Брюс Науман:
американский скульптор-постмодернист, художник-инсталлятор читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из известных американских скульпторов постмодернистской эпохи, художник-инсталлятор и видеохудожник, Брюс Науман работает в широком спектре медиа, включая скульптуру, рисунок, фотографию, шелкографию, спирали неонового света, видео и инсталляционное искусство. Хотя арт-критики часто поляризованы в своих оценках Наумана, его пластическое искусство можно найти в частных коллекциях и музеях по всему миру. Известные работы включают: From Hand to Mouth (1967, Музей Хиршхорна и Сад скульптур, Вашингтон, округ Колумбия); The true artist helps the world by revealing mystic truths (1967, неоновый свет, Художественный музей Филадельфии); Bouncing Balls (1969, видео); Green Light Corridor (1970, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк); South American Triangle (1991, Музей Хиршхорна и Сад скульптур, Вашингтон, округ Колумбия); и Anthrosocio (1992, Кунстхалле, Гамбург). Авангардный, провокационный и исключительно разносторонний, Науман считается одним из самых экспериментальных среди всех скульпторов XX века.
Ранняя карьера
Науман родился в Индиане в 1941 году. Он изучал математику и музыку в Университете Висконсина, прежде чем перейти к изящным искусствам, окончив его в 1964 году. Несомненно, раннее увлечение Наумана математикой и физикой помогло ему в технических аспектах его последующих инсталляционных работ. Ещё в колледже ему была предоставлена персональная выставка в галерее Nicholas Wilder в Лос-Анджелесе, что принесло ему определённое внимание. Первоначально интересуясь живописью, он недолго работал ассистентом у художника-попартиста Уэйна Тибо (р. 1920), который писал картины с тортами, пирожными, игрушками и помадами. Однако Науман обратился к экспериментам со скульптурой и перформансом, работая с фильмом и фотографией. В 1966 году он стал преподавателем в Институте искусств Сан-Франциско.
Скульптура
Науман использовал разнообразные материалы в своих скульптурах, включая бронзу, видео, части животных, рисунки и инсталляции. Постепенно он завоевал репутацию крайне новаторского и экспериментального художника. Его самой известной работой 1960-х годов, вероятно, является неоновая спираль с надписью «The true artist helps the world by revealing mystic truths». Примерно в то же время он начал работать с голографией и звуком.
Видеоарт
Первая ретроспективная выставка работ Наумана прошла в Художественном музее округа Лос-Анджелес в 1972 году. Ему было всего 31 год, что довольно молодо для такого важного биографического показа. Выставка путешествовала по США и была показана в престижных музеях, включая Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке. Она была провокационной, и некоторые критики назвали её болезненной, юмористической и заставляющей думать. Его проникновение в нетрадиционные области, такие как видеоарт, сделало его пионером постмодернистского искусства. Его видео часто показывали актёров, участвующих в повторяющихся актах странного поведения. В одном из них он заснял зрителей, переживающих созданную им инсталляцию, и когда они чувствовали себя в ловушке или ограниченными, он записал их панику на видео.
Творчество Наумана концептуально и его сравнивают с дадаистами, особенно с Марселем Дюшаном и Ман Рэем. В 1980-х Науман стал одержим образами клоунов, и в этом процессе его сравнивали с писателем Сэмюэлем Беккетом. Говорили, что «ни один другой современный художник не работал столь интенсивно с повторами, превращающими малые абсурдности повседневности во что-то невыносимое». Более поздние видеоинсталляции Наумана включали Learned Helplessness in Rat (1988) с плексигласовым лабиринтом и громкой панк-рок музыкой; также Violent Incident (1986), показывающий домашнюю ссору, заканчивающуюся убийством. Другие художники, включая Энди Уорхола, также обратились к видеоарту в 60-х — наряду с авангардными композиторами вроде Ла Монте Янга и Джона Кейджа (1912–1992).
Замечание о восприятии скульптурыЧтобы понять, как оценивать мультимедийных современных скульпторов, таких как Брюс Науман, см.: Как понимать современную скульптуру. Для более ранних работ см.: Как понимать скульптуру.
Награды и выставки
Ныне признанный одним из великих постмодернистских художников Америки, Науман получил Премию Макса Бекмана города Франкфурта в 1991 году; в 1993 году выиграл Премию Вольфа за скульптуру, а в 1994 — Премию Векснера за инновации и художественное качество и целостность. Также в 1994 году у него прошла первая крупная ретроспектива с 1972 года в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Критик писал, что Науман создал «искусство настолько глупое, что невозможно понять, подлинна его глупость или притворна… Когда оно действительно глупо, эта глупость может обезоружить, как это было с американским дадаистским комиком Ман Рэем». Творчество Наумана иногда считают анти-искусством за его минимализм и дискомфорт, который оно вызывает.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?