«Давид» Микеланджело:
мраморная статуя эпохи Возрождения, Флоренция читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Одна из величайших скульптур в истории, статуя «Давид» работы Микеланджело воплощает эстетику Высокого Возрождения, политические символы Флоренции того времени и техническое мастерство греческой скульптуры. Библейский герой изображён перед сражением с Голиафом — что стало подходящей аллегорией для города-государства Флоренции, окружённого могущественными соперниками. Эта мраморная скульптура была установлена перед Палаццо Веккьо, центром гражданского самоуправления во Флоренции, и простояла там до 1873 года. Торжественно открытая 8 сентября 1504 года, эта ренессансная скульптура произвела ошеломляющий эффект: город взорвался восторгом, и по сей день статуя сохраняет свой культовый статус. Вместе с более ранним шедевром — «Пьетой» (1498–1499), созданной для собора Святого Петра в Риме, «Давид» утвердил Микеланджело Буонарроти (1475–1564) как одного из крупнейших скульпторов эпохи Возрождения начала чинквеченто, и единственного серьёзного соперника старшего флорентийца Леонардо да Винчи (1452–1519). Вскоре после завершения статуи Микеланджело получил новый крупный заказ — роспись фреской зала заседаний Палаццо Веккьо, где он работал параллельно с Леонардо, также писавшим фреску в том же помещении. Но завершить работу он не смог — в 1505 году Папа Юлий II вызвал его в Рим для создания «Моисея» (ок. 1515) и других скульптур для собственного надгробия в Сан-Пьетро-ин-Винколи. И лишь с появлением Джамболоньи (1529–1608) и его «Похищения сабинянок» (1581–1582, Лоджия деи Ланци, Флоренция) нашёлся мастер, приблизившийся к той страшной силе выражения (terribilitá), которой отличалось пластическое искусство Микеланджело.
История
Истоки ветхозаветной скульптуры Микеланджело восходят к 1464 году, когда попечители строительных работ Дуомо поручили флорентийскому скульптору Агустино ди Ду́ччо (1418–1481) выполнить статую Давида. Для работы был куплен блок мрамора из каменоломни Каррары в Северной Тоскане. Однако Агустино — предположительно работавший под руководством Донателло, одного из величайших скульпторов кватроченто, — выполнил лишь начальную грубую обработку, а после смерти Донателло (1466) покинул проект. Подобная попытка со скульптором Антонио Росселлино (1427–1479) через десятилетие также оказалась безуспешной, и блок пролежал под открытым небом более двадцати лет во дворе мастерской собора. К 1500 году власти Дуомо отчаянно искали мастера, способного превратить этот неиспользованный камень в каменную статую, достойную кафедрального собора, чтобы установить её среди других библейских фигур на крыше здания. Главная трудность заключалась в узком, но высоком (5,2 м) блоке. В числе приглашённых мастеров был и Леонардо да Винчи, но заказ доверили 26-летнему Микеланджело.
Установка
Завершённая в январе 1504 года, статуя весила более 6 тонн, что делало невозможным её подъём на крышу собора. Для выбора нового места была собрана комиссия из 30 известных граждан, включая художников Леонардо да Винчи, Пьеро ди Козимо (1462–1522) и Сандро Боттичелли (1445–1510). Одни предлагали установить скульптуру в Лоджии деи Ланци на площади Синьории, другие — у входа в Палаццо Веккьо. Победила вторая версия, и в июне 1504 года «Давид» был установлен у входа в Палаццо Веккьо, заменив бронзовую статую Донателло «Юдифь и Олоферн». Там он простоял до 1873 года, после чего был перенесён в Академию изящных искусств. В 1910 году на площади Синьории поставили копию. В ноябре 2010 года на один день на фасаде Флорентийского собора установили копию из стеклопластика, чтобы показать, как статуя смотрелась бы в задуманном месте.
Значение
Тема Давида не была новой для искусства Возрождения. В 1443 году великий Донателло (1386–1466) создал свой знаменитый бронзовый «Давид» (Национальный музей Барджелло). Его же тему прорабатывал и Андреа дель Верроккьо (1436–1488) в 1475 году. Оба мастера показывали Давида после победы, с головой Голиафа у ног. В отличие от них, Микеланджело сознательно изобразил героя до битвы.
Поэтому Давид у Микеланджело исполнен напряжения: нахмурен, вены на шее вздулись, взгляд устремлён вдаль. Но при этом он стоит в классической позе contrapposto, с пращой, небрежно перекинутой через плечо. Это сочетание сдержанной позы и напряжённого выражения должно передать миг между решением сражаться и самой битвой.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?