности Шиве. Их творчество, известное как бхакти, способствовало преобладанию эмоционального над рациональным в отождествлении с Шивой.
Целью этой преданности были прямые, неопосредованные личные отношения с Шивой для достижения освобождения. Для достижения этой цели верующие шли по одному из трёх путей: служение, поклонение или медитация через йогу. Считалось, что личные отношения с Шивой имеют приоритет над аскетизмом, изучением священных писаний и ритуалов. Лидерами традиции сиддханты были Нанкампантар, Тирунавуккаракар, Кунтарамуртти и Маниккавакакар, четыре величайших из Наянаров. Шайва-сиддханта была широко распространена в Северной Индии до мусульманского завоевания региона. Попытки мусульман уничтожить эту традицию в основном увенчались успехом, ограничив её тамильскими регионами на юге Индии.
Другие традиции
Другая шайвитская традиция развивалась в Кашмире на севере Индии. Кашмирская традиция учила, что душа состоит из той же сущности, что и Шива, и что освобождение означает достижение сознания того, что душа – это Шива.
Другая важная традиция – Лингаяты, названные так в честь лингама. Они также известны как вирашайвы. Они были основаны Басаванной, социальным реформатором в 12 веке. Лингайаты были известны своим монотеизмом и неприятием всех других богов. Они также отвергали поклонение другим изображениям, кроме лингама. Многие носили эмблемы овальной формы, напоминающие лингама. В отличие от других индуистских традиций, лингаяты хоронили своих умерших, а не кремировали их. Они отвергали идеи реинкарнации и кармы, а также авторитет Вед. Лингаяты также выступали против кастовой системы и призывали к равенству для всех.
Современные практики
Сегодня шайвизм является одной из самых влиятельных традиций индуизма в мире. По оценкам, около 200 миллионов человек принадлежат к этой секте.
Шайвизм сегодня
Члены секты продолжают верить в важность личной преданности одному божеству. Многие абстрактные учения об индуизме, изложенные в Упанишадах, не принимаются шайвитами. Напротив, хотя шайвизм продолжает уважать большинство основных элементов индуизма прошлого, его члены адаптировались к современному миру. Большинство последователей сегодня отказались от аскетизма или строгого изучения религиозной философии шайвизма. Большинство считает, что эти пути к освобождению больше подходят состоятельным мужчинам.
Вместо этого чаще всего выбирают популярный и искренний путь посвящения Шиве. Члены организации проходят инициацию у гуру, которые обучают их догматам шайвизма. Традиционные религиозные ритуалы по-прежнему в почёте. Священным долгом считается жить этично и выполнять задачи уважительно и в соответствии со своим положением в обществе. Поступая так, человек испытывает спонтанную и глубокую преданность Шиве, что может привести к осознанию своей общей сущности с Богом.
Шайвизм во всем мире
Шайвизм распространён главным образом в Индии. Однако в первые годы нашей эры шайвизм распространился в юго-восточной Азии и в Непале, где он остаётся весьма популярным. Тенденция к глобализации, начавшаяся в 19 веке, ускорилась в 20-м и способствовала распространению шайвизма по всему миру.
Сегодня поклонников Шивы можно встретить в большинстве западных стран, особенно в Соединённых Штатах. На Западе развивались новые движения. Одним из самых влиятельных является Сиддха Йога Дхам Америки (DYDA), основанное в 1974 году Свами Муктанандой. Движение утверждает, что оно происходит от традиционного учения кашмирского шайвизма, и пользуется большой популярностью среди студентов и молодёжи в США. Движение также распространилось в Европе и других частях света.
Самым известным лидером шайвизма в 20 веке является Сатья Саи Баба, который провозгласил себя реинкарнацией святого человека по имени Саи Баба из Ширди. Саи Баба сообщил, что он был реинкарнирован Шивой. Он стал очень популярен среди шайвитов и имел миллионы последователей, а также привлёк видных почитателей в ряде западных стран.
Шайвизм продолжает процветать в Индии и во всем мире. Его способность ассимилировать многие верования и ритуалы других конфессий помогла ему привлечь новых последователей и удержать уже существующих.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?