Карл Андре:
скульптор-минималист читать ~5 мин.
Американский скульптор Карл Андре (Carl Andre; 1935–2024) — одна из центральных фигур в минималистском искусстве. Он знаменит своими строгими геометрическими композициями, созданными из одинаковых промышленных объектов, таких как кирпичи или металлические блоки, расположенных в виде сетки. Уже в 1970 году, в возрасте 35 лет, он был удостоен ретроспективы в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, что подтвердило его статус важной фигуры в американском современном искусстве.
Основной вклад Андре заключался в отказе от традиционных методов скульптуры, таких как резьба или лепка. Вместо этого он создавал работы, которые требовали лишь расположения готовых элементов в пространстве. Таким образом, он стал пионером новой формы скульптурного ассамбляжа, где компоненты просто укладываются или сцепляются друг с другом под действием силы тяжести. Среди его знаковых произведений — Trabum (из «Серии элементов», 1960–1977), Chain Well (1964), Magnesium-Zinc Plain (1969), Twenty-fifth Steel Cardinal (1974) и The Uncarved Blocks (1975).
Андре также известен масштабными паблик-арт проектами, включая Stone Field Sculpture (1977, Хартфорд, Коннектикут) и Lament for the Children (1976, Лонг-Айленд-Сити, Нью-Йорк). Его минималистские скульптуры выставляются в ведущих галереях современного искусства по всему миру. К другим важным представителям минимализма в скульптуре относят Дональда Джадда (1928–1994), Сола Левитта (1928–2007), Роберта Морриса (1931–2018), Ричарда Серру (1939–2024) и Тони Смита (1912–1980). В живописи схожие идеи развивали Агнес Мартин (1912–2004), Эд Райнхардт (1913–1967), Кеннет Ноланд (1924–2010) и Эллсворт Келли (1923–2015).
Образование и ранние работы
Карл Андре родился в Куинси, штат Массачусетс. Он изучал искусство в Академии Филлипса в Андовере (1951–1953), а затем в колледже Кеньон, штат Огайо. Позже он работал на заводе Boston Gear Works, чтобы накопить средства для путешествия во Францию и Англию. Во время поездки на него произвёл глубокое впечатление Стоунхендж. В этот период Андре писал стихи, создавал рисунки и начал экспериментировать со скульптурами геометрической формы.
После службы в армии США (1955–1956) Андре поселился в Нью-Йорке, где устроился редактором в издательство. Там он познакомился со скульптором Константином Бранкузи (1876–1957) и вновь встретился с Фрэнком Стеллой (р. 1936), бывшим одноклассником по академии. В 1958–1960 годах Андре работал в студии Стеллы. Под влиянием Бранкузи и «Чёрных картин» Стеллы он создал серию деревянных «резных» скульптур, таких как Last Ladder (1959).
С 1960 по 1964 год Андре работал тормозным кондуктором и проводником на Пенсильванской железной дороге. По его словам, повторяющиеся промышленные формы вагонов и путей оказали значительное влияние на его художественное видение. В этот период он сосредоточился на литературе и почти не создавал скульптур. Однако с 1964 года он вернулся к искусству, начав собирать композиции из простых блоков, исследуя идею о том, как множество идентичных элементов формируют не столько объект, сколько пространство, которое он занимает.
Зрелый период и концепция «скульптуры как места»
Работы Андре впервые были показаны на групповой выставке в 1964 году, а его первая персональная выставка состоялась в 1965 году в галерее Тибор де Наги в Нью-Йорке. В 1966 году его работа Lever, состоящая из 137 огнеупорных кирпичей, выложенных в одну линию, была включена в знаковую выставку «Первичные структуры» в Еврейском музее. Эта работа идеально иллюстрировала его концепцию «скульптуры как места». Андре стремился уйти от вертикальной, монументальной скульптуры и заставить зрителя по-новому воспринимать горизонтальную плоскость и пространство под ногами. Его работы приглашали к физическому взаимодействию: по ним можно было ходить, ощущая материал, вес и структуру.
Скульптуры Андре были нефигуративными и состояли из готовых промышленных материалов — кирпичей, бетонных блоков или металлических плит. Он располагал их прямо на полу, чтобы подчеркнуть их материальность, форму и структуру, полностью исключив декоративные элементы. Все компоненты были сведены к строгим, чистым формам, как, например, в работе 144 Aluminium Squares (1967), где квадратные плиты образуют на полу большую шахматную доску.
Поэзия и скандал в галерее Тейт
Параллельно со скульптурой Андре активно занимался конкретной поэзией. Он рассматривал слова как материальные объекты, располагая их на странице по определённым схемам, подобно тому, как он размещал блоки в пространстве. Его стихи часто представляли собой сетки или колонки слов, что отражало его интерес к структуре и серийности. Эта часть его творчества менее известна, но важна для понимания его художественного метода.
Далеко не все были поклонниками постмодернистского искусства Андре. В 1972 году лондонская Галерея Тейт приобрела его напольную скульптуру Equivalent VIII (1966) — прямоугольную композицию из 120 огнеупорных кирпичей. В 1976 году, после статьи в газете The Sunday Times, разразился публичный скандал. Общественность и пресса обвиняли музей в пустой трате денег налогоплательщиков на «груду кирпичей», а сама работа подверглась вандализму.
Среди других спорных художников-постмодернистов можно упомянуть инсталлятора Дэмиена Хёрста (р. 1965), граффити-художника Жана-Мишеля Баския (1960–1988), фотографов Диану Арбус (1923–1971) и Роберта Мэпплторпа (1946–1989), а также скульптора Джеффа Кунса (р. 1955).
Поздние годы и дело Аны Мендьеты
В начале 1970-х Андре создал несколько важных скульптур из дерева, таких как Henge on Threshold (1971). После 1975 года он продолжил работать с деревом, но использовал необработанные блоки, напоминающие железнодорожные шпалы, например, в работе The Way North, East, South, West (1975).
В 1985 году карьера Андре была омрачена трагедией. Его третья жена, авангардная кубинская художница Ана Мендьета, погибла, выпав из окна их квартиры на 34-м этаже в Нью-Йорке. Андре был обвинён в убийстве. В 1988 году суд оправдал его за недостаточностью улик. Несмотря на оправдательный приговор, многие представители мира искусства и феминистские активисты сочли его виновным. Этот инцидент навсегда бросил тень на его репутацию, привёл к протестам на его выставках и заставил его вести более уединённый образ жизни.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?