Спиритуализм читать ~5 мин.
Спиритизм — религиозно-философское движение, возникшее в XIX веке в США. Его основой является вера в то, что медиумы — люди с особыми способностями — могут вступать в контакт с духами умерших. Появившись в эпоху, когда многие традиционные религиозные догматы, включая веру в жизнь после смерти, подвергались сомнению, спиритизм претендовал на научное доказательство существования загробного мира. Ключевую роль в этом играли медиумы, которые, часто находясь в трансе, получали и передавали сообщения от умерших.
История
Истоки: сёстры Фокс и месмеризм
Современное движение спиритистов берёт начало в 1848 году в Хайдсвилле, штат Нью-Йорк. Три сестры — Кейт, Лия и Маргарет Фокс — заявили, что установили контакт с духом человека, ранее жившего в их доме. Общение происходило посредством загадочных стуков и щелчков. Разработав специальный код, сёстры смогли вести диалог с духом. Эта история быстро получила огласку, а после демонстраций в Нью-Йорке, которые посетили представители высшего общества, газета «New York Tribune» опубликовала о них лестные отзывы.
Многие практики и идеи раннего спиритизма были заимствованы из месмеризма — учения об «животном магнетизме», разработанного Антоном Месмером в конце XVIII века. Странствующие месмеристы вводили своих ассистентов в гипнотический транс, во время которого те демонстрировали экстрасенсорные способности, ставили диагнозы и совершали воображаемые путешествия.
Расцвет и популярность
В 1850-х годах спиритизм стремительно набирал популярность. Сеансы по общению с духами стали модным развлечением. Медиумы, большинство из которых были женщинами, проводили как частные сеансы, так и публичные выступления в лекционных залах, превращаясь в настоящих знаменитостей. Некоторые из них, как утверждалось, могли левитировать предметы и даже материализовывать духов. Сенсационности движению добавили братья Давенпорт, гастролировавшие с шоу, где музыкальные инструменты играли сами по себе в темноте.
В 1860-х годах возникло увлечение «спиритической фотографией», когда фотографы заявляли, что могут запечатлеть на снимках духов умерших. Мода сошла на нет после судебного процесса, разоблачившего эту практику как фотомонтаж. Тем не менее, критика и разоблачения со стороны фокусников лишь подогревали общественный интерес. К концу XIX века спиритизм привлёк внимание интеллектуалов: в 1882 году в Британии было основано Общество психических исследований, а в 1884 году его американское отделение возглавил психолог Уильям Джеймс.
Движение распространилось не только в Северной Америке, но и в Великобритании, Франции, России и Бразилии. По некоторым оценкам, к середине XIX века в США насчитывалось от 2 до 3 миллионов последователей спиритизма. В 1893 году была создана Национальная спиритуалистическая ассоциация церквей для систематизации вероучения.
Упадок и трансформация
Популярность спиритизма начала снижаться к середине XX века в США, хотя он сохранил позиции в Великобритании, особенно после отмены законов против мошенничества в 1950-х годах. Одной из причин упадка стало появление теософского движения Елены Блаватской в 1880-х годах, которая сама начинала как медиум. После Первой мировой войны наблюдался всплеск интереса к спиритизму, так как многие семьи искали утешения после потери близких на фронте.
В контркультуре 1960-х годов спиритизм возродился в рамках «оккультного ренессанса» наряду с картами таро и астрологией. В движении Нью Эйдж, возникшем в конце XX века, практика общения с духами получила новое название — «ченнелинг». Медиумы утверждали, что общаются не только с умершими, но и с ангелами, инопланетянами и другими сущностями.
Основные принципы и верования
Главный постулат спиритизма заключается в том, что жизнь продолжается после смерти, а контакт с духами — это установленный научный факт. Большинство спиритов верят в «бесконечный разум» или божественную силу, лежащую в основе природы. Важную роль в формировании вероучения сыграл Эндрю Джексон Дэвис, бывший медиум-месмерист. Он предложил концепцию «Саммерленда» (Summerland) — летней страны, куда души отправляются после смерти, продолжая своё духовное развитие. Эта теория во многом повторяла идеи мистика XVIII века Эмануэля Сведенборга.
Принципы, сформулированные Национальной спиритуалистической ассоциацией церквей в 1893 году, включают:
- Признание существования человеческого духа после смерти как научного факта.
- Вера в «бесконечный разум» как источник всего сущего.
- Следование «золотому правилу»: «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».
- Убеждение, что каждый человек несёт личную ответственность за свои поступки и может исправить свой характер в любой момент.
- Отказ от обязательного поклонения Богу в рамках какой-либо одной догмы.
Спиритизм и общество
Спиритизм привлекал тех, кто считал традиционное христианство слишком строгим. Движение предоставило женщинам уникальную возможность выйти за пределы домашней сферы и получить общественное признание в роли медиумов, целителей и лекторов. Многие спириты поддерживали прогрессивные социальные реформы: избирательное право для женщин, отмену рабства, вегетарианство и ослабление моральных ограничений в вопросах сексуальности.
Несмотря на попытки некоторых последователей сблизить спиритизм с христианством, движение часто сталкивалось с критикой со стороны духовенства, которое считало общение с духами проявлением оккультных, злых сил.
Современное состояние
Сегодня спиритизм как самостоятельное движение утратил былое культурное влияние. Его идеи во многом слились с движением Нью Эйдж и популярной культурой. Психические исследования, переименованные в 1930-х годах в парапсихологию, остаются маргинальной академической областью. Несмотря на попытки использования экстрасенсов в разведывательных целях во время холодной войны как со стороны США, так и СССР, доказать научную состоятельность этих практик так и не удалось.
Тем не менее, паранормальные явления прочно закрепились в массовой культуре. Телевизионные шоу и книги о медиумах и экстрасенсах пользуются стабильной популярностью. Национальная спиритуалистическая ассоциация церквей в США сегодня насчитывает около 82 общин, что свидетельствует о том, что движение, хоть и в уменьшенном масштабе, продолжает существовать.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?