Бенвенуто Челлини:
скульптор-маньерист, ювелир читать ~4 мин.
Бенвенуто Челлини (итал. Benvenuto Cellini) — выдающийся скульптор-маньерист, ювелир и писатель эпохи Возрождения. Он прославился не только своими произведениями, но и знаменитой автобиографией, которая, возможно, принесла ему даже большую известность. Тем не менее, сегодня искусствоведы признают его одним из ключевых скульпторов своей эпохи, а его статуя «Персей с головой Медузы» считается шедевром флорентийского искусства XVI века. Челлини также является автором трактатов, посвящённых ювелирному делу, дизайну и искусству скульптуры.
Карьеру Челлини в эпоху Чинквеченто (XVI век) (cinquecento) можно условно разделить на три основных периода:
1500–1540 годы, когда он работал преимущественно с драгоценными металлами;
1540–1545 годы, когда он служил при дворе короля Франциска I во Франции, в Фонтенбло; и
последний период жизни во Флоренции, который он посвятил созданию крупномасштабных скульптур. Его буйный нрав, склонность к насилию и распутству удивительным образом сочетались с талантом к созданию изысканных произведений искусства. Учитывая его образ жизни, можно считать большой удачей, что Челлини прожил столь долгую жизнь.

Биография
Бенвенуто Челлини был третьим ребёнком музыканта Джованни Челлини. В пятнадцать лет, вопреки воле отца, он поступил в ученики к флорентийскому ювелиру Антонио ди Сандро. Уже через год ему пришлось бежать в Сиену, чтобы избежать наказания за участие в драках. Там он продолжил обучение у ювелира Фракасторо. Из Сиены Челлини переехал в Болонью, побывал в Пизе и дважды возвращался во Флоренцию, пока в возрасте девятнадцати лет не отправился в Рим, уже успев заслужить признание благодаря своему мастерству в обработке металлов.
Рим
О раннем периоде его карьеры в Риме, а также о ювелирах и мастерских, где он оттачивал своё ремесло, известно немного. Сохранились сведения, что он создал ряд ценных предметов, включая серебряный ларец и несколько серебряных подсвечников, а затем изготовил вазу для епископа Саламанки. Эта работа привлекла к нему внимание папы Климента VII.
В 1527 году, во время разграбления Рима войсками императора Карла V, храбрость Челлини оказалась чрезвычайно полезна папе. В благодарность за службу понтифик уладил его проблемы с флорентийским правосудием. Это позволило Челлини вернуться в родной город, однако вскоре ему пришлось снова уехать — сначала ко двору герцога Мантуи, а затем, после недолгого пребывания во Флоренции, он вновь отправился в Рим. С 1529 по 1537 год он провёл большую часть времени в «Вечном городе», где его жизнь была полна бурных событий, включая как минимум два убийства. От наказания его спасало лишь покровительство папы.
Главным творческим наследием этого периода стала серия медальонов, в частности «Леда и лебедь», созданная для гонфалоньера Габриэлло Чезарино. Также примечательны медаль «Геракл и Немейский лев», выполненная из золота в технике чеканки, и другая золотая медаль с изображением «Атласа, держащего мир». Кроме этого, он создал множество ювелирных украшений и штемпелей для частных медалей и папских монет.
Франция
Конфликт с папой Павлом III в конце 1530-х годов привёл к переезду Челлини во Францию, где он работал в Фонтенбло и Париже при дворе Франциска I. Именно во Франции он создал свою знаменитую солонку «Сальера» (итал. Saliera; 1540–1543, Музей истории искусств, Вена), выполненную из золота и эмали на основании из чёрного дерева. Однако, как и прежде, его вспыльчивый характер и распутный образ жизни создали ему множество врагов, справиться с которыми на этот раз ему не удалось. В результате после пяти лет успешной работы Челлини покинул Фонтенбло и вернулся во Флоренцию. (Примечание: более подробную информацию о художественной деятельности при французском дворе см. в статье «Школа Фонтенбло» (1530–1610).)
Чтобы научиться оценивать творчество маньеристов, таких как итальянский скульптор Бенвенуто Челлини, см.: Как ценить скульптуру. О более поздних работах см.: Как ценить современную скульптуру.
Флоренция
Во Флоренции Челлини продолжал заниматься ювелирным делом, но также обратился к монументальной скульптуре, став соперником Баччо Бандинелли (1493–1560). Его шедевром, созданным для Козимо I Медичи, стала бронзовая статуя «Персей с головой Медузы» (1545–1554, Лоджия Ланци, Флоренция) — один из величайших образцов флорентийской скульптуры маньеризма. Согласно автобиографии Челлини, отливка этой легендарной статуи стоила ему неимоверных усилий и волнений, а её установка на площади была встречена восторгом по всей Италии. Среди других значимых работ этого периода — два бронзовых портретных бюста: «Козимо I» (1545–1548, Барджелло, Флоренция) и «Биндо Альтовити» (1550, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), а также несколько мраморных скульптур.
Закат карьеры
Установка статуи «Персея» в 1554 году ознаменовала вершину карьеры Челлини-художника. Три года спустя он был осуждён за содомию (в то время — уголовное преступление), и хотя тюремное заключение было заменено на домашний арест, его творческая деятельность пошла на спад. В последние годы жизни он сосредоточился на написании автобиографии и трактатов по скульптуре и ювелирному искусству. Челлини умер во Флоренции в возрасте 70 лет. Он никогда не был женат, но имел нескольких детей. Скульптора похоронили с большими почестями.
- Алонсо Берругете: испанский скульптор-маньерист
- Продажа билетов в театры Москвы на сайте teatr-eseats.ru
- Обратная перспектива
- Локальные аксонометрии и перспективные эффекты
- Аксонометрия королева перспективных систем
- Курт Веннер: история одного виртуоза
- Персональная выставка Галины Гомзиной. Акварель.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?