Бронзовая скульптура читать ~11 мин.
Металл использовался в скульптуре повсеместно, где развивалась металлургия. Исторически самым распространённым материалом была бронза — как правило, сплав меди (около 90%) и олова (около 10%). Технологию её обработки усовершенствовали в Древней Греции в классический период. Вопреки распространённому мнению, что греческая скульптура создавалась преимущественно из белого мрамора, значительная часть статуй была отлита из бронзы. Этот материал обладает высокой прочностью на разрыв, что даёт скульптору большую свободу в дизайне по сравнению с мрамором или терракотой, особенно при создании вытянутых композиций. Использование бронзы стало одним из ключевых факторов, позволивших скульптуре Древней Греции достичь своего расцвета в V веке до н.э.
Однако прочность, долговечность и относительная простота обработки сделали бронзу ценным материалом для изготовления оружия. Из-за этого подавляющее большинство бронзовых произведений искусства Древней Греции и Рима было переплавлено. Несмотря на это, со времён классической античности бронза остаётся популярным материалом во всех видах пластического искусства.
Почти все величайшие скульпторы прибегали к бронзовому литью на определённом этапе своей карьеры. Среди них известные греческие мастера (Фидий, Мирон и Поликлет), художники эпохи Возрождения, такие как Донателло (1386-1466), Антонио дель Поллайоло (1432-1498), Андреа дель Верроккьо (1435-1488) и Бенвенуто Челлини (1500-1571), а также Джамболонья (1529-1608), Франсуа Жирардон (1628-1715) и Огюст Роден (1840-1917). Скульпторы XX века, работавшие с бронзой, включают Константина Бранкузи (1876-1957), Александра Архипенко (1887-1964), Осипа Цадкина (1890-1967), Генри Мура (1898-1986), Альберто Джакометти (1901-1966) и Джона Де Андреа (р. 1941).
История
Классическая бронзовая скульптура
Почти все древние цивилизации использовали бронзу в искусстве. Один из самых известных примеров — «Танцующая девушка из Мохенджо-Даро» (ок. 2500 г. до н.э., Национальный музей, Нью-Дели), шедевр индийской скульптуры времён цивилизации долины Инда (3300-1300 гг. до н.э.).
Китайские скульпторы также освоили литьё по выплавляемым моделям и литьё в секционные формы, особенно в эпоху династии Шан (ок. 1750-1000 гг. до н.э.). Открытия 1980-х годов в Сычуани явили миру множество артефактов, включая монументальные бронзовые предметы, известные как бронзы Саньсиндуй. Примером служит фигура человека (ок. 1150 г. до н.э.), найденная в погребальной яме №2 в Саньсиндуе.
Обзор художественных принципов дальневосточной бронзы см: Традиционное китайское искусство: Характерные черты. Хронологическую эволюцию скульптуры в Китае см: Хронология китайского искусства (ок. 18 000 до н.э. – настоящее время). В Египте в периоды Среднего, Нового и Позднего царств (ок. 1986-323 гг. до н.э.) было изготовлено большое количество бронзовых статуэток методом литья по выплавляемой модели для декоративных и погребальных целей.
В Европе месопотамское искусство, вероятно, первым стало производить высококачественную бронзу. Египетская скульптура была в основном каменной, так как предпочтение отдавалось долговечному камню. Древнеперсидское искусство также было знакомо с бронзовой работой, как и минойское искусство на Крите. На материковой Греции бронзовые изделия изготавливались уже в 1200 году до н.э. — в основном это были сосуды и статуэтки.
В период архаической греческой скульптуры формы были ограничены каноном египетского стиля: кора и курос. Мраморные и терракотовые произведения легко трескались при попытке изобразить вытянутую руку и теряли равновесие при наклоне фигуры. Использование бронзы решило эти проблемы: металл был прочнее и легче, а в полую основу можно было поместить груз для устойчивости. Бронза дала скульпторам свободу создавать более динамичные и выразительные позы.
Переход от сосудов к фигурным статуям в натуральную величину занял несколько поколений. Необходимо было разработать метод полого литья, не требующий огромного количества ценного металла. Считается, что эта революционная техника зародилась в Месопотамии. Греки начали использовать её не позднее 550 года до н.э., и в течение столетия она привела к расцвету высокой классической греческой скульптуры.
Греческие скульпторы, такие как Фидий (ок. 488-431 гг. до н.э.), Мирон (активен 480-444 гг. до н.э.) и Поликлет (V век до н.э.), первыми создали бронзовые статуи в натуральную величину. Монументальный Колосс Родосский — одно из семи чудес света и знаковое произведение эллинистического искусства — был создан Харесом из Линдоса между 292 и 280 гг. до н.э. Большинство этих работ было утрачено, но благодаря прагматизму римского искусства сохранились многочисленные мраморные копии. Также до нас дошло множество произведений римской скульптуры из бронзы, включая портретные бюсты и статуи императоров.
Средневековая бронзовая скульптура
В эпоху средневековой скульптуры (ок. 300-1000 гг.) немногие мастера работали с бронзой. В византийском искусстве это было связано с запретом на фигуративные изображения. Скульптурное убранство церквей в периоды романики (ок. 1000-1200) и готики (ок. 1150-1280) создавалось из камня. Европейская традиция бронзового литья возродилась лишь в эпоху Возрождения (1400-1530). Однако она сохранялась в китайском искусстве, а также в Южной Индии при династии Чола (ок. 850-1279 гг.), где бронзовое литьё стало одной из вершин искусства Индии. См. также: Китайская буддийская скульптура (ок. 100 г. по настоящее время).
Ренессанс и позднее
Новые мастера скульптуры Ренессанса, часто имевшие ювелирное образование, возродили искусство бронзы. Среди них флорентийцы Лоренцо Гиберти (1378-1455), известный «Вратами Рая» флорентийского баптистерия, и Донателло (1386-1466), чей «Давид» (ок. 1440 г.) остаётся одним из величайших произведений христианского искусства.
Хотя каменная скульптура достигла новых высот в работах Микеланджело и Бернини, многие мастера продолжали развивать бронзовое литьё. Большой вклад в эту технику внесли Андреа дель Верроккьо (1435-1488), Бенвенуто Челлини (1500-1571), Джамболонья (1529-1608) и Франсуа Жирардон (1628-1715).
Среди величайших неоклассических скульпторов выделяются создатели трёх героических конных статуй XVIII века: Андреас Шлютер (1660-1714), изваявший статую Фридриха Вильгельма Великого (1708, Шарлоттенбург, Берлин); Этьен-Морис Фальконе (1716-1791), создавший «Медного всадника» (1766-78, Сенатская площадь, Санкт-Петербург); и австриец Франц Антон фон Цаунер (1746-1822), отливший конную статую Иосифа II (1806, Йозефплац, Вена).
В XIX веке в бронзовом литье доминировал французский художник Огюст Роден (1840-1917). Среди лучших скульпторов XX века — Константин Бранкузи (1876-1957) с его «Спящей музой» (1910); Умберто Боччони (1882-1916), создавший футуристические «Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913); Александр Архипенко (1887-1964) с его авангардными работами; Осип Цадкин (1890-1967), автор «Разрушенного города» (1953); Генри Мур (1898-1986), известный биоморфной абстракцией; и Альберто Джакометти (1901-1966) с его знаменитыми вытянутыми фигурами. См. также гиперреалистичные бронзовые скульптуры Кароль Фойерман (р. 1945).
См. также: Как ценить скульптуру. Более поздние работы см: Как оценить современную скульптуру.
Техника бронзовой скульптуры
При изготовлении бронзовой скульптуры используются различные процессы литья. Основные из них — метод литья по выплавляемой модели (или «с утратой воска»), литьё в песчаные формы и центробежное литьё.
Метод «утраченного воска»
Этот метод включает следующие этапы:
Создаётся полноразмерная модель из невысыхающей глины.
Художник делает слепок с модели, покрывая её слоем воска, а затем более толстым слоем глины (иногда форму используют для создания гипсовой копии).
Восковую модель запекают. Глина затвердевает, а воск вытекает через специальные отверстия.
Оставшуюся глиняную форму заполняют расплавленной бронзой.
Когда бронза остынет, глиняную форму разбивают, обнажая скульптуру.
Наконец, остатки внутренней глиняной модели удаляют через небольшое отверстие.
Крупномасштабные скульптуры
При создании крупной скульптуры художник обычно делает одну или несколько учебных моделей для отработки формы и пропорций. Затем он может перейти к промежуточной модели большего размера, прежде чем приступить к полноразмерной работе. Для масштабирования часто используются измерительные приборы. Ранее большие бронзовые произведения отливались целиком. Сейчас, благодаря технологиям сварки, крупные скульптуры можно отливать по частям и затем сваривать.
Роспись и декорирование
После завершения литья бронзовая статуя может быть подвергнута отделке. В Древней Греции металл выравнивали, полировали и покрывали лаком для достижения нужного оттенка. Для украшения отдельных частей тела добавляли другие металлы. Золото и серебро могли наносить на губы, а в глаза вставляли цветную эмаль или стекло для реалистичности. Иногда тонкие нити меди использовались для изображения ресниц и бровей. Статую также раскрашивали, применяя красящие пигменты, в том числе золото. Роспись скульптур была отдельным ремеслом. См: Классическая цветовая палитра.
Знаменитые бронзовые статуи
Знаменитые бронзовые скульптуры можно увидеть во многих лучших художественных музеях и садах скульптур по всему миру. К шедеврам, например, относятся:
Классические бронзы
Дельфийский возничий (475 г. до н.э.), Археологический музей Дельф.
Зевс или Посейдон с мыса Артемисион (460 г. до н.э.) Национальный археологический музей, Афины.
Воин из Риаче A (450 г. до н.э.), Национальный музей Великой Греции, Реджо-ди-Калабрия. Авторство приписывается Фидию.
Воин из Риаче B (450 г. до н.э.), Национальный музей Великой Греции, Реджо-ди-Калабрия. Авторство приписывается Фидию.
Дискобол (ок. 450 г. до н.э.) Первоначально бронза, Национальный музей Рима. Мирон.
Афина Лемния (447-445 гг. до н.э.) Первоначально бронза, Парфенон. Фидий.
Дорифор (ок. 440 г. до н.э.) Первоначально бронза, Национальный археологический музей, Неаполь. Поликлет.
Юноша из Антикитеры (350 г. до н.э.) Национальный археологический музей, Афины.
Мальчик, вытаскивающий занозу (Спинарио) (I век до н.э.) Капитолийские музеи, Рим.
Конная статуя Марка Аврелия (ок. 175 г. н.э.) Площадь Капитолия, Рим.
Бронзы эпохи Возрождения
Южные врата флорентийского баптистерия (1330-1336), позолоченная бронза. Андреа Пизано.
Давид (ок. 1440 г.) Музей Барджелло, Флоренция. Донателло.
Конная статуя Гаттамелаты (1445-1453) Пьяцца дель Санто, Падуя. Донателло.
Геркулес и Антей (ок. 1470 г.) Музей Барджелло, Флоренция. Антонио дель Поллайоло.
Давид (ок. 1475 г.) Музей Барджелло, Флоренция. Андреа дель Верроккьо.
Конная статуя Бартоломео Коллеони (1480-1495) Кампо Санти-Джованни э Паоло, Венеция. Андреа дель Верроккьо.
Бронза в стиле маньеризма и барокко
Персей с головой Медузы (1545-1554) Лоджия Ланци, Флоренция. Бенвенуто Челлини.
Венера и Амур (1550) Музей Гетти, Лос-Анджелес. Якопо Сансовино.
Меркурий (1580) Музей Барджелло, Флоренция. Джамболонья.
Меркурий и Психея (1593) Лувр, Париж. Адриан де Врис.
Фонтан Аполлона (1671) Версальский дворец. Жан-Батист Тюби.
Плутон, похищающий Прозерпину (1693-1710) Версальский дворец. Франсуа Жирардон.
Неоклассическая бронза
Конная статуя Фридриха Вильгельма Великого (1708) Шарлоттенбург, Берлин. Андреас Шлютер.
«Медный всадник» (1766-1778) Сенатская площадь, Санкт-Петербург. Этьен-Морис Фальконе.
Конная статуя Иосифа II (1795-1806) Йозефплац, Вена. Франц Антон фон Цаунер.
«Отправление добровольцев на фронт» («Марсельеза») (1833-1836) Триумфальная арка, Париж. Франсуа Рюд.
Современная бронзовая скульптура
Давид (ок. 1872 г.), Музей Орсе. Мариус Жан Антонен Мерсье.
Бронзовый век (1876), Музей Орсе. Огюст Роден.
Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица (1879-1881, отлита в бронзе в 1922) Музей Орсе. Эдгар Дега.
Мыслитель (1881) Музей Родена, Париж. Огюст Роден.
Бездельник (1885) Галерея Тейт, Лондон. Фредерик Лейтон.
Граждане Кале (1889) Музей Родена, Париж. Огюст Роден.
Врата ада (1880-1917) Музей Родена, Париж. Огюст Роден.
Роберт Бёрнс (1892), бронза, Абердин. Генри Бэйн Смит.
Коленопреклонённый юноша у фонтана (1898) Музей Орсе. Жорж Минне.
Памятник Бальзаку (1898) Бульвар Распай, Париж. Огюст Роден.
Бронзовая скульптура ХХ века
Спящая муза (1910) Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Константин Бранкузи.
Идущая женщина (1912) Денверский художественный музей. Александр Архипенко.
Бурильщик (1913-14) MoMA, Нью-Йорк. Джейкоб Эпстайн.
Уникальные формы непрерывности в пространстве (1913, отлита в бронзе в 1931) MoMA, Нью-Йорк. Умберто Боччони.
Лошадь (1914) Центр Помпиду. Раймон Дюшан-Вийон.
Конец тропы (1915) Сады Брукгрин. Джеймс Эрл Фрейзер.
Женщина с перерезанным горлом (1932) Альберто Джакометти.
Разрушенный город (1953) Роттердам. Осип Цадкин.
Кошка (1954) Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Альберто Джакометти.
Мемориал жертвам Холокоста (1968) Дахау. Нандор Глид.
Шагающий человек I (1960) Различные музеи. Альберто Джакометти.
Расписная бронза (две пивные банки) (1960) Художественный музей, Базель. Джаспер Джонс.
Раздвоенная голова (1963) Сезар Бальдаччини.
Лунная голова (1964) Институт Генри Мура, Лидс. Генри Мур.
Aspiration (1995) Здание казначейства, Дублин. Роуэн Гиллеспи.
Усику Дайбуцу, Будда Амитабха (1993) Бронза, Япония.
Голод (1996-7) Набережная Кастом-Хаус, Дублин. Роуэн Гиллеспи.
Маман (1999) Национальная галерея Канады, Оттава. Луиза Буржуа.
Гуаньинь с тысячью рук и глаз (2009) Позолоченная бронза, Китай.
Цюань (2013) Бронза и нержавеющая сталь. Кароль Фойерман.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?