Западная эзотерика читать ~9 мин.
«Эзотерический» (греч. esoteros) означает «более внутренний», в отличие от «экзотерического» (греч. exoteros), который означает «более внешний». Это употребление уходит корнями в терминологию греческой философии. Определяющими характеристиками эзотерика являются идентификация с внутренней группой и доступ к тайным знаниям.
Пифагорейцы и платоники
Это классическое влияние датирует западную эзотерическую традицию временем древнегреческого философа-математика Пифагора (шестой век до нашей эры) и связывает её с его путешествиями в Египет и Вавилон. Однако его легендарный визит к Абарису, жрецу Аполлона из Гипербореи (возможно, мифической страны к северу от Фракии), указывает на существование эзотерической традиции в Северной Европе.
Школа Пифагора делилась на слушателей (akousmatikoi) и учеников (mathematikoi). Аудиторы, сидящие за завесой, скрывающей мастера, получали необъяснимые правила поведения, а ученики были посвящены в причины и реалии, стоящие за этими учениями. Как следует из греческого названия группы эзотериков, одной из их главных дисциплин была математика. То же самое можно сказать и об Академии Платона (четвёртый век до нашей эры), на портале которой была надпись: “Пусть не войдёт никто, не знающий геометрии”.
Учение Платона, следуя пифагорейской традиции, имело внешнюю сторону, посвящённую этическим вопросам и воспитанию рационального ума. Это их более известный аспект, увековеченный в диалогах Сократа. Эзотерическая сторона, в которой долг Платона перед более ранней школой более очевиден, сочетала науку о числах с наукой о душе.
Мистериальные религии и неоплатонизм
В то же время из Египта и Востока пришли религии мистерий с их посланием о личных отношениях с богом или богиней-спасителем. Самой распространённой из них был митраизм, который вместе с римской армией дошёл до самых дальних границ империи. Митраизм был эзотерическим культом, охранявшим свои секреты от посторонних. В нем, как и в большинстве эзотерических групп, происходило дальнейшее отсеивание членов по мере их продвижения через посвящения во все более глубокие круги.
Это философское возрождение в сочетании с мистериями стало почвой, из которой выросло великое неоплатоническое движение третьего-шестого веков нашей эры. Это было также время, когда христианство стало официальной религией Римской империи.
Эзотерика продолжала жить вопреки христианству, а не благодаря ему. Примитивное христианство было, по сути, путём любви и отречения, равнодушным к профанному образованию и естественным наукам и подозрительным к любым попыткам найти спасение вне Церкви. Эзотерический путь, напротив, – это путь знания, или гнозиса.
Эзотерика в Средние века
В последующие века неоплатонизм продолжал привлекать христиан, не удовлетворённых только соблюдением религиозных обрядов. Шартрская школа (XI-XIII века), вдохновлённая пифагорейским диалогом Платона «Тимей» и энциклопедическим трудом Боэция, возродила науку о числах.
Их неизменным памятником является готический собор, триумф геометрии и конструктивного воображения. Технические знания, которые легли в его основу, были ревностно охраняемой собственностью мастеров-масонов, которые составляли собственное Эзотерическое братство. Наука о душе, которая является другой стороной эзотерического обучения, была ещё более чужда христианскому большинству.
На существование эзотерических групп в Средние века намекают масонские гильдии, Дворы Любви на юге Франции, сицилийский двор императора Фридриха II, рыцари-тамплиеры и произведения Данте Алигьери.
Оригинал
«Западная эзотерика» описывает географический и интеллектуальный ландшафт религиозного движения, внутри которого живут идеи, не укладывающиеся в другие рамки. Эти идеи не укладываются в рамки христианской теологии или западной философии, обе из которых можно проследить до древних греков.
Рождение западной эзотерики
Зарождение западных эзотерических идей началось в поздней античности, в период интенсивных дискуссий и распространения новых идей. Местом возникновения был восточный бассейн Средиземного моря, область, где возникли как греческая философия, так и христианство, регион с давней интеллектуальной традицией. Греческий был языком общения, и даже в латиноязычных регионах в поздней античности человек не мог получить образование, если он не знал латынь и греческий. В античный период греческий был языком гипотез и идей, поэтому возникновение западной эзотерики во многом обязано интеллектуальному климату и языку восточного Средиземноморья.
Платон и западная эзотерика
Многие идеи греческого философа Платона оказались очень долговечными, в то время как другие исчезли, не оставив следа в исторической или литературной летописи. Поскольку идеи западной эзотерики часто не были логически связаны друг с другом, этой системе верований пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать приверженцев в борьбе с конкурирующим влиянием христианства и философии.
В первые века до нашей эры и нашей эры произошло международное возрождение интереса к пифагорейской и платоновской философии, которое оставило свой след в трудах Цицерона, Овидия и Вергилия – и в становлении западной эзотерики.
Основы веры
С самого начала западная эзотерика черпала свои убеждения из различных источников, объединяя философию, теологию, искусство, музыку и раннюю науку. В какой-то степени эта междисциплинарная направленность не совсем отличалась от западной философии. Например, греческий философ Аристотель рассматривал логику, драму, физику, астрономию и биологию. В эпоху, предшествующую развитию научного метода, главными проводниками знаний были догадки и ссылки на авторитеты прошлого.
Гермес Трисмегист
Основные верования западной эзотерики можно почерпнуть из трудов, приписываемых Гермесу Трисмегисту, хотя исторических свидетельств его существования мало, так что это имя, скорее всего, было псевдонимом. Возможно, он был комбинацией греческого бога Гермеса и Тота, египетского бога письма и знаний. Ключевой идеей, приписываемой Гермесу, была вера в то, что в древности Бог дал людям единый, истинный набор религиозных идей. Здесь находился конечный источник откровения.
Это отходило, в частности, от христианства. В христианском понимании великим откровением Бога был Иисус, который научил правильному отношению к Богу и людям. Гермес не указывал такой источник откровений, поэтому его идеи стояли вне мейнстрима христианства.
С ростом христианства в поздней античности западная эзотерика была вынуждена отступить. Однако для христианских теологов Августина Гиппонского и Фомы Аквинского Гермес писал так, как будто он предвидел подъем христианства и пришествие Иисуса. Ранняя западная эзотерика восприняла некоторые языческие идеи, хотя раннее христианство также заимствовало идеи из различных источников.
Алхимия и западная эзотерика
Другим фундаментальным западным эзотерическим верованием была ценность алхимии, или «Герметического искусства», названного в честь Гермеса Трисмегиста. Алхимики верили в возможность превращения дешёвого металла, такого как свинец, в золото. На протяжении более 400 лет алхимия была ядром западной эзотерической традиции.
Алхимия обеспечивала прикрытие, под которым последователи могли заниматься западной эзотерикой. В алхимии не было ничего, что противоречило бы христианским верованиям; даже желание сделать золото могло быть оправдано желанием помочь бедным. Иногда процессы алхимии достигались только словесно или полностью в воображении, а лабораторные работы вообще не проводились. Таким образом, для верующих западной эзотерики такие алхимические ингредиенты, как ртуть и сера, были символами состояний ума и души, которые исследовались во имя преобразования человеческого знания и веры.
Распространение и развитие
Со временем западная эзотерика распространилась в тех областях, где присутствовали религиозные и философские спекуляции. По мере распространения и изменения идей Платона, западная эзотерика следовала за ним. Сначала западная эзотерика не распространялась за пределы грекоязычного мира. Только с эпохой Возрождения и ростом современности западная эзотерика проникла в Европу.
Западная эзотерика против христианства
Конечно, идеи Ренессанса и западная эзотерика не ограничивались Италией и Южной Европой, но также распространились по всей Северной Европе. Западная эзотерика рассматривала христианство как разновидность тайной религии, идеи и ритуалы которой не всегда были очевидны для верующих. Вместо этого для объяснения христианских учений требовалось некое тайное знание.
Западная эзотерика имела тенденцию к более широкому взгляду на то, что считать священным писанием, поскольку считала, что неканонические источники (например, Евангелие от младенца Фомы) были столь же авторитетны, как и четыре Евангелия Нового Завета. В связи с этим христианские лидеры считали западную эзотерику ересью. Последователи западной эзотерики зашли так далеко, что утверждали, что апостолы оставили тайную устную традицию, которая, будучи обнаруженной, произведёт революцию в христианстве.
Западная эзотерика и Просвещение
Западная эзотерика даже процветала в эпоху Просвещения 18 века. Эта связь может быть объяснена общим интересом к науке. Последователи западной эзотерики и мыслители эпохи Просвещения верили в силу науки для создания новых методов, которые улучшат жизнь всех людей.
В процессе своего развития западная эзотерика была удивительно гибкой. В светские моменты она отстаивала науку. В религиозные моменты он говорил о видениях рая и ада, заимствуя идеи, заимствованные из зороастризма, древней персидской (иранской) религии, которая верила в поклонение единому Богу. В этих случаях западная эзотерика признавала дуализм между добром и злом, раем и адом, наукой и суеверием.
Современные практики
В 17 и 18 веках два компонента традиционной западной эзотерики разошлись. Наука о космосе и числах стала секуляризованной во время Научной революции, а наука о душе нашла новый дом в протестантском мистицизме.
Теософское общество
Позже соединение западных и восточных традиций и стремление к науке встретились в Теософском обществе, основанном в 1875 году Еленой П. Блаватской и Генри Стил Олкоттом, которое сначала было посвящено исследованиям в области оккультизма. В 1880-х годах возникла конкурирующая группа, Герметическое братство Луксора, в значительной степени основанная на учении американского медиума Паскаля Б. Рэндольфа.
В том же десятилетии Теософское общество основало Эзотерическую секцию, которая существует до сих пор, но деятельность которой никогда не раскрывалась. Позже Герметический орден Золотой Зари предоставил более гламурные возможности для церемониальной магии и инициатического ритуала.
Западная эзотерика и Новый век
Привлечение Запада к восточным философиям и таким практикам, как медитация и йога, было наиболее заметным западным эзотерическим явлением 20-го века, сравнимым с притоком «восточных» тайных религий (включая христианство) в Римскую империю. Буддизм, сначала в его японской форме (дзен), а затем в тибетской форме, стал популярной альтернативной религией.
Примерно в конце 20-го – начале 21-го века все эти тенденции – альтернативная наука, оккультизм, ориентализм – объединились в движении «Нью Эйдж».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?