Бенвенуто Челлини:
скульптор-маньерист, ювелир читать ~4 мин.
Скульптор-маньерист, ювелир, технический писатель и автор, Бенвенуито Челлини написал знаменитую автобиографию, которая, возможно, принесла ему более широкую известность, чем его произведения. Тем не менее, искусствоведы сейчас считают его одним из самых важных скульпторов эпохи Возрождения, а его статуя Персея с головой Медузы считается одним из шедевров флорентийского искусства XVI века. Челлини также написал ряд технических книг по ювелирному делу, дизайну и искусству скульптуры.
Карриера Челлини в cinquecento может быть разделена на три основных периода:
❶ 1500-40, когда он работал в основном с драгоценными металлами;
❷ 1540-45, когда он работал во Франции при короле Франциске I в Фонтенбло; и
❸ остаток своей жизни во Флоренции, где он занялся созданием крупномасштабных отдельно стоящих скульптур. Склонный к насилию и разврату, а также к созданию изделий из драгоценных металлов и других видов трёхмерного искусства, Челлини, вероятно, повезло прожить столь долгую жизнь.
Биография
Бенвенуито Челлини был третьим ребёнком музыканта Джованни Челлини. В возрасте пятнадцати лет, вопреки надеждам отца, он поступил в ученичество к флорентийскому ювелиру Антонио ди Сандро. В следующем году он бежал в Сиену, чтобы избежать обвинений в буйном поведении, где продолжил обучение у ювелира Фракасторо. Из Сиены он переехал в Болонью, посетил Пизу и дважды возвращался во Флоренцию, прежде чем уехать в Рим. Ему было девятнадцать лет, но он уже привлекал внимание своим мастерством в металлообработке.
Рим
О его ранней карьере в Риме и о ювелирах и мастерских, где он практиковал своё ремесло, известно мало. Известно, что он создал ряд драгоценных предметов, в том числе серебряный ларец и несколько серебряных подсвечников, после чего изготовил вазу для епископа Саламанки. Последний предмет привлёк к нему внимание папы Климента VII.
Вскоре после этого, в 1527 году, во время беспорядков, сопровождавших нападение на Рим Карла III, герцога Бурбонского, храбрость Челлини оказалась чрезвычайно ценной для папы, который вознаградил его за эту услугу, уладив дела с флорентийскими судебными властями. Это позволило Челлини вернуться в родную Флоренцию, хотя вскоре он снова был вынужден уехать — сначала ко двору герцога Мантуи, затем во Флоренцию. С 1529 по 1537 год он провёл большую часть времени в Риме, где был вовлечён в различные бурные приключения, в том числе два убийства, и был защищён только благодаря вмешательству папы.
В этот период его основным творческим наследием стала серия медальонов, в частности «Леда и лебедь», созданная для Гонфалоньера Габбриэлло Чезарино; медаль с изображением Геракла и Немейского льва, выполненная в технике репусса из золота; и ещё одна из чеканного золота с изображением Атласа, держащего мир — наряду с целым рядом ювелирных изделий, а также штампами для частных медалей и папских монет.
Франция
Разлад с папой в конце 1530-х годов в конечном итоге привёл к переезду Челлини во Францию, где он работал при дворе Франциска I в Фонтенбло и Париже. Именно во Франции он создал свою знаменитую солонку Saliera (1540-1543, Художественный музей, Вена) из золота, украшенную эмалью, с основанием из чёрного дерева. Однако, как всегда, его темперамент, художественное мастерство и разврат обеспечили ему множество врагов, которых он (на этот раз) не смог подчинить физической силой. В результате, после пяти лет успешной работы ювелиром, он покинул Фонтенбло и удалился во Флоренцию. (Примечание: более подробную информацию о художественной деятельности при французском дворе см. Фонтенблоская школа 1530-1610.)
Заметка о восприятии искусства
Чтобы научиться оценивать маньеристов, таких как итальянский скульптор Бенвенуто Челлини, см.: Как ценить скульптуру. Более поздние работы см.: Как ценить современную скульптуру.
Флоренция
Во Флоренции Челлини продолжал работать ювелиром, но также занялся крупномасштабной скульптурой, став соперником скульптора Баччо Бандинелли (1493-1560). Его шедевр, созданный для Козимо I Медичи и являющийся одним из величайших образцов флорентийской скульптуры маньеризма, — бронзовая статуя Персей с головой Медузы (1545-54, Лоджия деи Ланци, Флоренция). По сообщениям, отливка этой бессмертной статуи доставила Челлини огромные хлопоты и беспокойство, а её окончательное завершение и выставление были встречены восторженными отзывами по всей Италии. Среди других заметных, хотя и не столь запоминающихся работ, можно назвать два бронзовых портретных бюста – Козимо I (1545-8, Барджелло, Флоренция) и Биндо Альтовити (1550, Музей Гарднера, Бостон) – а также несколько мраморных скульптур.
Упадок
Открытие Персея (1554) ознаменовало вершину творчества Челлини как художника. Три года спустя он был приговорён к четырём годам тюремного заключения за незаконные физические практики, и впоследствии его творчество ограничилось автобиографией и различными книгами по скульптуре и ювелирному искусству. Он умер неженатым во Флоренции в возрасте 70 лет, оставив после себя многочисленных детей, и был похоронен с большими почестями.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?