Арман:
французский скульптор, художник мусорного искусства читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из самых инновационных скульпторов XX века и соучредитель и член движения Новый реализм, французский художник по объектам Арман знаменит своим мусорным искусством – само по себе отражение его отхода от традиционной живописи и скульптуры к объекту, особенно типа готовый предмет. Под влиянием Марселя Дюшана (1887-1968), Курта Швиттерса (1887-1948) и более раннего антихудожественного движения дада, Арман присоединился к парижским художникам-постмодернистам Иву Кляйну, Жану Тингели, Сезару Бальдаччини, Ники де Сен-Фалль и Христо Явашеву в авангарде авангардного искусства в Европе конца 1950-х и начала 1960-х годов. Кроме совместного создания нескольких хэппенингов с Кляйном, Арман известен своими печатными работами в стиле неодада со штампами (Cachets), своими более поздними отпечатками, сделанными из предметов, обмакнутых в краску (Allures), рядом разрезанных предметов (Coupes) и разбитых предметов (Coleres). В начале 1960-х годов он начал свою серию прозрачных пластиковых контейнеров, содержащих мусор (например, противогазы). За этими работами последовали его знаменитые произведения-ассамбляжи (Accumulations), то есть коллекции серийно производимых повседневных предметов, таких как телефоны или зубные щётки, например, Накопление нарезанных чайников (1964, Центр искусств Уокера, Миннеаполис). С середины 1970-х годов он посвятил семь лет монументальной скульптуре, сделанной из 60 автомобилей, озаглавленной Долгосрочная парковка (1982, Музей Картье, Жуи-ан-Жоза). Сторонник постмодернистского искусства, которое взаимодействовало с материалами и излишествами потребительского общества, Арман был важной фигурой в европейском современном искусстве.
Ранняя жизнь и обучение
Родившийся как Арман Пьер Фернандес в Ницце, Франция (он изменил имя на псевдоним, когда последняя буква его имени была случайно опущена на обложке каталога в 1958 году, хотя он перестал использовать свою фамилию в 1947 году), он изучал живопись у своего отца и получил формальное образование в Национальной школе декоративных искусств в Ницце (1946-1949). В это время он подружился со своим ровесником из Ниццы Ивом Кляйном (1928-1962), прежде чем переехать в Париж, где продолжил учёбу ещё два года в Школе Лувра, специализируясь на археологии и японском искусстве. Он также изучал дзюдо, навык, которым, как и Кляйн, он зарабатывал на жизнь в свои ранние годы как художник. В начале 1950-х он отслужил в французской армии, завершив тур службы в Индокитае. В 1953 году он женился на композиторе Элиан Радиг, с которой у него позже было трое детей.
Художественная карьера 1955-1959
Его первые художественные исследования включали абстрактные картины, но после посещения парижской ретроспективной выставки 1954 года, посвящённой искусству ассамбляжа инновационного дадаиста Курта Швиттерса, он начал отвергать традиционную живопись (особенно вариант лирической абстракции нью-йоркского абстрактного экспрессионизма) и скульптуру в пользу более современного фокуса на объекте.
По сути, объектное искусство – созданное Марселем Дюшаном – это любой тип мусорного пластического искусства, то есть любая трёхмерная работа, сделанная из объектов или материалов, накопленных художником, которые затем конструируются, располагаются или прикрепляются вместе каким-то символическим или значимым способом.
После интересного эксперимента с двумерными накоплениями (дадаистские штамповые отпечатки, прозванные cachets), которые он показал на персональной выставке в модной парижской Галерее Ирис Клерт в 1958 году, Арман перешёл к своим накоплениям предметов Coupes и Coleres, которые он разрезал на тонкие полосы, прежде чем разбить их на части публично, в своего рода захватывающем перформанс-арте. Впоследствии некоторые из этих сломанных предметов располагались на холстах.
Новый реализм (Nouveau Realisme)
В октябре 1960 года Арман вместе с Ивом Кляйном, швейцарским скульптором Жаном Тингели (1925-1991), критиком искусства Пьером Рестани (1930-2003) и другими создал группу Новый реализм. Позже к ним присоединились скульпторы Сезар (1921-1998) и Ники де Сен-Фалль (1930-2002), а также художники empaquetage (упаковки) Христо и Жанна-Клод, эти уверенные молодые художники провозгласили своё «новое чувство реальности» и свою решимость создать новую концепцию искусства, которая вновь подчеркнула бы первостепенную важность гуманизма в обществе, всё более и более доминируемом материализмом. Идеи группы перекликались с идеями их американских современников Джаспера Джонса (р.1930) и Роберта Раушенберга (1925-2008), ранних пионеров поп-арта, которые также экспериментировали с тем, как взаимодействовать с новым консьюмеризмом. Примерно в это же время русско-американский экспериментальный скульптор Луиз Невельсон (1899-1988) начала создавать свои знаменитые ассамбляжи, известные как «скульптурные стены», и всего лишь несколько лет прошло с тех пор, как Жан Дюбюффе (1901-1985) начал свою собственную форму мусорного искусства, которая оказала важное влияние на мусорную скульптуру, практикуемую Арманом и другими.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?