Антуан Куазевокс:
французский скульптор барокко читать ~4 мин.
Французский скульптор Антуан Куазевокс (фр. Antoine Coysevox; 1640–1720) благодаря сочетанию таланта и семейных связей быстро добился известности при дворе Людовика XIV. Он прибыл в Париж в 1657 году, а уже в 1666 году стал придворным скульптором. Его успех особенно возрос в 1680-х годах, когда вкусы монарха сместились от строгого французского классицизма к более свободному барочному стилю.

Особый стиль барочной скульптуры Куазевокса во многом сформировался под влиянием работ Бернини (1598–1680), однако натурализм и живость его произведений предвосхитили эстетику рококо. Будучи современником Франсуа Жирардона (1628–1715), Куазевокс создал множество статуй и выразительных рельефов, но наибольшую известность ему принесли портретные бюсты. Среди них — бюсты короля Людовика XIV (1686, бронза, Лувр) и художника Шарля Лебрена (1676, терракота, Собрание Уоллеса, Лондон).
Ранние годы и обучение
Куазевокс родился в Лионе в семье выходцев из Франш-Конте. Его художественное образование было традиционным: с 1657 по 1663 год он изучал скульптуру в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Его наставником был Луи Лерамбер (1620–1670), известный мастер пластического искусства, специализировавшийся на декоративной скульптуре, портретных бюстах и надгробиях.
В 1666 году Куазевокс женился на племяннице Лерамбера. Благодаря протекции своего учителя, занимавшего должность хранителя древностей и мраморов короля, молодой скульптор получил доступ ко двору. В том же году он стал личным скульптором Людовика XIV, который в то время вёл масштабные работы по расширению Версальского дворца.
Признание и академическая карьера
С ранних лет Куазевокс создавал скульптуры высокого качества. Если в официальных заказах для вельмож он придерживался модного классического стиля, то в портретах друзей проявлял живой натурализм. Это особенно заметно в его терракотовом бюсте друга, художника Шарля Лебрена (1676, Собрание Уоллеса, Лондон), выполненном в манере Бернини.
В этой работе Куазевокс с удивительной реалистичностью передал детали, например, плиссированную льняную рубашку, виднеющуюся из-под классической драпировки. Он не стремился идеализировать модель или подчинять её характер античным канонам. Бюст получил восторженные отзывы и обеспечил автору место в Королевской академии живописи и скульптуры.
Работы в Версале и Марли
К концу 1670-х годов Куазевокс активно работал в Версале, где вместе с другими мастерами создавал фонтаны и статуи для садов. Он прославился декоративным убранством Зеркальной галереи, Салона войны и Лестницы послов. Несмотря на то что Куазевокс никогда не был в Италии, его стиль вобрал в себя черты итальянского барокко в духе Бернини, отличаясь живостью и энергией.
Он создал знаменитый бронзовый бюст Людовика XIV (ок. 1686, Собрание Уоллеса), изображающий серьёзного и несколько утомлённого монарха, облик которого оживляют роскошные одежды. В более поздних работах Куазевокса намечается переход к эстетике рококо, стиля, доминировавшего в первой половине XVIII века. Примером служит статуя герцогини Бургундской в образе Дианы (1710, Версальский дворец), где богиня охоты предстаёт беззаботной и грациозной, а её черты и одеяние тонко проработаны.
Особое место в творчестве Куазевокса занимают работы для дворца Марли, загородной резиденции Людовика XIV. Для неё он создал знаменитые конные группы «Слава, скачущая на Пегасе» и «Меркурий, скачущий на Пегасе» (1701–1702). Изначально они украшали водоём у въезда в парк. Сегодня эти шедевры, отличающиеся динамикой и барочной экспрессией, установлены у входа в сад Тюильри в Париже.
Среди других известных портретных бюстов работы Куазевокса — портреты художника Антуана Куапеля (Лувр), Мари Серр (1706), бронзовый бюст Великого Конде (1688, Лувр) и архитектора Робера де Котта (1707, Библиотека Святой Женевьевы, Париж).
Надгробные памятники
Творческое наследие Куазевокса включает более 200 скульптур, в том числе статуи, бюсты, рельефы и монументальные надгробия. Одной из его важнейших работ в этом жанре является надгробие кардинала Мазарини (1689–1693, Лувр). В этом произведении скульптор сочетал материалы: основные фигуры выполнены из мрамора, а аллегорические женские фигуры у основания — из бронзы. Поза кардинала полна драматизма и энергии, а его мантия ниспадает эффектными складками.
Куазевокс также является автором надгробия Жан-Батиста Кольбера (1685–1687), министра финансов Людовика XIV. Этот изысканный мраморный памятник до сих пор находится в парижской церкви Сен-Эсташ (Святого Евстафия).
Поздние годы и наследие
Антуан Куазевокс скончался в Париже в 1720 году, оставив после себя процветающую мастерскую. Среди его учеников были его племянники, скульпторы Николя Кусту (1658–1733) и Гийом Кусту (1677–1746). Вместе с ними он работал над скульптурной группой для главного алтаря собора Парижской Богоматери (1163–1345). Эта композиция, известная как «Обет Людовика XIII», изображала короля Людовика XIII и его преемника Людовика XIV перед Пьетой.
Для более глубокого понимания творчества таких мастеров, как Антуан Куазевокс, можно обратиться к общим принципам анализа произведений. Подробнее об этом в статье «Как оценить скульптуру». Для анализа более поздних периодов существует материал «Как оценить современную скульптуру».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?