Величайшие скульпторы читать ~19 мин.
Древнеегипетские скульпторы
Несмотря на новаторство и изобретательность египетских скульпторов, каменщиков и резчиков, которые создавали Египетскую скульптуру ещё в конце II династии Древнего царства Египта, они и их соседи по Восточному Средиземноморью остались почти полностью безымянными.
Древнегреческие скульпторы (ок.500-100 гг. до н.э.)
Прочитайте статью «Простая греческая скульптура» (650-27) для доступного объяснения истории и особенностей пластического искусства Древней Греции, или прочитайте наш анализ знаменитых шедевров, таких как «Лаокоон и его сыновья» (42-20 до н.э.) и «Венера Милосская» (ок.100 до н.э.). Удивительно, но, несмотря на невероятный вклад своей страны в искусство скульптуры, лишь немногие греческие скульпторы известны нам по именам, и ни одна из их работ не сохранилась в оригинале.
Фидий (ок. 488-431 гг. до н.э.)
Величайший греческий скульптор периода высокой классики Древней Греции.
Мирон (Актив 480-444 гг. до н.э.)
Мастер жизнеподобной фигуративной скульптуры (например, «Метатель диска»).
Поликлет (5 век до н.э.)
Известен своей статуей Геры из золота и слоновой кости и бронзовым Каноном Поликлета.
Каллимах (активен 432-408 гг. до н.э.)
Выдающийся новаторский скульптор и архитектор V века.
Скопас (Активен 395-350 гг. до н.э.)
Вместе с Праксителем и Лисиппом один из трёх крупнейших скульпторов IV века.
Лисипп (ок. 395-305 гг. до н.э.)
Официальный скульптор Александра Македонского, известный своим реалистичным натурализмом.
Пракситель (активен 375-335 гг. до н.э.)
Известен своей Афродитой Книдской.
Леохар (Активен 340-320 гг. до н.э.)
Сотрудничал со Скопасом в создании Галикарнасского мавзолея.
Римские скульпторы (ок. 200 до н.э. – ок. 200 н.э.)
Несмотря на влияние более ранней и очень дружелюбной этрусской скульптуры, римская скульптура была неидеализированной, реалистичной и в целом посредственной. Только её исторические рельефы считаются исключительными. Посредственность его отдельно стоящих статуй и т.п., возможно, объясняет тот факт, что нам почти не известны скульпторы Древнего Рима.
Византийские скульпторы (ок. 450-1200)
Скульптура в круге не была разрешена восточной православной христианской церковью, расположенной в Константинополе, как и любая форма трёхмерной репрезентативности. Поэтому византийские скульпторы ограничивались рельефами, выполненными в основном из камня, слоновой кости или мыльного камня, но, к сожалению, их индивидуальные имена в основном неизвестны. См. также: Средневековая скульптура.
Романские скульпторы (ок. 800-1100)
Романская скульптура описывает трёхмерное архитектурное искусство, созданное в Западной Европе приблизительно в период с 9 по 12 век. В основном она создавалась по заказу монастырей или монашеских орденов. Церковные архитекторы регулярно предоставляли романским скульпторам два пространства: капители (вершины) колонн, которые обычно украшались живыми библейскими сценами; и полукруглый участок стены между западной дверью церкви и аркой над ней (тимпаном), который часто использовался для изображения евангельских сцен, таких как Страшный суд. Ограниченные пространством, романские скульпторы, как правило, создавали приземистые, громоздкие и угловатые фигуры. Значительные центры романских скульпторов включали, во Франции: Клюни, Осен, Везеле, Тулуза и Муассак; в Италии: Комо, Модена, Верона, Феррара, Парма, Пиза, Лукка и города Апулии; в Испании: Леон, Мадрид и Сантьяго-де-Компостела. Более подробную информацию см: Средневековое искусство (ок. 450-1400 гг.).
Гислебертус (активная 1-я половина XII века)
Французский скульптор романского стиля, отмеченный работами в соборе Сен-Лазар.
Мастер из Кабестани (активная 2-я половина 12 века)
Анонимный художник, отмеченный за тимпан в романском стиле, в Кабестани.
Мастер Матео (активная 2-я половина 12 века)
Испанский скульптор романского стиля, известный своим Портиком де ла Глория.
Бенедетто Антелами (активен 1178-1196)
Один из лучших итальянских скульпторов, предшествовавших готике Никола Пизано.
Готические скульпторы (ок. 1100-1500)
Готическая скульптура, тесно связанная с готическим религиозным архитектурным искусством, возникла в XII веке в аббатствах и соборах Северной Франции. В отличие от приземистых романских рельефов и фигуративной скульптуры, готические скульптуры высокие и тонкие, что очень соответствует парящим вертикальным линиям новой архитектуры. К архетипическим примерам относятся библейские короли и королевы у тройного входа на западном фасаде Шартрского собора (1194-1250). Стоя на крошечной платформе, их тела чрезвычайно вытянуты, а лица реалистичны и благодушны, что создаёт настроение большого спокойствия.
Аббатство Сен-Дени, которым руководил аббат Шугер, стало пионером готического искусства. В Италии готические скульптурные шедевры включали кафедру баптистерия в Пизе, кафедру в Сиене и гробницы Скалигеров в Вероне.
Между падением Рима (ок. 450 г. н.э.) и серединой 13 века (ок. 1250 г.) статуи практически не создавались, так как средневековые художники сосредоточились на создании рельефов. Затем, в период готического стиля скульптурные рельефные фигуры стали отделяться от колонн и стен. Примерами этой новой скульптуры являются четыре фигуры у западного портика Реймсского собора и неизвестный император или король на коне (Бамбергский всадник), установленный высоко на платформе у одной из стен Бамбергского собора.
Эти фигуры являются предшественниками отдельно стоящей скульптуры итальянского Ренессанса и сопровождающих её конных статуй. Однако к северу от Альп классические формы ренессансной скульптуры были гораздо менее популярны, и скульпторы продолжали работать в позднеготическом стиле вплоть до XVI века.
Никола Пизано (ок. 1206-1278)
Родившийся в Апулии, Никола Пизано возглавляет традицию итальянской скульптуры.
Джованни Пизано (ок. 1250-1314)
Архитектор собора в Сиене; также создал мраморный алтарь в Ареццо.
Арнольфо ди Камбио (ок. 1240-1310)
Мастер надгробной скульптуры и погребального искусства в готическом стиле.
Лоренцо Майтани (ок. 1255-1330)
Итальянский архитектор и скульптор, ответственный за фасад собора Орвието.
Джованни ди Бальдуччо (ок. 1290-1339)
Средневековый художник, создавший храм Святого Петра Мученика в Сант-Эусторджо, Милан.
Андреа Пизано (1295-1348)
Обучался на ювелира, создал первые бронзовые двери для флорентийского баптистерия.
Филиппо Календарио (до 1315-1355)
Скульптор и архитектор венецианского дворца дожей XIV века.
Андре Бонев (ок. 1335-1400)
Нидерландский скульптор для французского короля Карла V и герцога Жана де Берри.
Клаус Слутер (ок. 1340-1406)
Фламандский художник, лидер Дижонской школы, пионер «северного реализма».
Скульпторы эпохи Возрождения (ок. 1400-1600)
Итальянская скульптура эпохи Возрождения была отмечена возвращением к классическим моделям, в частности к мужской обнажённой натуре, и широким спектром индивидуальных и конных скульптур. Большая часть этой круглой скульптуры была задумана как общественное искусство, предназначенное для размещения в определённых общественных местах. Этот период стал свидетелем появления гениальных скульпторов Возрождения, таких как Донателло, Микеланджело и художник-маньерист Джамболонья, а его памятники можно найти во Флоренции, Риме, Венеции и большинстве церквей и городов Северной Италии.
Якопо делла Кверча (ок. 1374-1438)
Величайший скульптор из Сиены; оказал влияние на Микеланджело.
Нанни ди Банко (1375-1421)
Вместе с Брунеллески, Гиберти, Донателло – ключевая фигура флорентийского Возрождения.
Филиппо Брунеллески (1377-1446)
Архитектор, инженер, скульптор; спроектировал купол Флорентийского собора.
Лоренцо Гиберти (1378-1455)
Флорентийский скульптор, стиль интернациональной готики; известен «Врата рая».
Донателло (Донато ди Никколо) (1386-1466)
Величайший европейский скульптор XV века (кватроченто).
Лука Делла Роббиа (1400-1482)
Великий резчик по камню, создавший «Поющую галерею» и гробницу Беноццо Федериги.
Антонио Росселлино (1427-1479)
Известен гробницей кардинала Якопо Португальского во Флоренции.
Антонио Поллайоло (1432-1498)
Флорентийский ювелир и художник, популярный в кругу Лоренцо Медичи.
Андреа Делла Роббиа (1435-1525)
Мастер керамической терракотовой скульптуры.
Никколо Делл’Арка (1435-1494)
религиозный скульптор-экспрессионист, известный своими терракотовыми статуями.
Андреа дель Верроккьо (1435-1488)
Итальянский ювелир, скульптор и художник. Ученик Леонардо да Винчи.
Гвидо Маццони (1450-1518)
Терракотовый скульптор, работавший в Модене, Неаполе и Франции.
Микеланджело (1475-1564)
Величайший скульптор всех времён, шедевры включают Пьета и Давид.
Алонсо Берругете (ок. 1486-1561)
Величайший испанский скульптор эпохи маньеризма.
Якопо Сансовино (1486-1570)
Уроженец Флоренции, скульптор Высокого Возрождения, активно работавший в венецианской архитектуре.
Баччо Бандинелли (1493-1560)
Потрясающие терракотовые статуэтки; потерпел неудачу в больших работах, соперничая с Микеланджело.
Бенвенуто Челлини (1500-1571)
Ювелир, медальер и скульптор папы Климента VII и Франциска I.
Франческо Приматиччо (1504-1570)
Скульптор, архитектор, глава Первой школы Фонтенбло.
Хуан де Жуни (1507-1577)
Французский художник, работавший в Испании; причислялся к мастерской Алонсо Берругете.
Жермен Пилон (1529-1590)
Самый мощный и новаторский французский скульптор XVI века.
Джамболонья (Джованни Болонья/Жан Булонь) (1529-1608)
Величайший скульптор эпохи маньеризма.
Жан Гужон (Актив 1540-1563)
Французский скульптор эпохи маньеризма, известный украшениями на Фонтане Невинных.
Бартелеми Приер (1536-1611)
Французский художник, скульптор короля Франции Генриха IV.
Адриан де Врис (1560-1626)
Голландский художник эпохи маньеризма, ученик Джамболоньи, мастер бронзовой скульптуры.
Стефано Мадерно (1576-1636)
Римский скульптор, известный своей мраморной статуей Святой Цецилии в Трастевере.
Скульпторы Северного Возрождения
Ганс Мультшер (ок. 1400-1467)
Немецкий скульптор, известный своим реализмом, особенно в драпировках.
Мишель Коломб (ок. 1430-1512)
Скульптор готики и ренессанса, известный по гробнице Франциска II Бретанского.
Михаэль Пахер (1435-1498)
Наиболее известен своим бессмертным алтарным образом Святого Вольфганга (1471-81) на Аберзее.
Вейт Штосс (ок. 1447-1533)
Немецкий резчик по дереву в стиле поздней готики.
Адам Крафт (ок. 1455-1509)
Нюрнбергский скульптор по камню в стиле поздней готики, автор табернакля в Сен-Лоренце.
Тильман Рименшнайдер (ок. 1460-1531)
Величайший позднеготический немецкий резчик по дереву.
Грегор Эрхарт (ок. 1460-1540)
Позднеготический немецкий скульптор по дереву и камню, известный по алтарю Блаубюрена.
Скульпторы барокко (ок. 1600-1700)
Скульптура барокко была частью общего движения барокко 17 века в искусстве и архитектуре, которое выросло из религиозно-политической ситуации предыдущего века, вызванной протестантской Реформацией Лютера и католической Контрреформацией. Драматический, театральный стиль барокко хорошо подходил для скульптуры, выдающимся представителем которой был Бернини, хотя религиозная скульптура барокко была ограничена католическими районами, поскольку протестантизм отвернулся от грандиозного религиозного искусства. Однако статуи светских правителей и знати стали популярны во всей Европе. Подробнее см: Скульпторы барокко.
Хуан Мартинес Монтанес (ок. 1568-1649)
Величайший испанский скульптор XVII века, религиозная резьба по дереву.
Франческо Мочи (1580-1654)
Первый скульптор барокко; скульптурный ровесник Караваджо и Карраччи.
Йорг Цурн (1583-1638)
Прославился огромным Алтарём Девы Марии (1613-16) в Уберлингене.
Франсуа Дюкенуа (1597-1643)
Фламандский художник; вместе с Альгарди один из лучших скульпторов Рима после Бернини.
Алессандро Альгарди (1598-1654)
Великий соперник Бернини. Мастер скульптуры из мрамора, слоновой кости и золота.
Бернини (1598-1680)
Прославленный как величайший из всех скульпторов барокко. Работал для 8 римских пап. Известен своим Экстазом Святой Терезы (1647-52) в капелле Корнаро, Рим.
Алонсо Кано (1601-1667)
Испанский скульптор, художник, архитектор; «испанский Микеланджело».
Пьер Пюже (1622-1694)
Величайший французский скульптор XVII века.
Гаспар и Бальтазар Марси (1624-1681)
Французские скульпторы, нанятые королём Людовиком XIV в Версальском дворце.
Педро Ролдан (1624-1699)
Испанский художник, мастер полихромной резьбы по дереву.
Педро де Мена (1628-1688)
Испанский скульптор эпохи барокко, известный своим непревзойдённым техническим мастерством.
Франсуа Жирардон (1628-1715)
Самый классический из скульпторов, работавший в Версале для Людовика XIV.
Мелькиоре Каффа (1638-1667)
Мальтийский художник, известный своим Экстазом Святой Екатерины Сиенской.
Антуан Койсевокс (1640-1720)
французский скульптор, известный своими портретными бюстами Людовика XIV и Шарля Лебрена.
Гринлинг Гиббонс (1648-1721)
Величайший в Англии резчик по дереву из известняка.
Бальтасар Пермозер (1651-1732)
Ведущий дрезденский скульптор, вырезал из дерева, слоновой кости, камня, цветного мрамора.
Гийом Кусту (1677-1746)
Французский скульптор, отмеченный за «Лошадь, сдерживаемая конюхом» («Лошадь Марли»).
Андреас Шлютер (1664-1714)
немецкий барочный художник и архитектор, связанный со стилем петринского барокко.
Скульпторы 18 века: Стили рококо и неоклассицизм
Рококо (расцвет ок. 1715-50 гг.) был сосредоточен во Франции после смерти Людовика XIV и последующего преобладания Парижа, чьи новые городские дома извлекли пользу из красивых фигурных форм дизайна интерьера рококо. Скульптура рококо лучше всего подходила для небольших произведений, особенно в фарфоре: её крупные формы были ограничены в основном католическим югом Германии и Австрией.
Серьёзная форма искусства, основанная на античных образцах, неоклассическая скульптура (расцвет пришёлся на 1790-1830 гг.) была реакцией против мелодраматического барокко и причудливого рококо, а также отражением растущего научного (т.е. археологического) интереса к классической древности. Продвигаемый великим немецким историком искусства Иоганном Иоахимом Винкельманом (1717-1768), он придавал особое значение формам греческого наследия, стиль которого был академичным, благородным и сдержанным. См. также: Неоклассические скульпторы.
Примечание: Между барокко и неоклассицизмом нет абсолютных границ. Некоторые скульпторы (например, Пигаль) создавали произведения, которые могли бы соответствовать любой из этих категорий. Аналогично, разница между романтизмом и неоклассицизмом столь же нечёткая. Не помогает и хронология: скульптура в стиле барокко пересекается с неоклассическим искусством в XVIII веке. Наибольшая путаница наблюдается с французскими скульпторами 18-го и начала 19-го века.
Луи-Франсуа Рубильяк (1695-1762)
Известен своей сидящей мраморной статуей Генделя.
Жан-Батист Пигаль (1714-1785)
Известен своей обнажённой фигурой Вольтера и гробницей Мориса Саксонского.
Этьен Морис Фальконе (1716-1791)
Самый рококо из всех французских скульпторов XVIII века.
Жан-Жак Каффиери (1725-1792)
Скульптор Людовика XV, известный своими портретными бюстами, выполненными из терракоты или мрамора.
Огюстен Пажу (Париж, 1730-1809)
Наиболее известен своими портретами и скульптурой в Оперном театре в Версале.
Франц Ксавер Мессершмидт (1736-1783)
Австрийский скульптор, известный своими карикатурными бюстами.
Джозеф Ноллекенс (1737-1823)
Неоклассический художник; лучший британский скульптор конца XVIII века.
Клод Мишель, известный как Клодион (1738-1814)
Французский скульптор в стиле рококо.
Жан Антуан Гудон (1741-1828)
Неоклассический французский скульптор, известный своими портретами.
Франц Антон фон Цаунер (1746-1822)
Австрийский скульптор, известный бронзовой конной статуей Иосифа Второго .
Джон Флаксман (1755-1826)
Выдающийся английский скульптор-неоклассик.
Антонио Канова (1757-1822)
Величайший неоклассический скульптор; оказал огромное влияние на современников. Известен работой «Аполлон, коронующий себя» (1781, Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес)
Иоганн Готфрид Шадов (1764-1850)
Немецкий неоклассический скульптор, график; глава Берлинской академии.
Бертель Торвальдсен (1770-1884)
Самый известный неоклассический скульптор после Кановы.
Скульпторы 19 века
19 век стал скорее переломным для скульптуры. Неоклассицизм всё ещё активно развивался в Америке, но в целом европейские скульпторы переживали серьёзный спад в религиозной скульптуре и были заняты в основном историческими памятниками светским деятелям, таким как короли и полководцы. Лишь в первые десятилетия 20-го века начали появляться новые формы и идеи. Огюст Роден был заметным исключением из этой эпохи. Подробнее см: Скульпторы 19 века.
Горацио Гриноу (1805-1852)
Американский скульптор, известный своей колоссальной статуей Джорджа Вашингтона.
Оноре Дюмье (1808-1879)
Французский карикатурист, печатник и создатель терракотовых моделей.
Огюст Прео (1809-1879)
Декоративный резчик, ведущий французский скульптор романтического движения.
Альфред Стивенс (1817-1875)
Выдающийся живописец и скульптор викторианской эпохи.
Джордж Фредерик Уоттс (1817-1904)
Высоко почитаемый английский портретист и скульптор конца 19 века.
Жан-Жозеф Перро (1819-1876)
Французский академический скульптор времён Второй империи.
Пьер-Луи Руйяр (1820-1881)
Французский трёхмерный художник, известный своей бронзовой Лошадь с бороной.
Жан-Батист Карпо (1827-1875)
Известен своими шедеврами «Уголино и его сыновья» и «Танец».
Шарль Анри Жозеф Кордье (1827-1905)
Мощный скульптор-этнограф Парижского музея естественной истории.
Фредерик Лейтон (1830-1896)
Неоклассический викторианский живописец и скульптор, президент Королевской академии.
Жан-Александр-Жозеф Фальгьер (1831-1900)
Известен своей мраморной скульптурой Тарсиса, христианского мальчика-мученика.
Константин Менье (1831-1905)
Бельгийский скульптор, известный своими изображениями шахтеров.
Фредерик-Огюст Бартольди (1834-1904)
Французский скульптор, создавший культовую Статую Свободы.
Эдгар Дега (1834-1917)
Художник и скульптор, известный своей бронзовой Маленькой танцовщицей в возрасте четырнадцати лет.
Огюст Роден (1840-1917)
Величайший скульптор 19 века.
Мариус Жан Антонин Мерсье (1845-1916)
Профессор рисунка и скульптуры в Школе изящных искусств.
Огюст Сен-Годенс (1848-1907)
Американский скульптор, известный такими работами, как его бронзовый рельеф Amor Caritas.
Дэниел Честер Френч (1850-1931)
Американский монументальный скульптор, известный скульптурой Мемориала Линкольна.
Джордж Минне (1866-1941)
Бельгийский скульптор с натуралистическим, очень выразительным стилем.
Современные скульпторы: 20 век
Первые годы 20 века стали свидетелями революции в скульптуре, благодаря новаторам 20 века, таким как Бранкузи, Пикассо, Боччони и Наум Габо, и новым модернистским движениям, таким как кубизм, дада и сюрреализм. Абстрактные формы были полностью исследованы, впервые были использованы новые материалы, включая «найденные» предметы.
Аристид Майоль (1861-1944)
Скульптор и художник, известный своими скульптурами с обнажёнными женщинами, такими как «Средиземноморье».
Анри Матисс (1869-1954)
Художник и скульптор, известный своими фовистскими скульптурами, гуашевыми коллажами.
Эрнст Барлах (1870-1938)
Немецкий скульптор, резчик по дереву, известный своими экспрессионистскими фигурами.
Раймон Дюшан-Виллон (1876-1918)
Футуристский, кубистский скульптор, известный по работе «Лошадь» (1914), позже отлитой в бронзе.
Константин Бранкузи (1876-1957)
Румынский виртуоз, возможно, первый скульптор современной эпохи.
Джеймс Эрл Фрейзер (1876-1953)
Американский скульптор, известный статуями коренных американцев и исторических деятелей.
Анна Хайатт Хантингтон (1876-1973)
Американская художница, известная своими конными скульптурами и статуями животных.
Яков Эпштейн (1880-1959)
Известен своими новаторскими работами «Скальный бур» (1913) и «Могила Оскара Уайльда».
Вильгельм Лембрук (1881-1919)
Скульптор-экспрессионист, известный своими эмоциональными статуями в готическом стиле.
Пабло Пикассо (1881-1973)
Испанский художник и скульптор; африканская скульптура вдохновила его на кубизм.
Умберто Боччони (1882-1916)
Итальянский художник и скульптор в полуабстрактном стиле футуризма.
Жан Арп (1886-1966)
Французский дадаист, сюрреалист, скульптор органической абстракции, художник, коллажист.
Марсель Дюшан (1887-1968)
Концептуальный художник, живописец, скульптор, известный своими работами «ready-mades».
Александр Архипенко (1887-1964)
Русский скульптор, известный своими кубистскими работами и использованием «негативного пространства».
Осип Задкин (1890-1967)
Русский скульптор, литограф, известный своим шедевром «Разрушенный город».
Наум Габо (1890-1977)
Ведущая фигура в русской скульптуре, известный своим конструктивистским и кинетическим искусством.
Анри Годье-Бржеска (1891-1915)
Авангардный французский скульптор и рисовальщик, работавший в Лондоне.
Жак Липчиц (1891-1973)
Еврейский скульптор-кубист литовского происхождения; рисовал Модильяни в Париже.
Жоан Миро (1893-1983)
Испанский художник, занявшийся скульптурой в 1944 году (терракоты, керамика, большие бронзы).
Александр Колдер (1898-1976)
Изобретатель движущейся (кинетической) скульптуры, в частности его мобили и стабилизаторы.
Генри Мур (1898-1986)
Известен своими лежащими обнажёнными натурами и органическими формами из дерева, бронзы и камня.
Луиза Невельсон (1899-1988)
Известна своим искусством ассамбляжа абстрактных монохромных деревянных форм.
Альберто Джакометти (1901-1966)
Известен своими вытянутыми, истощёнными фигурами экзистенциального искусства.
Марино Марини (1901-1980)
Итальянский художник, известный серией стилизованных конных статуй.
Жан Дюбюффе (1901-1985)
Художник и скульптор, наиболее известный своими виниловыми скульптурами из полистирола.
Барбара Хепворт (1903-1975)
Британская абстрактная скульпторша, представительница школы Сент-Айвс: отмечена за «Пронзённую форму» (1931).
Дэвид Смит (1906-1965)
Американский абстрактный скульптор середины XX века.
Тони Смит (1912-1981)
Американский абстрактный скульптор, известный стальными кубами типа «Die» (1962, MoMA NY).
Мерет Оппенгейм (1913-1985)
Скульптор, художник, известная своей сюрреалистической скульптурной работой Мохнатый завтрак.
20 век: Современные скульпторы
Сменив модернизм на постмодернизм, современная скульптура значительно расширила понятие трёхмерного искусства. Продолжают широко использоваться «найденные» объекты, а также целый ряд новых материалов (от пенорезины до бетона); появились новые трёхмерные формы искусства, такие как инсталляция и ассамбляж; чистая абстракция, возможно, уступает место концептуализму (смысл, стоящий за произведением искусства), а идея репрезентативности расширена новыми формами сверхреализма.
Традиционные виды классического реализма, похоже, не в фаворе, по крайней мере, в художественном плане, хотя ценность постмодернистского искусства недавно подверглась серьёзному удару, что создаёт возможность возврата к более традиционным практикам. В целом, однако, создаётся впечатление, что современные материалы и методы в скульптуре останутся, а классический реализм утратил свою привлекательность. (См. также: Американские скульпторы)
Луиза Буржуа (1911-2010)
Долгожительница, французская художница, известная своими монументальными скульптурами «пауков».
Йозеф Бойс (1921-1986)
Авангардный художник-ассамбляжист, профессор скульптуры.
Сезар Бальдаччини (1921-1998)
Приобрёл международную известность благодаря скульптурам, сделанным из разбитых автомобилей.
Эдуардо Паолоцци (1924-2005)
Новаторский скульптор, керамист, мозаичист итальянского происхождения.
Сэр Энтони Каро (1924-2013)
Влиятельный британский художник, известный абстрактными скульптурами из сварного металла.
Жан Тингели (1925-1991)
Швейцарский скульптор, экспериментальный художник, известный «Память Нью-Йорка».
Дуэйн Хэнсон (1925-1996)
Известен суперреалистичными скульптурами людей в натуральную величину в повседневной жизни.
Роберт Раушенберг (1925-2008)
Известен своими «Комбинами», коллажами и ассамбляжами, а также картинами.
Арман (Арманд Фернандес) (1928-2005)
Французский скульптор, известный своими «скоплениями» и рекомпозициями предметов.
Дональд Джадд (1928-1994)
Американский минималистский скульптор-абстракционист.
Сол ЛеВитт (1928-2007)
Американский скульптор, известный своими минималистскими, геометрическими структурами.
Клас Ольденбург (р. 1929)
Шведский художник, известный своими поп-арт скульптурами повседневных предметов.
Джаспер Джонс (р.1930)
Американский художник, скульптор, печатник, пионер раннего поп-арта.
Ники де Сен-Фалле (1930-2002)
Художник и скульптор французского происхождения, наиболее известный своими «рельефами-кадрами» 1960-х годов.
Фернандо Ботеро (р.1932)
Колумбийский художник и скульптор, известный своими характерными тучными фигурами.
Марк Ди Суверо (р.1933)
Американский художник, известный своими крупномасштабными общественными скульптурами из железа и стали.
Карл Андре (р.1935)
Скульптор-минималист, известный своими геометрическими композициями из одинаковых предметов.
Ева Гессе (1936-1970)
Художник пост-минималист, использовавший латекс, пластик и стекловолокно.
Ричард Серра (р.1939)
Американский скульптор-минималист, наиболее известный своими публичными стальными скульптурами.
Брюс Науманн (р.1941)
Многогранный современный художник и скульптор, известный своими неоновыми скульптурами.
Джон Де Андреа (р.1941)
Американский фигуративный скульптор, известный своими гиперреалистичными обнажёнными натурами.
Энтони Гормли (р.1950)
британский скульптор лауреат премии Тёрнера 1994 года, отмеченный за «Ангел Севера».
Аниш Капур (р.1954)
британский скульптор-абстракционист, лауреат премии Тёрнера 1991 года.
Джефф Кунс (р.1955)
Американский скульптор, концептуальный художник; известен своими работами в стиле нео-поп.
Дэмиен Хёрст (р.1965)
Постмодернистский скульптор, художник-инсталлятор, лидер британской группы YBAs.
Дополнительные ресурсы
Справочник по пластическому искусству см.: Искусство скульптуры. О происхождении и эволюции см.: История скульптуры. Чтобы узнать о величайших трёхмерных произведениях искусства, см.: Величайшие скульптуры всех времён. О величайшем нефигуративном трёхмерном искусстве см.: Абстрактная скульптура и Абстрактные скульпторы
ВИДЫ СКУЛЬПТУРЫ
О бронзе – статуях и рельефах см.: Бронзовая скульптура. О формах наскальной резьбы см.: Каменная скульптура. О пентелийском, каррарском и парианском камнях см.: Мраморная скульптура. О скульптурах из дерева см.: Резьба по дереву. О лепке из глины см.: Керамическая скульптура.
ОЦЕНКА ПЛАСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Два очерка о признании скульптуры можно найти в: Как оценить скульптурное трёхмерное искусство от каменного века до 1850 года. Как оценить современную скульптуру 19-20 века (1850–2000).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?