Бальтазар Пермозер:
немецкий скульптор позднего барокко читать ~4 мин.
Скульптор позднего барокко немец Бальтазар Пермозер был ведущим представителем немецкого барочного искусства в Дрездене. Он изучал скульптуру в Зальцбурге в подростковом возрасте перед 14-летним пребыванием в Италии (1675–1689). Находясь в Флоренции, он изваял внешнюю часть церкви Сан-Гаэтано (ок. 1684) и работал над заказами для великого герцога Козимо III. В 1689 году он покинул Италию, чтобы занять должность придворного скульптора в Дрездене, где провёл остаток своей жизни, за исключением нескольких поездок в Берлин и двух визитов. Хотя он сильно подвергся влиянию барочного искусства Бернини (1598–1680), Пермозер тем не менее — как Андреас Шлютер (1664–1714) и другие его северные коллеги — наполнил свои более поздние работы элементами классицизма. Кроме того, его роскошное украшение дворца Цвингер в Дрездене является отличным примером полноценного искусства рококо. Кроме Цвингера, наиболее известными работами Пермозера в области барочной скульптуры являются Аполлон (1715, Государственные художественные собрания, Дрезден) и Апофеоз принца Евгения (1718–1721, Галерея Бельведер, Вена).
Ранние годы в Зальцбурге и Флоренции
Бальтазар Пермозер родился в Траунштайне, Бавария, недалеко от австрийского города Зальцбург. Он впервые изучил скульптуру в Зальцбурге в мастерской Вольфа Вайсенкирхнера Младшего, а затем в Вене, где освоил тонкое искусство резьбы по слоновой кости. После этого, в 1675 году, он переехал во Флоренцию, чтобы работать под руководством итальянского барочного скульптора Джованни Баттиста Фоджини (1652–1725), где оставался следующие четырнадцать лет, хотя также путешествовал в Венецию, Рим и другие итальянские города, чтобы изучать работы мастеров барокко и Возрождения. Находясь во Флоренции, он изваял фасад церкви Сан-Гаэтано (1684) и — благодаря влиянию Фоджини — выполнил заказы для великого герцога Козимо III Медичи, который был так впечатлён, что пытался убедить Пермозера принять должность придворного скульптора. Последний отказался и в 1689 году отправился в Дрезден, где занял пост придворного скульптора Иоганна Георга III, курфюрста Саксонии. Здесь он создал две колоссальные скульптуры Геркулеса.
Пермозер оставался в Дрездене до 1704 года, за исключением поездки в Зальцбург, где он изваял атлантов (тип фигур) для западного дверного проёма конюшен. В период 1704–1710 годов он работал в замке Шарлоттенбург недалеко от Берлина.
Дворец Цвингер, Дрезден
Вернувшись в Дрезден, он объединил усилия с архитектором Маттеусом Даниэлем Пёппельманном для украшения дворца Цвингер, построенного для Августа Сильного, курфюрста Саксонии. Вместе с командами ремесленников Пермозер и Пёппельманн создали впечатляющее изобилие архитектурной скульптуры в стиле рококо, включая полихромные штукатурки, украшенные фасады, атлантов и другие декоративные элементы. Он также изваял скульптурные фигуры для фонтана Нимфенбад.
Работы
Наиболее знаменитая статуя Пермозера — это крупномасштабная Апофеоз принца Евгения (1718–1721; Австрийская галерея Бельведер, Вена), мраморная группа, чья главная фигура изображена с атрибутами Геркулеса, в то время как второстепенные фигуры Славы и поверженного турка занимают окружающее пространство в динамичной композиции в стиле Бернини. Заказанная принцем Евгением Савойским, работа, увы, не соответствовала классическим предпочтениям принца. Другие примечательные работы включают статую Аполлона (1715, Государственные художественные собрания, Дрезден), отмеченную прекрасным движением и драпировкой; две полихромные деревянные резные фигуры Святого Амвросия и Святого Августина (1725, Городской музей, Баутцен), созданные для дрезденской придворной церкви; серию скульптур для настенной гробницы Софии Саксонской в Фрайбергском соборе; и кафедру, которую он изваял для часовни Августа, теперь находящуюся в придворной церкви. Мастер резьбы по слоновой кости и кости, он также был высоко изобретателен в использовании цветного мрамора: см., например, Проклятая душа (1715, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).
Заметка об оценке искусства
Чтобы узнать, как судить пластических художников, таких как немецкий барочный скульптор Бальтазар Пермозер, см.: Как оценить скульптуру. Для более поздних работ, пожалуйста, см.: Как оценить современную скульптуру.
Декоративное искусство
Пермозер также создавал реликварии, сочетающие скульптуру и архитектуру, несколько портретных бюстов и множество мелкомасштабных работ в сотрудничестве с ювелиром Иоганном Мельхиором Динглингером, придворным ювелиром Августа Сильного. Последний жанр exemplified by Мавр, представляющий богатства Нового Света Пермозера (1720, Государственные художественные собрания, Дрезден): двухфутовая фигурка, вырезанная из лакированного грушевого дерева, усыпанная позолоченным серебром, изумрудами, рубинами, сапфирами, топазами, гранатами и киноварью. В дополнение к этим предметам Пермозер создал множество моделей для королевской мейсенской фабрики фарфора и фаянса, включая набор фигур commedia dell’arte (1710–1712).
Пермозер умер в Дрездене в почтенном возрасте 80 лет.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?