Спиритуализм читать ~10 мин.
Спиритизм – это движение 19 века, возникшее в США на основе веры в то, что его лидеры, называемые медиумами, могут вступать в контакт и разговаривать с духами умерших. Возникнув в атмосфере, когда многие традиционные религиозные верования, особенно вера в выживание после смерти, были поставлены под сомнение, спиритуализм претендовал на демонстрацию реальности жизни после смерти. Решающую роль в таких демонстрациях играли медиумы – люди, обладавшие особой способностью взаимодействовать с миром духов, часто находясь в трансовом состоянии, и приносить значимые послания от умерших.
Происхождение
Спиритуалисты датируют своё движение 1848 годом, когда три сестры – Кейт, Лия и Маргарет Фокс – начали общаться с тем, что, по их мнению, было духом умершего человека, который ранее жил в их нью-йоркском доме. Связь была установлена через странные звуки, которые они слышали. Когда они поняли, что эти звуки имеют рациональное содержание, они выработали код для начала общения.
Рост и упадок
Спиритизм быстро распространился в 1850-х годах, и вечеринки, на которых предпринимались попытки общения с духами, стали популярной формой развлечения. Были опубликованы книги, пропагандирующие спиритуалистические идеи, лекторы выступали в защиту спиритизма, а медиумы проводили публичные демонстрации. Заявленная способность некоторых медиумов левитировать предметы, материализовывать духов и фотографировать мёртвых, казалось, выходила далеко за рамки научных знаний.
В Соединённых Штатах спиритизм распространился в 1920-х годах, но к середине века его популярность начала снижаться. Он стал более распространённым в Великобритании, особенно после отмены в 1950-х годах законов, которые иногда использовались для обвинения медиумов в мошенничестве.
Истоки
Современное движение спиритуалистов началось на севере штата Нью-Йорк в 1848 году, когда сестры Кейт, Маргарет и Лия Фокс заявили, что могут общаться с духами умерших. На их спиритических сеансах в ответ на их вопросы раздавались простые стуки или стуки. Вскоре последовала огласка. Когда сестры Фокс проводили демонстрации в Нью-Йорке, на которых присутствовали представители социальной элиты, газета New York Tribune написала благоприятные отзывы.
Вскоре другие медиумы стали выступать с подобными заявлениями и демонстрациями. Ранний рост Хотя последователи сестёр Фокс, включая многих известных граждан, считали спиритизм серьёзным делом, укрепляющим религиозную веру, спиритизм и спиритические сеансы также имели развлекательную и коммерческую ценность. Представляя доводы в пользу спиритизма, медиумы, большинство из которых были женщинами, проводили частные спиритические сеансы, а также публичные демонстрации в больших лекционных залах, взимая за это плату. Многие шоумены также предлагали спиритические демонстрации в качестве развлечения и заказывали спиритические фокусы в каталогах и магазинах сценической магии. Спиритуалисты, часто молодые женщины, стали популярными знаменитостями в 1850-х годах, выступая перед большими аудиториями во время национальных туров.
Эти спиритуалистические медиумы шли по стопам практиков месмеризма – первоначального названия гипноза. Странствующие месмеристы часто выступали с ассистентом, которого они вводили в месмерический транс, и который затем говорил в состоянии вдохновения и предлагал экстрасенсорные озарения.
Привлекательность спиритизма
Убеждая людей в существовании загробной жизни, спиритизм утверждал религиозное представление о душе. Однако спиритуалистические демонстрации также принимали квазинаучный характер эксперимента, поскольку спиритуалисты предлагали посетителям спиритических сеансов самим принять решение. Хотя спиритизм помогал людям разобраться в космосе и наполнить смыслом их жизнь, он также имел как развлекательную, так и политическую ценность, поскольку давал женщинам среднего класса возможность покинуть безопасную домашнюю сферу и участвовать в общественной жизни.
Хотя многие медиумы были обвинены в мошенничестве, спиритизм приобрёл много новообращённых среди среднего класса и стал популярным не только в Северной Америке, но и в Великобритании, Франции, России, Бразилии и других странах. По многим оценкам, в середине XIX века в Америке насчитывалось от 2 до 3 миллионов последователей спиритизма. В 1893 году в США была сформирована Национальная спиритуалистическая ассоциация церквей для кодификации принципов этой религии.
Основы веры
Основной постулат спиритизма заключается в том, что жизнь не заканчивается со смертью и что можно вступать в контакт с духами в других сферах, чтобы получить руководство и исцеление. Связь между медиумами и ушедшими духами, по мнению спиритуалистов, является установленным научным фактом. Большинство спиритуалистов также выражали веру в «бесконечный разум» или божественную силу, стоящую за всей природой.
Влияние месмеризма
Большая часть ранних основ спиритуалистической практики и мысли пришла из месмеризма. Эта система зародилась во Франции в конце 18 века, когда Антон Месмер предположил, что во вселенной существует физическая сила, животный магнетизм, который может помочь в лечении. В начале XIX века в Америке странствующие месмеристы часто полагались на помощника, которого они вводили в транс, и который затем предлагал отчёты о путешествиях в другие части света или космоса, диагностировал болезни, назначал лечение и предлагал другие доказательства экстрасенсорных способностей.
Дэвис и Сведенборг
Один из таких месмерических субъектов, Эндрю Джексон Дэвис, стал лидером движения спиритуалистов. Дэвис предположил, что жизнь на земле ведёт к жизни в следующем царстве, или Саммерленде (так спиритуалисты называли небеса). В зависимости от духовного развития человека, после смерти он отправлялся в различные центры в Саммерленде. Теория Дэвиса в значительной степени повторяла основные положения теории шведского учёного 18 века, ставшего мистиком, Эмануэля Сведенборга, который утверждал, что вселенная состоит из шести сфер с постепенно возрастающими духовными уровнями. В космологии Сведенборга и Дэвиса вселенная, по сути, была университетом, в котором проводились различные церемонии выпуска по мере приобретения духовных заслуг и мудрости.
Спиритизм и социальные вопросы
Спиритизм привлекал приверженцев, которые считали основное христианство слишком строгим. Участие женщин в спиритуалистическом движении в качестве медиумов, целителей и адептов расширило их социальную роль в то время, когда права женщин были сильно ограничены.
Многие спиритуалисты выступали за прогрессивные социальные цели, такие как избирательное право для женщин, вегетарианство, реформы в области питания и одежды, ослабление моральных ограничений на сексуальность и отмена рабства. В то время как одни спиритуалисты хотели объединить движение с христианством, другие этого не делали. Спиритуалисты отвергали критику со стороны основных христианских священников, которые считали, что медиумы имеют дело с оккультными, злыми силами.
Принципы спиритуалистов
Широкий спектр убеждений, которые поддерживает спиритуализм, отражён в основополагающих принципах, согласованных Национальной спиритуалистической ассоциацией церквей. Заявление о принципах 1893 года включает веру в существование человеческого духа после смерти как научный факт, а также в существование «бесконечного разума» как источника всех природных явлений. Понимание этих двух заповедей, по их мнению, является всем, что необходимо для религиозного отношения к жизни и морального руководства.
Спиритуалисты также приняли в качестве основного принципа «золотое правило» ("поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой»); настаивали на том, что каждый человек должен стремиться действовать в соответствии с бесконечным разумом; и верили, что никогда не поздно исправить свой характер.
Национальная спиритуалистическая ассоциация церквей отвергала обязательное поклонение Богу в соответствии с какой-либо одной догмой, пропагандировала лекции и демонстрации спиритизма, призывала учителей и медиумов заниматься духовным целительством и общением с духами, а также призывала последователей определить свои собственные убеждения и развиваться соответственно.
Распространение и развитие
Спиритизм получил сенсационное начало благодаря сёстрам Фокс в 1848 году. Он быстро распространился благодаря салонным спиритическим сеансам и популярным демонстрациям рэппинга и «автоматического письма» в небольших заведениях и театрах.
Спиритизм как развлечение
Вскоре после того, как сестры Фокс стали привлекать внимание публики, два артиста, известные как братья Давенпорт, отправились в турне по Америке и Европе с шоу, в котором они связывали себя, а музыкальные инструменты играли в темноте. В таком виде спиритизм стал развлечением. Многие фокусники предлагали разоблачения трюков, используемых некоторыми медиумами для создания таких явлений, как появление эктоплазмы и звучание музыкальных инструментов. Критика и сценические представления только усиливали интерес публики.
Другое увлечение началось в 1860-х годах, когда фотографы сообщили, что им удалось запечатлеть духов умерших на фотопластинках. Мода на фотографии, изображающие субъектов вместе с ушедшими родственниками или известными мертвецами, утихла после судебного процесса, который дискредитировал эту практику как продукт трюкачества в фотолаборатории.
Трансовые медиумы
Спиритизм также распространился благодаря более серьёзной пропаганде молодых женщин-медиумов, таких как Кора Хэтч, Ахса Уайт Спрэг и Эмма Хардиндж Бриттен. Эти люди стали очень известными благодаря своим лекциям в период с 1850 по 1870-е годы. Кора Хэтч в состоянии транса говорила на иностранных языках, которые она не знала сознательно, и играла на фортепиано. Плакаты с изображением этих трансовых медиумов были расклеены на стенах и витринах магазинов, чтобы рекламировать выступления в больших залах, что ставило их в один ряд с лучшими артистами эпохи. Их выступления касались спиритизма, женского здоровья и прав женщин.
Распространение культуры
Спиритизм получил известность благодаря статьям в газетах, а также целым газетам, посвящённым спиритизму. В 1850-х годах были основаны спиритуалистические церкви и школы, а также стали популярны спиритуалистические лагерные собрания, созданные по образцу христианских собраний возрождения. Эти лагерные собрания привели к появлению более постоянных спиритуалистических колоний, включая Саммерленд в Калифорнии, Кассадагу во Флориде и Лили Дейл на севере штата Нью-Йорк.
Спиритизм также приобрёл культурную значимость с развитием психических исследований как научной области в конце 19 века. В 1882 году было основано Британское общество психических исследований, членами которого стали многие интеллектуалы. Психолог Уильям Джеймс возглавил американское отделение, открывшееся в 1884 году.
Спиритизм вновь обрёл известность после Первой мировой войны, когда многие семьи оплакивали потерю солдат. В то же время спиритизм слился с движениями за самосовершенствование, такими как движение позитивного мышления, основанное на идее, что позитивные мысли могут обрести конкретную форму в повседневной жизни и таким образом увеличить успех.
Спиритизм часто существовал вне конкретных учреждений. Тем не менее, в 1906 году в США было зарегистрировано 100 спиритуалистических церквей, в которых состояло 35 000 членов. В 1916 году их число сократилось до 75 церковных зданий с 23 000 членов. Это число сохранялось на протяжении десятилетий.
Современные практики
Хотя спиритизм как набор практик жив и здоров, он в значительной степени слился с движением Нью Эйдж и популярной культурой и уже не так влиятелен, как в 19 веке. С начала 20-го века позитивное мышление (также являющееся переростком раннего месмеризма) стало занимать гораздо более важное место в потребительской культуре и системах самосовершенствования. Спиритизм начал свой упадок с ростом теософского движения, начатого Еленой П. Блаватской – первоначально спиритуалистическим медиумом – в 1880-х годах.
Контркультура и Нью-Эйдж
Контркультура 1960-х годов отвергла основные идеи и приняла «оккультное возрождение», которое включало карты таро и астрологию. В движении Нью Эйдж конца 20 века спиритизм был переименован в «ченнелинг», а многие медиумы утверждали, что разговаривают с духами умерших, ангелами, инопланетянами и другими сверхъестественными существами.
Спиритизм сегодня
Исследования экстрасенсорики, переименованные в 1930-х годах в парапсихологию, остаются академической областью. Во время холодной войны и Соединённые Штаты, и Советский Союз пытались использовать экстрасенсов для сбора разведывательной информации. Тем не менее, верующие в парапсихологию и «экстрасенсорное восприятие» (ЭСП) всегда боролись за то, чтобы доказать законность своих убеждений и парировать обвинения в лженауке.
Даже если паранормальное было оттеснено на задворки академических кругов, оно является главной опорой популярной культуры. Идеи нью-эйдж и вкус к паранормальному прочно вошли в современную культуру развлечений, а телевизионные и радиошоу обеспечивают массовую аудиторию знаменитым медиумам.
В настоящее время Национальная спиритуалистическая ассоциация церквей насчитывает 82 церкви-члена. Хотя спиритуализм не исчез, и живой интерес к паранормальным явлениям, включая медиумов, все ещё силён, как особое движение он утратил своё культурное значение.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?