Христианство читать ~20 мин.
Христианство, которому привержены около 30% населения Земли, берет своё начало со служения Иисуса из Назарета, еврейского учителя, жившего в Палестине в начале нашей эры. Во время своего короткого служения Иисус создал небольшое число последователей, но во время римской оккупации Иудеи он стал мишенью для властей и был предан смерти через распятие около 30 г. н.э.
Рождение Иисуса
Согласно Евангелиям Нового Завета, во время правления кесаря Августа в Риме, в Израиле родился еврейский ребёнок, который основал христианскую религию. Земным отцом Иисуса был Иосиф, плотник. Его мать была Мария, и они жили в Назарете, к северу от Иерусалима в области Галилея.
По преданию, Мария была девственницей, обручённой с Иосифом, но забеременела до их свадьбы. Написано, что Иосифу явился ангел и сказал, чтобы он не оставлял её, потому что девственное рождение должно было исполнить божественное пророчество. Марию также посетил ангел Гавриил, который сказал ей, что она должна родить сына Божьего.
Иисус Человек
Когда Иисус подрос, записано, что Иоанн Креститель, человек из пустыни, явился с яростной проповедью покаяния и крестил людей водой, говоря, что готовит путь другому. Когда Иисусу было около 30 лет, Иоанн начал служение Иисуса, крестив его в израильской реке Иордан.
Затем Иисус узнал об аресте Иоанна царём Иродом, находившимся под властью римлян. Чувствуя опасность, Иисус отправился на север в сельскую Галилею и начал проповедовать в синагогах покаяние в грехах. Он сказал, что послан освободить угнетенных.
Апостолы
Иисус начал собирать первых апостолов в еврейских рыбацких деревнях на западном берегу Галилейского моря – людей, известных сегодня как святые Петр, Андрей, Иаков и Иоанн.
В Иерусалиме Иисус повёл своих учеников на традиционную еврейскую пасхальную трапезу, которую позже назвали Тайной вечерей. Он использовал традиционные еврейские хлеб и вино, но изменил их значение, сказав, что хлеб – это Его тело, а вино – Его кровь. Слова Иисуса свидетельствовали о возросшем чувстве того, что он является божественным Мессией, посланным с небес.
Смерть Иисуса была неизбежной в древней культуре, где регулярно казнили протестующих. Традиция гласит, что Иисус был отнесён со своим крестом на место казни, называемое Голгофой, прямо за стенами Иерусалима. Его повесили на кресте между двумя преступниками. Говорят, что через боль Иисус воскликнул: “Отче, прости им, ибо не знают, что делают”.
Воскресение
Вскоре после смерти и погребения Иисуса, некоторые из его последователей пережили яркий опыт Иисуса, который, по их словам, был воскрешён физически. Некоторые также утверждали, что присутствовали при вознесении Иисуса на небеса. Самыми преданными последователями служения Иисуса, которые утверждали, что видели Его в воскресшем состоянии, были апостолы.
Происхождение
Христианство было вдохновлено жизнью и учением Иисуса из Назарета, которого его последователи считали Сыном Божьим. Сегодня христианство – самая крупная религия, насчитывающая около 2 миллиардов последователей по всему миру. Христианство берет своё начало в начале Общей эры (ОЭ), когда Иисус родился в палестинском городе Вифлееме примерно в 4-6 гг. н.э. Религия утвердилась после распятия и смерти Иисуса от рук римлян и его воскрешения около 30 г. н.э.
Воскрешение и вознесение
Иисус был иудейским учителем, который за время своего короткого служения собрал небольшое число последователей. Вскоре после его смерти и погребения у некоторых его последователей были сильные видения, и они утверждали, что Иисус был воскрешён физически. Некоторые также утверждали, что присутствовали при том, как Иисус вознёсся на облаках и исчез на небе. 12 ближайших сподвижников Иисуса во время его земного служения, утверждавших, что они видели его в воскресшем состоянии, стали называться апостолами.
Апостолы и рост христианства
Затем апостолы приняли на себя руководство последователями Иисуса. После внутренних молитв и консультаций апостолы, штаб-квартира которых теперь находилась в Иерусалиме, исповедовали свою веру в Иисуса и его воскресение. Они назвали его ожидаемым Помазанником, Мессией в еврейской традиции, и назвали его Христом (по-гречески «помазанник»).
Христианство быстро росло в Иерусалиме, а затем и в близлежащих городах. В древнем сирийском городе Антиохия (на территории современной Турции) последователей Иисуса впервые назвали христианами, или последователями Христа.
Основы веры
Христиане верят, что жизнь Христа, далеко не закончившаяся около 30 г. н.э., продолжается и что Иисус однажды вернётся с небес, чтобы судить живых и мёртвых. Поскольку во времена Иисуса многие люди были знакомы с еврейской и греческой культурами, записи зарождающегося христианства были записаны, что спасло веру от исчезновения. Эти тексты стали основой для развития христианских верований, или догматов – Библии.
Новый Завет
Приняв еврейские священные книги в качестве «Ветхого Завета», христиане добавили к нему «Новый Завет», в котором записали жизнь и учения Иисуса, а также учения Павла и других лидеров ранней церкви. По мере развития истории три ветви церкви – католическая, протестантская и восточно-православная – приняли несколько разные версии Библии.
На раннем этапе церкви пришлось разрешать споры о природе божественности Иисуса, степени и природе человеческой греховности, а также о растущей структуре церкви. Ниже перечислены основные догматы христианства.
Теизм
Одним из основных христианских верований является теизм – Бог является создателем и правителем мира, наделённым человекоподобными качествами. Приняв Бога еврейского народа, христиане продолжили представление о Боге как об отце, который устанавливает законы, сострадает, любит и прощает. Христианский смысл жизни заключается в том, чтобы жить в согласии с убеждениями веры, стремясь выразить Божью любовь и справедливость.
Монотеизм
Христиане также приняли иудейский догмат монотеизма, веру в одного верховного Бога, в отличие от многих богов (политеизм). Этот принцип возвышает Бога до универсальной, космической силы порядка и добра, обитающей на небесах. Бог выше всех и всего, потому что Бог создал вселенную.
Первородный грех
Христиане также верят в «первородный грех» первых людей, Адама и Евы, который произошёл в «первозданном раю», Эдемском саду. Они были как невинные дети, не знающие зла, но ослушались Бога и были изгнаны из Эдема. Многие христиане считают, что нравственные недостатки человека объясняются «первородным грехом» Адама и Евы, унаследованным всеми людьми.
Христианский закон
Христиане уважали иудейские законы, но поскольку Иисус учил важности искренней мотивации, а не простого послушания религиозным правилам, христиане отказались от большинства иудейских законов. Однако некоторые законы, особенно Десять заповедей, христиане считали имеющими непреходящее значение, поэтому они были приняты в христианскую традицию.
Характер Иисуса
Христианам необходимо было прояснить своё понимание божественной природы Иисуса и его человечности. Новый Завет сообщает, что Иисус сказал: «Я и Отец – одно», что первоначально считалось неуважением к Богу.
В конце концов, Иисус был провозглашён одновременно полностью человеческим и полностью божественным. Иисус воспринимался как Сын Божий, который пришёл на землю, испытал на себе весь спектр человеческой жизни (за исключением греха) и преодолел её греховность и страдания, принеся верующим Божий дух.
Троица
Другой проблемой для ранних христиан было отношение Иисуса к единому Богу и то, как возможно его постоянное духовное присутствие. В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус говорил своим ученикам об Отце, Сыне и Святом Духе. Но как мог существовать один Бог на небесах, который явился на земле в образе человека Иисуса? Это привело к формированию доктрины Троицы: Отец, Сын, Святой Дух.
Распространение и развитие
Рост христианской церкви был отмечен несколькими поворотными моментами. Первый произошёл, когда апостол Петр убедил других апостолов и членов церкви, все из которых были евреями, что принадлежность к еврейскому народу не должна быть обязательным условием для членства в церкви, и что христиане должны принимать неевреев в своё общение.
Павел: Лидер апостолов
За этим решением последовало обращение Савла, иудейского лидера, который пытался подавить христианское движение. Около 41 года н.э., после драматического видения, он принял новое имя Павел и стал самым выдающимся защитником христианской веры. Пережитое Павлом видение Иисуса стало основой его авторитета среди 12 апостолов.
Вскоре после возникновения христианской церкви стали составляться сборники высказываний, приписываемых Иисусу, и отмечаться события последней недели его жизни. Иисус запомнился своим состраданием и исцелением тех, кто приходил к нему.
Были названы основные события в конце его земной жизни, которые происходили во время ежегодного еврейского праздника Пасхи, начиная с Вербного воскресенья (когда Иисус прибыл в Иерусалим), Страстной пятницы (когда он был распят, или казнён на кресте) и Пасхи (когда, как считалось, он воскрес из мёртвых). Высказывания Иисуса и истории о нём позже были собраны в летописи его жизни, называемые Евангелиями.
Развитие христианства
На протяжении первого века христианство отделяло себя от своего происхождения в еврейской общине, и это отделение усиливалось с распространением церкви по всей Римской империи. А римские гонения на христиан ещё больше отделили эту религию от её еврейских корней.
В течение первых нескольких веков появилось множество христианских сочинений, в том числе несколько Евангелий и документов, предлагающих инструкции по управлению церковной жизнью.
С течением времени христианство стало одной из многих религий меньшинства в Римской империи, а его последователи подвергались гонениям со стороны нескольких римских императоров, начиная с Нерона. Однако ситуация изменилась при императоре Константине I, который в 313 году объявил христианство законной религией в империи.
Рим против Константинополя
В четвёртом веке христианство стало государственной религией Римской империи. Затем империя перенесла свою штаб-квартиру из Рима на восток в город Константинополь (современный Стамбул, Турция), хотя Рим оставался центром христианской власти, что привело к расколу между Римской и Восточной православной церквями.
По мере распространения христианства в Средиземноморском регионе, оно стало международным движением. Создав христианский Новый Завет и определив христианскую практику, церковь продолжила своё распространение на протяжении веков. А падение Западной Римской империи в 476 году привело к возвышению могущественной католической церкви в Риме.
Реформация начинается
Однако в XVI веке власть католической церкви была поставлена под сомнение протестантской Реформацией. Это протестное движение начал немецкий монах и профессор религии Мартин Лютер, который считал, что христианская вера должна руководствоваться Библией, а не католическими обычаями или влиятельными римскими папами. Это вызвало раскол между двумя движениями, создав две западные христианские группы: католиков и протестантов.
Современные практики
Сегодня христианство является крупнейшей мировой религией. Численность христиан составляет 2,4 миллиарда человек, почти треть от почти 8 миллиардов человек в мире. Согласно прогнозам Pew Research Center, к 2050 году численность христиан во всем мире вырастет до 2,9 миллиарда человек. Процент христиан, относящихся сегодня к определённым церквям, включает католиков (50% христиан мира), протестантов (37%) и восточных православных (12%). Небольшие группы, такие как мормоны и Свидетели Иеговы, составляют оставшийся 1% мирового христианского населения. В мире существует более 30 000 христианских деноминаций, большинство из которых – протестантские.
Разнообразие XXI века
Хотя Европа долгое время была домом для большинства христиан мира, в ней произойдёт значительное сокращение христианского населения с 25,5% в 2010 году до 15,6% в 2050 году. Однако в Африке к югу от Сахары произойдёт значительный рост христианского населения с 23,9% в 2010 году до 38,1% в 2050 году. Фактически, к середине столетия здесь будет проживать большинство христиан мира. В Латинской Америке и Карибском бассейне, Азии и Северной Америке к 2050 году произойдёт небольшое снижение численности христианского населения, а христианское население Ближнего Востока и Северной Африки останется примерно на том же уровне – 0,6% от мирового христианского населения.
Некоторые факторы, объясняющие региональные изменения численности христианского населения мира, включают уровень рождаемости, возрастную структуру, скорость смены религии некоторыми группами населения и миграцию. Например, в Африке к югу от Сахары самый высокий в мире уровень рождаемости и самое большое в мире количество христиан в возрасте до 14 лет, в то время как в Европе один из самых низких в мире уровней рождаемости и самое большое количество христиан в возрасте старше 60 лет. Другими словами, в Африке к югу от Сахары много молодых христиан, и ещё больше рождается, а в Европе – нет. Кроме того, в Северной Америке и Европе наблюдается один из самых высоких в мире показателей смены религии, в частности, перехода из христианства в нерелигиозную веру, что, по прогнозам, негативно скажется на христианском населении этих регионов. Наконец, миграция также может повлиять на религиозное население региона. Например, на религиозное распределение населения Европы, согласно прогнозам, больше всего повлияют нехристианские иммигранты, поселившиеся в регионе.
Заглядывая в будущее
Если смотреть в будущее, то главные задачи христианства заключаются в сохранении и распространении христианского мировоззрения во все более разнообразном, глобализированном мире. Как и все общество 21-го века, христианство должно научиться адаптироваться к новым формам технологии и коммуникации, а также к новым религиозным, культурным и политическим взглядам.
История
Христианство берет своё начало со служения Иисуса из Назарета, еврейского учителя, жившего в Палестине в начале нашей эры. За время своего короткого служения Иисус собрал небольшое число последователей, но в условиях римской оккупации Иудеи столкнулся с властями и был предан смерти около 30 года н.э. Вскоре после смерти и погребения Иисус был похоронен. Вскоре после его смерти и погребения некоторые из его последователей пережили яркий опыт общения с Иисусом, который, по их словам, был воскрешён физически. Некоторые также утверждали, что присутствовали при том, как Иисус вознёсся на облака и исчез в небесах. Его близкие соратники по земному служению, которые утверждали, что видели Его в воскресшем состоянии, стали известны как апостолы.
Ранний рост и распространение христианства
Апостолы взяли на себя руководство удручёнными последователями Иисуса. После времени внутренней молитвы и консультаций, штаб-квартира которых находилась в Иерусалиме, они исповедовали свою веру в Иисуса и его воскресение. Они назвали его ожидаемым Помазанником – Мессией в еврейской традиции, а в греческой – Христом. Церковь (греч. ecclesia), как называлась группа последователей Иисуса, быстро росла в Иерусалиме, а затем и в близлежащих городах.
В Антиохии, на территории современной Сирии, их впервые назвали христианами, или последователями Христа. Рост христианской церкви был отмечен несколькими поворотными моментами. Первый произошёл, когда апостол Петр убедил других апостолов и членов Церкви, все из которых были иудеями, что соблюдение иудейского закона не должно быть обязательным условием для членства в Церкви и что христиане должны принимать в своё общение язычников. После этого решения Савл, иудейский лидер, который ранее присоединился к усилиям по подавлению движения, обратился в христианство. Около 41 года н.э., после драматического видения, он принял новое имя Павел и стал самым выдающимся защитником веры, которую ранее преследовал. Его опыт, включавший видение Иисуса, стал основой его апостольского авторитета.
Христианские писания
Непосредственно Иисусу не приписываются никакие писания, но вскоре после возникновения Церкви были составлены сборники изречений, приписываемых ему, и созданы памятники, посвящённые событиям последней недели жизни Иисуса. Иисус запомнился своим состраданием, исцелением тех, кто приходил к нему, и провозглашением грядущего прихода Царства Божьего.
Основные события в конце его земной жизни, которые происходили во время ежегодного еврейского праздника Пасхи, были названы и отмечены ритуалом, начиная с Вербного воскресенья (когда Иисус прибыл в Иерусалим), Страстной пятницы (когда он был распят, или казнён на кресте) и Пасхи (когда, как считалось, он воскрес из мёртвых). Изречения Иисуса и рассказы о нём позже были собраны в хроники его жизни, называемые Евангелиями.
На протяжении первых нескольких веков нашей эры появился широкий спектр христианских сочинений, включая ряд Евангелий и документов, предлагающих инструкции по управлению церковной жизнью. Уже во втором веке на первый план вышел вопрос о том, какие писания являются авторитетными. Важность выбора правильных писаний для руководства Церковью была усилена ростом христианского гностицизма – учения, которое бросало вызов мировоззрению более древних христианских писаний, но привлекало многих в то время. В последующие века книги, которые, как было установлено, были написаны Павлом, апостолами и их заслуженными коллегами, были собраны вместе и составили христианский Новый Завет, который, вместе с еврейской Библией (которую христиане называли «Ветхим Заветом»), составил христианское Писание.
Христианство в Римской империи
Христианство в Римской империи было одной из многих религий меньшинства и несколько раз подвергалось широкомасштабным гонениям, особенно при императорах Нероне, Деции и Диоклетиане. Однако ситуация радикально изменилась при императоре Константине I, который в 313 году издал Миланский эдикт, сделавший христианство законной религией в империи. Впоследствии он оказал христианам сильную поддержку, и на протяжении четвёртого века они все больше отождествлялись с тем, что стало известно как Священная Римская империя со штаб-квартирой в Константинополе, в качестве государственной религии.
Развитие церковного учения
По мере распространения Церкви в бассейне Средиземного моря и продвижения на восток через Персию (современный Иран) в Индию и Центральную Азию, различные движения бросали вызов центральной традиции, включая очень популярное гностическое движение и движение монтанистов третьего века, за которое выступал Тертуллиан, один из интеллектуальных лидеров ранней Церкви. Затем, в начале четвёртого века, возникли разногласия относительно природы Иисуса Христа, которого Церковь называла сыном Божьим и почитала как божественного.
Арий, египетский христианский священник, оспорил общепринятую веру в божественность Иисуса. Он утверждал, что такая вера противоречит монотеизму. Вместо этого он предположил, что Иисус был высшим творением Бога, правильно называемым сыном Бога, но не Богом. Чтобы разрешить разногласия, вызванные распространением арианских идей, Константин созвал церковный собор в Никее (на территории современной Турции).
Никейский собор в 325 году н.э. осудил Ария и выпустил вероучительное заявление, которое стало наиболее широко принятым изложением ортодоксальной христианской веры в триединого (трёхчастного) Бога. Никейский Символ веры вошёл в литургии (обряды) Церкви как на Востоке, так и на Западе. Ортодоксальная позиция, обычно ассоциируемая с епископом Афанасием Александрийским, определяла единого Бога, проявляющегося как Отец, Сын и Святой Дух – Троица, и Иисуса Христа как полностью Бога и полностью человека.
Никейский Символ веры определил направление для всей Церкви, но не решил всех её проблем. В Восточной Византии церковные лидеры были обеспокоены богословскими дебатами, которые выросли из решений Никейского собора. Позднее были созваны соборы в 381 году в Константинополе и в 431 году в Эфесе. Эфесский собор осудил мнения епископа Нестория, который, как оказалось, разделял человеческую и божественную природы Иисуса, тем самым разрушая единство его личности. Четвёртый собор собрался в Халкидоне в 451 году, где было принято дальнейшее определение Троицы и осуждена новая ересь – монофизитство.
Восток против Запада
На протяжении веков возникали многочисленные различия, которые придали Западной (Католической) и Восточной (Православной) церквям несколько разный колорит. Различия отражались в теологических проблемах, ритуальных вариациях и относительном акценте на мистицизме (на Востоке). Одним из видимых различий было использование статуй святых в западных церквях и двухмерных икон святых в восточных церквях.
Кульминацией растущих разногласий стал разрыв между двумя церквями в 1054 году из-за, казалось бы, незначительного богословского спора относительно формулировки Никейского Символа веры. На Западе в Символ веры была включена фраза «и Сына», чтобы указать на веру в то, что Святой Дух, третье лицо Троицы, исходит от Отца «и Сына». Эта фраза была удалена из восточного текста вероучения.
Проблемы в католической церкви
Почти сразу после того, как Римско-католическая церковь создала организационную, литургическую и богословскую систему, с помощью которой она должна была осуществлять свою духовную власть во всей Западной Европе, начались проблемы. Церковь, разбогатев, приобрела признаки коррупции. Одним из символов коррупции стал её провал перед лицом растущей мощи Франции, которая в 14 веке практически контролировала папство. Климент V был первым из семи пап, которые проживали в Авиньоне во Франции, а не в Риме. Только в 1377 году Григорий XI, сам француз, нашёл в себе силы вернуться в Рим.
Учитывая структуру Церкви, коррупция имела тенденцию принимать некоторые предсказуемые формы. Обвинения в симонии, купле-продаже церковных должностей, были широко распространены. Многие священники находили способы избежать обета безбрачия, а члены религиозных орденов – обета бедности. Однако к 1520-м годам вера в то, что Церковь обладает кладезем благодати, которую она может по своему желанию раздавать верующим и тем самым сокращать их время пребывания в чистилище (или время пребывания их близких), стала предметом широкой критики. Как правило, верующий мог получить индульгенцию – послабление из хранилища благодати – за совершение какого-либо благочестивого поступка, например, паломничества или повторения ряда молитв. Однако церковь все чаще стала обменивать индульгенции на денежные подарки, что вскоре позволило разработать проект по сбору средств за счёт продажи индульгенций, и это в конечном итоге привело к протестантской Реформации.
Развитие протестантизма
Протестантизм, особенно мысль, выросшая из направления, заложенного Джоном Кальвином, развил гораздо более мирской и менее мистический и сверхъестественный взгляд на мир, чем тот, который увековечил средневековый католицизм. Эта тенденция была подстёгнута французским Просвещением и развитием науки и техники, которые рассматривали мир в большей степени с точки зрения естественного закона, чем Бога, действующего в природе.
Хотя многие держались за традиционные утверждения, к концу XIX века по обе стороны Атлантики раздавались голоса, призывающие к трансформации христианской мысли, которая признала бы новую информацию, выходящую из центров обучения по всему христианскому миру.
Эти две тенденции разделили христиан на тех, кого по-разному называли традиционалистами или фундаменталистами, и тех, кого называли модернистами. Хотя в течение нескольких десятилетий они жили вместе в напряжённой обстановке, в 20 веке разногласия по поводу того, как относиться к Библии, вере и миру, разделили протестантский мир на два лагеря, которые сегодня объединены вокруг Всемирного совета церквей (члены которого склоняются к модернистскому подходу) и Всемирного евангелического братства (члены которого склоняются к консервативному фундаменталистскому или ориентированному на Библию лагерю).
В начале 20-го века миссионерское движение стало основной движущей силой другого движения, экуменизма, которое стремится объединить различные церкви для улучшения отношений друг с другом. Экуменическое движение достигло своего пика в 1950-х годах, а затем получило новую жизнь в эпоху добрых чувств между протестантами и римо-католиками, начавшуюся со Второго Ватиканского собора в 1960-х годах. В конечном счёте, это не смогло остановить процесс создания новых христианских деноминаций – число новых церквей росло десятилетие за десятилетием.
Движения современного возрождения
Церковь в преимущественно христианских странах продолжает испытывать влияние различных движений обновления и возрождения, которые периодически вливают новую жизнь в общество. Среди основных таких движений в 20-м веке были марианское движение в Римско-католической церкви и возникновение пятидесятничества и харизматического движения как в Римско-католической, так и в протестантской церквях по всему миру. Всемирная сеть марианской преданности, сменяющаяся заявлениями сотен людей по всему миру о явлениях Пресвятой Девы, стала неотъемлемой частью жизни католической церкви, охватывая каждый приход и влияя на церковную иерархию вплоть до папского кабинета.
Начавшись в небольшой библейской школе в Топеке, штат Канзас, движение пятидесятников/харизматов принесло религиозную жизнь миллионам людей по всему миру. Распространение пятидесятничества в XX веке породило множество новых мировых деноминаций, но ещё большее влияние оно оказало на старые протестантские церкви, особенно в Африке и Азии, и на Римско-католическую церковь повсюду, поскольку благочестие дало им новую жизнь.
- Мировые религии – дополнительные материалы
- «Религия в границах только разума» Иммануила Канта, краткое содержание
- Религиозные гравюры XVIII – ХХ века из коллекции Русского музея
- Обручальные кольца — дань традиции
- В музее истории религии открыта выставка иллюстраций к библии, выполненных художником Хе Ки
- Культура и религия древней Аравии
- Кельтская культура: характеристики изобразительного искусства, языка, религии
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?