Сезар:
французский скульптор, художник ассамбляжа и джанк-арта читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Известный своим искусством ассамбляжа и новаторской абстрактной скульптурой, французский художник Сезар Бальдаччини, известный просто как Сезар, был активным участником парижского мира авангардного искусства в 1950-1960-х годах и самым известным французским скульптором последних десятилетий. Наряду с современниками Ивом Кляйном (1928–1962) и Арманом (1928–2005), он был активным участником движения нового реализма, французского варианта неодадаизма. Прославленный и критикуемый за изобретательный джанк-арт своих компрессий из металлолома, обычно сделанных из сжатых автомобилей (Compression Ricard, 1962, Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж), он также был известен своими скульптурами из полиуретановой пены, называемыми экспансиями (Expansion No 14, 1970, Центр Помпиду), и органической абстракцией (Divided Head, 1963, Фиорини, Лондон). Одновременно любимый и ненавидимый французским культурным истеблишментом, Сезар был одним из самых новаторских и «визуальных» скульпторов XX века. Порой китчевая, его скульптура чаще была поразительной и остроумной — как La Pouce, копия его большого пальца. Он также создал несколько тревожных автопортретов.
Ранняя жизнь и карьера
Родившийся у итальянских родителей в Ла-Бель-де-Мэ, рабочем районе Марселя, он бросил школу в 12 лет, чтобы работать с отцом, прежде чем поступить на вечерние курсы в городскую Школу изящных искусств (1935–1939) в возрасте 15 лет. Позже он поступил в престижную Школу изящных искусств в Париже (1943–1948), где прожил до конца жизни. Находясь под влиянием современных художников, включая Константина Бранкузи (1876–1957), Альберто Джакометти (1901–1966), Жермен Ришье (1902–1959), Пикассо (1881–1973) и Жана Дюбюффе (1901–1985), он начал первую фазу своей художественной карьеры, создавая серию скульптур (рыб, животных и насекомых) из спаянных и сваренных фрагментов металлолома. В 1954 году у него прошла первая персональная выставка в Галерее Люсьена Дюрана в Париже, а на следующий год он получил приглашение представлять Францию на Венецианской биеннале 1956 года. К концу 1950-х годов он считался одним из ведущих французских мастеров пластического искусства.
Компрессии
В 1960 году, посещая торговца металлоломом, Сезар увидел в действии гидравлическую дробильную машину и решил использовать её в своей скульптуре. Комбинируя детали от автомобилей разных цветов, он мог контролировать узор поверхности и цветовую схему сжатого пакета. Он выставил свои первые сжатые автомобили — известные как «компрессии» — в Салоне мая, вызвав возмущение среди французских арт-критиков и публики. Позже в том же году он присоединился к Новым реалистам — французскому движению, основанному Кляйном, Арманом, швейцарским скульптором Жаном Тингели (1925–1991) и арт-критиком Пьером Рестани (1930–2003), — цель которого заключалась в создании новой концепции искусства, более соответствующей новому потребительскому обществу.
Экспансии
В начале 1960-х годов, помимо сварки металла, он также отливал в бронзе: см., например, его изящную полусюрреалистическую органическую работу Divided Head (1963). Затем в 1965 году он добавил пластик к списку своих материалов. Он начал с пластиковых отливок человеческих отпечатков, создавая крупномасштабные блестящие копии частей человеческого тела — с отголосками поп-скульптуры Класа Олденбурга (р. 1929) — прежде чем обратиться к полиуретановой пене в 1966 году, которой он позволял расширяться и затвердевать. Эти полиуретановые скульптуры он назвал экспансиями, в противоположность своим предыдущим «компрессиям». Он так увлёкся пластиком и другими новыми материалами, что на следующий год полностью отказался от сварки металла. В период 1967–1970 годов, под влиянием Кляйна и Армана, он даже ненадолго обратился к перформанс-арту, организовав серию хэппенингов, во время которых он создавал экспансии в присутствии зрителей.
Другие скульптуры
В 1975 году он разработал французские кинопремии, смоделированные по образцу голливудских «Оскаров», которые теперь повсеместно известны как Сезары. Он начал экспериментировать со стеклянной скульптурой и также создал ряд скульптур из расплавленного кристалла. Он также участвовал в двух произведениях паблик-арта, которые ежедневно видят тысячи парижских пассажиров: Кентавр (1985), большая статуя в стиле конного памятника, которую он описал как дань уважения Пикассо и которая стоит на Перекрёстке Красного Креста на Левом берегу; и 40-футовая копия его оригинальной работы La Pouce (большой палец), которая находится в Ла-Дефансе в западной части Парижа. В 1995 году он был представителем Франции на Венецианской биеннале 1995 года.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?