Бронзовая скульптура читать ~12 мин.
Везде, где развивалась металлургическая технология, металл использовался в скульптуре. В прошлом наиболее распространённым видом металла была бронза – сплав олова (10%) и меди (90%), который был впервые усовершенствован в греческом искусстве классического периода. Вопреки распространённому представлению о том, что греческая скульптура была сделана из белого мрамора, примерно половина всех греческих статуй была сделана из бронзы. Это объясняется тем, что бронза обладает высокой степенью прочности на разрыв, что – по сравнению с мраморной скульптурой или терракотой – даёт скульптору большую свободу дизайна, особенно для вытянутых поз. Можно утверждать, что использование бронзы было ключевым фактором в том, как скульптура Древней Греции достигла своей репутации в течение 5 века до н.э.
Увы, ценная прочность и долговечность бронзы, в сочетании с относительно простым методом ковки и литья, сделали её чрезвычайно ценной для использования в оружии, по сравнению с другими металлами. В результате 99 процентов всех бронзовых изделий Древней Греции и Рима были разграблены и переплавлены ради их металлического содержания. Со времён классической античности бронза остаётся популярным средством во всех видах пластического искусства.
Почти все величайшие скульпторы использовали бронзовое литье на определённом этапе своей карьеры, включая известных греческих скульпторов (таких как Фидий, Мирон и Поликлет), художников эпохи Возрождения, таких как Донателло (1386-1466), Антонио Поллайоло (1432-1498), Андреа дель Верроккьо (1435-1488) и Бенвенуто Челлини (1500-1571), а также Джамболонья (1529-1608), Франсуа Жирардон (1628-1715) и Огюст Роден (1840-1917). Скульпторы XX века, которые преуспели в бронзе, это, например: Бранкузи (1876-1957), Александр Архипенко (1887-1964), Осип Задкине (1890-1967), Генри Мур (1898-1986), Джакометти (1901-1966), Джон Де Андреа (р. 1941) и др.
История
Классическая бронзовая скульптура
Почти все древние цивилизации использовали бронзу в своём искусстве. Одним из самых известных примеров является «Танцующая девушка из Мохенджо-Даро» (2500 г. до н.э., Национальный музей, Нью-Дели), шедевр индийской скульптуры из цивилизации долины Инда (3300-1300 гг. до н.э.).
Китайские скульпторы тоже освоили основы литья по выплавляемым моделям и литья в секционных формах – особенно в эпоху искусства династии Шан (ок. 1750-1000 гг. до н.э.). Недавние открытия (1980-е гг. и далее) в Сычуани позволили обнаружить множество артефактов, в том числе необычные монументальные бронзовые предметы, известные сейчас как бронзы Саньсиндуй, примером которых может служить фигура человека (ок. 1150 г. до н.э., Институт археологии и Бюро культурных реликвий провинции Сычуань), найденная в погребальной яме 2 в Саньсиндуй.
Обзор художественных целей и принципов дальневосточной бронзы см: Традиционное китайское искусство: Характерные черты. Хронологическую эволюцию скульптуры (в основном буддийской) в Китае см: Хронология китайского искусства (ок. 18 000 до н.э. – настоящее время). В Египте в период Среднего, Нового и Позднего царств (ок. 1986-323 гг. до н.э.) было изготовлено большое количество бронзовых статуэток методом утраченного воска для декоративных и погребальных целей.
В Европе месопотамское искусство, вероятно, первым стало производить высококачественную бронзу – египетская скульптура была в основном каменной из-за отсутствия минералов – и древнеперсидское искусство также было знакомо с бронзовой работой, как и минойское искусство на Крите. На материковой части Греции бронзовые изделия изготавливались уже в 1200 году до н.э., в основном это были религиозные сосуды или статуэтки. В период архаической греческой скульптуры появился узкий диапазон фигуративных форм, в основном ограниченный идиомой египетского стиля Коре и Курос, вызванный тенденцией мраморных или терракотовых глиняных произведений трескаться, если вытянуть руку, или опрокидываться, если тело наклонялось под углом.
Использование бронзы устранило эти проблемы: металл не только был прочнее и легче мрамора или глины, но и внутрь полого основания скульптуры можно было легко поместить тяжёлые грузы, чтобы обеспечить дополнительную устойчивость. Другими словами, бронза давала скульпторам свободу создавать гораздо более инновационные и захватывающие позы, чем жёсткие формы стоящей задрапированной женщины (Коре) и стоящего обнажённого мужчины (Коруса).
Тем не менее, переход от бронзовых сосудов к фигурным статуэткам в натуральную величину не был тривиальным процессом: он занял несколько поколений. На этом пути необходимо было разработать метод литья полых бронзовых изделий, который не требовал огромного количества чрезвычайно ценного металла. Считается, что революционная техника литья полых бронз – оптимальный метод, обеспечивающий прочность и лёгкость – зародилась в древней Месопотамии. Как бы то ни было, эта техника стала использоваться греками не позднее 550 года до н.э., и в течение столетия привела к славной эпохе высокой классической греческой скульптуры, и взрыву творчества, невиданного в истории скульптуры.
Греческие скульпторы, такие как Фидий (ок.488-431 гг. до н.э.), Мирон (активный 480-444 гг. до н.э.) и Поликлет (V век до н.э.), первыми изготовили бронзовые статуи в натуральную величину, а монументальный Колосс Родосский – одно из знаменитых семи чудес света и культовое произведение эллинистического искусства – был сделан Харесом из Линдоса между 292 и 280 гг. до н.э.. К сожалению, большинство работ было утрачено. К счастью, благодаря прагматизму римского искусства, у нас есть многочисленные мраморные модели греческих бронзовых изделий, которые в противном случае были бы нам неизвестны. Кроме того, сохранился широкий спектр бронзовой римской скульптуры, включая многочисленные портретные бюсты и статуи императоров и правителей.
Средневековая бронзовая скульптура
В эпоху средневековой скульптуры (ок. 300-1000 гг.) мало кто пытался заниматься бронзовой работой, даже в восточном византийском искусстве из-за запрета на фигуративные произведения. А поскольку скульптурное убранство церквей и соборов в эпоху романской скульптуры (ок. 1000-1200) и готической скульптуры (ок. 1150-1280) опиралось на камень для своих статуй и рельефов, а не на бронзу, европейская традиция затихла до эпохи Возрождения (1400-1530). Однако она сохранялась в китайском искусстве на протяжении большей части этого периода, а также в Южной Индии при тамильской династии Чола (ок. 850-1279 гг.), бронзовое литье которой было одной из вершин скульптуры и живописи в Индии того периода. См. также: Китайская буддийская скульптура (ок. 100 г. по настоящее время).
Ренессанс и позднее
Новые мастера скульптуры Ренессанса, часто обучавшиеся ювелирному делу, включали флорентийцев Лоренцо Гиберти (1378-1455), отмеченного за Врата Рая на двери Флорентийского баптистерия, и Донателло (1386-1466), чей Давид (ок. 1440 г.) остаётся одним из величайших произведений христианского искусства, когда-либо созданных.
В то время как каменная скульптура (мраморная) вновь вернулась в руки скульпторов эпохи Возрождения, таких как Микеланджело, и художников барокко, таких как Бернини, она была оставлена таким, как Андреа дель Верроккьо (1435-1488), Бенвенуто Челлини (1500-1571), Джамболонья (1529-1608) и Франсуа Жирардон (1628-1715), которые внесли большую часть инноваций в монументальные и небольшие работы.
После этого величайшими неоклассическими скульпторами стали создатели трёх лучших героических конных статуй XVIII века: Андреас Шлютер (1660-1714), изваявший статую Фридриха Вильгельма Великого (1708, Шарлоттенбург, Берлин); Этьен-Морис Фальконе (1716-1791), создавший «Медного всадника «(1766-78, Сенатская площадь, Санкт-Петербург); и австриец Франц Антон фон Цаунер (1746-1822), который отлил бронзовую Конную статую Иосифа II (1806, Йозефплац, Вена).
В бронзовом литье XIX века доминировал французский художник-натуралист Огюст Роден (1840-1917), а среди лучших скульпторов XX века – Константин Бранкузи (1876-1957), известный его «Спящей музой» (1910); Умберто Боччони (1882-1916), создавший в стиле футуризма «Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913); Александр Архипенко (1887-1964), известный своими авангардными работами в стиле кубизма; Осип Задкине (1890-1967), создавший поразительный «Разрушенный город» (1953); Генри Мур (1898-1986), известный своей органической биоморфной абстракцией; и Альберто Джакометти (1901-1966), известный своими фирменными «палочными фигурами». См. также гиперреалистические бронзовые фигуры Кароля Фойермана (р. 1945).
См. также: Как ценить скульптуру. Более поздние работы см: Как оценить современную скульптуру.
Техника бронзовой скульптуры
При изготовлении бронзы могут использоваться многочисленные процессы литья. Главными из них являются метод литья с потерей воска (включая литье по выплавляемым моделям), литье в песок и центробежное литье.
Метод «утраченного воска»
Метод литья по утраченному воску включает в себя следующие этапы:
❶ Создаётся полноразмерная модель произведения с использованием невысыхающей глины, такой как пластилин.
❷ Художник делает слепок с формы модели. Для этого глиняную модель покрывают слоем воска толщиной в полдюйма, а затем более толстым слоем глины (иногда форму используют для изготовления гипсовой копии, которую можно хранить для дальнейшего использования или дорабатывать).
❸ Восковую модель затем запекают в духовке или печи. Во время нагревания глина затвердевает, и воску дают стечь (выходя через небольшое отверстие в наружном слое глине).
❹ Оставшуюся глиняную форму засыпают песком и заливают расплавленной бронзой.
❺ Когда бронза застынет и остынет, глину удаляют зубилом, чтобы обнажить бронзовую скульптуру.
❻ Наконец, внутреннюю глиняную модель выскребают изнутри бронзовой оболочки, используя небольшое отверстие в дне.
Крупномасштабные скульптуры
При создании крупной скульптуры художник обычно создаёт одну или несколько небольших учебных моделей для совершенствования желаемой формы и пропорций. Затем он может перейти к более крупной промежуточной модели, прежде чем приступить к созданию полноразмерной скульптуры. Для увеличения размеров промежуточной модели и обеспечения правильных пропорций часто используются измерительные приборы. Раньше большие трёхмерные бронзовые произведения всегда отливались цельными. Однако теперь, благодаря новым технологиям сварки, большие скульптуры могут быть отлиты из нескольких частей и затем сварены вместе.
Роспись и декорирование
После завершения процесса литья бронзовая статуя может быть подвергнута отделке. В Древней Греции, например, металл выравнивали и полировали, а на желтоватую поверхность бронзы наносили лак, чтобы добиться нужного оттенка. На этом этапе добавляли другие металлы, чтобы украсить определённые части тела статуи.
Так, золото и серебро могли быть нанесены на губы, а в глаза обычно вставляли цветную эмаль или стекло, чтобы придать им реалистичный вид. Иногда даже тонкие нити меди использовались для изображения ресниц и бровей. Могли быть добавлены настоящие украшения. После этого статую раскрашивали. В Древней Греции скульптуры – будь то бронза или мрамор – редко оставались неокрашенными. Для усиления общего эффекта художники применяли красящие пигменты, в том числе золото. Роспись скульптур стала самостоятельным специализированным ремеслом. См: Классическая цветовая палитра.
Знаменитые бронзовые статуи
Знаменитые бронзовые скульптуры можно увидеть во многих лучших художественных музеях и садах скульптур по всему миру. К шедеврам, например, относятся:
Классические бронзы
Дельфийский возничий (475 г. до н.э.), Археологический музей Дельф.
Зевс или Посейдон (460) Археологический музей, Афины. Фидий.
Riace Bronze A (450), Национальный музей Калабрия. Фидий.
Riace Bronze B (450), Национальный музей Калабрия. Фидий.
Дискобол (450) Изначально бронза, Национальный музей, Романо. Мирон.
Лемнианская Афина (447-5) Первоначально бронза, Парфенон. Фидий.
Национальный музей Дорифор (440), Неаполь. Автор Поликлет.
Молодёжь Антикиферы (350) Археологический музей, Афины.
Спинарио (Мальчик, удаляющий шип) (1 век до н.э.) Рим.
Лаокоон и его сыновья (42-20 гг. до н.э.) Музеи Ватикана, Рим.
Конная статуя Марка Аврелия (180 г. н.э.) Пьяцца дель Кампидольо, Рим.
Бронзы эпохи Возрождения
Южный портал флорентийского баптистерия (1336 г.), позолоченная бронза. Андреа Пизано.
Давид (около 1440 г.) Барджелло, Флоренция. Донателло.
Конная статуя Гаттамелата (1444-53) Сиена. Донателло.
Геракл и Антей (около 1470 г.) Барджелло, Флоренция. По Антонио Поллайоло.
Давид (около 1475 г.) Барджелло, Флоренция. Автор дель Верроккьо.
Конная статуя Бартоломео Коллеони (1480-95) работы дель Верроккьо.
Бронза в стиле маньеризма / барокко
Персей с головой Медузы (1545-54) Флоренция. Автор Челлини.
Венера и Амур (1550) Музей Гетти, Лос-Анджелес. Автор Якопо Сансовино.
Меркурий (1564-80) Барджелло, Флоренция. Автор Джамболонья.
Меркурий и Психея (1593) Лувр. Автор Адриан де Врис.
Фонтан Аполлона (1671 г.), Версальский дворец. Жан Батист Туби.
Плутон, похищающий Прозерпину (1693-1710) Версаль. Автор Жирардон.
Неоклассическая бронза
Статуя Фридрика Вильгельма Великого (1708) Берлин. Автор Шлутер.
«Медный всадник» (1778) Санкт-Петербург. Этьен-Морис Фальконе.
Конная статуя Иосифа Второго (1806 г.) Вена. Ф. А. фон Заунер.
Марсельезский (1833-6) музей Ниццы. Франсуа Руд.
Современная бронзовая скульптура
Давид (около 1872 г.), Музей Орсе. Мариус Жан Антонин Мерсье.
Эпоха бронзы (1876 г.), музей Орсе. Роден.
Маленькая танцовщица четырнадцати лет (1879-81), музей Орсе. Автор Дега.
Мыслитель (1881) Париж. Роден.
Ленивец (1885) Лондон. Автор Фредерик Лейтон.
Бюргеры Кале (1889 г.) Париж. Роден.
Врата ада (1880-1917) Париж. Роден.
Роберт Бёрнс (1892), бронза, Абердин. Генри Бэйн Смит.
Коленопреклонённый юноша у фонтана (1898), музей Орсе. Джордж Минн.
Памятник Бальзаку (1898 г.) Париж. Роден.
Бронзовая скульптура ХХ века
Спящая муза (1910), музей Метрополитен. Автор Константин Бранкузи.
Идущая женщина (1912), Денверский музей искусств. Автор Архипенко.
Скальный бур (1913-14) MoMA, Нью-Йорк. Автор Яков Эпштейн.
Уникальные формы непрерывности в пространстве (1913) МоМА. Умберто Боччони.
Главная лошадь (1914) Центр Помпиду. Автор Раймон Дюшан-Вийон.
Конец тропы (1915) Сады Брукгрин. Автор Джеймс Эрл Фрейзер.
Женщина с перерезанным горлом (1932) Альберто Джакометти.
Разрушенный город (1953) Роттердам. Осип Задкин.
Кошка (1954) Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Альберто Джакометти.
Мемориальная скульптура Холокоста (ок. 1950-55) Дахау. Автор Глид Нандор.
Шагающий человек (1960) Различные музеи. Альберто Джакометти.
Две пивные банки (1960) Базель. Джаспер Джонс.
Раздвоенная голова (1963) Автор Сезар Бальдаччини.
Лунная голова (1964) Лидс. Генри Мур.
Аспирация (1995) Здание казначейства, Дублин. Автор Роуэн Гиллеспи.
Усику Дайбуцу, Будда Амитабха (1995) Камень/Бронза, Япония.
Голод (1996-7) Custom House Quay, Дублин. Роуэн Гиллеспи.
Маман (1999) Национальная галерея Канады. Автор Луиза Буржуа.
Гуйшань Гуаньинь из тысячи рук и глаз (2009) Позолоченная бронза, Китай.
Цюань (2013) Бронза и нержавеющая сталь. Автор Кэрол Фойерман.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?