Алонсо Кано:
испанский художник и скульптор эпохи барокко читать ~6 мин.
Алонсо Кано (исп. Alonso Cano; 1601–1667) — выдающийся испанский скульптор, живописец и архитектор эпохи барокко. Его разносторонний талант принёс ему прозвище «испанский Микеланджело». Обладая вспыльчивым характером, он последовательно работал в Севилье, Мадриде и Гранаде. Будучи крупнейшей фигурой в испанском искусстве барокко, Кано оставил после себя богатое наследие. Его самой известной скульптурной работой считается «Непорочное зачатие» (1655, Кафедральный собор Гранады), а среди известнейших картин — «Сошествие в лимб» (1640, Музей искусств округа Лос-Анджелес) и «Чудо у колодца» (1646–1648, Музей Прадо, Мадрид). Высоко ценится и созданный им проект западного фасада Гранадского собора. Кроме барочной скульптуры, Кано признан одним из ведущих архитекторов барокко в Испании.
Биография
Алонсо Кано родился в Гранаде в 1601 году. Основам архитектуры он с ранних лет обучался у своего отца, Мигеля Кано, который был архитектором-сборщиком ретабло. В 1614 году, в возрасте 13 лет, семья переехала в Севилью, где юный Алонсо начал изучать живопись и скульптуру. Живописи он учился у Франсиско Пачеко (1564–1644), который известен не только как автор трактата «Искусство живописи» («Arte de la Pintura», 1649), но и как учитель Диего Веласкеса, самого прославленного художника Испании. Наставником Кано в скульптуре был Хуан Мартинес Монтаньес (1568–1649), прозванный «Богом дерева» («el Dios de la Madera») за свои виртуозные деревянные скульптуры, которые он покрывал грунтом, расписывал (полихромировал) и золотил.
Скульптуры севильского периода Кано до наших дней не дошли. Однако сохранились его живописные работы того времени, например, картина «Видение святого Иоанна Евангелиста Иерусалима» (1636–1637), которая ныне хранится в Собрании Уоллеса в Лондоне. Изначально она была написана для монастырской церкви Санта-Паула в Севилье. Уже в этой работе проявилось мастерство Кано: уверенная техника, точность в анатомическом рисунке, смелые ракурсы и использование нежных, полупрозрачных тонов. Изысканность стиля наводит на мысль о возможном влиянии итальянской живописи, однако нет никаких документальных подтверждений того, что Кано покидал Севилью до 1638 года. К этому же периоду относятся две другие значимые работы, созданные для того же монастыря и ныне хранящиеся в Лувре: «Святой Иоанн Евангелист» (1636) и «Святой Иаков Старший» (ок. 1635).
Мадрид и служба при дворе
Вспыльчивый характер Кано не раз создавал ему проблемы. В 1638 году он был вынужден бежать из Севильи в Мадрид после дуэли с художником Себастьяном де Льяносом-и-Вальдесом (1605–1677). Рассказывают, что незадолго до этого он рисковал жизнью, разбив статую святого в ответ на слишком низкое, по его мнению, предложение покупателя. Этот поступок мог быть расценён как ересь, каравшаяся смертью.
В Мадриде Кано нашёл покровителя в лице могущественного графа-герцога Оливареса, который представил его королю Филиппу IV. Монарх назначил его придворным художником и главным архитектором королевских дворцов. Ему была поручена реставрация картин в испанской королевской художественной коллекции, благодаря чему он получил доступ к работам великих венецианских мастеров XVI века, таких как Тициан и Веронезе. Это влияние заметно в его последующих работах: колорит становится мягче, а светотень — выразительнее, хотя и отличается от сурового стиля Сурбарана. Одной из важнейших картин этого периода является «Чудо у колодца» (1646–1648, Музей Прадо, Мадрид), которая считалась его современниками шедевром. Впоследствии картина была повреждена и надолго забыта, пока в 1941 году не поступила в Прадо.
Начиная с 1640-х годов стиль Кано становится более динамичным и драматичным. Это лучше всего видно в работе «Сошествие в лимб» (1640, Музей искусств округа Лос-Анджелес), в которой динамичная композиция и эмоциональное напряжение вовлекают зрителя в происходящее. Другие картины этого периода: «Богоматерь с младенцем» (1646–1650, Музей изобразительных искусств, Будапешт); «Noli me Tangere (Не прикасайся ко Мне)» (ок. 1640, Музей изобразительных искусств, Будапешт); и «Святой Иоанн Евангелист на Патмосе» (1646–1650, Музей изобразительных искусств, Будапешт).
Чтобы оценить важных мастеров трёхмерного искусства, таких как испанский скульптор барокко Алонсо Кано, см.: Как ценить скульптуру. Для более поздних работ см.: Как ценить современную скульптуру.
Возвращение в Гранаду
В 1644 году Кано вновь пришлось спасаться бегством — на этот раз после обвинения в убийстве своей жены. Хотя он и был главным подозреваемым, его вина не была доказана, и в итоге он был оправдан. Кано нашёл убежище в Валенсии, но благодаря покровительству короля в 1652 году ему была предложена должность каноника (расьонеро) в Кафедральном соборе Гранады. Для вступления в должность Кано был вынужден принять священный сан и вскоре был назначен главным архитектором собора — эту должность он, с перерывами из-за конфликтов с духовенством, занимал до самой смерти. Именно Кано разработал проект западного фасада собора, который принёс ему славу одного из величайших архитекторов Испании. Однако сам фасад был возведён уже после его смерти под руководством Хосе де Гранадоса.
Архитектурный проект фасада Гранадского собора стал настоящим прорывом для своего времени. Кано отказался от строгого и сдержанного стиля, свойственного его предшественникам, и предложил динамичное и живописное решение. Он использовал мотив тройной триумфальной арки, но интерпретировал его с барочной свободой, создав сложную игру вогнутых и выпуклых поверхностей. Этот новаторский подход не только придал фасаду монументальность и величие, но и заложил основы для развития андалузского барокко в архитектуре, повлияв на многих последующих зодчих.
В соборе хранится множество произведений христианского искусства работы Кано, включая полихромную деревянную статую «Непорочного зачатия» (1655), которая по праву считается его скульптурным шедевром. Работы гранадского периода отличаются гармонией и безмятежностью. Другой яркий пример — деревянный бюст «Евы» (1666, Кафедральный собор Гранады), отличающийся невероятной женственностью и изяществом. Его Ева полна утончённого очарования и жизненной силы. Парный бюст «Адама» он завершить не успел; эту работу выполнил позднее Хуан Велес де Ульоа.
Скульптурный стиль Алонсо Кано представляет собой уникальное явление в испанском барокко. В отличие от многих своих современников, стремившихся к предельному натурализму и драматической экспрессии, Кано искал идеальную, почти классическую красоту. Его образы, будь то Мадонна или святые, полны внутреннего спокойствия, сдержанности и духовного благородства. Он мастерски сочетал реалистичную проработку деталей с идеализированной трактовкой форм, создавая произведения, которые излучают гармонию и умиротворение. Именно это стремление к совершенной форме и одухотворённой красоте выделяет его на фоне других мастеров и делает его работы узнаваемыми.
Другие работы
Картины Алонсо Кано хранятся в музейных коллекциях по всему миру. Среди них: «Видение святого Иоанна» (1635, Собрание Уоллеса, Лондон); «Благовещение» (ок. 1645, Музей Прадо); «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелом» (1646–1652, Прадо); «Непорочное зачатие» (1648, Музей изящных искусств, Витория); и «Видение святого Бернарда» (ок. 1650, Прадо).
Кано скончался в 1667 году в Гранаде. К сожалению, время оказалось немилосердно ко многим его работам: значительная часть его скульптурного и живописного наследия была утрачена в ходе последующих войн и революций.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?