Андреа Пизано:
итальянский готический скульптор читать ~3 мин.
Итальянский скульптор и архитектор Андреа Пизано (итал. Andrea Pisano, также известный как Андреа да Понтедера, итал. Andrea da Pontedera; ок. 1290–1348/49) — значительная фигура треченто и один из пионеров скульптуры Ренессанса. Прошедший обучение в традициях готической скульптуры, он создал свои главные работы во Флоренции. Наиболее известным его произведением стали Южные бронзовые двери для баптистерия Флорентийского собора (1330–1336). На его творчество оказали влияние как Джованни Пизано, так и художник Джотто.
Биография
Пизано родился около 1290 года в Понтедере, недалеко от Пизы. О его ранней жизни известно немного. Предполагается, что он начинал как ювелир, что в дальнейшем отразилось на его тонкой работе с бронзой. Вероятно, он был учеником Джованни Пизано и помогал ему в работе над скульптурами для церкви Санта-Мария-делла-Спина в Пизе.
Флорентийский баптистерий: бронзовые двери
Переехав во Флоренцию, Пизано попал под влияние Джотто, который в то время был главным архитектором Флорентийского собора. Именно под его влиянием Пизано создал первые из трёх бронзовых дверей для баптистерия.
Работа над панелями с рельефной скульптурой для южного портала велась с 1330 по 1336 год. Указанная на дверях дата «1330» относится к созданию восковой модели, а не к отливке. Позолоченные фигуры размещены на гладкой бронзовой поверхности и изображают сцены из жизни Иоанна Крестителя, а также аллегории добродетелей.
Это выдающееся произведение христианского искусства, в иконографии которого заметно влияние фресок Джотто в базилике Санта-Кроче. Стиль Пизано отличается простотой и сдержанностью, а его фигуры выполнены с большим мастерством, что свидетельствует о высоком признании художника современниками.
Кампанила Флорентийского собора
Джотто во многом прославился тем, что отошёл от строгих канонов византийского искусства, которое, несмотря на свою сложность, было достаточно жёстким и единообразным. Он вдохнул новую жизнь в религиозные сюжеты, чем вдохновил и Пизано.
После смерти Джотто в 1337 году Андреа Пизано сменил его на посту главного архитектора Флорентийского собора и продолжил строительство Кампанилы (колокольни). Он добавил два яруса, украсив их рельефами. К этому времени у Пизано была собственная мастерская, и ученики под его руководством создавали панели со сценами из Книги Бытия, а также аллегориями искусств и наук.
Среди других сюжетов на панелях — Четыре великих пророка, Семь добродетелей, Семь таинств, Семь дел милосердия и Семь планет. Авторство нескольких статуй из ниш Кампанилы, включая изображения Давида, Соломона и двух сивилл, приписывается Пизано, но оспаривается. Оригинальные рельефы и статуи сейчас находятся в Музее собора. Подробнее о Флорентийском соборе.
Для того чтобы оценить таких важных трёхмерных художников, как готический скульптор Андреа Пизано, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Дуомо Орвието
В 1347 году Пизано был назначен главным архитектором Дуомо Орвието — собора XIV века в Умбрии, строительство которого начал Лоренцо Майтани. Собор начали возводить в 1290 году, и работы продолжались почти три столетия, в результате чего стиль менялся от романского к готическому.
Андреа Пизано скончался около 1348 года, и его преемником на посту стал его сын Нино. Другой его сын, Томмазо, также был скульптором. Самым выдающимся учеником Пизано считается Андреа ди Чоне, более известный как Орканья — художник, скульптор и архитектор.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?