Тхеравада читать ~11 мин.
Буддизм Тхеравада – это обозначение различных буддийских традиций, распространённых в Южной и Юго-Восточной Азии. Тхеравада, иногда называемая южным буддизмом, является доминирующей религиозной традицией в Таиланде (94% населения), Камбодже (88%), Бирме/Мьянме (85%), Шри-Ланке (69%) и Лаосе (58%). С глобальным распространением буддизма в 20 веке значительное число мигрантов из этих стран приехало жить в Северную Америку и Европу. Наряду с этим западные новообращённые приняли медитативные практики тхеравады и изучение священных текстов.
Выживший ранний буддизм
Традиция тхеравады – единственная из 30 различных школ раннего буддизма, сохранившаяся до наших дней. Тхеравада, что означает «изречения или учение старцев», школа претендует на то, что она ближе всего к изначальным словам и учению исторического Будды (урождённого Сиддхартхи Гаутамы), основателя буддизма.
Предшественницей школы тхеравада была стхавиравада, которая в четвёртом веке до нашей эры откололась от махасангхиков в Северной Индии. Столетием позже индийско-санскритская Стхавиравада пришла на Шри-Ланку (когда-то называвшуюся Цейлоном) и стала Тхеравадой.
Примерно через пять веков после смерти Будды учение было записано на языке пали на пальмовых листьях. Многочисленные тексты были собраны в три корзины. Отсюда происходит название Типитака (Три корзины) – то есть собрания священных текстов Тхеравады. Эти объёмные собрания составляют канон традиции Тхеравады.
Монахи Тхеравады
Центральное место в традиции Тхеравады занимает орден монахов (бхиккху сангха). Хотя первоначально существовал и орден монахинь, впоследствии он распался, поскольку линия посвящения монахинь прервалась.
Монахи представляют идеал Тхеравады – непривязанность человека к мирским отношениям и делам, концентрируясь на практике буддийского пути отречения, чтобы погасить свои заблуждения, ненависть и жадность. Главная задача монахов – жить в соответствии с этим идеалом, передавать буддийские учения и практики и наставлять последователей буддизма из числа мирян.
Миряне поддерживают монахов, жертвуя им пищу, кров и одежду. Чёткая иерархия религиозных мастеров и последователей является основной для школы Тхеравада. Хотя традицию Тхеравады можно считать консервативной в отношении толкования доктрин и форм жизни, буддизм Тхеравады развивался на протяжении веков.
Происхождение
Буддизм тхеравада, название буддийских традиций в Южной и Юго-Восточной Азии, является самой древней из трёх ветвей буддизма. Другие ветви – Махаяна, доминирующая в Центральной и Восточной Азии; и Ваджраяна, религия большинства в Тибете, Непале, Бутане и Монголии.
Тхеравада: Начало
Тхеравада – единственная сохранившаяся традиция из примерно 30 различных школ раннего буддизма. Это одна из школ, сформировавшихся в результате второго великого собора буддийского ордена, состоявшегося примерно через 100 лет после кончины Будды (урождённого Сиддхартхи Гаутамы), основателя буддизма.
Согласно традиционным рассказам, второй великий совет вызвал крупный раскол. Одна секта, называвшая себя «Члены Великого ордена» (махасангики), откололась от остальной части сообщества буддийских монахов (сангхи) из-за различий в дисциплине и верованиях монахов.
Оставшиеся монахи, утверждая, что они поддерживают истинную традицию, переданную со времён Будды, называли себя теми, кто следует «Учению старейшин», – это название было переведено на пали как Тхеравада. Пали – традиционный язык буддизма тхеравады.
Предшественником школы Тхеравада была школа Стхавиравада (на санскрите «Учение старших»), которая в четвёртом веке до нашей эры в северной Индии раскололась с фракцией большинства махасангхиков. Столетие спустя индийско-санскритская Стхавиравада пришла на Шри-Ланку и стала Тхеравадой.
Три корзины
Примерно через 500 лет после смерти Будды учение тхеравады было записано на языке пали на пальмовых листьях. Тексты были собраны в три корзины. Отсюда происходит название Типитака (Три корзины) – сборники текстов Виная Питака (Корзина монашеской дисциплины), Сутта Питака (Корзина доктринальных учений) и Абхидхамма Питака (Корзина философских исследований). Эти большие собрания составляют канон (основные принципы) традиции Тхеравада.
Существуют также комментарии к канону и дополнительная литература, особенно «Висуддхимагга» («Путь к чистоте»), составленная шриланкийским монахом Буддхагошей в начале пятого века нашей эры.
Основы веры
Будучи старейшей ветвью буддизма, тхеравада следует всем основным буддийским учениям, таким как Три признака существования, Четыре благородные истины, Восьмеричный путь и др. Тхеравада имеет сильную традицию изучения Абхидхармы, которая представляет собой обсуждение тем в сутрах, священных буддийских текстах. В Тхераваде целью такого изучения является тренировка ума, чтобы видеть сквозь ментальные интерпретации, которые мы проецируем на внешний мир. Считается, что мастерство в изучении Абхидхармы ведёт к мудрости: острому осознанию реальности. Однако, в отличие от других буддийских школ, Тхеравада уделяет меньше внимания теориям и больше – внимательному наблюдению за психологией человека.
Орден монахов
В центре буддийской традиции Тхеравады находится орден монахов (бхиккху сангха). Монах представляет собой идеал человека Тхеравады, который не привязан к мирским отношениям и делам. Вместо этого монахи сосредотачиваются на практике буддийского пути отречения – отказа от заблуждений, ненависти и жадности.
Главная задача буддийского монаха Тхеравады – жить в соответствии с этими идеалами, передавать буддийские учения и практики и наставлять последователей буддизма из числа мирян (не священнослужителей). Тхеравада также имеет историю буддийских монахинь, которые вместе с последователями-мирянами поддерживают сангху (общину монахов и монахинь), жертвуя еду, кров и одежду. Чёткая иерархия религиозных экспертов и последователей является основной в буддизме тхеравады.
Достижение нирваны
Буддисты Тхеравады верят, что достижение состояния за пределами круговорота жизни и смерти (нирваны) должно происходить благодаря усилиям над собой, без какой-либо внешней сверхъестественной помощи. Таким образом, для буддистов тхеравады Будда (урождённый Сиддхартха Гаутама), основатель буддизма, выступает прежде всего как святой и великий учитель, указавший путь, по которому должны следовать его ученики.
С точки зрения тхеравады, Будда был великим человеком, образцом для всех буддистов и явным свидетелем того, что все люди могут стать просветлёнными. Однако после того, как Будда ушёл из жизни, его прямое влияние на мир прекратилось. Буддисты тхеравады считают, что Будда сейчас ничего не знает о мире и не может прийти нам на помощь.
Распространение и развитие
Хотя наряду с тхеравадой распространялись и другие ранние школы буддизма, до наших дней дошла только последняя. В третьем веке до нашей эры буддизм тхеравады распространился из Индии на Шри-Ланку (островное государство на южной оконечности Индии, когда-то называвшееся Цейлон) во времена правления императора Асоки (также пишется Ашока), легендарного буддийского правителя. Оттуда буддизм тхеравады распространился в Юго-Восточной Азии.
Асока и Махинда
Согласно буддийской традиции, буддизм тхеравады проник в Юго-Восточную Азию в результате миссионерской деятельности Ашоки. Наиболее заметной среди них была миссия на Шри-Ланку, возглавляемая монахом Махиндой, сыном Асоки. Из Шри-Ланки тхеравада распространилась в другие части Юго-Восточной Азии, где она до сих пор преобладает в Бирме (Мьянме), Таиланде, Камбодже и Лаосе.
В Шри-Ланке Махинда основал местную сангху (общину буддийских монахов и монахинь), а его сестра, монахиня по имени Сангхамитта, привезла черенок оригинального дерева бодхи (под которым Будда медитировал в ночь, когда достиг высшего просветления), чтобы посадить его в столице, Анурадхапуре.
Она также привезла несколько реликвий, которые были быстро закреплены в первых ступах (зданиях, где хранятся буддийские реликвии) на острове. Несколько первых шриланкийских королей стали активными спонсорами Тхеравады, что позволило секте укрепить свои учения и практики и в конечном итоге передать их в письменной форме. С этого времени буддизм стал основной религией Шри-Ланки.
Сингальцы (коренные буддисты Шри-Ланки) обычно считают, что монахи необходимы для цивилизованной жизни, и монахи часто служили наставниками и советниками королей, которые обязаны были быть буддистами.
Бирма и Таиланд
Согласно традиции, небольшая буддийская община тхеравады была основана также во время правления Асоки в районе южной Бирмы и центрального Таиланда. Когда тайцы мигрировали из Китая в Юго-Восточную Азию, они основали небольшие королевства в южных и центральных районах нынешнего Таиланда (когда-то называвшегося Сиамом).
В XIII и XIV веках буддизм тхеравады получил широкое распространение в Таиланде и послужил источником религиозного вдохновения для строительства нескольких крупных храмов. Эти грандиозные сооружения свидетельствуют о том, что буддизм пользовался поддержкой социальной и политической элиты и занимал центральное место в тайском обществе. Именно с этого момента буддизм тхеравады стал определять религиозную жизнь во всей Юго-Восточной Азии.
Малайзия, Индонезия, Камбоджа
Буддизм существовал на территории нынешней Малайзии примерно с четвёртого века, и именно через королевства Малайского полуострова буддизм распространился на индонезийские острова Ява и Суматра. Около 800 года н.э. в Боробудуре на Яве была построена огромная ступа, которая до сих пор остаётся крупнейшим памятником буддизма тхеравады в Южном полушарии.
Таким образом, Юго-Восточная Азия уже давно является оплотом буддизма тхеравады, и на протяжении веков эта вера определяла жизнь общества региона. Наряду со ступой в Боробудуре, великие руины храмовых комплексов в Ангкоре в Камбодже (первоначально индуистские храмы) и Пагане в Бирме ярко демонстрируют влияние буддизма на народы Юго-Восточной Азии и входят в число величайших архитектурных сокровищ мира.
Современные практики
Сегодня число последователей буддизма тхеравады составляет около 125 миллионов человек по всему миру, большинство из них проживает в Юго-Восточной Азии. В островном государстве Шри-Ланка, расположенном на южной оконечности Индии, которое имеет долгую историю буддизма и было местом самых ранних дней его существования, 70 % населения составляют сингальцы, или буддисты тхеравады.
Фестиваль Весак
В наши дни буддисты тхеравады по-прежнему принимают участие в тех же религиозных фестивалях, которые они отмечали на протяжении веков. Один из них – Весак (также пишется как Весак). Первые буддисты верили, что день рождения, день просветления и смерть Будды (урождённого Сиддхартхи Гаутамы) приходятся на один и тот же день в году.
Каждое полнолуние считается у буддистов священным, поскольку оно символизирует беспрепятственную полноту просветления. Но два полнолуния выделяются как особые события: полнолуние месяца Асалха, которое открывает сезон дождей, когда монахи уходят на покой в годовщину первой проповеди Будды в парке Бенареса (Индия), и Весак.
Этот праздник, вероятно, отмечался на Шри-Ланке (когда-то известной как Цейлон) с самых ранних лет внедрения буддизма и стал устоявшейся традицией к четвёртому веку, когда короли делали подношения одеяний монахам, а также еды и одежды бедным.
В настоящее время во время Весака еду и питье приносят во временные залы милостыни почитатели и экскурсанты, которые стекаются в храмы в большем количестве, чем в любой другой праздник, чтобы посмотреть на ритуалы, проводимые монахами. Некоторые монахи надевают белые одежды на день полнолуния и на следующий, который отводится для памятных мероприятий; в то время как другие занимаются своими многочисленными нуждами вокруг храмов.
День Будды и ЮНЕСКО
Кроме покупки рыбы и птиц, чтобы разрешить их выпустить на волю в память о сострадании Будды ко всем существам, фестиваль Весак отмечается аналогичным образом как государственный праздник в других странах Юго-Восточной Азии. К ним относятся Таиланд, Мьянма (Бирма), Лаос и Камбоджа, чьи национальные буддийские традиции являются ответвлениями от формы Тхеравады, которую они переняли из Шри-Ланки.
Буддийские организации тхеравады в Шри-Ланке разработали буддийский флаг, основанный на пяти цветах ауры Будды. Они отражают пять энергий пробуждённого состояния как высшей реальности, а их гармоничной темой являются синяя, жёлтая, красная, белая и оранжевая вертикальные полосы, а также шестая, повторяющая ту же последовательность по горизонтали.
В 1950 году этот флаг был принят на международном уровне в качестве официального флага буддизма, и с тех пор его поднимают перед буддийскими храмами по всему миру. В настоящее время флаг поднимается на церемониях Весак (также известный как День Будды) в более чем 50 странах, а также в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. С 1976 г, Весак ежегодно отмечается в ЮНЕСКО в Париже в присутствии многих дипломатов, учёных, буддийских монахов как традиций Тхеравады и Махаяны, так и представителей других мировых религий.
Традиция Тхеравады
В странах Азии, где преобладает древняя традиция буддизма Тхеравада, по рекомендации Будды в сезон дождей монахи проводят ежегодный ретрит (васа), во время которого они обучают мирян его учению о пробуждении, называемому Дхармой.
Этот ретрит начинается в июне или июле в полнолуние месяца Асалха и заканчивается через три месяца в октябре фестивалем, известным как Катхина – по названию церемониального одеяния, которое подносится монахам среди других даров, таких как еда, ткани и одежда.
Общей чертой Катхины является освещение всех священных мест и даже частных домов и общественных зданий в течение трёх ночей подряд. В Лаосе люди выходят толпами и заполняют все улицы, кабачки и ярмарочные площади. Ночью жители четырёх районов бывшей королевской столицы Луанг Прабанг проходят парадом вокруг своих соответствующих плавучих средств со свечами, сделанных из рисовой бумаги на бамбуковых палках.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?