Традиционные религии Греции и Рима читать ~12 мин.
Главные боги Древней Греции – это семья божеств, живущих на горе Олимп и известные как 12 олимпийцев. Греки верили, что, помимо главных богов, сельская местность, горы и море были наполнены второстепенными сверхъестественными существами, такими как нимфы и речные боги.
Боги-олимпийцы
Родоначальник рода – Зевс, бог неба. Гера – сестра Зевса и царица богов. Посейдон – повелитель морей и всех других вод. Деметра управляет сельским хозяйством, особенно зерном. Гестия – дева-богиня очага. Богиня любви – Афродита. В сферу деятельности Аполлона входят музыка, пророчество и врачевание. Артемида – защитница молодых, а также охотница на девственниц. Роли Афины в основном связаны с войной, женскими ремёслами и городом Афины. Бог войны Арес ассоциируется с боевым безумием, с одной стороны, и трусостью – с другой. Гефест – ремесленник богов. Гермес несёт послания с Олимпа на землю и провожает души умерших с земли в подземный мир. Наконец, Дионис научил людей делать вино и путешествует по миру в сопровождении сатиров и менад.
Силы греческих богов
Боги и люди ведут себя практически одинаково, проявляют одни и те же чувства и придерживаются одних и тех же ценностей. Они даже выглядят одинаково. Греческий миф повествует о том, как Прометей вылепил из глины первых людей по образу и подобию богов. Хотя боги обеспечивают себя своей особой пищей, нектаром и амброзией, они также зависят от жертвенной пищи, которую для них готовят земные люди.
Божество может изменить кого-то или что-то в другую форму. Часто превращение человека в животное является наказанием за плохое поведение. Боги также могут вмешиваться в дела людей. Благосклонный бог может послать благоприятный ветер, чтобы привести в движение корабль, или даже сам направить его. В человеческой битве боги могут выбрать невидимый, решающий фактор.
Римская мифология
Римляне переняли греческие мифологические традиции и включили их в свои собственные верования и практики, сделав их своими собственными. Хотя римляне в основном сохраняли свои собственные божества, они отождествляли их с греческими божествами, которым они наиболее соответствовали. Так, римский бог Юпитер был отождествлён с Зевсом, Юнона – с Гера и так далее.
Римляне также развивали свою связь с греческой мифологической системой. Согласно преданию, троянский герой Эней спасся после разрушения Трои, отплыл на запад с группой беженцев и основал новое поселение в Италии; говорили также, что потомок Энея стал основателем Рима. К четвёртому веку до нашей эры существовали римские семьи, которые заявляли о своём троянском происхождении. Идея о том, что Эней обосновался в Италии, была канонизирована римским поэтом Вергилием в его эпической поэме «Энеида».
Происхождение
Религиозные верования и практика Древней Греции и Рима возникли на основе религиозных традиций в бассейне Средиземного моря. У этих народов древнего Средиземноморья было много общего, включая торговлю и многие идеи, в том числе и те, которые привели к возникновению религий. Поскольку это был длительный процесс развития, трудно точно определить истоки религий Древней Греции и Рима.
Влияние
Древний Египет и различные культуры древнего Ближнего Востока оказали важное влияние сначала на развитие греческой, а затем и римской религии. Некоторые учёные также предполагают связь между греко-римскими мифологиями и мифологиями других индоевропейских обществ, с которыми они имеют некоторые общие черты. Ещё одно влияние на Рим оказала более ранняя италийская культура этрусков. Этруски передали Риму богов и богинь-воинов, и считалось, что эти божества защищают семью и родину, поддерживая сельское хозяйство и военную мощь.
Ранние греческие верования
Одними из самых ранних известных греческих мифов являются мифы, связанные с островом Крит, где процветала минойская цивилизация за много веков до расцвета классической Греции. К таким мифам относится миф о Минотавре, чудовище, которое жило в лабиринте, пока его не убил афинский герой Тесей. Однако считается, что большая часть классической греческой религии и мифологии возникла непосредственно у микенцев, цивилизации бронзового века Греции.
Многие греческие мифы возникли для объяснения природных процессов и происхождения различных человеческих обычаев, ситуаций или проблем. Такие природные объекты, как ручьи и леса, ассоциировались с духами или божествами, которых нужно было уважать, чтобы люди не пострадали; ритуалы и другие практики, направленные на завоевание благосклонности богов и недопущение оскорбления сверхъестественных сил, вероятно, были важными элементами ранней греческой религии.
Греки верили в очень большое количество богов и богинь, от сотен мелких духов природы до пантеона главных богов, известных как олимпийцы. Считалось, что боги растительности, возрождения и плодородия способствуют развитию и защите сельского хозяйства. Поэты Гесиод и Гомер, жившие примерно в восьмом веке до нашей эры, являются важными источниками ранней греческой мифологии, религиозных верований и практик.
Возникновение римской религии
Как и в греческой религии, ранняя римская религия, вероятно, была связана с почитанием местных богов, чтобы обеспечить правильные отношения с ними – считалось, что это принесёт удачу и поможет избежать несчастья. Принцип заключался в том, что поклоняющийся отдавал что-то богу (например, приносил жертву) и получал взамен защиту или какое-то другое благо. Со временем некоторые исконно итальянские божества были отождествлены с аналогичными греческими богами и богинями, и связанные с ними греческие мифы также были переняты.
Сельскохозяйственные боги были особенно важны для римлян, поскольку земледелие было основным видом экономической деятельности. Пенаты и Ларесы, божества, связанные с защитой дома и семьи, также были очень важны и, вероятно, имели раннее происхождение в римской культуре.
Основатели Рима, по-видимому, поклонялись своим предкам. Эта практика послужила истоком римской практики хранения портретов предков в специальных святилищах в своих домах.
Основы веры
Религиозные верования древних греков и римлян имеют некоторые общие черты. Они были политеистами и поклонялись множеству различных божеств, как мужских, так и женских. Как и во многих других древних политеистических культурах, божества в конечном итоге ассоциировались с элементами природы (такими как земля, вода и небо) и наблюдаемыми природными явлениями (такими как бури, ветер и дождь). В греческих эпосах, таких как «Илиада» и «Одиссея», божества представлены как весьма активные в своём интересе к человеческой жизни и событиям, а также в своём влиянии на них. Считалось, что на успех или неудачу человеческих начинаний влияет божественная благосклонность или неблагосклонность.
Божества
В поэме Гесиода «Теогония» описываются поколения божеств, появившихся в результате первоначального союза земли/женского начала и неба/мужского начала, что в конечном итоге привело к появлению 12 основных божеств греческого пантеона. Шесть из этих божеств были женскими, а шесть – мужскими, причём бог неба Зевс, мужчина, служил царём божеств и правителем вселенной. Кроме 12 основных олимпийских божеств (названных так потому, что они жили на горе Олимп), греческие мифы населены множеством других богов, богинь, полубожественных героев, кентавров, нимф и других сверхъестественных существ и сил. В целом, римский пантеон божеств представляет собой заимствования из греческой и этрусской традиций плюс дополнительные фигуры.
Ритуалы и фестивали
Греко-римская религия была в основном гражданской и общинной по своей природе, делая акцент на правильной практике/исполнении, а не на правильной вере/взгляде. Религиозная практика была в высшей степени ритуальной, основанной на церемониях и регулярно проводимых общественных праздниках. Некоторые праздники были местными, другие отмечались более широко. Ритуальные жертвоприношения животных, гадания, консультации с оракулами, подношения благовоний и возлияний, праздничные пиры, шествия и спортивные состязания в честь богов – все это характерно для религиозной практики.
Среди наиболее важных праздников Древней Греции – регулярно проводимые Олимпийские игры в честь бога Зевса в Олимпии и Пифийские игры в честь бога Аполлона в великом святилище в Дельфах. Это были панэллинские праздники, которые проводились каждые четыре года и в которых принимали участие греки из разных регионов и городов-государств. Великий Панафинейский праздник в Афинах, отмечавшийся каждые четыре года в честь богини Афины, включал в себя игры и атлетические состязания.
Среди огромного количества праздников, отмечавшихся древними римлянами, были такие ежегодные события, как весенние Луперкалии (в честь волчицы, сосавшей младенцев основателей Рима Ромула и Рема), летний праздник Консуалия (в честь бога урожая Конса) и чрезвычайно популярные зимние Сатурналии (в честь бога Сатурна, отличавшиеся большим весельем и перевёртыванием традиционных социальных ролей).
Жрецы и жрицы
Жрецы и жрицы проводили ритуалы, связанные с праздниками и храмами в Древней Греции. Руководящие роли в греческих религиозных церемониях часто брали на себя члены различных знатных семей, которые традиционно курировали определённые ритуалы.
Религиозные служители в Древнем Риме были почти исключительно мужчинами, хотя важным исключением из этого правила были весталки, которые ухаживали за святилищем и священным огнём Весты (богини домашнего очага) в специальном святилище в Риме.
Загробная жизнь
Тёмный подземный мир Аида и призрачные души, блуждающие по неземным мирам, таким как Елисейские поля, занимают важное место в греко-римской мифологии. Забота о правильном погребении и похоронных обрядах проявлялась как в греческой, так и в римской практике, и умерших поминали как в частных семейных обрядах, так и на больших общественных праздниках.
Распространение и развитие
Когда сначала Греция, а затем Рим стали колониальными державами, их религиозные традиции распространились и укоренились по всему Средиземноморью, Ближнему Востоку и другим регионам. Руины греческих и римских храмов и других религиозных памятников в таких местах, как Северная Африка, Ближний Восток и нынешние Франция и Испания, свидетельствуют о широком распространении греко-римской религии. Распространение и влияние
Распространение древнегреческой религии началось с основания греческих колоний в таких местах, как Малая Азия. С завоеваниями Александра Македонского она распространилась ещё дальше – через всю Западную Азию и в Среднюю Азию. Позже, с завоеванием римлянами Средиземноморья, а также больших регионов Европы и Британии, греко-римская религия продолжала распространяться и внедряться в новые группы населения, где она часто сливалась с местными обычаями.
По мере завоевания новых земель Рим поощрял местных жителей принимать римских богов и богинь. В ответ Рим почти всегда включал в свой пантеон божества коренных народов, с которыми он взаимодействовал. Фактически, в Риме Пантеон, храм всех богов, был самым важным религиозным памятником города. Рим поощрял своих соседей строить подобные сооружения и поклоняться подобным богам и богиням. В завоёванных регионах Рим обычно позволял местным жителям продолжать поклоняться своим собственным богам, если они участвовали в культе императора, который, по мнению римлян, обеспечивал процветание государства.
На греко-римские религиозные традиции также повлияли различные культуры, с которыми они вступали в контакт. В эллинистических царствах, которыми правили преемники Александра Македонского, греческая религия исповедовалась наряду с местными традициями, а в некоторых местах (например, в Египте) правителя почитали как живого бога. В Римской империи культы иностранных божеств Митры (из Персии), Исиды (из Египта) и Кибелы (из Малой Азии), например, стали очень популярны среди римлян разных социальных классов.
Возникновение мистериальных религий
Хотя необходимость поддерживать правильные отношения с олимпийскими богами, а также с местными божествами оставалась основой греко-римской религии, со временем развивались и другие формы религиозного выражения. Среди наиболее важных из них были так называемые «тайные религии», которые, очевидно, включали в себя тайные обряды для посвящённых, а также обещание особых знаний и личных отношений с божеством. Например, греческая традиция, известная как Элевсинские мистерии, предлагала последователям мистический опыт через воспроизведение мифов о богинях Деметре и Персефоне, а также давала надежду на счастливую жизнь после смерти. Было высказано предположение, что такие верования могли дать последователям более духовно насыщенный религиозный опыт, чем тот, который предлагала более традиционная греко-римская религия.
Современные практики
Религии Древней Греции и Рима умерли с распадом Римской империи в конце античности. Сегодня почти никто не верит и не поклоняется таким богам, как Зевс, Гера, Аполлон или Дионис – за исключением членов небольших групп, которые пытаются возродить древние традиции, например, движение «эллинизм» в современной Греции. Однако наследие греко-римских верований все ещё заметно во многих областях современной культуры, особенно на Западе. Влияние сегодня
Греческий и римский религиозный импульс к порядку и логике остаётся центральным для западного подхода к миру и сегодня. В этом контексте важно отметить, что в Греции и Риме античная религия и наука слились воедино в стремлении к рациональному порядку в мире. Существовало ощущение, что поскольку боги создали вселенную и управляют ею, и поскольку они (по большей части) рациональны, то и сам мир должен обладать структурой и разумом. Современная наука подходит к миру таким же образом.
Древние религии Греции и Рима дошли до наших дней в виде различных идей и институтов, которые остаются важными для современной жизни. Например, греческая мифология вдохновила концепцию контрастных аполлонического и дионисийского мировоззрений, которая стала влиятельной в философии и литературе начиная с XIX века. Аполлон был богом света, рациональности и проницательности. Его влияние привносило порядок и разум в человеческие начинания. Дионис представлял нечто совершенно иное – как бог виноградной лозы, вина и пьянства, он открывал мир иррациональных импульсов и желаний. Согласно некоторым современным философским и психологическим теориям, для полноценной жизни в человеке должен присутствовать баланс аполлонических и дионисийских качеств, а творческая деятельность любого рода зависит от использования как аполлонической рациональности, так и дионисийской иррациональности.
Культурное наследие
Концепции и темы, содержащиеся в греческой и римской мифологии, сохранились более чем на 2000 лет и послужили источником глубокого вдохновения для западного искусства, литературы, философии и культуры. Их влияние ощущается и сегодня, поскольку такие идеи, как сила судьбы, переменчивость фортуны и роль героев, остаются актуальными и сильными во многих аспектах современной культуры.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?