Традиционные религии Америки читать ~13 мин.
Религиозные верования и практика различных групп коренных народов Северной Америки уникальны во многих важных отношениях. Это разнообразие отражает сильно различающиеся климатические и географические характеристики их регионов: Юго-Запада, Атлантических лесов, Тихоокеанского Северо-Запада, Великих равнин, Субарктики и Арктики.
Религии, климат и география
Одной из общих черт религий коренных американцев и индейцев является реакция на климат и географию. Независимо от разнообразия географических и климатических условий, в которых коренные народы развивали свои религиозные верования, неизменно присутствует чувство близости к земле и связь с природой и природными силами. Действительно, можно сказать, что это общее чувство благоговения перед природной средой является объединяющей чертой среди разнообразных традиций, разработанных коренными народами Северной Америки.
Многие религиозные традиции коренных американцев также являются политеистическими (поклонение нескольким богам). Они приписывают создание вселенной инициирующей жизненной силе (такой как Великая Мать, Великий Отец или их союз, или другим духовным существам, например, Ворону), в то же время отдавая дань уважения этой божественной силе в различных духовных божествах или силах, которые могут оказывать особое влияние на определённые аспекты человеческой, животной и растительной форм жизни. Усилия по ублажению, празднованию, благодарности и признанию этих сил составляют общую тему среди различных систем верований коренных американцев.
Священный ландшафт и шаманизм
Важность земли в традиционных верованиях американских индейцев коренится в её возможности запечатлеть священность, сосредоточенную на Земле, которая сама является частью Вселенной. Произведения искусства, созданные коренными американскими народами, демонстрируют это чувство связи со священным ландшафтом во многих аспектах, начиная от используемых материалов и заканчивая символизмом.
Другим общим аспектом многих систем верований коренных американцев является общение с миром духов через посредников, известных как шаманы. Шаманы – это особые люди, которые в снах, трансовых состояниях, видениях или с присущей им чувствительностью могут вступать в контакт с мёртвыми и общаться с духами. Шаманы также могут заниматься целительством, предсказывать будущее и влиять на события. Многие произведения искусства связаны с шаманской практикой, включая маски, барабаны, погремушки, амулеты и специальную одежду.
Происхождение
При описании сотен уникальных духовных практик коренных народов Америки термин «религия» не подходит, поскольку это слово отсутствует в большинстве языков коренных американцев. Скорее, то, что европейцы стали называть религиозными практиками, на самом деле представляет собой совокупность духовных традиций, тесно переплетённых с местной географией, культурой и языком. В этом контексте коренные американцы считают, что невозможно «обратиться» в «религию» коренных американцев, потому что, чтобы по-настоящему принять любую из этих духовных традиций, необходимо стать частью культуры и ландшафта, породивших их верования.
Духовные практики Северной и Южной Америки
До европейского влияния на Американском континенте говорили почти на 2 000 языках, каждый из которых представлял собой уникальную культуру со своими собственными духовными практиками. Эти традиции развивались на протяжении тысячелетий, начиная с того момента, когда первые люди прибыли на Американский континент, примерно между 13 000 и 20 000 лет назад, принеся с собой культуру своих предков, вероятно, из Азии или Тихоокеанского региона.
Между верованиями коренных жителей Северной Америки и Южной Америки существуют значительные различия. Тем не менее, существуют некоторые общие аспекты среди большинства традиционных религий Северной и Южной Америки. К ним относятся:
Взаимосвязь физической и духовной сфер Расширенная система родства – включая живых людей, умерших предков, животных, растения и неживых существ, таких как реки и горы – которая наделяет всех божественными аспектами Акцент на месте и географии при описании духовных верований и рассказе историй создания Использование шаманов, жрецов, жриц или других духовных лидеров, которые общаются между физическим и духовным мирами.
Уроки человеческой души
Большинство коренных народов Северной Америки придают большое значение бессмертию человеческой души и подготовке к загробной жизни, а также рассказывают истории и анекдоты – не только для того, чтобы передать историю своего народа, но и чтобы преподать уроки и поощрить нравственное поведение. Большинство коренных народов Центральной и Южной Америки сосредоточили свои верования на небесных наблюдениях, календаре и циклах созидания и разрушения (смерти и возрождения) на протяжении всей истории Вселенной.
Ни одно событие или основатель не породили сотни религиозных и духовных практик Северной и Южной Америки. Скорее, как и все религии коренных народов мира, каждая из них развивалась в контексте своего общества-основателя как часть устной традиции, передаваемой из поколения в поколение. Поскольку истории различных коренных американских народов рассказываются и пересказываются на протяжении веков, они обязательно меняются и адаптируются вместе с теми, кто их рассказывает.
Основы веры
Несмотря на некоторые фундаментальные сходства, духовные традиции и практики Северной и Южной Америки отличаются в разных местах, скорее всего, потому, что эти практики связаны с местным ландшафтом. Большинство коренных народов верят, что мир природы – включая растения и животных, а также неживые существа, такие как реки, камни и звезды – хранит в себе божественные силы и уроки для людей, которые были частью их расширенной родственной сети.
Различия и сходства
Поскольку ландшафт и живые существа занимают столь важное место в мифах коренных американцев, неудивительно, что религиозные верования коренных народов Аляски отличаются от верований народов юго-запада США, Перу или Чили. Кроме того, различия между религиями коренных народов Северной Америки, Карибского бассейна и Южной Америки/Центральной Америки могут быть объяснены различиями в климате при переходе из умеренной зоны в тропики. Следует также отметить, что такие различия не проходят по чётким линиям, а тонко сливаются друг с другом, что характерно для всех районов, где соседние группы на протяжении тысячелетий обменивались как товарами, так и идеями.
В целом, в традициях коренных народов Северной Америки особое внимание уделяется историям сотворения мира, в которых затрагиваются экологические аспекты и часто фигурируют животные. Хотя многие верят во всезнающее божество, часто в бога-создателя (который может быть мужского, женского, животного или неженского пола), в историях создания обычно участвует множество существ, включая богов, животных, растения и неживых существ.
В качестве примера можно привести ирокезов, проживающих в районе Великих озёр, в истории создания которых фигурируют Женщина-небо, маленькая жаба, большая черепаха и сыновья-близнецы Женщины-неба, Саплинг и Флинт. Племена чумашей из прибрежной Калифорнии приписывают своё существование Матери-Земле, Хуташ, а открытие огня – её мужу, Алчупо’ошу, Небесному Змею, представленному Млечным Путём. Чумаши также верят, что дельфины – это люди чумашей, которые упали в море во время переправы с прародины чумашей на острове Санта-Крус (сегодня часть Национального парка Чаннел Айлендс) на территорию нынешней материковой Калифорнии. Многие традиции коренных народов Северной Америки также включают веру в злого бога, аналогичную западной вере в Сатану.
Щедрость и родство
Верования коренных народов Северной Америки обычно подчёркивают щедрость, сотрудничество, родство и участие в общинных религиозных церемониях. В целом, участие в таких ритуалах считается более важным, чем вера в мифы племени.
Церемонии вступления в возраст или инициации считаются решающими для полноценного участия в культурной жизни, поскольку именно через эти ритуалы молодые мужчины и женщины узнают истории и традиции духовной жизни своих народов. Кроме того, смерть рассматривается как переход в загробную жизнь, однако представления о том, что наступает после смерти, как следует подготовить умершего и как продолжить его роль в обществе, сильно различаются.
Солнце, луна и звезды
В традиционных верованиях народов Центральной и Южной Америки большое внимание уделяется роли солнца, луны и звёзд в повседневной жизни. История создания венесуэльского народа макиритаре сосредоточена вокруг битвы между звёздами, в которой главную роль играет Куамачи, вечерняя звезда. Миф о сотворении мира мексиканских ацтеков связан с постоянным созданием и разрушением ряда солнц.
В результате религиозные церемонии, в частности обряды инициации, приурочены к изменениям в календаре и во Вселенной. В целом, религии коренных народов Центральной и Южной Америки чаще всего сосредоточены на циклической природе времени, включая периоды разрушения и возрождения.
Распространение и развитие
Большинство верований коренных жителей Америки передавались из уст в уста на протяжении тысячелетий. По мере того как одна группа расширялась, сокращалась или смешивалась с другими группами, менялись и её духовные традиции. Идея прозелитизма (убеждения кого-либо присоединиться к религии) не существует для большинства традиционных американских верований, поскольку они считаются центральными для конкретных культур и не могут быть экспортированы или приняты другими. Однако, начиная примерно с 1500 года до н.э., некоторые группы, включая ольмеков, а затем майя, ацтеков и древних пуэбло (также известных как анасази), основали цивилизации, которые распространились на обширные регионы и оказали значительное влияние на культуры, которые они захватили. По мере усложнения этих обществ росли и их духовные верования и влияние.
Мезоамериканская «материнская культура"
Ольмеков иногда называют «материнской культурой» Мезоамерики, поскольку они сформировали первую крупную цивилизацию на Американском континенте и разработали первую известную письменность в Западном полушарии. Благодаря экспансии ольмеков, их религиозные верования распространились через торговые сети на отдалённые группы в Северной и Южной Америке.
Их ритуалы и традиции, включавшие календарную систему, церемониальные игры в мяч и теократическое (управляемое религиозными лидерами) общество, оказали огромное влияние на последующие народы. Точно так же многие древние религиозные верования пуэбло сохранились в традициях современных пуэбло, а также соседних народов хопи, навахо и зуни на юго-западе США. К ним относятся ритуалы, связанные с природной гармонией, земледелием и циклами дождя.
Боги и сельское хозяйство
По мере того как цивилизации коренных жителей Америки развивали письменность, их верования становились более укоренёнными, чем у дописьменных групп. Майя из Центральной Америки – один из ярких примеров этой тенденции. Они кодифицировали свои религиозные верования (многие из которых пришли от ольмеков) в доколумбовом тексте «Пополь Вух», в котором рассказывается история о том, как боги уничтожили предыдущую расу людей, потому что они не уважали мир природы.
В «Пополь Вух» также говорится, что первые люди были созданы из кукурузы – самой важной культуры для майя и других групп Центральной Америки. Этот акцент на духовной связи с земледелием и богами, ответственными за циклы созидания и разрушения, остаётся центральным убеждением многих религий коренных народов Америки.
Танец призраков
Одним из примеров того, как традиционные американские религии адаптировались к современным условиям, является движение «Танец призраков» конца 1800-х годов. Когда Соединённые Штаты систематически убивали коренных американцев и вытесняли их с их земель, пайюты, проживающие на территории современной Юты, начали проводить церемонии, которые включали в себя многодневные медитации, молитвы и церемониальные танцы.
Хотя танец призраков охватывал множество существующих верований коренного населения, шаман пайютов Вовока пережил видение, в котором он увидел, что приверженность танцу позволит достичь двух важных целей: второго пришествия Иисуса Христа (которого многие коренные американцы приняли в свою собственную систему богов) и уничтожения белых людей, которые причинили столько страданий его народу.
Танец призраков вскоре распространился по всему Западу, давая многим коренным американцам надежду перед лицом голода, болезней и переселения с земель предков. Считается, что движение «Танец призраков» стало первой религией коренных народов, которая была принята многочисленными культурами коренных американцев. Но затем американские военные, опасаясь, что танец вызовет восстание, подавили движение «Танец призраков» серией массовых убийств, включая печально известную резню в Раненом колене в Южной Дакоте в декабре 1890 года. Однако движение «Танец призраков» продолжало существовать, и небольшие возрождения происходили на протяжении всего 20-го века.
Современные практики
Трудно оценить количество людей в Америке, которые следуют традиционным религиозным верованиям. В США около 2,9 млн человек (менее 1% населения) относят себя к американским индейцам или коренным жителям Аляски, но неизвестно, сколько из них все ещё придерживаются традиционных верований. В 2014 году комплексное исследование религии в 19 странах Латинской Америки, проведённое Pew Research Center, показало, что хотя почти 90% взрослых в регионе считают себя христианами, значительные меньшинства сообщили о «среднем» или «высоком» уровне причастности к верованиям или практикам коренных народов. Это число варьируется от 22% в Пуэрто-Рико до 58% в Панаме.
Вызовы традиционным религиям
Традиционные религии и духовные верования продолжают оказывать влияние на то, как коренные американцы относятся к своим землям, своим общинам и своим расширенным родственным сетям. После столетий репрессий многие коренные народы вновь проявляют интерес к возрождению своей культуры, языков и традиционных духовных знаний.
Однако попытки возродить эти традиции наталкиваются на серьёзные препятствия. К ним относятся:
Утрата родных языков, без которых религии коренных народов теряют свой смысл и суть Кража и перемещение религиозных артефактов, которые, как считается, обладают огромной силой Отчуждение от земель предков и священных мест, многие из которых стали туристическими достопримечательностями или были загрязнены горнодобывающей и другой добывающей промышленностью *Широко распространённая бедность, с которой сталкиваются многие коренные американские общины, что делает духовное образование и восстановление традиционных верований чрезвычайно трудным.
Во многих регионах – особенно на юго-востоке США, в Карибском бассейне и Бразилии – некоторые аспекты традиционных американских верований продолжают жить благодаря таким религиям, как Воду, Кандомбле и Сантерия, а также многим креольским традициям на побережье Мексиканского залива США. В этих религиях сочетаются верования коренных американцев с верованиями Западной Африки и католицизмом. Они возникли в результате вытеснения коренных американцев и африканцев во время трансатлантической работорговли, но сейчас они представляют собой признанные духовные традиции сами по себе.
Совсем недавно некоторые верования коренных американцев были приняты людьми, которые не воспитывались в коренных общинах, часто по частям, что вызывает беспокойство у многих лидеров коренных американцев. Считается, что практика духовности коренных народов в отрыве от их родной культуры таит в себе множество потенциальных опасностей, и некоторые индейские лидеры опасаются, что эта тенденция подпитывает неточное представление о том, что на самом деле представляют собой традиционные духовные верования.
Традиционные верования и окружающая среда
Другие приветствуют принятие родных духовных концепций – особенно традиционных связей с землёй и другими существами – в борьбе против разрушения окружающей среды. Коренные группы от центральных равнин Северной Америки до тропических лесов бассейна Амазонки обращаются к традиционным богам, духам предков и божественности самой земли, протестуя против многих форм добычи природных ресурсов.
Индейцы блэкфит из восточной Монтаны успешно лоббировали предотвращение бурения нефтяных скважин на священных землях вблизи Национального парка Глейшер; индейцы каяпо из Бразилии добились защиты от вырубки 35 миллионов акров их исконного тропического леса; а в пустынях южной Калифорнии организация Native American Land Conservancy приобретает священные места и другие культурно значимые земли, чтобы защитить их от застройки. Все эти действия рассматриваются как маленькие победы для продолжения духовных верований коренных американцев.
- Мировые религии – дополнительные материалы
- «Повесть о двух городах» Чарльза Диккенса, краткое содержание
- Бизнес-туризм - маленькое путешествие с большими возможностями
- ФБР в Майами арестовала двух злоумышленников, похитивших картину Матисса
- Диалог двух эпох – жемчужины из коллекции Нантского музея изобразительных искусств
- Графика на выставке Вацлава Зелинского посвящена двум великим поэтам
- Двухмесячный театральный марафон фестиваля им. Чехова завершен 14-го июля
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?