«Давид» Донателло:
бронзовая статуя, Музей Барджелло, Флоренция читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Без сомнения, одна из величайших скульптур кватроченто и культовое произведение ренессансной скульптуры — бронзовая статуя Давида, созданная Донателло (1386–1466), считается одной из самых смелых интерпретаций библейского сюжета в истории скульптуры. Считающаяся первой свободно стоящей мужской обнажённой статуей со времён греческой скульптуры, она сочетает изящество и текучий натурализм позы contrapposto с вызывающей грацией и чувственным блеском бронзы, оживляющим образ. Умение наделить традиционные образы христианского искусства подлинной жизненной энергией было величайшим даром Донателло. Намеренная нагота фигуры поднимает её до уровня классической красоты и гармонично соответствует эстетике греческого искусства. Для молодой Флоренции, окружённой соперниками — Сиеной и Миланом, — дерзкий юный воин Давид был идеальным символом. Вероятнее всего, Донателло намеренно придал ему кокетливую самоуверенность, отражающую культурное превосходство Флоренции, ярко проявившееся в победе при Романово десятью годами ранее. Сегодня, находясь в музее Барджелло, статуя — наряду с «Давидом» Микеланджело (1504) — остаётся определяющим шедевром искусства Возрождения и вершиной наследия одного из самых влиятельных скульпторов эпохи.
История
Большинство исследователей полагают, что скульптура была заказана Козимо Медичи (1389–1464), который высоко ценил Донателло, однако точная дата неизвестна. Преобладает мнение, что работа была исполнена в 1440-е годы, когда архитектор Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) строил новый дворец Медичи. Во всяком случае, к свадьбе Лоренцо Великолепного в 1469 году статуя занимала центральное место во дворе дворца. После изгнания семьи Медичи из города (1496), Давид был перенесён во двор Палаццо делла Синьория и установлен на мраморной колонне. В середине XVI века её видел художник-маньерист и биограф Джорджо Вазари (1511–1574), который писал: «Эта фигура настолько естественна в своей живости и мягкости, что трудно поверить, будто она не слеплена с живой натуры». В XVII веке статуя оказалась в Палаццо Питти, в 1777 году её перевезли в галерею Уффици, а в 1865 году она заняла своё место в музее Барджелло, где находится и сегодня.
Композиция
Бронзовая статуя высотой 159 см изображает победу юного еврейского воина Давида над филистимлянским великаном Голиафом, сражённым пращой и камнем. Давид улыбается загадочной улыбкой и гордо ставит ногу на голову поверженного врага. Юный воин обнажён, за исключением шляпы и сапог, а в правой руке держит меч Голиафа. Донателло, вдохновлённый античными изображениями прекрасного Антиноя, возлюбленного римского императора Адриана, создал первую за Возрождение свободно стоящую бронзовую статую. Это был первый из трёх знаменитых «Давидов»: следующий — бронзовый (1475) Андреа дель Верроккьо (1436–1488), и самый известный — мраморный (1501–1504) Микеланджело (1475–1564). Существуют и другие версии: бронзовый Давид (1470-е) Бартоломео Беллано (1440–1497) и мраморный (1623–1624) Бернини (1598–1680).
Интерпретации
Донателло отказался от традиционных «героических» трактовок, представив Давида обнажённым — в образе хрупкого мальчика на грани зрелости. Этот выбор озадачивает искусствоведов на протяжении веков. В Библии Давид действительно описывается как красивый отрок, и перед схваткой он якобы сбросил доспехи. Но почему тогда он изображён в шляпе и сапогах? И зачем скульптор наделил позу столь женственными акцентами? У Микеланджело «Давид» также обнажён, но фигура его мужественна.
Некоторые полагают, что Донателло выражал в этом гомоэротический подтекст, но вряд ли это возможно: в то время подобные «пороки» наказывались, и более 15 000 человек были осуждены. Это было слишком рискованно и для скульптора, и для заказчика. Другие интерпретаторы видят здесь символ того, что только с помощью Бога хрупкий юноша мог победить ужасного Голиафа. Есть мнение, что фигура аллегорически олицетворяет торжество гражданских добродетелей над жестокостью. Несомненно одно: Донателло создал одну из самых революционных обнажённых мужских фигур в истории искусства.
Современных свидетельств о реакции на статую не сохранилось, но тот факт, что после падения Медичи она не находилась в ратуше, возможно, свидетельствует о её скандальности.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?