Андреа делла Роббиа:
терракотовый скульптор эпохи Возрождения читать ~3 мин.
Андреа делла Роббиа (итал. Andrea della Robbia; 1435–1525) — выдающийся скульптор эпохи итальянского Возрождения, происходивший из семьи флорентийских художников, которые прославились своей терракотовой скульптурой и работами в области христианского искусства. Он был сыном Марко делла Роббиа, а также племянником и учеником знаменитого Луки делла Роббиа (1400–1482).
Специализируясь на повествовательной скульптуре Ренессанса, Андреа делла Роббиа создал множество значимых произведений. Его самой известной работой считается серия «Младенцы в пелёнках» (Bambino Tondi, 1463–1466) — десять тондо (круглых рельефов) на фасаде Воспитательного дома (Ospedale degli Innocenti) во Флоренции. В конце жизни его творчество подверглось резкой критике со стороны проповедника Джироламо Савонаролы (1452–1498).
Биография
Андреа делла Роббиа родился в один год со скульптором и ювелиром Андреа дель Верроккьо (1435–1488). Он обучался у своего дяди керамике и скульптуре. Семейное дело было основано на уникальной рецептуре цветной глазурованной терракоты, и Андреа не только продолжил традицию, но и значительно расширил производство, поставляя эмалированные рельефы даже в небольшие города.
Он также нашёл для них новое применение в архитектуре, создавая фризы, фонтаны и большие алтарные образы (ретабло), которые размещались над церковными алтарями.
Его ранние работы, созданные в Ла-Верне и Ареццо, отличались достоинством, характерным для стиля его дяди. Затем последовал период создания более изящных произведений, таких как алтарь в монастыре Оссерванца близ Сиены и люнет над порталом собора в Прато. Однако, по мнению историков, его более поздние скульптуры — например, в люнете собора в Пистое и над входами в базилику Санта-Мария-делла-Кверча в Витербо — утратили былую утончённость и приблизились к сентиментальности.
Тондо «Младенцы в пелёнках» (Bambino Tondi)
Одним из лучших произведений христианского искусства работы Андреа делла Роббиа является серия медальонов с рельефами спелёнутых младенцев. Эти рельефы, выполненные в белом цвете на голубом фоне, украшают фасад Воспитательного дома (Ospedale degli Innocenti) во Флоренции. Прекрасные детские фигуры, каждая из которых уникальна, созданы с исключительным мастерством и ставят Андреа в один ряд с ведущими художниками раннего Возрождения.
Рельефы Мадонны с Младенцем
Для различных гильдий и частных заказчиков Андреа делла Роббиа создал множество рельефов «Мадонны с Младенцем», отличающихся изяществом поз и выразительностью. Как правило, основной рельеф в этих работах оставался белым, но его обрамляли декоративные гирлянды из фруктов и цветов, выполненные в цветных эмалях.
Нововведением Андреа стало то, что он оставлял телесные части фигур — лица, руки — без глазури, что усиливало их выразительность. Этот приём можно видеть, например, в тимпане с изображением встречи святых Доминика и Франциска в лоджии госпиталя Сан-Паоло во Флоренции.
Заметка об оценке искусства
Для оценки творчества таких значимых скульпторов, как Андреа делла Роббиа, см.: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см.: Как оценить современную скульптуру.
Наследие
Андреа был одним из самых продуктивных скульпторов флорентийского Ренессанса. После того как он отошёл от дел, семейную мастерскую продолжили его пятеро сыновей. Старшим и наиболее значительным из них был Джованни делла Роббиа (1469–1529). Он создал дарохранительницу (1497) для ризницы церкви Санта-Мария-Новелла в манере, близкой к отцовской. Однако его более поздние работы, такие как «Рождество» (1521, Национальный музей Барджелло) и медальоны в госпитале Чеппо в Пистое, отличаются менее искусной композицией и спорными цветовыми решениями.
Другой сын, Фра Маттиа, проявил больший талант в главном алтаре церкви в Монтекассиано (1527), в то время как Фра Амброджио и Лука ди Андреа были в основном подражателями.
Младший сын Андреа, Джироламо делла Роббиа (1488–1566), был не только скульптором, но и архитектором. Он переехал во Францию, где работал над украшением замка Мадрид в Булонском лесу. Его терракотовые эмалированные скульптуры вызывали восхищение, но не оказали значительного влияния на развитие французской скульптуры XVI века.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?