Альберто Джакометти:
скульптор-экзистенциалист читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Швейцарский скульптор, художник, рисовальщик и гравёр Альберто Джакометти — один из самых популярных скульпторов двадцатого века. Сначала он учился в Италии, затем в Париже, где на него повлиял Константин Бранкузи и он присоединился к движению сюрреализма. Его скульптура конца 1920-х и 1930-х годов была названа «натюрморт» или «магические объекты», из которых самой известной является Дворец в 4 часа утра (1932-3, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В последующие годы он вернулся к более реалистичным однофигурным скульптурам, особенно к своим невероятно тонким, удлинённым фигурам, датируемым в основном послевоенными годами, которые он создавал, работая непосредственно в гипсе на проволочном каркасе. Примеры его уникального стиля скульптуры включают Указующий человек (1947, Тейт Лондон), Идущий человек I (1960, Фонд Маг, Сен-Поль) и Высокая женщина II (1960, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Джакометти также писал множество тщательных портретов, особенно пятилетнее исследование Изабель Ламберт и Портрет Жана Жене (1955). В феврале 2010 года Идущий человек I Джакометти, бронзовая скульптура в натуральную величину, отлитая в 1961 году, была продана на Сотбис в Лондоне за £65 001 250 ($104 327 006) — самую высокую цену, когда-либо заплаченную на аукционе за произведение пластического искусства.
Ранние годы
Джакометти родился в Боргоново, ныне Швейцария, на границе с Италией в 1901 году. Его отец, Джованни Джакометти (1868-1933), также был художником, его дядя Аугусто Джакометти (1877-1947) был художником-декоратором, а его брат Диего стал мебельщиком и скульптором. Джакометти посещал Школу изящных искусств в Женеве, изучая фигуративное рисование, гравировку и живопись. В 1920 году он путешествовал с отцом на Венецианскую биеннале, чтобы увидеть работы Александра Архипенко (1887-1964), одного из великих советских скульпторов-абстракционистов.
Париж
В 1922 году Джакометти переехал в Париж учиться у французского скульптора-экспрессиониста Антуана Бурделя (1861-1929) в Академии де ла Гранд-Шомьер. Бурдель был бывшим учеником мастера-скульптора Огюста Родена (1840-1917). Находясь в Париже, Джакометти экспериментировал с новыми движениями современного искусства, такими как кубизм, и общался с такими художниками, как Пикассо, Макс Эрнст, Жоан Миро и Бальтюс (Бальтазар Клоссовски де Рола). Он также изучал африканское искусство и примитивные артефакты.
Сюрреалистическая скульптура Джакометти
В середине 1920-х годов Джакометти порвал с традиционными академическими техниками и начал серьёзно исследовать скульптурные возможности сюрреализма. С 1927 по 1934 год он создал некоторые из своих самых индивидуальных работ. Взяв типичные сюрреалистические темы, такие как сны, чувственность и насилие, он создал скульптуры, которые, хотя и отлиты из бронзы, выглядят как искусство ассамбляжа. Его авангардные работы Женщина с перерезанным горлом (1932, Национальная галерея Шотландии) и Женщина-ложка (1936) — отливки которых можно увидеть в Гуггенхайме и Музее современного искусства в Нью-Йорке и других местах — были его первыми получившими критическое признание работами. Женщина с перерезанным горлом — наполовину женщина, наполовину насекомое. Одно из самых вызывающих произведений абстрактной скульптуры — предназначенное для размещения на полу без основания — оно предполагает жестокий образ женщины, лежащей изнасилованной и убитой. Оно очень эмоционально и мощно, прочно укоренено в сфере сюрреализма и сделало Джакометти одним из самых известных художников-сюрреалистов.
В 1927 году у Джакометти была совместная выставка в Цюрихе с отцом, а в 1932 году — его первая персональная выставка в Париже.
Индивидуальный художественный стиль
В 1935 году у Джакометти случился художественный кризис. Хотя его ранние работы уже были хорошо известны и пользовались спросом, художник всё ещё боролся за поиск своего собственного уникального стиля. Первые скульптуры, которые он сделал в этот период, были настолько крошечными, что грозили развалиться. Постепенно фигуры развивались с более живыми поверхностями, удлинёнными конечностями и узкими маленькими головами. Именно за эти более натуралистичные работы он стал знаменит. Работая из своей студии в Монпарнасе, его фигуры росли и росли в размере. Сначала он находил свою студию слишком маленькой, но чем дольше он там оставался, тем больше, как он говорил, она становилась. Даже одна из его стоящих фигур в натуральную величину, такая как Идущий человек (1960, Фонд Маг, Сен-Поль), была создана в этой студии. В 1934 году у Джакометти была первая персональная выставка в Нью-Йорке. Несколько позже он также встретил знаменитого философа Жан-Поля Сартра, который стал хорошим другом и написал два эссе о художественном воздействии искусства Джакометти. Во время войны Джакометти жил в Цюрихе, вернувшись в свою студию в Париже только в 1945 году.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?