Андреас Шлютер:
немецкий скульптор и архитектор эпохи барокко читать ~3 мин.
Андреас Шлютер (нем. Andreas Schlüter) — один из величайших скульпторов эпохи барокко в Германии, который также был выдающимся архитектором. Работая преимущественно в Берлине, он сыграл ключевую роль в превращении города в значимый центр немецкого искусства барокко. В его творчестве заметно влияние великих итальянских мастеров, таких как Джованни Лоренцо Бернини и Микеланджело, а также французского скульптора Франсуа Жирардона. Самой известной работой Шлютера остаётся бронзовая конная статуя курфюрста Фридриха Вильгельма (1696–1703, дворец Шарлоттенбург, Берлин).
Биография и раннее творчество
О ранних годах жизни Шлютера известно немного. Он родился около 1660 года, предположительно в Данциге (ныне Гданьск) или Гамбурге. Своё мастерство в искусстве скульптуры, резьбе по камню и работе с бронзой он, вероятно, оттачивал во время путешествий. Первые значимые работы Шлютер выполнил в Речи Посполитой для короля Яна III Собеского и польской аристократии.
В этот период им были созданы:
Декоративные скульптуры на фасаде дворца Вилянув (после 1681, Варшава);
Скульптуры на фронтоне дворца Красиньских (1682–1689, Варшава);
Алтарь и распятие для церкви в Венгруве (1688–1690);
Погребальные скульптуры семьи Собеских в Жолкве (1692–1693);
Портретный бюст епископа Яна Малаховского (1693, Вавельский собор, Краков).
Высокое качество работ Шлютера привлекло внимание курфюрста Бранденбурга Фридриха III, и в 1694 году скульптор был приглашён в Берлин, где получил должность при дворе.
Берлинский период: скульптура
Период работы в Берлине на правящую династию Гогенцоллернов стал самым плодотворным в карьере Шлютера. В 1697 году он создал бронзовую статую курфюрста Фридриха III (позже ставшего королём Пруссии Фридрихом I), которая предназначалась для Кёнигсберга (ныне Калининград) и была утрачена во время Второй мировой войны.
Главным шедевром Шлютера стала конная статуя Великого курфюрста Фридриха Вильгельма, открытая в 1703 году. Этот монумент, установленный на Длинном мосту, является ярким образцом искусства барокко и символом политического абсолютизма. Динамичная композиция и тонкая проработка деталей демонстрируют влияние Бернини, чьи работы Шлютер изучал во время поездки в Италию в 1696 году.
Среди других известных скульптурных произведений Шлютера в Берлине — кафедра для церкви Святой Марии (1703) и великолепные саркофаги короля Фридриха I и его супруги Софии Шарлотты, расположенные в крипте Гогенцоллернов Берлинского собора.
Архитектурная карьера и опала
В 1699 году Шлютер был назначен главным придворным архитектором (Hofbaumeister) и руководителем строительства Берлинского городского дворца, который должен был стать главной зимней резиденцией прусских королей. Одновременно он возглавлял Академию изящных искусств, оказывая огромное влияние на художественную жизнь столицы.
Карьера архитектора оборвалась в 1706 году из-за инженерного просчёта при строительстве Монетной башни (Münzturm). Из-за неустойчивого болотистого грунта конструкция начала крениться, угрожая обрушением. Хотя Шлютер лично руководил сносом башни, его враги при дворе воспользовались ситуацией. Он был отстранён от всех архитектурных проектов, сохранив лишь должность придворного скульптора. Эта неудача тяжело отразилась на его положении и душевном равновесии.
Несмотря на печальную судьбу многих проектов, сохранившиеся скульптурные элементы, такие как маскароны в виде голов умирающих воинов для здания Арсенала, свидетельствуют о его непревзойдённом мастерстве. Сам Городской дворец был сильно повреждён во время Второй мировой войны, снесён в 1950 году и воссоздан в 2013–2020 годах как культурный центр «Гумбольдт-форум».
Последние годы в Санкт-Петербурге
В 1713 году опальный мастер принял предложение царя Петра I и переехал в Санкт-Петербург. Шлютер стал одним из основоположников стиля петровского барокко, для которого характерно сочетание западноевропейской строгости с русским размахом. Он успел принять участие в проектировании и отделке нескольких значимых зданий, включая дворец Кикина и Летний дворец, где создавал рельефные украшения.
К сожалению, Шлютер скончался в 1714 году, вскоре после прибытия в Россию. Несмотря на короткий период работы, его творчество оказало заметное влияние на русскую архитектуру и таких архитекторов, как Маттеус Даниэль Пёппельман, Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф и Михаил Земцов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?