Западная эзотерика читать ~9 мин.
Термин «эзотерический» (от греч. esoteros) означает «более внутренний», в отличие от термина «экзотерический» (от греч. exoteros), который переводится как «более внешний». Это словоупотребление уходит корнями в терминологию древнегреческой философии. Определяющими характеристиками эзотеризма являются отождествление себя с внутренней группой и доступ к тайным знаниям.
Пифагорейцы и платоники
Это классическое влияние позволяет датировать возникновение западной эзотерической традиции временем деятельности древнегреческого философа и математика Пифагора (VI век до н.э.) и связывает её с его путешествиями в Египет и Вавилон. Однако его легендарный визит к Абарису, жрецу Аполлона из Гипербореи (вероятно, мифической страны к северу от Фракии), указывает на возможное существование эзотерической традиции и в Северной Европе.
Школа Пифагора делилась на слушателей (akousmatikoi) и учеников (mathematikoi). Слушатели, сидевшие за завесой, скрывающей мастера, получали правила поведения без объяснения их причин. Ученики же были посвящены в суть и реалии, стоящие за этими учениями. Как следует из греческого названия второй группы, одной из главных дисциплин для них была математика. Аналогичный принцип действовал и в Академии Платона (IV век до н.э.), на портале которой была надпись: “Пусть не войдёт сюда никто, не знающий геометрии”.
Учение Платона, следовавшее пифагорейской традиции, имело внешнюю сторону, посвящённую этическим вопросам и воспитанию рационального ума. Это — наиболее известный аспект учения, увековеченный в диалогах Сократа. Эзотерическая сторона, в которой связь учения Платона с пифагорейской школой более очевидна, сочетала науку о числах с наукой о душе.
Мистериальные религии и неоплатонизм
В то же время из Египта и с Востока пришли мистические религии с их идеей личных отношений с богом или богиней-спасителем. Самой распространённой из них был митраизм, который вместе с римской армией достиг самых дальних границ империи. Митраизм был эзотерическим культом, охранявшим свои секреты от посторонних. В нём, как и в большинстве эзотерических групп, существовала иерархия, и члены проходили через посвящения, продвигаясь во всё более глубокие круги знания.
Это философское возрождение в сочетании с мистериями стало почвой, из которой выросло великое неоплатоническое движение III – VI веков нашей эры. Это было также время, когда христианство стало официальной религией Римской империи.
Эзотерические учения продолжали существовать скорее вопреки христианству, чем благодаря ему. Раннее христианство было, по сути, путём любви и отречения, оно с безразличием относилось к светскому образованию и естественным наукам и с подозрением — к любым попыткам найти спасение вне Церкви. Эзотерический путь, напротив, — это путь знания, или гнозиса.
Эзотерика в Средние века
В последующие века неоплатонизм продолжал привлекать христиан, не удовлетворённых одним лишь соблюдением религиозных обрядов. Шартрская школа (XI – XIII века), вдохновлённая пифагорейским диалогом Платона «Тимей» и энциклопедическим трудом Боэция, возродила науку о числах.
Их непреходящим памятником является готический собор — триумф геометрии и конструктивного воображения. Технические знания, лёгшие в его основу, были ревностно охраняемой собственностью мастеров-масонов, которые составляли собственное эзотерическое братство. Наука о душе, являющаяся другой стороной эзотерического обучения, была ещё более чужда христианскому большинству.
На существование эзотерических групп в Средние века указывают масонские гильдии, «Дворы Любви» на юге Франции, сицилийский двор императора Фридриха II, рыцари-тамплиеры и произведения Данте Алигьери.
Оригинал
Термин «западная эзотерика» описывает географическую и интеллектуальную область, объединяющую идеи, которые не вписываются в рамки традиционной христианской теологии или западной философии, хотя истоки всех этих течений можно проследить до древних греков.
Рождение западной эзотерики
Зарождение идей западной эзотерики началось в поздней античности, в период интенсивных дискуссий и распространения новых концепций. Местом их возникновения был восточный бассейн Средиземного моря — область, где зародились и греческая философия, и христианство, регион с давней интеллектуальной традицией. Греческий был языком общения, и даже в латиноязычных регионах в поздней античности человек считался необразованным, если не владел и латынью, и греческим. В античный период греческий был языком гипотез и идей, поэтому возникновение западной эзотерики во многом обязано интеллектуальному климату и языку восточного Средиземноморья.
Платон и западная эзотерика
Многие идеи греческого философа Платона продемонстрировали свою жизнеспособность на протяжении веков, в то время как другие исчезли, не оставив следа в исторической или литературной летописи. Поскольку идеи западной эзотерики часто не были логически связаны между собой, их сторонникам приходилось прилагать значительные усилия для привлечения последователей в условиях конкурирующего влияния христианства и философии.
В первые века до нашей эры и в начале нашей эры произошло широкое возрождение интереса к пифагорейской и платоновской философии. Это оставило свой след в трудах Цицерона, Овидия и Вергилия — и в становлении западной эзотерики.
Основы веры
С самого начала западная эзотерика черпала свои концепции из различных источников, объединяя философию, теологию, искусство, музыку и раннюю науку. В определённой степени эта междисциплинарная направленность была схожа с подходом западной философии. Например, греческий философ Аристотель в своих трудах рассматривал логику, драму, физику, астрономию и биологию. В эпоху, предшествовавшую развитию научного метода, основными инструментами познания были умозаключения и ссылки на авторитеты прошлого.
Гермес Трисмегист
Основные положения западной эзотерики можно почерпнуть из трудов, приписываемых Гермесу Трисмегисту. Однако исторических свидетельств его существования мало, поэтому это имя, скорее всего, было псевдонимом. Вероятно, этот образ объединял черты греческого бога Гермеса и египетского бога письма и знаний Тота. Ключевой идеей, приписываемой Гермесу, была вера в то, что в древности Бог дал людям единый, истинный свод религиозных идей, который и являлся первоисточником откровения.
Это, в частности, расходилось с христианским учением. В христианском понимании великим откровением Бога был Иисус, который научил правильному отношению к Богу и людям. Поскольку герметические тексты не указывали на подобный единственный источник откровения, их идеи находились за пределами основного течения христианства.
С ростом влияния христианства в поздней античности западная эзотерика была вынуждена отступить. Однако для христианских теологов, таких как Августин Гиппонский и Фома Аквинский, Гермес писал так, будто предвидел подъём христианства и пришествие Иисуса. Ранняя западная эзотерика восприняла некоторые языческие идеи, хотя и само раннее христианство заимствовало концепции из различных источников.
Алхимия и западная эзотерика
Другим основополагающим элементом западной эзотерики была алхимия, или «герметическое искусство», названное в честь Гермеса Трисмегиста. Алхимики верили в возможность превращения неблагородных металлов, таких как свинец, в золото. На протяжении многих веков алхимия была одним из ключевых направлений западной эзотерической традиции.
Алхимия обеспечивала прикрытие, под которым последователи могли заниматься эзотерическими практиками. В алхимии не было ничего, что противоречило бы христианским верованиям; даже стремление получить золото могло быть оправдано желанием помочь бедным. Иногда алхимические процессы описывались лишь словесно или существовали только в воображении, без проведения лабораторных работ. Таким образом, для последователей западной эзотерики такие алхимические ингредиенты, как ртуть и сера, были символами состояний ума и души, которые исследовались с целью преображения человеческого знания и веры.
Распространение и развитие
Со временем западная эзотерика распространилась в тех областях, где были сильны традиции религиозных и философских спекуляций. По мере распространения и видоизменения идей платонизма, эзотерические учения следовали тем же путём. Сначала западная эзотерика не выходила за пределы грекоязычного мира. Лишь в эпоху Возрождения и в начале Нового времени она начала проникать в другие части Европы.
Западная эзотерика и христианство
Конечно, идеи Ренессанса и западная эзотерика не ограничивались Италией и Южной Европой, но также распространились по всей Северной Европе. Сторонники эзотерики рассматривали христианство как разновидность тайной религии, идеи и ритуалы которой не всегда были очевидны для верующих. Вместо этого для объяснения христианских учений, по их мнению, требовалось некое тайное знание.
Западная эзотерика имела тенденцию к более широкому взгляду на то, что считать Священным Писанием, поскольку её последователи полагали, что неканонические источники (например, «Евангелие детства от Фомы») были столь же авторитетны, как и четыре канонических Евангелия Нового Завета. В связи с этим христианские лидеры считали западную эзотерику ересью. Последователи эзотерики доходили до утверждений, что апостолы оставили тайную устную традицию, которая, будучи раскрытой, способна коренным образом изменить христианство.
Западная эзотерика и Просвещение
Западная эзотерика процветала даже в эпоху Просвещения XVIII века. Эта связь может быть объяснена общим интересом к науке. Последователи западной эзотерики и мыслители эпохи Просвещения верили в силу науки для создания новых методов, которые улучшат жизнь всех людей.
В процессе своего развития западная эзотерика проявляла значительную гибкость. В светские периоды она апеллировала к науке. В религиозные моменты в ней говорилось о видениях рая и ада, используя идеи, почерпнутые из зороастризма — древней персидской (иранской) религии, которая проповедовала поклонение единому Богу. В этих случаях западная эзотерика признавала дуализм между добром и злом, раем и адом, наукой и суеверием.
Современные практики
В XVII и XVIII веках два компонента традиционной западной эзотерики разошлись. Наука о космосе и числах стала секуляризованной во время научной революции, а наука о душе нашла новый дом в протестантском мистицизме.
Теософское общество
Позже соединение западных и восточных традиций со стремлением к науке нашло отражение в Теософском обществе, основанном в 1875 году Еленой П. Блаватской и Генри Стилом Олкоттом, которое первоначально было посвящено исследованиям в области оккультизма. В 1880-х годах возникла конкурирующая группа, Герметическое братство Луксора, в значительной степени основанная на учении американского медиума Паскаля Б. Рэндольфа.
В том же десятилетии Теософское общество основало Эзотерическую секцию, которая существует до сих пор, но деятельность которой никогда не раскрывалась. Позже Герметический орден Золотой Зари предоставил более эффектные возможности для церемониальной магии и инициатических ритуалов.
Западная эзотерика и Новый век
Увлечение Запада восточными философиями и такими практиками, как медитация и йога, стало наиболее заметным эзотерическим явлением XX века, сравнимым с притоком «восточных» тайных религий (включая христианство) в Римскую империю. Буддизм, сначала в его японской форме (дзен), а затем и в тибетской, стал популярной альтернативной религией.
Примерно в конце XX — начале XXI века все эти тенденции — альтернативная наука, оккультизм, ориентализм — объединились в движении «Нью Эйдж».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?