Андреа Пизано:
итальянский готический скульптор читать ~3 мин.
Обученный готической скульптуре, итальянский скульптор и архитектор Андреа Пизано – также известный как Андреа да Понтедера – был важным пионером прототипа скульптуры Возрождения треченто. Его главные работы были выполнены во Флоренции, самые значительные из них – три бронзовые двери для баптистерия Флорентийского собора (завершены в 1336 году). Важный предшественник придворного интернационального готического стиля искусства, он испытал большое влияние скульптуры Джованни Пизано и ренессансного художника Джотто.
Биография
Родился в 1295 году в Пизе, о жизни Пизано известно немного. Он начал свою трудовую деятельность в качестве ювелира, обучение которому пригодится ему в последующие годы. Также предполагается, что он стал подмастерьем Джованни Пизано и работал вместе с ним над скульптурой для церкви Санта-Мария-делла-Спина в Пизе. Также предполагается, что он мог работать над собором Святого Марка и дворцом дожей в Венеции.
Флорентийский баптистерий: бронзовые двери
На определённом этапе Пизано переехал во Флоренцию, где попал под влияние Джотто, который был главным архитектором Флорентийского собора. Под его руководством Пизано изготовил три бронзовые двери для баптистерия.
Работа над панелями с рельефной скульптурой заняла несколько лет и была завершена в 1336 году (дата на двери гласит 1330, но она относится к восковой модели, а не к отливке). Фигуры позолочены и расположены на гладкой бронзовой поверхности.
Это прекрасное произведение христианского искусства – в иконографии двери прослеживается влияние фресок Джотто в базилике Санта-Кроче, а архитектурный дизайн двери похож на собор в Пизе. Стиль Пизано прост и сдержан; его фигуры вырезаны с большим мастерством и опытом. Несомненно, его высоко ценили в своё время.
Кампанила Флорентийского собора
Джотто прославился как художник по многим причинам, но одна из них заключается в том, что ему удалось вырваться из-под влияния и традиций византийского искусства. Византийское искусство охватывало декоративную скульптуру, резьбу по камню, работы по металлу и слоновой кости, орнаментальную бронзу, эмалирование и искусство миниатюры. Стиль, характерный для византийского искусства, был очень сложным и развитым, но в то же время жёстким и единообразным. Джотто вдохнул новую жизнь в религиозные сюжеты и вдохновил на это других художников и скульпторов, в том числе Пизано.
После смерти Джотто в 1337 году Андреа Пизано сменил его на посту главного архитектора Флорентийского собора, и ему было поручено строительство Кампанилы (колокольни). Он надстроил два этажа и украсил панели скульптурными рельефами. К этому времени у Пизано была своя мастерская и ученики, и именно под его руководством ученики создавали рельефы, изображающие сцены из Бытия, искусства и науки.
Среди других сюжетов – четыре великих пророка, семь добродетелей, семь таинств, семь дел милосердия и семь планет. Несколько статуй, которые первоначально были размещены в нишах Кампанилы над рельефами, изображающими Давида и Соломну и двух сивилл, были приписаны Пизано, но это оспаривается. Рельефы, а также две статуэтки Христа и святой Репараты сейчас хранятся в музее собора. Подробнее о флорентийском соборе см: Флорентийский собор, Брунеллески и Ренессанс (1420-36).
Для того чтобы оценить таких важных трёхмерных художников, как готический скульптор Андреа Пизано, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Дуомо Орвието
В 1347 году Пизано был назначен главным архитектором Дуомо Орвието (римско-католический собор XIV века, расположенный в городе Орвието в Умбрии, который был спроектирован и начат Лоренцо Майтани). Строительство было начато в 1290 году, но продолжалось почти три столетия, а дизайн и стиль менялись от романской архитектуры к готической по мере продвижения строительства.
Когда Пизано умер через год, его преемником стал его сын Нино. Другой его сын, Томмазо, также был известным скульптором, а его самым выдающимся учеником был Андреа да Чионе, (художник, скульптор и архитектор), также известный как Орканья.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?