Величайшие скульпторы читать ~19 мин.
Древнеегипетские скульпторы
Несмотря на новаторство и изобретательность египетских скульпторов, каменщиков и резчиков, которые создавали шедевры египетской скульптуры со времён Раннего царства (около 3150–2686 гг. до н.э.), имена как самих мастеров, так и их коллег из соседних стран Восточного Средиземноморья, в большинстве своём остались неизвестны.
Древнегреческие скульпторы (ок. 500–100 гг. до н.э.)
Для знакомства с историей и особенностями пластического искусства Древней Греции прочитайте нашу статью «Краткий обзор греческой скульптуры» (650–27 гг. до н.э.). Мы также предлагаем анализ знаменитых шедевров, таких как «Лаокоон и его сыновья» (42–20 гг. до н.э.) и «Венера Милосская» (ок. 100 г. до н.э.). Удивительно, но, несмотря на огромный вклад Древней Греции в искусство ваяния, до нас дошло не так много имён скульпторов, а большинство их оригинальных работ известны нам в основном по более поздним римским копиям.
Фидий (ок. 488–431 гг. до н.э.)
Величайший греческий скульптор периода высокой классики.
Мирон (активен в 480–444 гг. до н.э.)
Мастер реалистичной скульптуры, создававший живые и динамичные образы (например, «Дискобол»).
Поликлет (V век до н.э.)
Создал знаменитую хрисоэлефантинную статую Геры и разработал так называемый «Канон Поликлета», воплощённый в бронзовой статуе «Дорифор».
Каллимах (активен в 432–408 гг. до н.э.)
Выдающийся скульптор-новатор и архитектор V века до н.э.
Скопас (активен в 395–350 гг. до н.э.)
Один из трёх крупнейших скульпторов IV века до н.э., наряду с Праксителем и Лисиппом.
Лисипп (ок. 395–305 гг. до н.э.)
Придворный скульптор Александра Македонского, прославившийся своим реализмом.
Пракситель (активен в 375–335 гг. до н.э.)
Автор знаменитой статуи «Афродита Книдская».
Леохар (активен в 340–320 гг. до н.э.)
Работал вместе со Скопасом над созданием Галикарнасского мавзолея.
Римские скульпторы (ок. 200 г. до н.э. – ок. 200 г. н.э.)
Несмотря на влияние более ранней этрусской скульптуры, римская скульптура была преимущественно неидеализированной и реалистичной. Её главной силой стали исторические рельефы и портреты, в то время как отдельно стоящие статуи часто уступали греческим образцам. Возможно, именно поэтому до нас дошло очень мало имён скульпторов Древнего Рима.
Византийские скульпторы (ок. 450–1200)
Восточная православная церковь, с центром в Константинополе, не поощряла круглую скульптуру и другие формы объёмного изображения святых. Поэтому византийские мастера в основном создавали рельефы из камня, слоновой кости или стеатита. К сожалению, их имена по большей части неизвестны. См. также: Средневековая скульптура.
Романские скульпторы (ок. 800–1100)
Романская скульптура — это архитектурное трёхмерное искусство, созданное в Западной Европе в IX – XII веках. Основными заказчиками выступали монастыри и монашеские ордены. Церковные архитекторы отводили скульпторам два основных пространства: капители колонн, которые украшались сценами из Библии, и тимпаны — полукруглые участки стены над входом в храм, где часто изображался Страшный суд. Ограниченные рамками архитектуры, романские скульпторы создавали приземистые, статичные и несколько угловатые фигуры. Крупные центры романской скульптуры находились во Франции (Клюни, Отён, Везле, Тулуза, Муассак), Италии (Комо, Модена, Верона, Феррара, Парма, Пиза, Лукка и города Апулии) и Испании (Леон, Мадрид, Сантьяго-де-Компостела). Более подробную информацию см.: Средневековое искусство (ок. 450–1400 гг.).
Гислебертус (активен в первой половине XII века)
Французский скульптор романского стиля, известный работами в соборе Святого Лазаря в Отёне.
Мастер из Кабестани (активен во второй половине XII века)
Анонимный художник, создавший знаменитый тимпан в романском стиле в Кабестани.
Мастер Матео (активен во второй половине XII века)
Испанский скульптор романского стиля, известный своим «Портиком Славы» в соборе Сантьяго-де-Компостела.
Бенедетто Антелами (активен в 1178–1196)
Один из величайших итальянских скульпторов доготического периода, предшественник Николы Пизано.
Готические скульпторы (ок. 1100–1500)
Готическая скульптура, тесно связанная с религиозной архитектурой, зародилась в XII веке в аббатствах и соборах Северной Франции. В отличие от статичных романских фигур, готические статуи стали высокими и изящными, гармонично вписываясь в устремлённые ввысь линии новой архитектуры. Классический пример — фигуры царей и цариц на западном фасаде Шартрского собора (1194–1250). Их тела вытянуты, а лица реалистичны и одухотворены, что создаёт атмосферу умиротворения.
Пионером готического искусства стало аббатство Сен-Дени под руководством аббата Сугерия. В Италии шедеврами готической скульптуры считаются кафедра баптистерия в Пизе, кафедра в Сиенском соборе и гробницы Скалигеров в Вероне.
В период от падения Рима (ок. 450 г.) до середины XIII века отдельно стоящая статуя была редкостью, так как средневековые мастера сосредоточились на рельефах. Однако в эпоху готики скульптурные фигуры начали постепенно «отделяться» от колонн и стен. Примерами этой новой тенденции служат четыре фигуры на западном портале Реймсского собора и знаменитый «Бамбергский всадник» — статуя неизвестного правителя, установленная на консоли в Бамбергском соборе.
Эти работы стали предвестниками отдельно стоящей скульптуры итальянского Ренессанса, в том числе конных статуй. Однако к северу от Альп классические формы были менее популярны, и местные мастера продолжали работать в стиле поздней готики впло-ь до XVI века.
Никола Пизано (ок. 1206–1278)
Уроженец Апулии, считается основоположником итальянской скульптурной школы.
Джованни Пизано (ок. 1250–1314)
Архитектор Сиенского собора, создатель мраморного алтаря в Ареццо.
Арнольфо ди Камбио (ок. 1240–1310)
Мастер готической надгробной скульптуры и погребального искусства.
Лоренцо Майтани (ок. 1255–1330)
Итальянский архитектор и скульптор, руководивший строительством фасада собора в Орвието.
Джованни ди Бальдуччо (ок. 1290–1339)
Средневековый мастер, создавший раку Святого Петра Мученика в базилике Сант-Эусторджо в Милане.
Андреа Пизано (1295–1348)
Обучался ювелирному делу, создал знаменитые первые бронзовые врата для флорентийского баптистерия.
Филиппо Календарио (до 1315–1355)
Скульптор и архитектор, участвовавший в строительстве Дворца дожей в Венеции в XIV веке.
Андре Боневё (ок. 1335–1400)
Нидерландский скульптор, работавший при дворе французского короля Карла V и герцога Жана Беррийского.
Клаус Слютер (ок. 1340–1406)
Фламандский художник, глава дижонской школы, один из пионеров «северного реализма».
Скульпторы эпохи Возрождения (ок. 1400–1600)
Итальянская скульптура эпохи Возрождения ознаменовалась возвращением к античным образцам, особенно в изображении обнажённого мужского тела. В этот период были созданы многочисленные отдельно стоящие статуи и конные монументы. Значительная часть этих произведений была задумана как публичное искусство для украшения городских площадей. Эта эпоха подарила миру гениальных скульпторов Ренессанса, таких как Донателло, Микеланджело и маньерист Джамболонья. Их творения можно увидеть во Флоренции, Риме, Венеции и других городах Северной Италии.
Якопо делла Кверча (ок. 1374–1438)
Величайший сиенский скульптор; его творчество оказало влияние на Микеланджело.
Нанни ди Банко (1375–1421)
Наряду с Брунеллески, Гиберти и Донателло — одна из ключевых фигур флорентийского Ренессанса.
Филиппо Брунеллески (1377–1446)
Архитектор, инженер и скульптор; спроектировал купол Флорентийского собора.
Лоренцо Гиберти (1378–1455)
Флорентийский скульптор, работавший в стиле интернациональной готики; автор знаменитых «Врат Рая».
Донателло (Донато ди Никколо) (1386–1466)
Величайший европейский скульптор XV века (кватроченто).
Лука Делла Роббиа (1400–1482)
Выдающийся резчик по камню, создатель «Певческой трибуны» и надгробия Беноццо Федериги.
Антонио Росселлино (1427–1479)
Известен гробницей кардинала Португальского в базилике Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции.
Антонио дель Поллайоло (1432–1498)
Флорентийский ювелир, скульптор и художник, пользовавшийся популярностью в кругу Лоренцо Медичи.
Андреа Делла Роббиа (1435–1525)
Мастер глазурованной терракотовой скульптуры.
Никколо дель Арка (1435–1494)
Религиозный скульптор-экспрессионист, известный своими терракотовыми композициями.
Андреа дель Верроккьо (1435–1488)
Итальянский ювелир, скульптор и художник; учитель Леонардо да Винчи.
Гвидо Маццони (1450–1518)
Терракотовый скульптор, работавший в Модене, Неаполе и при французском дворе.
Микеланджело (1475–1564)
Один из величайших скульпторов в истории, автор таких шедевров, как «Пьета» и «Давид».
Алонсо Берругете (ок. 1486–1561)
Крупнейший испанский скульптор эпохи маньеризма.
Якопо Сансовино (1486–1570)
Скульптор и архитектор Высокого Возрождения родом из Флоренции, активно работавший в Венеции.
Баччо Бандинелли (1493–1560)
Автор великолепных терракотовых статуэток; его крупные работы часто уступали произведениям соперника — Микеланджело.
Бенвенуто Челлини (1500–1571)
Ювелир, медальер и скульптор, работавший для папы Климента VII и короля Франциска I.
Франческо Приматиччо (1504–1570)
Скульптор и архитектор, глава первой школы Фонтенбло.
Хуан де Хуни (1507–1577)
Французский художник, работавший в Испании; один из ведущих мастеров испанского Ренессанса.
Жермен Пилон (1529–1590)
Самый влиятельный и новаторский французский скульптор XVI века.
Джамболонья (Джованни да Болонья/Жан де Булонь) (1529–1608)
Величайший скульптор эпохи маньеризма.
Жан Гужон (активен в 1540–1563)
Французский скульптор-маньерист, известный декором Фонтана невинных в Париже.
Бартелеми Приёр (1536–1611)
Французский художник, придворный скульптор короля Франции Генриха IV.
Адриан де Врис (1560–1626)
Голландский скульптор-маньерист, ученик Джамболоньи, мастер бронзовой скульптуры.
Стефано Мадерно (1576–1636)
Римский скульптор, автор знаменитой мраморной статуи Святой Цецилии в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
Скульпторы Северного Возрождения
Ганс Мультшер (ок. 1400–1467)
Немецкий скульптор, известный своим реализмом, особенно в изображении драпировок.
Мишель Коломб (ок. 1430–1512)
Скульптор на стыке готики и Ренессанса, автор гробницы Франциска II Бретонского.
Михаэль Пахер (1435–1498)
Наиболее известен своим знаменитым алтарём Святого Вольфганга (1471–1481) на озере Аберзее.
Фейт Штосс (ок. 1447–1533)
Немецкий резчик по дереву в стиле поздней готики.
Адам Крафт (ок. 1455–1509)
Нюрнбергский скульптор по камню в стиле поздней готики, автор дарохранительницы в церкви Святого Лаврентия.
Тильман Рименшнейдер (ок. 1460–1531)
Величайший немецкий резчик по дереву эпохи поздней готики.
Грегор Эрхарт (ок. 1460–1540)
Позднеготический немецкий скульптор по дереву и камню, известный алтарём из Блаубойрена.
Скульпторы барокко (ок. 1600–1700)
Скульптура барокко была частью общего движения барокко XVII века в искусстве, которое возникло на фоне религиозно-политических потрясений, вызванных Реформацией и Контрреформацией. Драматичный, театральный стиль барокко идеально подходил для скульптуры, величайшим представителем которой стал Бернини. Религиозная скульптура этого стиля процветала в католических странах, в то время как протестантизм отвергал пышное церковное искусство. Однако по всей Европе стали популярны статуи светских правителей и знати. Подробнее см.: Скульпторы барокко.
Хуан Мартинес Монтаньес (ок. 1568–1649)
Величайший испанский скульптор XVII века, мастер религиозной резьбы по дереву.
Франческо Моки (1580–1654)
Один из первых скульпторов барокко; ровесник и «скульптурный аналог» художников Караваджо и Карраччи.
Йорг Цюрн (1583–1638)
Прославился огромным главным алтарём (1613–1616) в церкви города Юберлинген.
Франсуа Дюкенуа (1597–1643)
Фламандский художник; наряду с Альгарди, один из лучших скульпторов Рима после Бернини.
Алессандро Альгарди (1598–1654)
Главный соперник Бернини. Мастер скульптуры из мрамора, слоновой кости и золота.
Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680)
Признанный гений, величайший скульптор эпохи барокко. Работал для восьми римских пап. Автор знаменитой композиции «Экстаз святой Терезы» (1647–1652) в капелле Корнаро в Риме.
Алонсо Кано (1601–1667)
Испанский скульптор, художник и архитектор, прозванный «испанским Микеланджело».
Пьер Пюже (1622–1694)
Величайший французский скульптор XVII века.
Гаспар и Бальтазар Марси (1624–1681)
Французские скульпторы, работавшие по заказу короля Людовика XIV в Версальском дворце.
Педро Рольдан (1624–1699)
Испанский художник, мастер полихромной резьбы по дереву.
Педро де Мена (1628–1688)
Испанский скульптор эпохи барокко, известный непревзойдённым техническим мастерством.
Франсуа Жирардон (1628–1715)
Наиболее классицистический из скульпторов, работавших в Версале для Людовика XIV.
Мельхиоре Каффа (1638–1667)
Мальтийский художник, известный своей работой «Экстаз святой Екатерины Сиенской».
Антуан Куазевокс (1640–1720)
Французский скульптор, прославившийся портретными бюстами Людовика XIV и Шарля Лебрена.
Гринлинг Гиббонс (1648–1721)
Величайший английский резчик по дереву, особенно известный работами из липы.
Бальтазар Пермозер (1651–1732)
Ведущий дрезденский скульптор, работавший с деревом, слоновой костью, камнем и цветным мрамором.
Гийом Кусту (1677–1746)
Французский скульптор, знаменитый своей группой «Кони Марли».
Андреас Шлютер (1664–1714)
Немецкий архитектор и скульптор эпохи барокко, один из ключевых представителей петровского барокко в России.
Скульпторы XVIII века: стили рококо и неоклассицизм
Стиль рококо (расцвет ок. 1715–1750 гг.) зародился во Франции после смерти Людовика XIV. Его изящные и декоративные формы нашли применение в интерьерах парижских особняков. Скульптура рококо проявилась в основном в малых формах, особенно в фарфоре. Монументальная скульптура в этом стиле была распространена преимущественно на католическом юге Германии и в Австрии.
Серьёзный и строгий стиль, основанный на античных образцах, неоклассическая скульптура (расцвет 1790–1830 гг.) стала реакцией на театральность барокко и легкомысленность рококо. Её появление также отражало растущий научный интерес к классической древности. Теоретиком стиля стал немецкий историк искусства Иоганн Иоахим Винкельман (1717–1768), который призывал ориентироваться на греческое наследие. Неоклассицизм отличался академичностью, благородством и сдержанностью. См. также: Скульпторы-неоклассицисты.
Примечание: Между барокко и неоклассицизмом нет чёткой границы. Некоторые скульпторы (например, Пигаль) создавали произведения, которые можно отнести к обоим стилям. Аналогично, разница между романтизмом и неоклассицизмом также размыта. Хронология не всегда помогает: скульптура барокко пересекается с неоклассическим искусством в XVIII веке. Наибольшая путаница возникает при классификации французских скульпторов XVIII и начала XIX веков.
Луи-Франсуа Рубийяк (1695–1762)
Известен своей мраморной статуей сидящего Генделя.
Жан-Батист Пигаль (1714–1785)
Автор знаменитой обнажённой статуи Вольтера и надгробия Морица Саксонского.
Этьен Морис Фальконе (1716–1791)
Самый яркий представитель стиля рококо среди французских скульпторов XVIII века.
Жан-Жак Каффиери (1725–1792)
Скульптор Людовика XV, известный своими портретными бюстами из терракоты и мрамора.
Огюстен Пажу (Париж, 1730–1809)
Наиболее известен своими портретами и скульптурным убранством Оперного театра в Версале.
Франц Ксавер Мессершмидт (1736–1783)
Австрийский скульптор, прославившийся серией «характерных голов» — бюстов с гротескной мимикой.
Джозеф Ноллекенс (1737–1823)
Художник-неоклассицист; лучший британский скульптор конца XVIII века.
Клод Мишель, известный как Клодион (1738–1814)
Французский скульптор в стиле рококо.
Жан-Антуан Гудон (1741–1828)
Французский скульптор-неоклассицист, знаменитый своими портретами.
Франц Антон фон Цаунер (1746–1822)
Австрийский скульптор, автор бронзовой конной статуи императора Иосифа II в Вене.
Джон Флаксман (1755–1826)
Выдающийся английский скульптор-неоклассицист.
Антонио Канова (1757–1822)
Величайший скульптор неоклассицизма; оказал огромное влияние на современников. Известен работой «Аполлон, венчающий себя» (1781, Музей Гетти, Лос-Анджелес).
Иоганн Готфрид Шадов (1764–1850)
Немецкий скульптор-неоклассицист и график; возглавлял Берлинскую академию художеств.
Бертель Торвальдсен (1770–1844)
Самый известный скульптор-неоклассицист после Кановы.
Скульпторы XIX века
XIX век стал для скульптуры переломным. Неоклассицизм всё ещё доминировал в Америке, но в Европе наблюдался спад в религиозной скульптуре. Мастера в основном создавали исторические памятники светским деятелям — королям и полководцам. Новые формы и идеи начали появляться лишь в первые десятилетия XX века. Заметным исключением на этом фоне стал Огюст Роден. Подробнее см.: Скульпторы XIX века.
Горацио Гриноу (1805–1852)
Американский скульптор, автор колоссальной статуи Джорджа Вашингтона.
Оноре Домье (1808–1879)
Французский карикатурист, график и создатель моделей из терракоты.
Огюст Прео (1809–1879)
Декоративный резчик, ведущий французский скульптор романтического направления.
Альфред Стивенс (1817–1875)
Выдающийся живописец и скульптор викторианской эпохи.
Джордж Фредерик Уоттс (1817–1904)
Высоко ценимый английский портретист и скульптор конца XIX века.
Жан-Жозеф Перро (1819–1876)
Французский академический скульптор времён Второй империи.
Пьер-Луи Руйяр (1820–1881)
Французский скульптор, известный своей бронзовой скульптурой «Лошадь с бороной».
Жан-Батист Карпо (1827–1875)
Известен своими шедеврами «Уголино и его сыновья» и «Танец».
Шарль Анри Жозеф Кордье (1827–1905)
Влиятельный скульптор-этнограф, работавший для Парижского музея естественной истории.
Фредерик Лейтон (1830–1896)
Неоклассический викторианский живописец и скульптор, президент Королевской академии художеств.
Жан-Александр-Жозеф Фальгьер (1831–1900)
Известен своей мраморной скульптурой «Тарцизий, христианский мученик».
Константин Менье (1831–1905)
Бельгийский скульптор, прославившийся изображениями шахтёров и рабочих.
Фредерик Огюст Бартольди (1834–1904)
Французский скульптор, создатель культовой Статуи Свободы.
Эдгар Дега (1834–1917)
Художник и скульптор, известный своей бронзовой «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицей».
Огюст Роден (1840–1917)
Величайший скульптор XIX века.
Мариус Жан Антонин Мерсье (1845–1916)
Профессор рисунка и скульптуры в парижской Школе изящных искусств.
Огастес Сент-Годенс (1848–1907)
Американский скульптор, известный такими работами, как бронзовый рельеф «Amor Caritas».
Дэниел Честер Френч (1850–1931)
Американский монументалист, автор скульптуры для Мемориала Линкольна.
Жорж Минне (1866–1941)
Бельгийский скульптор с натуралистичным и очень выразительным стилем.
Современные скульпторы: XX век
Первые годы XX века ознаменовались революцией в скульптуре благодаря таким новаторам XX века, как Бранкузи, Пикассо, Боччони и Наум Габо. Новые модернистские течения, такие как кубизм, дадаизм и сюрреализм, открыли путь к экспериментам. Художники начали активно исследовать абстрактные формы и использовать нетрадиционные материалы, включая «найденные объекты» (ready-made).
Аристид Майоль (1861–1944)
Скульптор и художник, известный своими статуями обнажённых женщин, такими как «Средиземноморье».
Анри Матисс (1869–1954)
Художник и скульптор, известный своими фовистскими скульптурами и коллажами из гуаши.
Эрнст Барлах (1870–1938)
Немецкий скульптор и резчик по дереву, создававший экспрессионистские фигуры.
Раймон Дюшан-Вийон (1876–1918)
Скульптор-кубист и футурист, известный работой «Лошадь» (1914), позже отлитой в бронзе.
Константин Бранкузи (1876–1957)
Румынский скульптор-виртуоз, которого часто называют первым скульптором современной эпохи.
Джеймс Эрл Фрейзер (1876–1953)
Американский скульптор, известный статуями коренных американцев и исторических деятелей.
Анна Хайатт-Хантингтон (1876–1973)
Американская художница, известная своими конными статуями и скульптурами животных.
Джейкоб Эпштейн (1880–1959)
Прославился новаторскими работами «Бурильщик» (1913) и «Надгробие Оскара Уайльда».
Вильгельм Лембрук (1881–1919)
Скульптор-экспрессионист, известный своими эмоциональными, вытянутыми в готическом духе статуями.
Пабло Пикассо (1881–1973)
Испанский художник и скульптор; африканская скульптура вдохновила его на создание кубизма.
Умберто Боччони (1882–1916)
Итальянский художник и скульптор, работавший в полуабстрактном стиле футуризма.
Жан Арп (1886–1966)
Французский дадаист, сюрреалист, скульптор-абстракционист, художник и коллажист.
Марсель Дюшан (1887–1968)
Концептуальный художник, живописец и скульптор, известный своими «реди-мейдами».
Александр Архипенко (1887–1964)
Русский скульптор, прославившийся кубистскими работами и использованием «негативного пространства».
Осип Цадкин (1890–1967)
Русский скульптор и литограф, автор шедевра «Разрушенный город».
Наум Габо (1890–1977)
Ведущая фигура в русской скульптуре, известный своим конструктивизмом и кинетическим искусством.
Анри Годье-Бжеска (1891–1915)
Авангардный французский скульптор и рисовальщик, работавший в Лондоне.
Жак Липшиц (1891–1973)
Литовско-еврейский скульптор-кубист; его портрет писал Модильяни в Париже.
Жоан Миро (1893–1983)
Испанский художник, который начал заниматься скульптурой в 1944 году (терракота, керамика, большие бронзы).
Александр Колдер (1898–1976)
Изобретатель кинетической скульптуры, в частности его знаменитых мобилей и стабилей.
Генри Мур (1898–1986)
Известен своими лежащими фигурами и органическими формами из дерева, бронзы и камня.
Луиза Невельсон (1899–1988)
Известна своим искусством ассамбляжа — абстрактными монохромными композициями из дерева.
Альберто Джакометти (1901–1966)
Прославился своими вытянутыми, истощёнными фигурами в духе экзистенциального искусства.
Марино Марини (1901–1980)
Итальянский художник, известный серией стилизованных конных статуй.
Жан Дюбюффе (1901–1985)
Художник и скульптор, наиболее известный своими виниловыми скульптурами из полистирола.
Барбара Хепуорт (1903–1975)
Британская скульптор-абстракционист, представительница Сент-Айвской школы; известна работой «Пронзённая форма» (1931).
Дэвид Смит (1906–1965)
Ведущий американский скульптор-абстракционист середины XX века.
Тони Смит (1912–1981)
Американский скульптор-абстракционист, известный стальными кубами, такими как «Die» (1962, MoMA, Нью-Йорк).
Мерет Оппенгейм (1913–1985)
Скульптор и художница, известная своей сюрреалистической работой «Меховой чайный прибор».
XX век: современные скульпторы
С переходом от модернизма к постмодернизму современная скульптура значительно расширила границы трёхмерного искусства. «Найденные объекты» по-прежнему широко используются, наряду с новыми материалами (от пенорезины до бетона). Появились новые формы, такие как инсталляция и ассамбляж. Чистая абстракция, возможно, уступает место концептуализму (где идея важнее формы), а само понятие изобразительности расширилось за счёт гиперреализма.
Традиционные формы классического реализма, похоже, вышли из моды, по крайней мере в авангардном искусстве. Однако недавняя переоценка ценностей постмодернизма оставляет возможность для возвращения к более традиционным практикам. В целом, можно сказать, что современные материалы и методы в скульптуре останутся актуальными, в то время как классический реализм в его исторической форме утратил доминирующее положение. (См. также: Американские скульпторы)
Луиза Буржуа (1911–2010)
Французская художница-долгожительница, известная своими монументальными скульптурами «пауков».
Йозеф Бойс (1921–1986)
Авангардный художник, мастер ассамбляжа и перформанса, профессор скульптуры.
Сезар Бальдаччини (1921–1998)
Получил международную известность благодаря скульптурам из спрессованных автомобилей.
Эдуардо Паолоцци (1924–2005)
Новаторский скульптор, керамист и мозаичист британско-итальянского происхождения.
Сэр Энтони Каро (1924–2013)
Влиятельный британский художник, известный абстрактными скульптурами из сварного металла.
Жан Тэнгли (1925–1991)
Швейцарский скульптор-экспериментатор, известный своей саморазрушающейся машиной «Посвящение Нью-Йорку».
Дуэйн Хансон (1925–1996)
Известен суперреалистичными скульптурами людей в натуральную величину в повседневной обстановке.
Роберт Раушенберг (1925–2008)
Известен своими «комбайнами», коллажами и ассамбляжами, а также живописью.
Арман (Арман Пьер Фернандес) (1928–2005)
Французский скульптор, известный своими «аккумуляциями» и деконструкциями предметов.
Дональд Джадд (1928–1994)
Американский скульптор-минималист, работавший с абстрактными формами.
Сол Левитт (1928–2007)
Американский художник и скульптор, известный своими минималистичными, концептуальными структурами.
Клас Ольденбург (р. 1929)
Шведский художник, известный своими поп-арт скульптурами гигантских повседневных предметов.
Джаспер Джонс (р. 1930)
Американский художник, скульптор и график, один из пионеров поп-арта.
Ники де Сен-Фалль (1930–2002)
Французская художница и скульптор, наиболее известная своими «стреляющими картинами» 1960-х годов.
Фернандо Ботеро (р. 1932)
Колумбийский художник и скульптор, известный своими характерными «тучными» фигурами.
Марк Ди Суверо (р. 1933)
Американский художник, создатель крупномасштабных публичных скульптур из железа и стали.
Карл Андре (р. 1935)
Скульптор-минималист, известный своими геометрическими композициями из одинаковых элементов.
Ева Гессе (1936–1970)
Художница-постминималистка, использовавшая в работах латекс, пластик и стекловолокно.
Ричард Серра (р. 1939)
Американский скульптор-минималист, наиболее известный своими монументальными публичными скульптурами из стали.
Брюс Науман (р. 1941)
Многогранный современный художник, известный своими неоновыми скульптурами и видео-артом.
Джон Де Андреа (р. 1941)
Американский скульптор-гиперреалист, известный своими предельно реалистичными обнажёнными фигурами.
Энтони Гормли (р. 1950)
Британский скульптор, лауреат премии Тёрнера 1994 года, автор скульптуры «Ангел Севера».
Аниш Капур (р. 1954)
Британский скульптор-абстракционист, лауреат премии Тёрнера 1991 года.
Джефф Кунс (р. 1955)
Американский художник, работающий в стиле нео-поп; известен своими концептуальными скульптурами.
Дэмиен Хёрст (р. 1965)
Постмодернистский скульптор, художник-инсталлятор, лидер группы «Молодые британские художники» (YBAs).
Дополнительные ресурсы
Справочник по пластическим искусствам см.: Искусство скульптуры. О происхождении и развитии см.: История скульптуры. Чтобы узнать о величайших трёхмерных произведениях, см.: Величайшие скульптуры всех времён. О нефигуративном искусстве см.: Абстрактная скульптура и Скульпторы-абстракционисты.
ВИДЫ СКУЛЬПТУРЫ
О статуях и рельефах из бронзы см.: Бронзовая скульптура. О резьбе по камню см.: Каменная скульптура. О пентелийском, каррарском и паросском мраморе см.: Мраморная скульптура. О скульптурах из дерева см.: Резьба по дереву. О лепке из глины см.: Керамическая скульптура.
КАК ПОНИМАТЬ СКУЛЬПТУРУ
Два эссе о восприятии скульптуры: Как понимать скульптуру от каменного века до 1850 года. Как понимать современную скульптуру XIX – XX веков (1850–2000).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?