Александр Колдер:
американский скульптор, художник-кинетист читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из самых известных американских скульпторов-абстракционистов, Александр Колдер, наиболее известен своим кинетическим искусством — созданием движущихся скульптур. Получив образование инженера, а затем художника, Колдер провёл время в Париже, где на него повлияли Мондриан и Жоан Миро. Его главный вклад в искусство скульптуры заключался в изобретении (ок. 1931-32) стабилей — так их назвал Жан Арп — статичных проволочных фигурных скульптур, и мобилей — так их назвал Марсель Дюшан — кинетических абстрактных скульптур, состоящих из тщательно сбалансированной конструкции металлических пластин, стержней и проволоки, которые двигались от потоков воздуха или прикосновения руки. Он также создавал картины, ювелирные изделия, театральные декорации и иллюстрировал книги. Его самые известные работы включают Мобиль без названия (1976, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия) и La Grande Vitesse (1969, город Гранд-Рапидс, Мичиган).
Ранние годы
Колдер родился в 1898 году в Лонтоне, Пенсильвания. Его отец, Александр Стирлинг Колдер (1870-1945), был известным скульптором, создавшим множество публичных инсталляций. Его дед, Александр Милн Колдер (1846-1923), также был скульптором и наиболее известен своей колоссальной статуей Уильяма Пенна на вершине башни мэрии Филадельфии. Мать Колдера, Нанетт Ледерер Колдер (1866-1960), была художницей-портретисткой, которая училась в Академии Жюлиана и Сорбонне в Париже. Она познакомилась с отцом Колдера, когда училась в Пенсильванской академии изящных искусств.
Колдер-художник
Учитывая такое происхождение, неудивительно, что Колдера с раннего возраста поощряли развивать свои художественные способности. С четырёх лет он создавал скульптуры и имел собственную студию в доме родителей. Когда он стал старше, он не сразу выбрал карьеру в искусстве, сначала изучая инженерное дело, а затем работая на различных работах. Работая на корабле, через несколько лет после окончания инженерного колледжа, Колдер однажды утром проснулся на палубе и увидел одновременно яркую полную луну и восход солнца, видимые на противоположных горизонтах.
Это переживание произвело неизгладимое впечатление, и вскоре после этого, в 1923 году, он решил стать художником на полный рабочий день.
Цирк Колдера
Колдер поступил в Лигу студентов искусств в Нью-Йорке и также устроился работать иллюстратором в National Police Gazette. Журнал отправил его делать зарисовки сцен из местного цирка на две недели, и так началось увлечение всей жизни. В 1926 году он переехал в Париж и создал свой Цирк Колдера, своеобразный передвижной цирк, сделанный из ткани, кожи, проволоки и найденных материалов. Фигуры представляли цирковых артистов, которые были предназначены для ручного управления Колдером. Вскоре он представлял свой Цирк Колдера в Париже и Нью-Йорке с большим успехом. Представление длилось два часа и во многом предвосхитило перформанс на 40 лет. Цирк Колдера теперь является частью постоянной коллекции Музея Уитни в Нью-Йорке, но живое представление, проведённое художником в последующие годы, можно посмотреть на youtube.com.
Примечание об оценке скульптуры Чтобы научиться оценивать скульпторов-модернистов, таких как Александр Колдер, смотрите: Как ценить современную скульптуру. Для более ранних работ, пожалуйста, смотрите: Как ценить скульптуру.
Мобили и стабили
Слухи о художественных новшествах Колдера быстро распространились, и в 1928 году ему была предоставлена первая персональная выставка в галерее Вейе в Нью-Йорке. Он подружился с некоторыми ключевыми художниками своего времени, такими как Пит Мондриан (1872-1944), Марсель Дюшан (1887-1968), Фернан Леже (1881-1955), Жан Арп (1886-1966) и Жоан Миро (1893-1983). Под влиянием этих художников-абстракционистов и после посещения мастерской Пита Мондриана Колдер начал создавать кинетические произведения, которые Дюшан окрестил «мобилями». Эта форма абстрактной скульптуры двигалась с помощью различных систем рукояток и моторов. Однако Колдер вскоре отказался от механических аспектов работ, когда понял, что может создавать движущиеся скульптуры, просто используя динамику воздушных потоков вместо этого. Жан Арп окрестил более статичные скульптуры «стабилями», чтобы отличить их от мобилей.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?