Вайшнавизм читать ~5 мин.
Вайшнавизм — одна из основных традиций индуизма, сосредоточенная на поклонении богу Вишну и его многочисленным аватарам (воплощениям), таким как Кришна и Рама, как высшему проявлению божественного. Это одно из четырёх главных направлений в современном индуизме наряду с шиваизмом, шактизмом и смартизмом. Последователи вайшнавизма, известные как вайшнавы, основывают свою веру на ведических писаниях, пуранических текстах и более поздних философских и литературных трудах.
Происхождение и развитие
Как и индуизм в целом, вайшнавизм не имеет конкретного основателя, а развился из ранних религиозных традиций и культур древней Индии. Его истоки можно проследить до самых ранних Упанишад, таких как «Иша-упанишада» и «Шветашватара-упанишада», где личное верховное божество представлено как создатель мира и конечный источник освобождения (мокши).
Ранний период: Веды и эпосы
Самые ранние упоминания о Вишну содержатся в Ведах, составленных около 1500–1200 годов до н.э., однако в этих текстах он был второстепенным божеством. В «Ригведе» Вишну восхваляется как «широко шагающий», чьи три шага охватывают землю, небо и высшие сферы. Его роль значительно возросла в более поздних священных текстах. В великом эпосе «Махабхарата» популярный герой и божество Кришна был отождествлён с Вишну, что стало ключевым моментом в развитии вайшнавизма.
Пураны и аватары
В «Бхагавадгите», части «Махабхараты», Кришна провозглашает, что всякий раз, когда мировой порядок (дхарма) приходит в упадок и миру угрожает хаос, он является в мир, чтобы восстановить его. Эта концепция аватар получила дальнейшее развитие в Пуранах — текстах, составленных между V и IX веками н.э. В них Вишну предстаёт как хранитель дхармы. Шесть из восемнадцати основных Пуран считаются наиболее важными для вайшнавизма: «Вишну-пурана», «Бхагавата-пурана», «Нарадия-пурана», «Гаруда-пурана», «Падма-пурана» и «Вараха-пурана». Хотя у Вишну множество аватар, наиболее почитаемыми являются Рама и Кришна.
Движение бхакти и альвары
С VI по IX век н.э. в Южной Индии действовали тамильские поэты-святые, известные как альвары. Их поэзия, наполненная страстной любовью и преданностью Вишну, оказала огромное влияние на теологию вайшнавизма. Альвары учили, что Вишну, будучи трансцендентным и бесформенным, также проявляет себя в освящённых образах (арча) в храмах. Они подчёркивали важность эмоциональной преданности (бхакти), медитации и храмового поклонения (пуджи) как пути к освобождению. Их гимны до сих пор используются в храмовых ритуалах.
Основы вероучения
Несмотря на существование множества течений с различными ритуалами и идеями, все вайшнавы объединены верой в Вишну как верховного личностного Бога. Он обладает шестью главными качествами (шад-гунами: всезнанием (джняна, всемогуществом (айшварья, высшей силой (шакти, высшим величием (бала, неограниченной энергией (вирья и полной самодостаточностью (теджас. При этом считается, что Вишну желает, чтобы люди были его вечными спутниками.
Отношения с Богом: путь бхакти
Вайшнавизм подчёркивает, что Вишну — это личностное существо, с которым последователи могут установить глубокие личные отношения. Эта эмоциональная и сердечная преданность известна как бхакти. Для вайшнавов важнее искренняя любовь к Богу, а не строгое следование доктринам. Медитация играет важную роль, но часто она сосредоточена на историях любви между аватарами Вишну и их спутниками, такими как Рама и его супруга Сита, или на романтических играх Кришны с пастушками-гопи.
Основные течения и школы
Вайшнавизм включает несколько различных богословских и ритуальных традиций. Древнейшими из них являются Бхагавата, сосредоточенная на поклонении Кришне, и Панчаратра, в центре которой — поклонение Нараяне (одной из форм Вишну). Также существует ортодоксальная ведическая секта Вайкханаса. На основе этих ранних течений сформировались четыре основные философские школы (сампрадаи):
- Шри-вайшнавизм — основан на учении философа XI – XII веков Рамануджи. Его последователи поклоняются Вишну и его супруге Лакшми (Шри). Рамануджа учил, что душа после освобождения соединяется с Богом, но сохраняет свою индивидуальность.
- Брахма-сампрадая — основана Мадхвачарьей в XIII веке и проповедует дуалистическую философию (двайта), согласно которой Бог, души и материальный мир являются вечно различными реальностями.
- Раманади-сампрадая — последователи философа XIV века Рамананды. Они сосредоточены на поклонении Раме и его супруге Сите. Рамананда выступал против кастовой системы и использовал в проповедях местные языки.
- Гаудия-вайшнавизм — основан Чайтаньей Махапрабху (1486–1534) в Бенгалии. В этом течении Кришна почитается как изначальная форма Бога, превосходящая Вишну. Основной практикой является воспевание святых имён Бога (киртан).
Распространение и современное положение
Вайшнавизм является самой многочисленной традицией в индуизме — по разным оценкам, к ней принадлежат около 70% индуистов, что составляет более 550 миллионов человек. Большинство из них проживает в Индии, но благодаря миграции и деятельности миссионерских организаций вайшнавские общины сегодня существуют по всему миру.
Влияние на культуру
Вайшнавизм оказал огромное влияние на искусство и культуру Индии и Южной Азии. Преданная литература, посвящённая Вишну, является одной из важнейших в истории индийской словесности. Изобразительное искусство, в том числе современное, продолжает традиции изображения Вишну, Рамы и Кришны. Танец также тесно связан с вайшнавизмом: он может быть формой поклонения Верховному Богу, как, например, в историях о танце Кришны с гопи.
Фестивали
Вайшнавы по всему миру отмечают праздники, посвящённые Вишну и его аватарам. Среди них:
- Вайкунтха-экадаши (декабрь – январь) — отмечается строгим постом, молитвами и медитацией.
- Рама-навами (март – апрель) — день рождения Рамы, который на юге Индии празднуется в течение девяти дней.
- Кришна-джанмаштами (август – сентябрь) — день рождения Кришны. В храмах устанавливают колыбели и фигурки младенца Кришны. После дневного поста в полночь проводится ритуал, после которого верующие разделяют праздничную трапезу.
Международные движения
Современный вайшнавизм распространился по всему миру во многом благодаря индийским иммигрантам и проповедникам. Наиболее известным течением за пределами Индии стал Гаудия-вайшнавизм, известный на Западе как движение Харе Кришна. В 1966 году А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада основал Международное общество сознания Кришны (ИСККОН). Его послание мира и преданности нашло отклик у молодёжи 1960-х годов, и сегодня это движение остаётся самой заметной формой вайшнавизма на Западе. Также международное распространение получили некоторые ветви движения Сваминараян.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?