Дональд Джадд:
американский скульптор-минималист читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из величайших абстрактных скульпторов конца XX века, американский дизайнер и теоретик искусства Дональд Джадд был ведущим представителем минимализма, хотя сам он этим термином не пользовался. Более того, он не называл себя и «скульптором». Наибольшую известность ему принесло внимание к созданному объекту и пространству, формируемому им, как это видно в его сериях «Конкретные объекты» и «Стеки», представлявших собой абстрактные скульптуры, изготовленные из промышленных материалов. С 1970 года он начинает создавать скульптуры, связанные с конкретным местом, включая уличные работы. В конце 1970-х он переселился на своё ранчо в Марфе, Техас, хотя также сохранял студию в Нью-Йорке. В 1980-е годы он начал проектировать мебель и жилые дома. Кроме своего новаторского авангарда, Джадд был плодовитым автором статей о теории абстрактного искусства, издав два тома «Полных сочинений» (1976 и 1986). Джадд был любимым художником британского коллекционера Чарльза Саатчи (р. 1943), а его работы входят в ряд выдающихся собраний современного искусства. Среди других известных скульпторов-минималистов — Тони Смит (1912–1980), Сол Левитт (1928–2007), Карл Андре (р. 1935), Дэн Флавин (1933–1996), Роберт Моррис (1931–2018) и Ричард Серра (р. 1939).
Ранние годы и образование
Дональд Кларенс Джадд родился в Экскельсиор-Спрингс, штат Миссури, в тот же год, что и великий художник-модернист Энди Уорхол (1928–1987). В 1946–1947 годах он служил инженером в армии. После этого учился в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке, затем в колледже Вильгельма и Марии в Вильямсбурге, Вирджиния. В 1949 году вернулся в Нью-Йорк и поступил на философский факультет Колумбийского университета, параллельно продолжая вечерние занятия в Лиге студентов-художников. (В 1962 году он получил степень магистра по истории искусства.) В конце 1950-х – начале 1960-х годов Джадд обеспечивал себя, публикуя статьи во многих журналах США, включая Arts Magazine и ARTnews. Он начал карьеру художника в конце 1950-х годов, писав серию скромных абстрактных картин. В 1957 году у него прошла первая персональная выставка в галерее Panoramas, но она не имела успеха.
Переход к скульптуре
В начале 1960-х он переключился с живописи на скульптуру и также заинтересовался архитектурой. Эта работа в трёхмерном искусстве дала выход его природному таланту и стремлению к новаторству. Сначала он исследовал монохромные рельефные скульптуры с ярко выраженной фактурой, затем начал использовать промышленные процессы и материалы — бетон, сталь, фанеру и окрашенный плексиглас — для создания больших пустотелых минималистских скульптур, чаще всего в форме ящиков, выстроенных в строгие геометрические последовательности.
Вторая персональная выставка Джадда состоялась в нью-йоркской галерее Green Gallery в 1963 году. Затем последовала долгая серия в галерее Лео Кастелли (с 1966 г.), а также участие в важнейшей групповой выставке «Primary Structures» в Еврейском музее Нью-Йорка. В 1968 году престижный Музей американского искусства Уитни провёл его ретроспективу. С 1962 по 1964 годы он преподавал в Бруклинском институте искусств и наук, позже стал приглашённым художником в Дартмутском колледже (Нью-Гэмпшир, 1966) и преподавал скульптуру в Йельском университете (1967). В 1968 году получил грант фонда им. Джона Саймона Гуггенхайма.
Замечание о восприятии скульптуры Чтобы узнать, как оценивать постмодернистских абстрактных скульпторов, таких как Дональд Джадд, см.: Как понимать современную скульптуру. Для более ранних произведений см.: Как понимать скульптуру.
«Конкретные объекты»
В 1960-е годы Джадд создаёт свои свободно стоящие «конкретные объекты», названные так по заглавию его программного эссе (Arts Yearbook, 1965). Это были промышленные металлические ящики, составлявшие «завершённое произведение», не зависящее от иллюзорного либо условного пространства. Более того, Джадд отказывался называть их «скульптурой», так как они изготавливались на производстве, а не вручную. Другим важным циклом стали его «Стеки».
Серия «Конкретные объекты» олицетворяет бескомпромиссный взгляд Джадда на минимализм: эти объекты не означают ничего, кроме того, что они собой представляют. Аналогичным образом его «Стеки» демонстрируют радикальное упрощение цвета, формы, объёма и поверхности. Каждое произведение, будь то из металла или плексигласа, он предлагал воспринимать как единое целое, а не как набор частей.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?