Традиционные религии Греции и Рима читать ~11 мин.
Главными богами Древней Греции была семья божеств, известная как двенадцать олимпийцев, которые, как считалось, жили на горе Олимп. Греки верили, что, помимо главных богов, сельскую местность, горы и море населяли второстепенные сверхъестественные существа, такие как нимфы и речные боги.
Боги-олимпийцы
В канонический список двенадцати олимпийцев входили Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Афина, Арес, Гефест, Афродита, Гермес и Гестия. Позже Гестию в этом списке иногда заменял Дионис.
Родоначальником пантеона был Зевс, бог неба. Гера — сестра и супруга Зевса, царица богов. Посейдон — повелитель морей и всех вод. Деметра покровительствовала сельскому хозяйству, в особенности злакам. Гестия — богиня-дева, хранительница домашнего очага. Афродита была богиней любви. Аполлон был покровителем музыки, прорицания и целительства. Артемида — девственная богиня охоты и защитница юных. Афина была богиней мудрости, справедливой войны и ремёсел, а также покровительницей города Афины. Арес, бог войны, ассоциировался с яростью битвы и жестокостью. Гефест — бог-кузнец, покровитель ремёсел. Гермес доставлял послания с Олимпа на землю и сопровождал души умерших в подземный мир. Наконец, Дионис научил людей виноделию и странствовал по миру в сопровождении сатиров и менад.
Силы греческих богов
Боги и люди проявляли схожие чувства и ценности и даже выглядели одинаково. Греческий миф повествует о том, как Прометей вылепил из глины первых людей по образу и подобию богов. Хотя боги питались своей особой пищей, нектаром и амброзией, они также нуждались в жертвенной пище, которую для них готовили смертные.
Божества могли превращать людей или предметы во что-то иное. Часто превращение человека в животное служило наказанием за проступок. Боги также могли вмешиваться в дела людей. Благосклонный бог мог послать попутный ветер, чтобы привести корабль в движение, или даже сам направить его. В битвах боги могли стать невидимым, решающим фактором.
Римская мифология
Римляне переняли греческие мифологические традиции, интегрировав их в свои верования и практики. Сохраняя собственных богов, римляне отождествляли их с наиболее соответствующими им греческими божествами. Так, римский бог Юпитер был отождествлён с Зевсом, Юнона — с Герой и так далее.
Римляне также развивали свою связь с греческой мифологической системой. Согласно преданию, троянский герой Эней спасся после разрушения Трои, отплыл на запад с группой беженцев и основал поселение в Италии. Считалось, что потомок Энея, Ромул, стал основателем Рима. К IV веку до нашей эры уже существовали римские семьи, заявлявшие о своём троянском происхождении. Идея об обосновании Энея в Италии была канонизирована римским поэтом Вергилием в его эпической поэме «Энеида».
Происхождение
Религиозные верования и практики Древней Греции и Рима сформировались под влиянием религиозных традиций Средиземноморского бассейна. Народы древнего Средиземноморья имели много общего, включая торговые связи и идеи, которые легли в основу их религий. Поскольку это был длительный процесс, трудно точно определить истоки религий Древней Греции и Рима.
Влияние
Древний Египет и различные культуры Ближнего Востока оказали важное влияние сначала на развитие греческой, а затем и римской религии. Некоторые учёные также предполагают связь между греко-римскими мифологиями и мифологиями других индоевропейских народов, с которыми они имеют общие черты. Ещё одно влияние на Рим оказала более ранняя италийская культура этрусков. Этруски передали Риму богов и богинь-воинов; считалось, что эти божества защищают семью и родину, поддерживая сельское хозяйство и военную мощь.
Ранние греческие верования
Одни из самых ранних известных греческих мифов связаны с островом Крит, где за много веков до расцвета классической Греции процветала минойская цивилизация. К таким мифам относится миф о Минотавре — чудовище, которое жило в лабиринте, пока его не убил афинский герой Тесей. Однако считается, что большая часть классической греческой религии и мифологии возникла непосредственно у микенцев, цивилизации бронзового века в Греции.
Многие греческие мифы появились для объяснения природных явлений и происхождения различных человеческих обычаев. Такие природные объекты, как ручьи и леса, ассоциировались с духами или божествами, которых следовало почитать, чтобы избежать вреда. Ритуалы и практики, направленные на завоевание благосклонности богов, были важными элементами ранней греческой религии.
Греки верили в большое количество богов и богинь, от сотен мелких духов природы до пантеона главных богов, известных как олимпийцы. Считалось, что божества растительности, возрождения и плодородия способствуют развитию и защите сельского хозяйства. Поэты Гесиод и Гомер, жившие примерно в VIII веке до нашей эры, являются важными источниками сведений о ранней греческой мифологии, религиозных верованиях и практиках.
Возникновение римской религии
Как и в Греции, ранняя римская религия была связана с почитанием местных богов. Это было направлено на установление с ними правильных отношений, что, как считалось, приносит удачу и защищает от несчастий. Принцип заключался в том, что поклоняющийся давал что-то богу (например, приносил жертву) и получал взамен защиту или иное благо. Со временем некоторые исконно италийские божества были отождествлены с аналогичными греческими богами, а связанные с ними мифы также были переняты.
Сельскохозяйственные боги были особенно важны для римлян, поскольку земледелие являлось основным видом их экономической деятельности. Пенаты и Лары, божества, связанные с защитой дома и семьи, также были очень важны и, вероятно, имели раннее происхождение в римской культуре.
Римляне также практиковали культ предков. Эта практика послужила истоком обычая хранить портреты предков в специальных святилищах в своих домах.
Основы веры
Религиозные верования древних греков и римлян имели общие черты. Они были политеистами и поклонялись множеству различных божеств, как мужских, так и женских. Как и во многих других древних политеистических культурах, божества ассоциировались с элементами природы (земля, вода, небо) и наблюдаемыми природными явлениями (бури, ветер, дождь). В греческих эпосах, таких как «Илиада» и «Одиссея», божества активно вмешиваются в жизнь людей. Считалось, что успех или неудача человеческих начинаний зависят от божественной благосклонности.
Божества
В поэме Гесиода «Теогония» описываются поколения божеств, появившихся в результате первоначального союза земли (женское начало) и неба (мужское начало), что в конечном итоге привело к появлению 12 основных божеств греческого пантеона. Шесть из этих божеств были женскими, а шесть — мужскими, причём бог неба Зевс служил царём божеств и правителем вселенной. Кроме 12 основных олимпийских божеств, греческие мифы населены множеством других богов, богинь, полубожественных героев, кентавров, нимф и прочих сверхъестественных существ.
Римский пантеон в целом состоял из божеств, заимствованных из греческой и этрусской традиций, а также из собственных италийских богов.
Ритуалы и фестивали
Греко-римская религия была в основном гражданской и общинной, делая акцент на правильной практике, а не на правильной вере. Религиозная практика была в высшей степени ритуальной и основывалась на церемониях и регулярно проводимых общественных праздниках. Некоторые праздники были местными, другие отмечались более широко. Ритуальные жертвоприношения животных, гадания, консультации с оракулами, подношения благовоний, праздничные пиры, шествия и спортивные состязания в честь богов — всё это было характерно для религиозной практики.
Среди наиболее важных праздников Древней Греции — регулярно проводимые Олимпийские игры в Олимпии в честь Зевса и Пифийские игры в Дельфах в честь Аполлона. Это были панэллинские праздники, которые проводились каждые четыре года и собирали греков из разных регионов. Великий Панафинейский праздник в Афинах, отмечавшийся каждые четыре года в честь богини Афины, включал в себя игры и атлетические состязания.
Среди огромного количества праздников, отмечавшихся древними римлянами, были такие ежегодные события, как весенние Луперкалии (в честь волчицы, вскормившей основателей Рима, младенцев Ромула и Рема), летний праздник Консуалии (в честь бога урожая Конса) и чрезвычайно популярные зимние Сатурналии (в честь бога Сатурна, отличавшиеся весельем и переворачиванием социальных ролей).
Жрецы и жрицы
Жрецы и жрицы проводили ритуалы, связанные с праздниками и храмами в Древней Греции. Руководящие роли в греческих религиозных церемониях часто брали на себя члены знатных семей, которые традиционно курировали определённые ритуалы.
Религиозные служители в Древнем Риме были почти исключительно мужчинами. Важным исключением были весталки, которые ухаживали за священным огнём Весты (богини домашнего очага) в специальном святилище в Риме.
Загробная жизнь
Тёмный подземный мир Аида и призрачные души, блуждающие по таким местам, как Елисейские поля, занимают важное место в греко-римской мифологии. И греки, и римляне уделяли большое внимание правильному погребению и похоронным обрядам. Умерших поминали как в частных семейных обрядах, так и на больших общественных праздниках.
Распространение и развитие
Когда сначала Греция, а затем Рим стали колониальными державами, их религиозные традиции распространились по всему Средиземноморью, Ближнему Востоку и другим регионам. Руины греческих и римских храмов в таких местах, как Северная Африка, Ближний Восток, а также современные Франция и Испания, свидетельствуют о широком распространении греко-римской религии.
Распространение древнегреческой религии началось с основания колоний в Малой Азии. С завоеваниями Александра Македонского она распространилась ещё дальше — через Западную и Среднюю Азию. Позже, с завоеванием римлянами Средиземноморья, а также больших регионов Европы и Британии, греко-римская религия продолжала распространяться и внедряться в новые сообщества, где она часто сливалась с местными обычаями.
По мере завоевания новых земель Рим поощрял местных жителей принимать римских богов. В ответ Рим почти всегда включал в свой пантеон божества коренных народов. В самом Риме Пантеон, храм всех богов, был важнейшим религиозным памятником. Рим поощрял своих соседей строить подобные сооружения. В завоёванных регионах Рим обычно позволял местным жителям продолжать поклоняться своим богам, если они участвовали в культе императора, который, по мнению римлян, обеспечивал процветание государства.
На греко-римские религиозные традиции также повлияли культуры, с которыми они вступали в контакт. В эллинистических царствах, которыми правили преемники Александра Македонского, греческая религия исповедовалась наряду с местными традициями, а в некоторых местах (например, в Египте) правителя почитали как живого бога. В Римской империи культы иностранных божеств, таких как Митра (из Персии), Исида (из Египта) и Кибела (из Малой Азии), стали очень популярны среди римлян.
Возникновение мистериальных религий
Хотя поддержание правильных отношений с олимпийскими богами и местными божествами оставалось основой греко-римской религии, со временем развивались и другие формы религиозного выражения. Среди них были так называемые «мистериальные религии», которые включали тайные обряды для посвящённых, обещание особых знаний и личных отношений с божеством. Например, греческая традиция, известная как Элевсинские мистерии, предлагала последователям мистический опыт через воспроизведение мифов о богинях Деметре и Персефоне, а также давала надежду на счастливую жизнь после смерти. Предполагается, что такие верования могли дать последователям более духовно насыщенный опыт, чем традиционная греко-римская религия.
Современные практики
Религии Древней Греции и Рима прекратили своё существование с распадом Римской империи в конце античности. Сегодня почти никто не поклоняется таким богам, как Зевс, Гера, Аполлон или Дионис, за исключением членов небольших групп, которые пытаются возродить древние традиции, например, движение «эллинизм» в современной Греции. Однако наследие греко-римских верований всё ещё заметно во многих областях современной культуры, особенно на Западе.
Заложенное греческой и римской религией стремление к порядку и логике остаётся сегодня центральным элементом западного мировоззрения. В этом контексте важно отметить, что в Греции и Риме античная религия и наука слились воедино в стремлении к рациональному миропорядку. Существовало ощущение, что поскольку боги создали вселенную и управляют ею и поскольку они (по большей части) рациональны, то и сам мир должен обладать структурой и разумом. Современная наука подходит к миру схожим образом.
Древние религии Греции и Рима дошли до наших дней в виде различных идей и институтов, которые остаются важными для современной жизни. Например, греческая мифология вдохновила концепцию контрастных аполлонического и дионисийского мировоззрений, которая стала влиятельной в философии и литературе начиная с XIX века. Аполлон был богом света и рациональности. Его влияние привносило порядок и разум в человеческие начинания. Дионис представлял нечто совершенно иное: как бог вина и опьянения, он открывал мир иррациональных импульсов. Согласно некоторым современным философским и психологическим теориям, для полноценной жизни в человеке должен присутствовать баланс аполлонических и дионисийских качеств.
Культурное наследие
Концепции и темы, содержащиеся в греческой и римской мифологии, сохранились более чем на 2000 лет и послужили источником вдохновения для западного искусства, литературы, философии и культуры. Их влияние ощущается и сегодня, поскольку такие идеи, как сила судьбы, изменчивость фортуны и роль героев, остаются актуальными во многих аспектах современной культуры.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?