Бальтазар Пермозер:
немецкий скульптор позднего барокко читать ~4 мин.
Бальтазар Пермозер (Balthasar Permoser) — немецкий скульптор эпохи позднего барокко, который был ведущим представителем немецкого барочного искусства в Дрездене. В юности он изучал скульптуру в Зальцбурге, после чего провёл 14 лет в Италии (1675–1689). Несмотря на сильное влияние искусства барокко Джан Лоренцо Бернини, Пермозер, подобно Андреасу Шлютеру и другим северным мастерам, сочетал в своих работах барочную экспрессию с элементами классицизма.
Роскошное убранство дворца Цвингер в Дрездене, созданное при его участии, является одним из лучших примеров зрелого искусства рококо. Кроме Цвингера, к наиболее известным работам Пермозера в области барочной скульптуры относятся Аполлон (1715, Государственные художественные собрания, Дрезден) и Апофеоз принца Евгения (1718–1721, Галерея Бельведер, Вена).
Ранние годы и обучение
Бальтазар Пермозер родился в Траунштайне, Бавария, недалеко от австрийского Зальцбурга. Первые навыки в скульптуре он получил в зальцбургской мастерской Вольфа Вайсенкирхнера Младшего. Позднее, в Вене, он освоил тонкое искусство резьбы по слоновой кости. В 1675 году Пермозер переехал во Флоренцию, где поступил на службу к скульптору Джованни Баттиста Фоджини. Там он провёл следующие четырнадцать лет, изучая работы мастеров Возрождения и барокко в Риме, Венеции и других городах Италии.
Во Флоренции он участвовал в создании скульптурного декора для фасада церкви Сан-Гаэтано (около 1684 года). Благодаря покровительству Фоджини он также выполнял заказы для великого герцога Тосканского Козимо III Медичи. Герцог был настолько впечатлён талантом мастера, что предложил ему должность придворного скульптора, но Пермозер отказался. В 1689 году он отправился в Дрезден, где стал придворным скульптором курфюрста Саксонии Иоганна Георга III и создал для него две колоссальные статуи Геркулеса.
Дворец Цвингер в Дрездене
Пермозер оставался в Дрездене до 1704 года, прервавшись лишь на поездку в Зальцбург, где он изваял атлантов для портала придворных конюшен. В период с 1704 по 1710 год он работал над убранством дворца Шарлоттенбург недалеко от Берлина. Вернувшись в Дрезден, он присоединился к архитектору Маттеусу Даниэлю Пёппельману для работы над дворцом Цвингер, который строился для курфюрста Августа Сильного.
Вместе с командами ремесленников Пермозер и Пёппельманн создали впечатляющее изобилие архитектурной скульптуры. Фасады были украшены полихромной лепниной, гирляндами, фигурами атлантов и другими декоративными элементами в стиле рококо. Одной из вершин его творчества в Цвингере стал фонтан «Купальня нимф» (Nymphenbad) — грот, украшенный скульптурами водных божеств, который стал гармоничным слиянием архитектуры, скульптуры и природы.
Основные работы
Наиболее знаменитая статуя Пермозера — это крупномасштабная мраморная группа Апофеоз принца Евгения (1718–1721). Главная фигура полководца изображена с атрибутами Геркулеса, а второстепенные фигуры Славы и поверженного турка создают динамичную композицию в стиле Бернини. Работа, заказанная принцем Евгением Савойским, не пришлась по вкусу заказчику, который склонялся к более сдержанному классицизму и счёл скульптуру слишком театральной.
Среди других примечательных работ — статуя Аполлона (1715), отмеченная изяществом движения и виртуозно исполненной драпировкой. Для дрезденской придворной церкви он создал две полихромные деревянные скульптуры Святого Амвросия и Святого Августина (1725, Городской музей Баутцена). Пермозер также является автором скульптур для настенной гробницы Софии Саксонской во Фрайбергском соборе и кафедры для часовни Августа, которая сейчас находится в Хофкирхе.
Мастер был изобретателен в использовании цветного мрамора, что демонстрирует его работа Проклятая душа (1715, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).
Чтобы узнать, как судить пластических художников, таких как немецкий барочный скульптор Бальтазар Пермозер, см.: Как оценить скульптуру. Для более поздних работ, пожалуйста, см.: Как оценить современную скульптуру.
Декоративное искусство
Пермозер также создавал реликварии, сочетающие скульптуру и архитектуру, несколько портретных бюстов и множество мелкомасштабных работ. Некоторые из них были выполнены в сотрудничестве с Иоганном Мельхиором Динглингером, придворным ювелиром Августа Сильного. Ярким примером такого сотрудничества является «Мавр со смарагдовым штуфом» (около 1724, Государственные художественные собрания, Дрезден). Фигура высотой 64 см вырезана из лакированного грушевого дерева и украшена позолоченным серебром, изумрудами, рубинами и другими драгоценными камнями.
Кроме того, Пермозер создал множество моделей для королевской фарфоровой мануфактуры в Мейсене. Среди них — известная серия фигур commedia dell’arte (1710–1712), которые способствовали росту популярности мейсенской скульптуры.
Пермозер скончался в Дрездене в 1732 году в возрасте 80 лет.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?