Традиционные религии Америки читать ~12 мин.
Духовные верования и практики различных коренных народов Северной Америки во многом уникальны. Это разнообразие отражает значительные различия в климате и географии регионов их проживания: Юго-Запада, лесов Атлантического побережья, Тихоокеанского Северо-Запада, Великих равнин, Субарктики и Арктики.
Верования, климат и география
Одной из общих черт верований коренных народов Америки является их тесная связь с климатом и географией. Независимо от разнообразия природных условий, в которых развивались духовные традиции, в них неизменно присутствует глубокая связь с землёй и окружающим миром. Это чувство благоговения перед природой можно считать объединяющей чертой многообразных традиций, сложившихся у коренных народов Северной Америки.
Многие духовные традиции коренных американцев являются политеистическими (предполагают поклонение нескольким богам). Они приписывают создание вселенной первоначальной жизненной силе (такой как Великая Мать, Великий Отец или их союз, либо другим духовным сущностям, например Ворону). При этом они почитают эту божественную силу в различных проявлениях, которые могут оказывать особое влияние на определённые аспекты жизни людей, животных и растений. Попытки задобрить, отпраздновать, поблагодарить и признать эти силы составляют общую тему среди различных систем верований коренных американцев.
Священный ландшафт и шаманизм
Важность земли в традиционных верованиях коренных американцев обусловлена её сакральным значением. Земля воспринимается как священное пространство, являющееся неотъемлемой частью Вселенной. Произведения искусства, созданные коренными народами, демонстрируют это чувство связи со священным ландшафтом во многих аспектах — от используемых материалов до символизма.
Другим общим аспектом многих систем верований коренных американцев является общение с миром духов через посредников, известных как шаманы. Шаманы — это люди с особыми способностями, которые в снах, трансовых состояниях, видениях или благодаря врождённой чувствительности могут вступать в контакт с миром духов и общаться с умершими. Шаманы также могут заниматься целительством, предсказывать будущее и влиять на события. Многие произведения искусства, включая маски, барабаны, погремушки, амулеты и специальную одежду, связаны с шаманской практикой.
Происхождение
Для описания сотен уникальных духовных практик коренных народов Америки термин «религия» не совсем подходит, поскольку это слово отсутствует в большинстве их языков. Скорее, то, что европейцы назвали религиозными практиками, в действительности является совокупностью духовных традиций, тесно переплетённых с местной географией, культурой и языком. В этом контексте коренные американцы считают, что невозможно «обратиться» в их «религии», поскольку для подлинного принятия любой из этих духовных традиций необходимо стать частью культуры и ландшафта, которые их породили.
Духовные практики Северной и Южной Америки
До европейского влияния на Американском континенте существовало почти 2 000 языков, каждый из которых представлял уникальную культуру со своими духовными практиками. Эти традиции развивались на протяжении тысячелетий с момента прибытия первых людей на континент — примерно 13 000–20 000 лет назад. Они принесли с собой культуру своих предков, вероятно, из Азии или Тихоокеанского региона.
Между верованиями коренных жителей Северной и Южной Америки есть значительные различия. Тем не менее можно выделить некоторые общие аспекты, характерные для большинства традиционных верований обоих континентов. К ним относятся:
- Взаимосвязь физической и духовной сфер.
- Расширенная система родства, включающая живых людей, умерших предков, животных, растения и неживые объекты, такие как реки и горы, что наделяет всех божественными аспектами.
- Акцент на месте и географии при описании духовных верований и повествовании историй о сотворении мира.
- Наличие шаманов, жрецов, жриц или других духовных лидеров, которые выступают посредниками между физическим и духовным мирами.
Уроки для человеческой души
Большинство коренных народов Северной Америки придают большое значение бессмертию человеческой души и подготовке к загробной жизни. Они рассказывают истории и предания не только для передачи истории своего народа, но и для преподавания уроков и поощрения нравственного поведения. Верования большинства коренных народов Центральной и Южной Америки были сосредоточены на небесных наблюдениях, календаре и циклах созидания и разрушения (смерти и возрождения) на протяжении всей истории Вселенной.
Сотни духовных практик Северной и Южной Америки не были порождены одним событием или основателем. Каждая из них, как и все религии коренных народов мира, развивалась в контексте своего общества как часть устной традиции, передаваемой из поколения в поколение. Поскольку истории различных народов рассказывались и пересказывались на протяжении веков, они неизбежно менялись и адаптировались вместе с их носителями.
Основы веры
Несмотря на некоторые фундаментальные сходства, духовные традиции и практики Северной и Южной Америки различаются в зависимости от местности, поскольку они тесно связаны с местным ландшафтом. Большинство коренных народов верят, что мир природы — включая растения, животных, а также неживые объекты, такие как реки, камни и звёзды, — хранит в себе божественные силы и уроки для людей, которые являются частью их расширенной родственной сети.
Различия и сходства
Поскольку ландшафт и живые существа занимают важное место в мифологии коренных американцев, неудивительно, что верования народов Аляски отличаются от верований народов юго-запада США, Перу или Чили. Кроме того, различия между духовными традициями коренных народов Северной Америки, Карибского бассейна и Южной/Центральной Америки можно объяснить разницей климатических зон — от умеренной до тропической. Следует также отметить, что такие различия не имеют чётких границ, а плавно переходят друг в друга, что характерно для всех регионов, где соседние группы на протяжении тысячелетий обменивались как товарами, так и идеями.
В целом, в традициях коренных народов Северной Америки особое внимание уделяется историям о сотворении мира, в которых затрагиваются экологические аспекты и часто фигурируют животные. Хотя многие верят во всеведующее божество, часто в бога-создателя (который может быть мужского, женского, животного или иного пола), в историях о сотворении мира обычно участвует множество существ, включая богов, животных, растения и неживые объекты.
В качестве примера можно привести ирокезов, проживающих в районе Великих озёр. В их истории сотворения мира фигурируют Женщина-небо, маленькая жаба, большая черепаха и сыновья-близнецы Женщины-неба, Саплинг и Флинт (в других транскрипциях — Техаронхиавагон и Тавискарон). Племена чумашей из прибрежной Калифорнии приписывают своё существование Матери-Земле, Хуташ, а открытие огня — её мужу, Алчупо’ошу, Небесному Змею, представленному Млечным Путём. Чумаши также верят, что дельфины — это их предки, упавшие в море при переправе с прародины на острове Санта-Крус (сегодня часть Национального парка Чаннел-Айлендс) на территорию нынешней материковой Калифорнии. Многие традиции коренных народов Северной Америки также включают верования в фигуры-трикстеры или злых духов, что отдалённо напоминает концепцию антагониста в западных религиях.
Щедрость и родство
Верования коренных народов Северной Америки обычно подчёркивают щедрость, сотрудничество, родство и участие в общинных церемониях. В целом, участие в таких ритуалах считается более важным, чем вера в мифы племени.
Церемонии совершеннолетия или инициации считаются решающими для полноценного участия в культурной жизни, поскольку именно через эти ритуалы молодые люди узнают истории и традиции духовной жизни своих народов. Смерть рассматривается как переход в загробную жизнь, однако представления о том, что происходит после неё, как следует готовить умершего и какова его дальнейшая роль в обществе, сильно различаются.
Солнце, луна и звёзды
В традиционных верованиях народов Центральной и Южной Америки большое внимание уделяется роли солнца, луны и звёзд в повседневной жизни. История сотворения венесуэльского народа макиритаре сосредоточена вокруг битвы между звёздами, в которой главную роль играет Куамачи, вечерняя звезда. Миф о сотворении мира мексиканских ацтеков связан с постоянным созданием и разрушением ряда солнц.
В результате религиозные церемонии, в частности обряды инициации, приурочены к изменениям в календаре и во Вселенной. В целом, верования коренных народов Центральной и Южной Америки чаще всего сосредоточены на циклической природе времени, включая периоды разрушения и возрождения.
Распространение и развитие
Большинство верований коренных жителей Америки передавались из уст в уста на протяжении тысячелетий. По мере того как одна группа расширялась, сокращалась или смешивалась с другими, менялись и её духовные традиции. Идея прозелитизма (обращения в свою веру) отсутствует в большинстве традиционных американских верований, поскольку они считаются неотъемлемой частью конкретных культур и не могут быть переняты другими.
Однако начиная примерно с 1500 года до н.э. некоторые группы, включая ольмеков, а затем майя, ацтеков и древних пуэбло (также известных как анасази), основали цивилизации, которые распространились на обширные регионы и оказали значительное влияние на соседние культуры. По мере усложнения этих обществ росли и их духовные верования и влияние.
Мезоамериканская «материнская культура»
Ольмеков иногда называют «материнской культурой» Мезоамерики, поскольку они сформировали первую крупную цивилизацию на Американском континенте и создали одну из первых систем письма в Западном полушарии. Благодаря экспансии ольмеков их религиозные верования распространялись через торговые сети на отдалённые группы в Северной и Южной Америке.
Их ритуалы и традиции, включавшие календарную систему, церемониальные игры в мяч и теократическое (управляемое религиозными лидерами) общество, оказали огромное влияние на последующие народы. Точно так же многие религиозные верования древних пуэбло сохранились в традициях современных пуэбло, а также соседних народов хопи, навахо и зуни на юго-западе США. К ним относятся ритуалы, связанные с природной гармонией, земледелием и циклами дождя.
Боги и сельское хозяйство
По мере развития письменности верования коренных цивилизаций Америки становились более укоренёнными, чем у дописьменных групп. Майя из Центральной Америки — один из ярких примеров этой тенденции. Они кодифицировали свои религиозные верования (многие из которых пришли от ольмеков) в доколумбовом тексте «Пополь-Вух», в котором рассказывается история о том, как боги уничтожили предыдущую расу людей за неуважение к миру природы.
В «Пополь-Вух» также говорится, что первые люди были созданы из кукурузы — самой важной культуры для майя и других групп Центральной Америки. Этот акцент на духовной связи с земледелием и богами, ответственными за циклы созидания и разрушения, остаётся центральным элементом многих верований коренных народов Америки.
Танец призраков
Одним из примеров адаптации традиционных верований к новым условиям является движение «Танец призраков» конца XIX века. Когда Соединённые Штаты систематически истребляли коренных американцев и вытесняли их с земель, народ пайюты (проживающий в Неваде) начал проводить церемонии, включавшие многодневные медитации, молитвы и ритуальные танцы.
Хотя «Танец призраков» вобрал в себя множество существовавших верований, шаман пайютов Вовока получил видение. Согласно ему, приверженность танцу позволит достичь двух важных целей: второго пришествия Иисуса Христа (которого многие коренные американцы приняли в свой пантеон) и возвращения мира, в котором не будет белых поселенцев, принёсших столько страданий его народу.
«Танец призраков» вскоре распространился по всему Западу, давая многим коренным американцам надежду перед лицом голода, болезней и переселения с земель предков. Считается, что это движение стало одним из первых религиозных течений, получивших широкое распространение среди множества культур коренных народов в тот период. Однако американские военные, опасаясь, что танец вызовет восстание, подавили движение серией массовых убийств, включая печально известную бойню на ручье Вундед-Ни в Южной Дакоте в декабре 1890 года. Тем не менее движение продолжало существовать, и его небольшие возрождения происходили на протяжении всего XX века.
Современные практики
Трудно оценить количество людей в Америке, которые следуют традиционным верованиям. В США, по данным переписи 2020 года, около 3,7 миллиона человек (менее 1,2% населения) относят себя к американским индейцам или коренным жителям Аляски, но неизвестно, сколько из них придерживаются традиционных верований. В 2014 году комплексное исследование религии в 19 странах Латинской Америки, проведённое Pew Research Center, показало, что, хотя почти 90% взрослых в регионе считают себя христианами, значительные меньшинства сообщили о «среднем» или «высоком» уровне приверженности верованиям или практикам коренных народов. Это число варьируется от 22% в Пуэрто-Рико до 58% в Панаме.
Вызовы традиционным верованиям
Традиционные духовные верования продолжают влиять на то, как коренные американцы относятся к своим землям, общинам и расширенным родственным сетям. После столетий репрессий многие коренные народы вновь проявляют интерес к возрождению своей культуры, языков и традиционных духовных знаний.
Однако попытки возродить эти традиции наталкиваются на серьёзные препятствия. К ним относятся:
- Утрата родных языков, без которых верования коренных народов теряют свой смысл и суть.
- Кража и перемещение религиозных артефактов, которые, как считается, обладают огромной силой.
- Отчуждение от земель предков и священных мест, многие из которых стали туристическими достопримечательностями или были загрязнены в результате добычи полезных ископаемых.
- Широко распространённая бедность, с которой сталкиваются многие общины коренных американцев, что чрезвычайно затрудняет духовное образование и восстановление традиционных верований.
Во многих регионах — особенно на юго-востоке США, в Карибском бассейне и Бразилии — некоторые аспекты традиционных американских верований продолжают жить благодаря таким синкретическим религиям, как воду, кандомбле и сантерия, а также многим креольским традициям на побережье Мексиканского залива в США. В этих религиях сочетаются верования коренных американцев с верованиями Западной Африки и католицизмом. Они возникли в результате вытеснения коренных народов и африканцев во время трансатлантической работорговли, но сейчас представляют собой самостоятельные признанные духовные традиции.
В последнее время некоторые верования коренных американцев были частично переняты людьми, не выросшими в их общинах, что вызывает беспокойство у многих лидеров коренных народов. Считается, что практика духовности в отрыве от родной культуры таит в себе потенциальные опасности, и некоторые лидеры опасаются, что эта тенденция подпитывает неточные представления о сути традиционных духовных верований.
Традиционные верования и окружающая среда
Другие приветствуют принятие духовных концепций коренных народов — особенно традиционных связей с землёй и другими существами — в борьбе против разрушения окружающей среды. Коренные группы от центральных равнин Северной Америки до тропических лесов бассейна Амазонки обращаются к традиционным богам, духам предков и божественности самой земли, протестуя против многих форм добычи природных ресурсов.
Индейцы блэкфит из восточной Монтаны успешно лоббировали предотвращение бурения нефтяных скважин на священных землях вблизи Национального парка Глейшер; индейцы каяпо из Бразилии добились защиты от вырубки лесов на 35 миллионах акров их исконных территорий; а в пустынях южной Калифорнии организация Native American Land Conservancy приобретает священные места и другие культурно значимые земли, чтобы защитить их от застройки. Все эти действия рассматриваются как маленькие победы в деле сохранения духовных верований коренных американцев.
- Мировые религии – дополнительные материалы
- «Повесть о двух городах» Чарльза Диккенса, краткое содержание
- Проекты частных домов
- Бизнес-туризм - маленькое путешествие с большими возможностями
- Коллекция Национального художественного музея Беларуси пополнилась произведениями Марка Шагала
- Краевой выставочный зал Краснодара представил пополнение своей коллекции
- Постоянные экспозиции Эрмитажа пополнились пастелями французских художников 19-20 века
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?