Тхеравада читать ~11 мин.
Буддизм Тхеравада — это одна из основных традиций буддизма, распространённая в Южной и Юго-Восточной Азии. Иногда её называют южным буддизмом. Тхеравада является доминирующей религиозной традицией в Таиланде (94% населения), Камбодже (88%), Бирме/Мьянме (85%), Шри-Ланке (69%) и Лаосе (58%). С глобальным распространением буддизма в XX веке значительное число мигрантов из этих стран переехали в Северную Америку и Европу. Наряду с этим западные новообращённые приняли медитативные практики Тхеравады и начали изучать её священные тексты.
Выживший ранний буддизм
Традиция Тхеравады — единственная из примерно 30 различных школ раннего буддизма, сохранившаяся до наших дней. Название «Тхеравада» означает «изречения или учение старцев». Эта школа претендует на то, что она ближе всего к изначальным словам и учению исторического Будды (Сиддхартхи Гаутамы).
Предшественницей школы Тхеравада была Стхавиравада. В IV веке до нашей эры она откололась от Махасангхиков в Северной Индии. Столетием позже индийско-санскритская Стхавиравада пришла на Шри-Ланку, которая тогда называлась Цейлоном, и стала Тхеравадой.
Примерно через пять веков после смерти Будды его учение было записано на языке пали на пальмовых листьях. Многочисленные тексты собрали в «три корзины». Отсюда происходит название Типитака, что означает «Три корзины». Это собрание священных текстов Тхеравады, составляющее канон традиции.
Монахи Тхеравады
Центральное место в традиции Тхеравады занимает орден монахов, называемый бхиккху сангха. Хотя первоначально существовал и орден монахинь, впоследствии он распался, поскольку линия посвящения монахинь прервалась.
Монахи представляют идеал Тхеравады — непривязанность человека к мирским отношениям и делам. Они концентрируются на практике буддийского пути отречения, чтобы погасить свои заблуждения, ненависть и жадность. Главная задача монахов — жить в соответствии с этим идеалом, передавать буддийские учения и практики, а также наставлять последователей буддизма из числа мирян.
Миряне поддерживают монахов, жертвуя им пищу, кров и одежду. Чёткая иерархия религиозных наставников и последователей является основной для школы Тхеравада. Хотя традицию Тхеравады можно считать консервативной в отношении толкования доктрин и форм жизни, буддизм Тхеравады развивался на протяжении веков.
Происхождение
Буддизм Тхеравада — это самая древняя из трёх ветвей буддизма. Другие ветви — Махаяна», доминирующая в Центральной и Восточной Азии, и Ваджраяна», религия большинства в Тибете, Непале, Бутане и Монголии.
Тхеравада: Начало
Тхеравада — единственная сохранившаяся традиция из примерно 30 различных школ раннего буддизма. Она является одной из школ, сформировавшихся в результате второго великого собора буддийского ордена, состоявшегося примерно через 100 лет после кончины Будды (Сиддхартхи Гаутамы).
Согласно традиционным рассказам, второй великий собор вызвал крупный раскол. Одна секта, называвшая себя «Члены Великого ордена» (Махасангики), откололась от остальной части сообщества буддийских монахов (сангхи) из-за различий в дисциплине и верованиях.
Оставшиеся монахи, утверждая, что они поддерживают истинную традицию, переданную со времён Будды, называли себя теми, кто следует «Учению старейшин». Это название было переведено на пали как «Тхеравада». Пали — традиционный язык буддизма Тхеравады.
Предшественником школы Тхеравада была школа Стхавиравада, что на санскрите означает «Учение старших». В IV веке до нашей эры она раскололась с фракцией большинства Махасангхиков в Северной Индии. Столетие спустя индийско-санскритская Стхавиравада пришла на Шри-Ланку и стала Тхеравадой.
Три корзины
Примерно через 500 лет после смерти Будды учение Тхеравады было записано на языке пали на пальмовых листьях. Тексты были собраны в «три корзины». Отсюда происходит название Типитака — «Три корзины». Это сборники текстов: Виная Питака («Корзина монашеской дисциплины»), Сутта Питака («Корзина доктринальных учений») и Абхидхамма Питака («Корзина философских исследований»). Эти большие собрания составляют канон, или основные принципы, традиции Тхеравада.
Существуют также комментарии к канону и дополнительная литература, особенно «Висуддхимагга» («Путь к чистоте»), составленная шриланкийским монахом Буддхагошей в начале V века нашей эры.
Основы веры
Будучи старейшей ветвью буддизма, Тхеравада следует всем основным буддийским учениям, таким как Три признака существования, Четыре благородные истины, Восьмеричный путь и другие. Тхеравада имеет сильную традицию изучения Абхидхармы, представляющей собой обсуждение тем, затронутых в сутрах — священных буддийских текстах. В Тхераваде целью такого изучения является тренировка ума, чтобы видеть сквозь ментальные интерпретации, которые мы проецируем на внешний мир. Считается, что мастерство в изучении Абхидхармы ведёт к мудрости — острому осознанию реальности. Однако, в отличие от других буддийских школ, Тхеравада уделяет меньше внимания теориям и больше — внимательному наблюдению за психологией человека.
Орден монахов
В центре буддийской традиции Тхеравады находится орден монахов, называемый бхиккху сангха. Монах представляет собой идеал человека Тхеравады, который не привязан к мирским отношениям и делам. Вместо этого монахи сосредотачиваются на практике буддийского пути отречения, то есть отказа от заблуждений, ненависти и жадности.
Главная задача буддийского монаха Тхеравады — жить в соответствии с этими идеалами, передавать буддийские учения и практики, а также наставлять последователей буддизма из числа мирян. Тхеравада также имеет историю буддийских монахинь, которые вместе с последователями-мирянами поддерживают сангху (общину монахов и монахинь), жертвуя еду, кров и одежду. Чёткая иерархия религиозных экспертов и последователей является основной в буддизме Тхеравады.
Достижение нирваны
Буддисты Тхеравады верят, что достижение состояния за пределами круговорота жизни и смерти (нирваны) должно происходить благодаря собственным усилиям, без какой-либо внешней сверхъестественной помощи. Таким образом, для буддистов Тхеравады Будда (Сиддхартха Гаутама) выступает прежде всего как святой и великий учитель, указавший путь, по которому должны следовать его ученики.
С точки зрения Тхеравады, Будда был великим человеком, образцом для всех буддистов и явным свидетелем того, что все люди могут стать просветлёнными. Однако после того, как Будда ушёл из жизни, его прямое влияние на мир прекратилось. Буддисты Тхеравады считают, что Будда сейчас ничего не знает о мире и не может прийти нам на помощь.
Распространение и развитие
Хотя наряду с Тхеравадой распространялись и другие ранние школы буддизма, до наших дней дошла только она. В III веке до нашей эры буддизм Тхеравады распространился из Индии на Шри-Ланку — островное государство на южной оконечности Индии, которое тогда называлось Цейлоном. Это произошло во времена правления императора Асоки (также пишется Ашока), легендарного буддийского правителя. Оттуда буддизм Тхеравады распространился в Юго-Восточной Азии.
Асока и Махинда
Согласно буддийской традиции, буддизм Тхеравады проник в Юго-Восточную Азию в результате миссионерской деятельности Ашоки. Наиболее заметной среди них была миссия на Шри-Ланку, возглавляемая монахом Махиндой, сыном Асоки. Из Шри-Ланки Тхеравада распространилась в другие части Юго-Восточной Азии, где она до сих пор преобладает в Мьянме (Бирме), Таиланде, Камбодже и Лаосе.
На Шри-Ланке Махинда основал местную сангху — общину буддийских монахов и монахинь. Его сестра, монахиня по имени Сангхамитта, привезла черенок оригинального дерева бодхи, под которым Будда медитировал в ночь, когда достиг высшего просветления, чтобы посадить его в столице Анурадхапуре.
Она также привезла несколько реликвий, которые были быстро закреплены в первых ступах — зданиях, где хранятся буддийские реликвии — на острове. Несколько первых шриланкийских королей стали активными спонсорами Тхеравады, что позволило школе укрепить свои учения и практики и в конечном итоге передать их в письменной форме. С этого времени буддизм стал основной религией Шри-Ланки.
Сингальцы — коренные буддисты Шри-Ланки — обычно считают, что монахи необходимы для цивилизованной жизни. Монахи часто служили наставниками и советниками королей, которые обязаны были быть буддистами.
Бирма и Таиланд
Согласно традиции, небольшая буддийская община Тхеравады была основана также во время правления Асоки в районе южной Бирмы и центрального Таиланда. Когда тайцы мигрировали из Китая в Юго-Восточную Азию, они основали небольшие королевства в южных и центральных районах нынешнего Таиланда, который тогда назывался Сиамом.
В XIII и XIV веках буддизм Тхеравады получил широкое распространение в Таиланде и послужил источником религиозного вдохновения для строительства нескольких крупных храмов. Эти грандиозные сооружения свидетельствуют о том, что буддизм пользовался поддержкой социальной и политической элиты и занимал центральное место в тайском обществе. Именно с этого момента буддизм Тхеравады стал определять религиозную жизнь во всей Юго-Восточной Азии.
Малайзия, Индонезия, Камбоджа
Буддизм существовал на территории нынешней Малайзии примерно с IV века. Именно через королевства Малайского полуострова буддизм распространился на индонезийские острова Ява и Суматра. Около 800 года нашей эры в Боробудуре на Яве была построена огромная ступа, которая до сих пор остаётся крупнейшим памятником буддизма Тхеравады в Южном полушарии.
Таким образом, Юго-Восточная Азия уже давно является оплотом буддизма Тхеравады. На протяжении веков эта вера определяла жизнь общества региона. Наряду со ступой в Боробудуре, великие руины храмовых комплексов в Ангкоре в Камбодже (первоначально индуистские храмы) и Пагане в Бирме ярко демонстрируют влияние буддизма на народы Юго-Восточной Азии. Эти памятники входят в число величайших архитектурных сокровищ мира.
Современные практики
Сегодня число последователей буддизма Тхеравады составляет около 125 миллионов человек по всему миру. Большинство из них проживает в Юго-Восточной Азии. В островном государстве Шри-Ланка, расположенном на южной оконечности Индии, которое имеет долгую историю буддизма и было местом его зарождения, 70% населения составляют сингальцы, или буддисты Тхеравады.Фестиваль Весак
В наши дни буддисты Тхеравады по-прежнему принимают участие в тех же религиозных фестивалях, которые они отмечали на протяжении веков. Один из них — Весак, также известный как Весак. Ранние буддисты верили, что день рождения, день просветления и день смерти Будды (Сиддхартхи Гаутамы) приходятся на один и тот же день в году.
Каждое полнолуние считается у буддистов священным, поскольку оно символизирует беспрепятственную полноту просветления. Однако два полнолуния выделяются как особые события: полнолуние месяца Асалха, которое открывает сезон дождей, когда монахи уходят на покой в годовщину первой проповеди Будды в парке Бенареса (Индия), и Весак.
Этот праздник, вероятно, отмечался на Шри-Ланке, которая тогда была известна как Цейлон, с самых ранних лет внедрения буддизма. Он стал устоявшейся традицией к IV веку, когда короли делали подношения одеяний монахам, а также еды и одежды бедным.
В настоящее время во время Весака еду и питьё приносят во временные залы милостыни почитатели и экскурсанты. Они стекаются в храмы в большем количестве, чем в любой другой праздник, чтобы посмотреть на ритуалы, проводимые монахами. Некоторые монахи надевают белые одежды на день полнолуния и на следующий, который отводится для памятных мероприятий. Другие же занимаются своими многочисленными нуждами вокруг храмов.
День Будды и ЮНЕСКО
Кроме покупки рыбы и птиц, чтобы разрешить их выпустить на волю в память о сострадании Будды ко всем существам, фестиваль Весак отмечается аналогичным образом как государственный праздник в других странах Юго-Восточной Азии. К ним относятся Таиланд, Мьянма (Бирма), Лаос и Камбоджа, чьи национальные буддийские традиции являются ответвлениями от формы Тхеравады, которую они переняли из Шри-Ланки.
Буддийские организации Тхеравады в Шри-Ланке разработали буддийский флаг, основанный на пяти цветах ауры Будды. Они отражают пять энергий пробуждённого состояния как высшей реальности. Его гармоничной темой являются синяя, жёлтая, красная, белая и оранжевая вертикальные полосы, а также шестая, повторяющая ту же последовательность по горизонтали.
В 1950 году этот флаг был принят на международном уровне в качестве официального флага буддизма, и с тех пор его поднимают перед буддийскими храмами по всему миру. В настоящее время флаг поднимается на церемониях Весак, также известных как День Будды, в более чем 50 странах, а также в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. С 1976 года Весак ежегодно отмечается в ЮНЕСКО в Париже в присутствии многих дипломатов, учёных, буддийских монахов как традиций Тхеравады и Махаяны, так и представителей других мировых религий.
Традиция Тхеравады
В странах Азии, где преобладает древняя традиция буддизма Тхеравада, по рекомендации Будды в сезон дождей монахи проводят ежегодный ретрит (васа). Во время него они обучают мирян его учению о пробуждении, называемому Дхармой.
Этот ретрит начинается в июне или июле в полнолуние месяца Асалха и заканчивается через три месяца в октябре фестивалем, известным как Катхина. Название дано по церемониальному одеянию, которое подносится монахам среди других даров, таких как еда, ткани и одежда.
Общей чертой Катхины является освещение всех священных мест и даже частных домов и общественных зданий в течение трёх ночей подряд. В Лаосе люди выходят толпами и заполняют все улицы, кабачки и ярмарочные площади. Ночью жители четырёх районов бывшей королевской столицы Луанг Прабанг проходят парадом вокруг своих соответствующих плавучих средств со свечами, сделанных из рисовой бумаги на бамбуковых палках.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?