Клас Олденбург:
американский скульптор-сюрреалист, поп-артист читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из самых популярных скульпторов XX века, американский скульптор, художник и поп-артист шведского происхождения Клас Олденбург начал свою карьеру в Нью-Йорке, где участвовал в многочисленных хэппенингах с такими художниками, как Джим Дайн, Аллан Капроу и Джордж Сигал. Это привело к его присоединению к движению поп-арта в начале 1960-х годов и созданию серии крупномасштабных скульптур обыденных предметов — зубной пасты и гамбургеров, которые принесли ему мгновенное признание и славу. Известные работы Класа Олденбурга включают Dual Hamburger (1962, Музей современного искусства, Нью-Йорк); Lipsticks in Piccadilly Circus (1966, галерея Тейт, Лондон); Tube Supported by Its Contents (1979–1985, Музей искусств Утсуномия, Япония); Apple Core (1992, Музей Израиля, Иерусалим); Match Cover (1992, Барселона) и Apple Core (1992, Иерусалим). Его роль в возведении банальных, но мгновенно узнаваемых повседневных объектов в ранг стимулирующего, хотя и ироничного пластического искусства, сделала его не только ведущим трёхмерным художником поп-движения, но и одним из самых популярных и забавных среди всех современных американских скульпторов. Среди других поп-скульпторов: Дуэйн Хэнсон (1925–1996), Джон Де Андреа (р. 1941) и Кэрол Фойерман (р. 1945).
Ранняя карьера
Родившись в Швеции в 1929 году, Олденбург переехал с семьёй в Чикаго, когда был младенцем. С 1946 по 1950 годы он учился в Йельском университете, прежде чем решить вернуться в Чикаго для учёбы в Институте искусств. Там он обучался под руководством художника Пола Вигхарда. Развивая свои художественные навыки, он также работал репортёром в Городском информационном бюро Чикаго.
В 1953 году он открыл собственную студию, продав свои первые зафиксированные работы позже в том же году на арт-ярмарке на 57-й улице в Чикаго. Он продал 5 работ на общую сумму 25 долларов. В 1956 году Олденбург переехал в Нью-Йорк, где столкнулся с движением абстрактного экспрессионизма. Он познакомился со скульптором-гипсовиком Джорджем Сигалом (1924–2000); неодадаистом и поп-артистом Джимом Дайном (р. 1935); мультимедийным художником Редом Грумсом (р. 1937); и ассамбляжистом Алланом Капроу (1927–2006) — все они в то время участвовали в «хэппенингах» и перформанс-арте. Их выступления предвосхитили более поздние скульптуры Олденбурга, которые превозносили повседневную жизнь как перформанс.
Первые скульптуры
Ранние скульптуры Олденбурга изготавливались из таких объектов, как туалеты и вентиляторы. Хотя искусствоведы классифицируют его как поп-артиста, он отличается от Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна тем, что его тематика имеет тесную связь с дадаизмом и сюрреализмом. (Его работы имеют сильные отголоски веризма Рене Магритта, одного из ведущих художников-сюрреалистов.) В то время как Уорхол пытался сохранить идентичность потребительского объекта, Олденбург стремился его трансформировать, погружаясь под поверхность в поисках того, что он называл «параллельными реальностями». Это главная черта неодадаизма и его европейского эквивалента «нового реализма». Он исследовал, как обычный предмет может приобрести множественную идентичность через изменение материала, масштаба и физического окружения. Одной из его первых монументальных скульптур была Geometric Mouse. Он создал «Мышь» в пяти различных размерах. Он также создавал эскизы и литографии на ту же тему, показывая Geometric Mouse в различных очертаниях. «Мышь» должна была появиться в будущих работах, включая Print Notes (1968). В 1961 году Олденбург организовал «Магазин» в Нью-Йорке — лавку, где выставлялись гипсовые скульптуры повседневных предметов.
Гигантские скульптуры поп-арта
В середине 1960-х Олденбург завершил свои первые рисунки для гигантских проектов. В 1967 году выставка этих предложений прошла в Музее современного искусства в Чикаго. Многие из этих идей, как гигантский плюшевый мишка для Центрального парка, так и не были реализованы, но некоторые всё же воплотились, включая: Lipstick on Caterpillar Tracks (1969, Йель), которая вызвала скандал при первой установке; Giant Icebag (1969–1970), которая была моторизована и сдувается и надувается; и Flashlight (1981, Университет Невады, Лас-Вегас), 38-футовый стальной монумент. (Сравните с работами европейских поп-скульпторов, такими как La Pouce (Большой палец) французского художника Сезара Бальдаччини.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?