Вайшнавизм читать ~11 мин.
Вайшнавизм – одна из основных традиций индуизма, сосредоточенная на поклонении богу Вишну в его различных формах и воплощениях (аватарах) как высшему проявлению божественного. Возникновение теистических традиций индуизма можно проследить по самым ранним Упанишадам, таким как Иша и Шветасватара, в которых личное верховное божество представлено как создатель мира и как конечный источник освобождения (мокша).
Роль Вишну
В Ригведе Вишну восхваляется как «широко шагающий», чьи три шага простираются вширь и охватывают землю, небо и другие пределы. Связь Вишну с различными аватарами прослеживается уже в «Махабхарате», где Кришна отождествляется с Вишну. В «Бхагавадгите» Кришна говорит, что когда мировой порядок (дхарма) приходит в упадок и миру угрожает хаос, он создаёт себя, чтобы восстановить его. В эпосах и пуранах у Вишну есть множество аватар, но самыми популярными аватарами являются Рама и Кришна.
Традиции
Вайшнавизм является результатом сочетания четырёх основных традиций: Бхагаваты, Панкаратра, Вайкханаса и Алвары. Кроме того, тамильские святые поэты, создававшие благочестивую поэзию с шестого по девятый век н.э., оказали большое влияние на теологическое видение Вишну как трансцендентного и бесформенного, который также проявляется как освящённый образ (арка) в храме.
Несколько течений вайшнавизма включают в себя различные ритуальные и медитативные практики, а также различные философские или теологические взгляды. Для некоторых последователей мистический союз с Кришной может быть достигнут через медитацию и храмовое поклонение (пуджа).
Вайшнавизм в его многочисленных проявлениях очень жив в современном мире. Многочисленные вайшнавские храмы были построены за пределами Индии. Более того, целый ряд более поздних индуистских движений, основанных на теологии и практике вайшнавов, стали международными организациями, включая Международное общество сознания Кришны (ИСККОН) и несколько подразделений Международного движения Сваминараяна.
Происхождение
Вайшнавизм – одна из четырёх основных сект индуизма. Его последователи известны как вайшнавы или вайшнавиты. Основным определяющим фактором вайшнавизма является то, что члены секты поклоняются Вишну или одной из его аватар или проявлений как Верховному Богу, который присутствует во всей вселенной, включая всех живых существ. Вайшнавы основывают свою веру на ведических писаниях, пуранических текстах, а также на более современных философских и литературных произведениях.
Ранний вайшнавизм
Как и индуизм в целом, вайшнавизм не имел конкретного основателя, а скорее вырос из ранних религиозных традиций и культур древней Индии. Самые ранние упоминания о Вишну содержатся в Ведах, написанных по меньшей мере к 1200 году до н.э., но в этих произведениях он был относительно незначительным божеством. Со временем другие боги и герои стали отождествляться с воплощениями Вишну, и этот бог занял более центральное место в индуизме. В религиозных манускриптах, последовавших за Ведами, Вишну отводилась все более важная роль.
Вишну в священных текстах
В важнейшем религиозном эпосе «Махабхарата» популярный бог Кришна был отождествлён с Вишну. В «Бхагавадгите» различные боги и герои были названы проявлениями или аватарами Вишну. Бхагавата-пурана и Вишну-пурана были особенно важны в учении о том, что Вишну – это трансцендентный Верховный Бог, присутствующий во всем и в то же время превосходящий вселенную. Вишну изображался как хранитель пути правильных действий (дхармы). Когда вселенной угрожал хаос, Вишну проявлял себя в аватарах или героях, которые поддерживали порядок. Вайшнавы принимают несколько аватаров, но наиболее важными являются Кришна, Рама и Будда.
Отношения с Вишну
Вайшнавизм подчёркивает, что Вишну – это личное существо, с которым последователи могут иметь личные отношения. Эта эмоциональная привязанность стала известна как бхакти. Хотя бхакти может принимать различные формы, главное значение имеет сердечная преданность, а не доктрина. Медитация важна, но вайшнавы часто сосредотачиваются на историях любви между аватарами и спутниками Вишну, такими как Рама и его супруга Сита, или на романтическом флирте Кришны с молодыми женщинами. Для некоторых вайшнавов освобождение, которое они ищут, – это общение с Вишну после смерти, другие надеются на успех, здоровье и защиту для своих детей или на богатство.
Основы веры
Как и другие секты индуизма, вайшнавизм состоит из нескольких традиций с различными идеями и ритуалами. Всех их объединяет вера в Вишну как Бога, обладающего шестью качествами: все знание, вся власть, высшее величие, высшая сила, неограниченная энергия и полная самодостаточность. Хотя Вишну обладает всеми этими качествами, он намерен, чтобы люди были его спутниками на протяжении всей вечности.
Основные тексты
Хотя вайшнавы принимают древние Веды в качестве священной литературы, большинство их основных текстов являются более поздними. Бхагавадгита – самый ранний текст, в котором Вишну отводится важная роль в освобождении. За ней последовали Пураны, философские и религиозные тексты, написанные между пятым и девятым веками нашей эры. Из 18 пуран шесть считаются важными для вайшнавизма.
Многие другие молитвы и литературные произведения также важны для секты. 12 альваров были вайшнавскими поэтами, жившими в Южной Индии в восьмом и девятом веках. Они создавали гимны, полные страсти и любви к Вишну и желания быть с ним. Их поэзия считается вдохновлённой Богом и используется в храмовых церемониях. 12 альваров выражали веру в то, что Вишну трансцендентен и бесформен, и что он присутствует, в частности, в освящённых изображениях в храмах. Они подчёркивали важность медитации и храмового поклонения для вайшнавов.
Основные традиции
Вайшнавизм включает в себя несколько различных текстовых и теологических течений. Самым древним является «Бхагавата», посвящённая, в частности, аватаре Вишну – Кришне. Династия Гупта поддерживала «Бхагавату», что свидетельствует о её широком распространении в период с третьего по шестой век нашей эры. Следующей по древности является традиция Панкарты. Ее члены сосредоточились на поклонении Нараяне, аватаре Вишну из «Махабхараты». Традиция Панкарты разделяла монотеистическую веру в единого Бога с Бхагаватами, но расходилась во взглядах на отношения души с Богом.
Вайкханасы связаны с традицией Панкарты, но считают себя ортодоксальной ведической сектой. Они признают авторитет Вед, но не более поздних сочинений, таких как гимны 12 альваров. Алвары, напротив, вдохновили другую секту, которая была названа в их честь. Алвары проживают в основном в тамильских районах Индии и ориентируются на произведения поэтов-святых. Они выступают против ведических верований, ориентированных на ритуалы, и считают, что эмоциональная преданность и любовь к Вишну – единственный путь к освобождению.
К более современным сектам относятся Шри Вайшнавы. Ее члены принимают поклонение наряду с Вишну божествам, не связанным с Вишну и связанным с определёнными местами. Секта Шри Вайшнава более инклюзивна в социальном плане, она отвергает дискриминацию по признаку пола и касты. Их практика представляет собой сочетание ритуалов Панкарты и Алвара. Последователи Шри Вайшнава используют тантрические техники и тексты, читаемые во время храмового поклонения; они также выполняют домашние религиозные и социальные обязанности. Освобождение от цикла рождения и перерождения может быть достигнуто преданностью и служением Богу, а также полным преданием себя Богу. Считается, что душа соединяется с Вишну, но сохраняет свою индивидуальность.
Распространение и развитие
Вайшнавизм – самая популярная секта в индуизме. Он распространился в эпоху средневековья в Индии по всему субконтиненту. Его различные секты привлекали различные группы индуистов, от консервативных ортодоксальных верующих, поддерживающих гендерные и кастовые различия, до тех, кто готов игнорировать эти различия. Сегодня существует несколько традиций, которые все поклоняются Вишну как Верховному Богу, но разработали различные вероучения и символы своей веры. Все эти традиции зародились в Индии, но распространились в США, Европе, Австралии и других странах мира.
Учения и толкования
В вайшнавизме было много учителей и реформаторов, которые толковали и расширяли основные верования этой веры. В 11-12 веках святой мистик Рамануджа учил, что душа соединяется с трансцендентной благодатью во всем, но сохраняет независимую реальность, подчинённую Вишну. Из учения Рамануджи выросли две отдельные системы мысли. Школа обезьяны» учит, что человек должен активно цепляться за Вишну и работать, чтобы достичь освобождения. Последователи живут в основном на севере Индии. Школа кошки» считает, что спасение – это дар Вишну, и люди должны полагаться на бога, чтобы он их спас. Эта традиция распространена среди жителей южной Индии.
Раманандисты – последователи Рамананды, философа, жившего в 14 веке. Он учил, что преданное внимание должно быть сосредоточено на Раме, которого он считал верховным богом, и его жене Сите. Любовь и преданность этой паре может принести освобождение от цикла рождения, смерти и перерождения. Рамананда был популярным учителем, который использовал в ритуалах простонародные языки и основывал преданность на вокальном повторении священного имени Рамы. Рамананда также был сторонником эгалитаризма и отвергал кастовую систему.
Гаудия вайшнавизм был основан Кайтаньей Махапрабху, который жил с 1486 по 1534 год в Бенгалии. Это движение остаётся сильным в современной Бенгалии и Бангладеш. Кайтанья поощрял личную и горячую любовь к Кришне как проявлению Верховного Господа. Он считал, что воплощение Кришны от Вишну превосходит Вишну, делая Кришну личной формой Бога. Предпочтительной формой поклонения Кришне для Кайтаньи были публичные танцы, песнопения и пение.
Современный вайшнавизм отличается всеобщей преданностью святым вайшнавизма. Кроме 12 альваров, написавших преданные гимны и стихи, другие святые вызывают восхищение своей любовью и преданностью Вишну. К современным вайшнавским святым относятся баулы, живущие в Бенгалии. Известные как «безумцы от Бога», они поют и танцуют по всему региону. Среди других святых – Антал, одна из 12 альваров, чья решимость соединиться с Вишну привела к тому, что она физически слилась с его изображением. Святой 20-го века была Анандамайи Ма, которую называли «Блаженной матерью» за её мир и сознание единства с Богом.
Организация
Как и другие индуистские секты, вайшнавизм не имеет иерархических институтов. Вместо этого сторонники содержат храмы, которые используются членами различных групп. Наиболее широкой практикой является акцент на посвящении верующих гуру после первичного обучения.
Современные практики
Вайшнавизм – крупнейшая из четырёх основных сект индуизма. По оценкам, к этой школе принадлежат 550 миллионов последователей. Большинство из них проживает в Индии, но сегодня все большее их число можно встретить и в других странах. Около 70% всех индуистов являются вайшнавами, и секта продолжает расти.
Влияние на культуру
Вайшнавизм оказал важное влияние на искусство и культуру Индии и близлежащих районов Южной Азии. Преданная литература, посвящённая поклонению Вишну, является одной из самых важных в истории культуры Индии. Веды составляют основу индуизма, а более поздние эпосы и философские произведения опираются на них и интерпретируют догматы религии. Индийская литература и сегодня находится под большим влиянием этих религиозных произведений.
Различные эмблемы связаны с Вишну и его аватарами Рамой и Кришной, а также с историями и учениями, связанными с каждым из них. Даже сегодня индийское изобразительное искусство продолжает эти традиции. Посвятительные фильмы о Вишну и его аватарах остаются популярными среди вайшнавской аудитории. Наконец, танец имеет особые отношения с вайшнавизмом. Он может быть частью богослужения и поклонения Верховному Богу, поскольку поклонники Вишну верят, что танец творения привёл к появлению вселенной, а танец разрушения положит ей конец.
Фестивали
Фестивали, посвящённые Вишну и его аватарам, до сих пор отмечаются вайшнавами по всему миру. К ним относится Вайкунта Экадаси, который отмечается в декабре или январе. Верующие отмечают этот день строгим постом и воздержанием, а также молитвами и медитацией. Ещё один праздник, связанный с постом, – Рама Навами, посвящённый в первую очередь Раме, одной из аватар Вишну. На юге Индии он отмечается девятидневным праздником. В северной Индии рождение Кришны празднуется в Кришнаджанмастами в августе или сентябре. Храмы украшают кроватками, куклами и другими украшениями для маленького ребёнка. После поста в течение всего дня, в полночь совершается ритуал, отмечающий рождение Кришны. Затем верующие принимают участие в трапезе.
Движение Харе Кришна
Современный виашнавизм распространился по всему миру благодаря индийским иммигрантам. Наиболее важной традицией среди неиндийцев является Гаудия вайшнавизм, также известный как Харе Кришна. Это движение было основано Чайтаньей Махапрабху в 16 веке. Миссионером, который принёс учение в широкий мир, был А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. В 1966 году Прабхупада основал Международное общество сознания Кришны (ИСККОН). Он искал последователей с посланием мира и доброй воли, и его послание нашло желаемую аудиторию среди молодых людей контркультуры 1960-х годов. Это движение остаётся очень активным и по сей день и является наиболее заметной формой виашнавизма среди населения Запада.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?