Ваджраяна читать ~6 мин.
Ваджраяна, наряду с Махаяной и Тхеравадой, является одной из основных ветвей буддизма. Её часто называют «тантрическим буддизмом» из-за важной роли, которую в ней играют тантрические тексты и практики. Тантризм представляет собой сложное духовное течение, проявившееся как в индуистской, так и в буддийской традициях. Учения и техники Ваджраяны получили широкую известность в Индии примерно в середине I тысячелетия н.э. и затем распространились в другие регионы. Это направление стало доминирующим в Гималаях и по сей день остаётся основной религией в Бутане, Тибете, Монголии и Непале.
Ритуальные практики
Ваджраяна опирается на индийские элементы как индуистского, так и буддийского происхождения. Будучи традицией с развитой ритуальной составляющей, она широко использует сакральные песнопения и слоги (мантры). Считается, что их правильное произнесение пробуждает огромную духовную силу. В Ваджраяне мантры традиционно рассматриваются как тайные учения, которые мастер передаёт только подготовленным ученикам. Также в практиках используются символические жесты рук и пальцев (мудры) и визуальные опоры в виде изображений и диаграмм — мандал. Они помогают адепту достичь мистического единения с определённым Буддой или бодхисаттвой.
Медитации, связанные с визуализацией, играют центральную роль в традиции Ваджраяны. Эти практики часто бывают очень сложными и требуют длительной подготовки. Как правило, практикующий с помощью мандалы концентрирует своё внимание на избранном божестве, таком как Будда или небесный бодхисаттва.
Традиция учителей
Отличительной чертой буддизма Ваджраяны является фигура сиддхи — совершенного мастера, эксперта в тантрических учениях и практиках. Согласно традиции, в период между VIII и XII веками в Индии действовало 84 махасиддхи («великих совершенных»), которые внесли огромный вклад в распространение учения. Самих практиков называют сиддхами, а их название происходит от сиддхи — сверхъестественных способностей, которые они развивают через медитацию, йогу и особые ритуалы.
Происхождение
С течением времени различные группы буддистов развивали собственные идеи и практики. По мере углубления этих различий в буддизме появлялись отдельные школы. Ваджраяна, также известная как тантрический буддизм, стала одной из таких школ, выделившись на основе более ранних традиций.
Начало
Как и все буддийские школы, Ваджраяна возводит свои истоки к учению Сиддхартхи Гаутамы, известного как Будда. Однако как самостоятельное направление она сформировалась лишь к V веку нашей эры, спустя много столетий после жизни основателя.
На становление Ваджраяны оказала сильное влияние традиция Махаяны, и многие исследователи считают Ваджраяну её дальнейшим развитием. Последователи Ваджраяны высоко почитают труды махаянских философов Нагарджуны и Асанги, живших во II веке н.э., задолго до окончательного оформления их школы.
Ранний рост
К VII веку н.э. буддизм Ваджраяны обрёл самостоятельность и стал важной частью интеллектуальной жизни монастырей северо-восточной Индии. В этом регионе его преподавали как отдельное учение. Ваджраяна также прочно утвердилась в Тибете и Японии. В некоторых регионах Азии она заимствовала элементы из индуизма, особенно из шиваизма, что ещё больше отделило её от других буддийских традиций.
Основы веры
Буддизм Ваджраяны подчёркивает, что приход Будды не был единичным событием. Другие Будды существовали в прошлом, существуют сейчас, и новые появятся в будущем. Это утверждение подчёркивает, что состояние святости (состояние Будды) потенциально доступно любому усердному последователю. Множество Будд служат примерами этой достижимой для каждого святости.
Верования
В Ваджраяне важная роль отводится божествам (идамам), однако их функция не сводится к защите от бедствий. Они выступают в качестве объектов для медитации, помогая практикующему осознать свою собственную природу Будды. Эти божества существуют не для наказания, а для помощи на духовном пути.
Как и другие направления буддизма, Ваджраяна ставит целью достижение просветления. Просветлённый человек выходит за пределы мирских забот, отказываясь от личных желаний, чтобы слиться с высшим сознанием. Буддисты называют это состояние нирваной, или «угасанием», и считают его высшим утверждением жизни, а не её отрицанием.
Ваджраяна учит, что зло и страдание являются иллюзиями, которые возникают из-за привязанности человека к мирским вещам и следования своим желаниям. Когда человек слишком сильно цепляется за материальный мир, он испытывает горе и страдания.
Как и другие формы буддизма, Ваджраяна признаёт важность кармы. Карма — это безличный вселенский закон причины и следствия. Добрые поступки в этой жизни приносят благоприятные результаты в будущих воплощениях, тогда как дурные деяния ведут к несчастьям. Этот механизм работает естественно, без вмешательства каких-либо божеств, определяющих награду или наказание.
Тибетский буддизм
В тибетском буддизме вера в существование множества святых людей в прошлом, настоящем и будущем находит яркое выражение. Череда перерождений Далай-ламы, духовного лидера Тибета, является одним из самых известных проявлений этого непрерывного цикла святости.
Распространение и развитие
В Средние века Ваджраяна была процветающей ветвью буддизма, активно развивавшейся в крупных монастырских центрах на севере Индии. В VIII веке н.э. это учение утвердилось в Тибете, где и сегодня остаётся основной формой духовной практики. Ваджраяна также распространилась в Китае, Непале, Монголии, Японии, Корее и некоторых частях Юго-Восточной Азии. Например, храмовый комплекс Боробудур на острове Ява в Индонезии является выдающимся памятником архитектуры Ваджраяны.
Вклад монахов и миссионеров
Подобно Махаяне, буддизм Ваджраяны распространялся благодаря усилиям монахов и миссионеров. Они привлекали новых последователей благочестием и мудростью. Миссионеры не только вели праведную жизнь, служа примером для других, но и активно проповедовали учение, стремясь донести его до самых разных слоёв населения.
Успешный рост
В странах, где Ваджраяна находила последователей, её монастыри приобретали авторитет и влияние. Богатые покровители жертвовали им деньги и земли в надежде обрести духовные заслуги, что способствовало дальнейшему росту и процветанию этих учреждений. Эта модель развития особенно ярко проявилась в Тибете, где Ваджраяна стала духовным и политическим центром общества. Школа Гелуг, к которой принадлежит Далай-лама, стала одной из самых влиятельных в тибетском буддизме.
Современные практики
Сегодня Ваджраяны придерживается меньшинство буддистов во всём мире. Более половины всех последователей буддизма относят себя к Махаяне, около 39% — к Тхераваде и менее 6% — к Ваджраяне. По разным оценкам, число буддистов Ваджраяны в мире составляет от 12 до 25 миллионов человек.
Ваджраяна в Тибете
Тибет остаётся оплотом буддизма Ваджраяны, особенно в вопросах этики и сохранения традиций. Благодаря глобальному распространению тибетского буддизма в последние десятилетия, особенно на Западе, идеи и практики Ваджраяны оказали заметное влияние на современное общество, несмотря на относительно небольшое число её последователей.
Социальный активизм и справедливость
Ваджраяна привлекает многих своим акцентом на сострадании и добрых делах. Эти идеалы свойственны и Махаяне, однако в Ваджраяне они часто принимают форму активной социальной позиции. Считается, что последователи Ваджраяны должны взаимодействовать с миром, стремясь улучшить его. В этом смысле действия могут быть так же важны, как и молитвы.
Буддизм Ваджраяны также считается одним из наиболее эгалитарных направлений этой религии. В частности, женщины исторически играли и продолжают играть заметную роль в развитии учения и формировании религиозных общин. Таким образом, Ваджраяна уделяет внимание построению мира, в котором женщины и мужчины имеют равные возможности и роли.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
В данной статье представлен краткий обзор буддизма Ваджраяны, известного также как тантрический буддизм, и его уникальных особенностей в широком спектре буддийских традиций. Ваджраяна – это действительно экзотическая и самобытная ветвь буддизма, которая берет свое начало в Индии, но затем распространяется в различных регионах буддийского мира.
Важным историческим моментом является возникновение буддизма Ваджраяны примерно в V веке н. э. Хотя он ведет свою родословную от Сиддхартхи Гаутамы, исторического Будды, он сформировался как отдельная секта уже после его жизни. В Ваджраяне заметно влияние более раннего буддизма Махаяны, что позволяет предположить, что она могла развиваться как вариант буддизма Махаяны.
В статье отмечается роль сиддхов, которые были экспертами в тантрических учениях и практиках, в развитии и распространении буддизма Ваджраяны. Считается, что эти сиддхи, обладавшие необычайной силой (сиддхи), достигаемой с помощью медитации, йоги и тайных ритуалов, сыграли важнейшую роль в распространении учения. Следует отметить, что эти сиддхи сыграли важную роль в развитии Ваджраяны и ее характерных ритуалов и практик.
Для понимания философских и доктринальных основ Ваджраяны важно упоминание Нагарджуны и Асанги – двух влиятельных буддийских ученых Махаяны. Их труды и идеи были включены в учение Ваджраяны, что свидетельствует о преемственности и эволюции буддийской мысли во времени.
Богатый набор ритуалов Ваджраяны, включая использование мантр, мудр и визуальных средств, таких как мандалы, а также акцент на медитации и визуализации, являются центральными элементами ее отличительной практики. Эти ритуалы не только духовны, но и имеют глубокое культурное и художественное значение, поскольку выражаются в различных видах искусства, включая картины и скульптуры тхангка.
Кроме того, в статье упоминается о доминировании буддизма Ваджраяны в Гималайском регионе, включающем Непал, Бутан, Тибет и Монголию. Эти регионы сохранили и развили буддизм Ваджраяны, и он стал неотъемлемой частью их культурного и религиозного наследия.
Таким образом, буддизм Ваджраяны – это уникальная и многогранная традиция буддизма, имеющая исторические, философские и культурные аспекты, которые развивались на протяжении многих веков. Ее происхождение, развитие и роль сиддхов являются важнейшими элементами в понимании этой интересной и самобытной ветви буддизма.
Комментирование недоступно Почему?