Андреа делла Роббиа:
терракотовый скульптор эпохи Возрождения читать ~3 мин.
Важный новатор скульптуры в эпоху итальянского Возрождения, Андреа делла Роббиа родился в семье флорентийских художников, прославившихся своей терракотовой скульптурой – в частности, предметами христианского искусства. Он был сыном Марко делла Роббиа и племянником и учеником Луки делла Роббиа (1400-1482). Специализируясь на повествовательной скульптуре эпохи Возрождения, Андреа делла Роббиа наиболее известной работой является Дети-подкидыши (Bambino Tondi) (1463-66), это десять тондо, или круглых скульптур, на фасаде Spedale degli Innocenti, Флоренция. К сожалению, в конце жизни он подвергся резкой критике со стороны фундаменталистского проповедника Джироламо Савонаролы (1452-1498).
Биография
Андреа делла Роббиа родился в том же году, что и скульптор и мастер по металлу Андреа дель Верроккьо (1435-1488), и обучался у своего дяди как керамике, так и скульптуре – семейный бизнес был основан на его рецептуре цветной глазурованной терракоты – но Андреа производил и продавал эмалированные рельефы из терракоты более широко, даже в небольших городах.
Кроме того, он расширил их применение для различных архитектурных целей, таких как фризы, фонтаны и большие ретабло над и за церковными алтарями.
Самые ранние его работы, в Ла Верне и Ареццо, демонстрировали достоинство, характерное для его дяди. После этого наступил период изящных работ, примером которых может служить алтарь в Оссерванце близ Сиены и люнет над дверью собора Прато в Тоскане. Однако историки считают, что его скульптуры в люнете собора Пистойи и над входами в собор Санта Мария делла Кверча в Витербо лишены прежней утончённости и граничат с сентиментальностью.
Тондо детей-подкидышей (Bambino Tondi)
Возможно, лучшим произведением христианского искусства Андреа Делла Роббиа является набор медальонов, состоящий из рельефов младенцев в белом на голубом фоне, расположенных на фасаде больницы для подкидышей во Флоренции (Spedale degli Innocenti). Эти прекрасные детские фигуры, каждая из которых отличается от другой, созданы с необычайным мастерством и ставят Андреа в первый ряд художников раннего Возрождения.
Рельефы Мадонны с младенцем
Для гильдий, ремесленных и торговых объединений, а также частных коллекционеров Андреа делла Роббиа создал целый ряд рельефов Мадонны с младенцем , отличающихся большим изяществом позы и выразительности. В них, как правило, основной рельеф оставлен белым, но декоративно обрамлён натуралистическими гирляндами из фруктов и цветов, написанных различными цветными эмалями.
Одним из усовершенствований, внесённых Андреа делла Роббиа в создание этих эмалированных фигур, было оставление обнажёнными лица, рук и других открытых мясистых частей – для большего эффекта – как показано на тимпане рельефа встречи святого Доменика и святого Франциска в лоджии флорентийской больницы Сан Паоло.
Заметка об оценке искусства
Для того чтобы оценить таких важных трёхмерных художников, как скульптор эпохи Возрождения Андреа Делла Роббиа, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Наследие
Андреа был одним из самых долгоживущих скульпторов эпохи Возрождения во Флоренции. После его ухода на пенсию семейную мастерскую Роббиа продолжили пять его сыновей. Джованни делла Роббиа (1469-1529) был старшим и самым значительным. Он создал купель для ризницы (1497) церкви Санта Мария Новелла в манере, очень похожей на манеру своего отца, но его более индивидуальные скульптуры, такие как Рождество Христово (1521, Музей Национале), Табернаколо делла Фонтачине (1522, Виа Национале) и медальоны в больнице Чеппо в Пистойе, отличаются неумелой композицией и плохим цветовым вкусом. Фра Маттиа продемонстрировал лучшие скульптурные способности в своём главном алтаре в Монтекассиано (1527), но средние братья Фра Амброджио и Лука ди Андреа были в основном подражателями.
Младший сын Андреа делла Роббиа, Джироламо делла Роббиа (1488-1566), был архитектором, а также скульптором. Он переехал во Францию и много лет работал под Парижем. Его терракотовые эмалированные скульптуры для Мадридского замка вызывали восхищение у многих, хотя и не оказали большого влияния на французскую скульптуру XVI века.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?