Ваджраяна читать ~7 мин.
Самой последней и, во многом, самой экзотической из основных ветвей буддизма является Ваджраяна (остальные – Махаяна и Тхеравада). Ваджраяна часто известна как «тантрический буддизм» из-за важной роли тантрических текстов и обрядов (тантризм описывает сложное движение, которое проявляется как в индуистской, так и в буддийской формах). Примерно в третьем веке нашей эры учения и техники Ваджраяны приобрели широкую известность в Индии и распространились в других регионах буддийского мира. Оно стало доминирующим в Гималайском регионе. Буддизм Ваджраяны до сих пор является религией большинства в Непале, Бутане, Тибете и Монголии.
Ритуальные практики
Ваджраяна опирается на индийские элементы, как индуистские, так и буддийские. Как сильно ритуальная традиция, она широко использует магические песнопения и слоги (мантры), которые, как считается, при правильном произнесении вызывают огромную духовную силу. В Ваджраяне мантры традиционно считаются тщательно охраняемыми, тайными учениями, передаваемыми от мастера к особо квалифицированным ученикам. В буддизме Ваджраяны используются и другие ритуальные приёмы. Одними из наиболее важных являются символические жесты, выполняемые руками и пальцами (мудры), а также визуальные средства с помощью картинок, диаграмм или магических кругов (мандал), призванных помочь посвящённому достичь мистического единения с определённым бодхисаттвой-андалой или Буддой.
Медитации, связанные с визуализацией, играют важную роль в традиции Ваджраяны. Эти практики часто довольно сложны и требуют длительной подготовки. Как правило, посвящённые концентрируют своё внимание на выбранной фигуре (Будде, небесном бодхисаттве или другом божестве) с помощью мандалы.
Традиция учителей
Отличительной особенностью буддизма Ваджраяны является роль сиддхи (совершенного), эксперта в тантрических учениях и практиках. Между VIII и XII веками, согласно традиции, было 84 махасиддха (Великих Совершенных), которые помогли распространить учение Ваджраяны в Индии. Сиддхи получили своё название от чудесных способностей (сиддхи), которые они развивают через медитацию, йогу и тайные ритуалы.
Оригиналы
Ваджраяна, наряду с Махаяной и Тхеравадой, является одной из основных ветвей религии буддизма. С течением времени различные группы буддистов развивали свои собственные идеи, верования и практики. По мере того как эти различия увеличивались и заострялись, в буддизме появились отдельные секты. Ваджраяна также известна как тантрический буддизм.
Начало
Как и все буддийские секты, Ваджраяна ведёт своё происхождение от основания буддизма в Индии Сиддхартхой Гаутамой, также известным как Будда. Однако буддизм Ваджраяны возник как секта только в пятом веке нашей эры, спустя долгое время после жизни и смерти Гаутамы.
Факторы, способствовавшие возникновению Ваджраяны, по-видимому, включали влияние более древней традиции буддизма Махаяны, что позволяет предположить, что Ваджраяна могла развиться как вариант Махаяны. Действительно, буддисты Ваджраяны почитают труды двух махаянских монахов и интеллектуалов, Нагарджуны и Асанги, которые жили во втором веке нашей эры, примерно на 300 лет раньше, чем возникла сама Ваджраяна.
Ранний рост
К седьмому веку н.э. буддизм Ваджраяны получил самостоятельное развитие и стал неотъемлемой частью интеллектуального климата монастырей северо-восточной Индии. В этом регионе Ваджраяна преподавалась как отдельная марка буддизма. Ваджраяна также прочно утвердилась в Тибете и Японии. В некоторых частях Азии Ваджраяна заимствовала определённые элементы из индуизма (особенно из шайвизма), что ещё больше подчёркивало её отличие от других буддийских традиций.
Основы веры
Буддизм Ваджраяны подчёркивает, что Будда не был одноразовым явлением. Другие Будды существовали в прошлом, другие существуют сейчас, а будущее откроет ещё больше Будд. Главное утверждение заключается в том, что святость доступна большому числу набожных буддистов Ваджраяны. Вера в ценность святости сопровождает множественность будд. То есть эти будды являются примерами святости, которая доступна каждому.
Верования
Буддизм Ваджраяны ожидает защиты от всевозможных бедствий от богов. Идея заключается в том, что боги и богини существуют не для того, чтобы наказывать людей, а для того, чтобы помогать им.
Как и другие направления буддизма, Ваджраяна подчёркивает цель достижения просветления. Просветлённый человек выходит за пределы забот этого мира, отдавая свою волю и желания, чтобы слиться с божественным сознанием. Буддисты называют это состояние нирваной или «небытием» и считают его скорее утверждением жизни, чем её отрицанием.
Ваджраяна, как и другие школы буддизма, считает, что зло и страдания на самом деле являются иллюзиями, возникающими в результате осуществления человеком своей воли или желаний. Ваджраяна учит, что когда человек слишком сильно цепляется за вещи этого мира, он испытывает горе и страдания.
Как и другие формы буддизма, Ваджраяна подчёркивает важность кармы. Карма – это естественный цикл вознаграждения и наказания. Те, кто совершил хорошие поступки в течение своей жизни, получают вознаграждение в будущих воплощениях, в то время как те, кто совершает плохие поступки, получают несчастье в качестве наказания. Боги и богини определяют, кто заслуживает награды и наказания. Таким образом, карма сродни силе справедливости.
Тибетский буддизм
Тибетский буддизм несёт на себе отпечаток верований Ваджраяны в том, что многие святые люди существовали в прошлом, существуют сейчас и будут существовать в будущем. Многочисленные реинкарнации Далай-ламы, духовного лидера Тибета, являются одним из проявлений этого бесконечного цикла святости.
Распространение и развитие
Ваджраяна вошла в средневековый период как энергичная ветвь буддизма, процветающая в новых университетах на севере Индии. В восьмом веке н.э. буддизм Ваджраяны обосновался в Тибете, где он остаётся центральной формой поклонения. Ваджраяна имела и другие успехи, распространившись в Китае, Непале, Монголии, Японии, Корее и в некоторых частях Юго-Восточной Азии… Например, на острове Ява в Индонезии храмовый комплекс Боробудур содержит важную архитектуру Ваджраяны.
Вклад монахов
Как и буддизм Махаяны, буддизм Ваджраяны распространялся с помощью монахов и миссионеров. Монахи привлекали новых верующих благочестием своих действий, и многие были обращены в Ваджраяну именно таким образом. Монахи Ваджраяны часто были искусными фермерами, и их успехи в земледелии демонстрировали обществу, что монахи имеют благословение богов и богинь. Новообращённые надеялись на такие же благословения.
Работа миссионеров
Ещё одно важное усилие по привлечению новообращённых в Ваджраяну было предпринято миссионерами. Они тоже стремились жить святой жизнью, служа примером для других, но они шли дальше монахов, проповедуя людям в надежде обратить их в свою веру. Таким образом, миссионеры совмещали добрые дела с попытками индоктринации.
Успешный рост
В различных странах, где Ваджраяна завоёвывала новых последователей, её монастыри и миссии зарабатывали престиж и внимание своими действиями. Богатые последователи, надеясь заслужить расположение монахов и миссионеров, часто жертвовали им деньги и тем самым способствовали ещё большему росту учреждений Ваджраяны. Тем временем успех монастырей и миссий Ваджраяны привлекал к ним ещё больше новообращённых. Эта модель развития особенно хорошо проявилась в Тибете, где Ваджраяна стала духовным и политическим центром общества и культуры. Школа Гелугпа Ваджраяны стала очень влиятельной в Тибете и является буддийской школой, к которой принадлежит традиционный духовный лидер Тибета Далай-лама.
Современные практики
Ваджраяны придерживается небольшое меньшинство внутри буддизма. Более половины всех буддистов утверждают, что принадлежат к секте Махаяна, самой большой группе, в то время как около 39% причисляют себя к буддизму Тхеравады и менее 6% объявляют себя буддистами Ваджраяны. По оценкам, число буддистов Ваджраяны во всем мире составляет от 12 до 25 миллионов человек.
Ваджраяна в Тибете
Тибет остаётся оплотом буддизма Ваджраяны, особенно в том, что касается этического поведения его последователей и бережного отношения к традициям. Учитывая глобальный охват тибетского буддизма в последние несколько десятилетий, особенно на Западе, очевидно, что идеи и практика Ваджраяны оказали широкое влияние на современное общество, несмотря на относительно небольшое количество практикующих Ваджраяну.
Социальный активизм и справедливость
Ваджраяна кажется привлекательной из-за её акцента на сострадании и добрых делах. Конечно, эти идеалы также являются частью буддизма Махаяны. Ваджраяна, наряду с Махаяной, подчёркивает социальную активность и справедливость для всех. Буддизм Ваджраяны рассматривает активность и справедливость как вопросы религиозной важности. Ожидается, что буддисты Ваджраяны будут взаимодействовать с миром в стремлении улучшить его. Таким образом, Ваджраяна – это крыло буддизма социальной справедливости, то, в котором действия так же важны и, возможно, более важны, чем молитвы.
Буддизм Ваджраяны представляется наиболее эгалитарным направлением буддизма. В частности, женщины играют заметную роль в развитии религии и формировании религиозных общин. Таким образом, буддизм Ваджраяны, по крайней мере, частично озабочен построением мира, в котором женщины и мужчины имеют равные роли и ожидания.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
В данной статье представлен краткий обзор буддизма Ваджраяны, известного также как тантрический буддизм, и его уникальных особенностей в широком спектре буддийских традиций. Ваджраяна – это действительно экзотическая и самобытная ветвь буддизма, которая берет свое начало в Индии, но затем распространяется в различных регионах буддийского мира.
Важным историческим моментом является возникновение буддизма Ваджраяны примерно в V веке н. э. Хотя он ведет свою родословную от Сиддхартхи Гаутамы, исторического Будды, он сформировался как отдельная секта уже после его жизни. В Ваджраяне заметно влияние более раннего буддизма Махаяны, что позволяет предположить, что она могла развиваться как вариант буддизма Махаяны.
В статье отмечается роль сиддхов, которые были экспертами в тантрических учениях и практиках, в развитии и распространении буддизма Ваджраяны. Считается, что эти сиддхи, обладавшие необычайной силой (сиддхи), достигаемой с помощью медитации, йоги и тайных ритуалов, сыграли важнейшую роль в распространении учения. Следует отметить, что эти сиддхи сыграли важную роль в развитии Ваджраяны и ее характерных ритуалов и практик.
Для понимания философских и доктринальных основ Ваджраяны важно упоминание Нагарджуны и Асанги – двух влиятельных буддийских ученых Махаяны. Их труды и идеи были включены в учение Ваджраяны, что свидетельствует о преемственности и эволюции буддийской мысли во времени.
Богатый набор ритуалов Ваджраяны, включая использование мантр, мудр и визуальных средств, таких как мандалы, а также акцент на медитации и визуализации, являются центральными элементами ее отличительной практики. Эти ритуалы не только духовны, но и имеют глубокое культурное и художественное значение, поскольку выражаются в различных видах искусства, включая картины и скульптуры тхангка.
Кроме того, в статье упоминается о доминировании буддизма Ваджраяны в Гималайском регионе, включающем Непал, Бутан, Тибет и Монголию. Эти регионы сохранили и развили буддизм Ваджраяны, и он стал неотъемлемой частью их культурного и религиозного наследия.
Таким образом, буддизм Ваджраяны – это уникальная и многогранная традиция буддизма, имеющая исторические, философские и культурные аспекты, которые развивались на протяжении многих веков. Ее происхождение, развитие и роль сиддхов являются важнейшими элементами в понимании этой интересной и самобытной ветви буддизма.
Комментирование недоступно Почему?