Раймон Дюшан-Вийон:
французский скульптор-кубист читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из первых современных художников, применивших теорию кубизма к скульптуре, особенно в своём абстрактном шедевре Большая лошадь (1914–1918, оригинал — Филадельфийский музей искусств), Раймон Дюшан-Вийон мог бы стать одним из величайших скульпторов начала XX века, если бы его жизнь не прервалась на 41-м году от брюшного тифа. Будучи мастером как фигуративной статуи и портретного бюста, так и абстрактных произведений, он особенно стремился уловить движение тела, и Большая лошадь великолепно передаёт напряжение и силу, присущие прыгающей лошади. В своём внимании к движению это произведение близко к скульптурам Умберто Боччони (1882–1916), ведущего скульптора направления футуризм и автора Уникальные формы непрерывности в пространстве (1913, Музей современного искусства, Сан-Паулу). Раймон Дюшан-Вийон был братом Марселя Дюшана (1887–1968), изобретателя «редимейдов» и других экспериментальных форм искусства.
Ранние годы и первые работы
Он родился как Пьер-Морис-Раймон Дюшан в Дамвиле, в регионе Верхняя Нормандия, Франция. Кроме Марселя, его братьями и сёстрами были художник и график Жак Вийон (1875–1963) и художница Сюзанна Дюшан-Кротти (1889–1963).
С 1894 по 1898 год Дюшан-Вийон изучал медицину в Сорбонне в Париже, однако из-за ревматической лихорадки ему пришлось оставить учёбу, после чего он решил развивать интерес к пластическому искусству. В основном самоучка, вначале находившийся под влиянием великого Огюста Родена (1840–1917), он начал с небольших статуэток в разных стилях, часто изображая «движущееся тело». Он быстро достиг высокого мастерства в каменной, бронзовой и деревянной скульптуре. В 1902 и 1903 годах он выставлялся в Салоне Национального общества изящных искусств, выбрав имя «Дюшан-Вийон», чтобы отличаться от младшего брата Марселя. В 1905 году прошла его совместная выставка с братом Жаком в галерее Legrip в Руане, а позже он выставился впервые на Салоне д’Отон в Париже. Его стремительный успех привёл к тому, что уже в 1907 году он был приглашён в жюри скульптурного раздела Салона д’Отон.
Член группы в Пюто и «Секции золотого сечения»
Зрелый этап творчества Дюшан-Вийона начался в конце 1900-х годов, когда он всё больше интересовался упрощёнными формами абстрактного искусства. В 1907 году все трое братьев Дюшан переехали в пригород Парижа — Пюто, где вошли в одноимённую художественную группу. Это было объединение абстрактных скульпторов и живописцев, куда входили Александр Архипенко (1887–1964), Альбер Глез (1881–1953), Хуан Грис (1887–1927) и Франтишек Купка (1871–1957). Важная групповая выставка Пюто прошла на Салоне д’Отон в 1912 году. Путь Дюшан-Вийона к конкретному искусству отражён в портретах Бодлер (1911) и Мэгги (1911), построенных из простых геометрических форм.
Большинство участников группы Пюто также состояли в объединении «Секция золотого сечения», включавшем кубистов, таких как Робер Делоне (1885–1941), Франсис Пикабия (1879–1953), Андре Лот (1885–1962), Жан Метценже (1883–1956) и Фернан Леже (1881–1955). В октябре 1912 года «Секция золотого сечения» организовала выставку в галерее La Boétie. Хотя всех этих художников объединяло увлечение кубизмом, они считали суровый аналитический кубизм, созданный Пикассо (1881–1973) и Браком (1882–1963), слишком сухим и лишённым цвета. Эти взгляды привели к появлению более ярких направлений орфизм и синтетический кубизм.
Международная репутация
В следующем году работы Раймона и Марселя Дюшан были показаны на знаменитой Выставке Арсенала в Нью-Йорке — первой, представившей европейское современное искусство американской публике. В это время оба брата интересовались движением тела: Раймон в скульптуре, включая Большую лошадь; Марсель в живописи — его Обнажённая, спускающаяся по лестнице №2 (1912, Филадельфийский музей искусств).
Дюшан-Вийон продолжал активно выставлять свои работы. В 1913 году он участвовал в выставках в галерее S.V.U. Manes в Праге и в галерее Андре Груль в Париже. В 1914 году его работы демонстрировались в влиятельной галерее «Штурм» в Берлине, которой руководил Хервард Вальден (1879–1941).
«Большая лошадь»
В 1914 году он начал работу над своим бронзовым шедевром Большая лошадь, над которым трудился четыре года. В этой работе, на которую повлиял русский скульптор Архипенко, формы завихряются в вихре кривых, арок, спиралей, углублений и прямых линий: это синтез поршней и органов, механической и животной энергии. Кроме того, он создал изысканную позолоченную бронзовую статую Сидящая женская фигура (1914, Кёльнский музей).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?