Александр Архипенко:
русский скульптор-кубист читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Член школы русской скульптуры и считающийся сегодня одним из величайших скульпторов движения кубизма, украинский художник Александр Архипенко известен своей новаторской скульптурой, в которой «негативное пространство» используется для создания нового способа взгляда на человеческую фигуру, показывая несколько видов объекта одновременно. Это развитие негативного пространства, наряду с его использованием повседневных материалов, представляет его величайший вклад в историю скульптуры. После переезда в Париж в 1908 году и двух лет в Берлине (1921-23) он эмигрировал в Америку в 1923 году, где продолжил создавать новые формы современного искусства, включая Архипентуру (вид кинетической живописи) и свои пластические «световые» скульптуры, освещённые изнутри. Эти новые типы авангардного искусства подтвердили его репутацию одного из самых творческих скульпторов XX века, и теперь он рассматривается как основополагающая фигура в пластическом искусстве современной эпохи. Мастер бронзовой скульптуры, а также смешанной техники и резьбы по дереву, его наиболее известные шедевры включают скульптуры Идущая женщина (1912, Денверский музей искусств), Боксёрский матч (1914, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк) и Стоящая обнажённая (1921, частная коллекция); а также кубистскую картину Стакан на столе (1920, МоМА, Нью-Йорк). Архипенко был также влиятельным педагогом, имел художественные школы в Париже, Берлине и Америке.
Художественное образование
Родился как Александр Порфирьевич Архипенко в Киеве, Украина, у родителей Порфирия Антоновича Архипенко и Порословии Васильевны Маховой Архипенко, он посещал Киевское художественное училище (КККХУ) с 1902 по 1905 год, где изучал живопись и рисунок, а также скульптуру. Поскольку Киев был центром византийского искусства, он смог изучать иконопись Киевской школы, а также средневековое мозаичное искусство региона. Он провёл ещё один год в Киеве, обучаясь у Сергея Святославского, во время которого у него была совместная выставка с Александром Богомазовым, после чего он переехал в Москву, где процветающее авангардное сообщество предоставляло ему больше возможностей для демонстрации своих работ более широкой аудитории.
Париж
В 1908 году, разочарованный Москвой, Архипенко переехал в Париж, где недолго посещал Школу изящных искусств и жил в художественной колонии Ла Рюш, вместе с другими эмигрантами — русскими художниками, такими как Владимир Баранов-Россине, Соня Делоне-Терк и Натан Альтман. Не любя традиционное академическое искусство Школы изящных искусств, он ушёл через две недели, чтобы изучать скульптуру самостоятельно в Лувре: его любимыми типами были египетская, ассирийская, греческая и готическая скульптура. В 1910 году он начал показывать свои скульптуры в Салоне Независимых и в 1911 году в Осеннем салоне, рядом с Казимиром Малевичем (1878-1935), Пабло Пикассо (1881-1973) и Жоржем Браком (1883-1963). В 1912 году у него была первая персональная выставка в Музее Фольквангу в Хагене, в Германии, после которой он открыл свою первую художественную школу в Париже. Также в 1912 году он стал членом Золотого сечения (1912-14), группы современных художников, связанных с кубистской идиомой. Другими членами были Марсель Дюшан (1887-1968), Фернан Леже (1881-1955), Раймон Дюшан-Вийон (1876-1918), Альбер Глез (1881-1953), Жан Метценже (1883-1956), Хуан Грис (1887-1927), Франсис Пикабиа (1879-1953) и другие.
В том же году он начал создавать свои расписные рельефы, Скульпто-живопись. Кроме того, он также начал исследовать концепцию «негативного пространства», делая углубления в своих скульптурах, создавая вогнутые пространства внутри своих фигур, что даёт глазу множество одновременных видов объекта. Проиллюстрированное его шедевром Идущая женщина (1912, Денверский музей искусств), это представляло значительный вызов традиционному пониманию скульптуры. Кроме этого, как Пикассо и Дюшан, Архипенко начал экспериментировать со скульптурным искусством из мусора, выбирая обыденные материалы в своих работах. Все это принесло ему широкое признание, и его репутация быстро распространилась по всей Европе.
В 1913 году Архипенко выставил свои скульптуры и рисунки на знаменитой Оружейной выставке в Нью-Йорке и создал свой первый набор гравюр изящного искусства, которые были опубликованы в следующем году в итальянском футуристском журнале Lacerba. Он участвовал в Салоне Независимых в 1914 году, прежде чем покинуть Париж для Ниццы на Лазурном берегу, где оставался до окончания Первой мировой войны.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?